Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детского сада № 72. Причиной создания дополнительной образовательной программы послужило расширение теоретического и практического материала по программе «Детство». Создание программы предназначено для расширения знаний детей о музеях, их обычаях, профессиях людей, для приобщения детей к сокровищам мировой и отечественной культуры, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Музеи, усадьбы, предприятия народных промыслов являются теми объектами окружающей среды, которая способствует развитию их познавательных способностей. Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественному творчеству, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_muzey.docx | 74.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Калининграда для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад №72
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Здравствуй, музей!»
(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля)
подготовительная (группа)
2014-2015 учебный год (срок реализации)
г. Калининград
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» составлена на основе авторской программа Б.А. Столярова «Здравствуй, музей!» и технология под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. «Музейная педагогика».
Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраст (утв. Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008гю № 666),
- Федеральные государственные требования к реализации ООП дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 № 2151).
- Основная образовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада №72 на 2013-2016 год
Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детского сада № 72. Причиной создания дополнительной образовательной программы послужило расширение теоретического и практического материала по программе «Детство». Создание программы предназначено для расширения знаний детей о музеях, их обычаях, профессиях людей, для приобщения детей к сокровищам мировой и отечественной культуры, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Музеи, усадьбы, предприятия народных промыслов являются теми объектами окружающей среды, которая способствует развитию их познавательных способностей. Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественному творчеству, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает художественный вкус.
Цель программы: Сориентировать дошкольников старшей и подготовительной групп, в процессе их приобщения к отечественным мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры..
Задачи программы:
- развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления;
- обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
- развитие эмоционально – эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства;
- формирование основ музейной культуры, обогащение, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
- создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развитие эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.
В дошкольных образовательных учреждениях реализуется 1 раздел программы «Мы входим в мир прекрасного».
Материал раздела рассчитан на детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года:
1-й этап – формирование представлений о специфике музея, о разнообразии музейной тематики, приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея.
2-й этап – воспитание у детей эмоционального отклика, интереса к музеям, обогащение художественного восприятия ребенка, побуждение к поисково-собирательной деятельности, составлению собственных коллекций.
Художественная галерея рассматривается как средство постижения окружающего мира через визуальный материал и адаптации ребенка к нему. Он формирует основы визуального мышления и эстетического восприятия на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов.
Обучение дошкольников происходит на занятиях, которые проходят в форме беседы, экскурсий в художественную галерею, художественно-продуктивной деятельности. Количество занятий:
1 занятие в месяц Художественной галереи по 25 минут с детьми 5- 6 лет.
1 занятие в месяц в ДОУ по 25 минут с детьми 5- 6 лет.
1 занятие в месяц Художественной галереи по 30 минут с детьми 6-7 лет.
1 занятие в месяц в ДОУ по 30 минут с детьми 6-7 лет.
В течение учебного года с детьми проводятся занятия с использованием мультимедийных представлений, картин, музыкального сопровождения. Обязательным элементом занятия является прорисовывание увиденного как традиционными способами рисования, так и нетрадиционными, например, рисование «по мокрому», на листах, обработанных воском и др. Рисунки могут дополняться такими материалами, как вата, крупы, бросовым материалом. В конце занятия создается целая галерея детских творческих работ.
Помимо развития способностей к художественному рисованию, программа предусматривает возможность посещения по индивидуальному плану выставок художественной галереи, изобразительных искусств. Каждая экскурсия обязательно дополняется мастер-классами по рисованию в разных жанрах и техниках, по технике коллаж и оригами.
Ожидаемый результат.
Для воплощения всех намеченных планов и новых идей в жизнь стремимся выйти на качественно новый уровень воспитательной деятельности.
При работе с детьми 5-6 лет.
Решается задача формирования представлений о специфике восприятия различных видов искусств.
При этом:
Дети должны уметь:
- использовать формы речевого этикета адекватно ситуации,
- иметь наработанный исходный запас слов,
- внимательно слушать звучащую речь, адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе,
- внимательно слушать музыкальное произведение от начала и до конца,
- соотносить народную музыку с явлениями жизни,
- отличать объемные и плоские формы в природе,
- проецировать цвет при помощи различных материалов,
- определять цвета, объемы, материалы в окружающем мире,
- внимательно рассматривать произведения живописи, скульптуры, архитектуры.
- воспринимать декоративно-прикладное искусство в единстве утилитарного и эстетического начала.
При работе с детьми 6 -7 лет.
У детей формируются навыки восприятия содержания произведений различных видов искусства.
При этом:
Дети должны уметь:
- Воспринимать явления действительности и их отражение в произведениях литературы,
- Кратко пересказывать сюжетные произведения литературы,
- Различает произведения живописи и скульптуры,
- Составляет плоскостные и объемные композиции.
При знакомстве с жанровым многообразием искусства.
Дети должны уметь:
- Последовательно выражать мысль, пересказывать устный рассказ.
- Иметь выработанную быстроту реакции на увиденное произведение живописи и скульптуры с учетом его статичности
При формировании навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности.
Дети должны уметь:
- На слух различать рассказ, басню, сказку.
- Составлять короткие рассказы, сказки.
- Воспринимать и различать жанровые компоненты и жанры музыкальных произведений и произведений живописи.
- Составлять жанровые композиции и аппликации.
При формировании основ восприятия настроения произведения.
Дети должны уметь:
- Подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Различать теплые и холодные тона, находит их в картине.
- Определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине.
При формировании основ восприятия темпо-ритма произведений искусства.
Дети должны уметь:
- Четко передавать ритм при исполнении стихов.
- Повторять заданный ритмический рисунок песен.
- Выделять линейную, цветовую, пространственную ритмичность произведения в живописи, объемную – в скульптуре.
- Определять движение в живописи, скульптуре и ее характер.
При формировании основ композиционного строения произведений искусства.
Дети должны уметь:
- Определять куплетную форму стиха.
- Составлять небольшие рассказы по заданным сюжетам.
- Воспринимать композиционное построение на слух.
- Определять расположение предметов на полотне картины.
- Ориентироваться в пространстве.
Данные критерии оцениваются по трехбалльной системе: низкий, средний и высокий уровень освоения. Все данные заносятся в бланк. Дается количественная оценка усвоения материала:
Место (роль) программы в образовательном процессе
"Здравствуй музей" - отдельная дополнительная образовательная программа. Содержание раздела интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Социализация», «Художественная литература», «Музыка».
Учебно-тематический план.
Старшая группа
№ раздела, темы | Название раздела, темы, содержательной линии | Количество часов на изучение раздела, темы. |
1. | Знакомство с музеями | 0,5 ч |
2. | Рукотворный мир | 1,7 ч.(100 мин) |
2.1. | Народные промыслы | 0,25 |
2.2. | Устное народное творчество | 0,25 |
2.3. | Одежда | 0,25 |
2.4. | Ремесла | 0,25 |
2,5 | Русские куклы | 0,25 |
3. | Зодчество и архитектура | 0,5 |
4. | Книжная графика | 0,5 |
5. | Живопись | 0,5 |
6 | Скульптура | 0,5 |
7. | Знакомство с родным городом | 0,5 |
8 | Диагностическое занятие | 0,5 |
Итого: всего 18 занятий | 7,5 ч (450 мин) |
Подготовительная группа
№ раздела, темы | Название раздела, темы, содержательной линии | Количество часов на изучение раздела, темы. |
1. | Знакомство с музеями | 5 |
2. | Рукотворный мир | 20 |
2.1. | Народные промыслы | 6 |
2.2. | Устное народное творчество | 4 |
2.3. | Одежда | 3 |
2.4. | Ремесла | 3 |
2,5 | Русские куклы | 4 |
3. | Зодчество и архитектура | 2 |
4. | Книжная графика | 2 |
5. | Живопись | 2 |
6 | Скульптура | 2 |
7. | Знакомство с родным городом | 2 |
8 | Диагностическое занятие | 1 |
Итого: | 36 |
Содержание изучаемых тем.
Старшая группа.
№ п/п | Ме сяц | Тема | Цели и задачи | Форма проведения | Дидактический материал, оборудование | Сопутствующие формы работы |
1. | Сентябрь | «Здравствуй, Музей!» | Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод», «экспонат», рассказать о создании музеев. Учить классифицировать предметы по общему признаку. | Игровое упражнение «Собери коллекцию» | Иллюстрации с изображением музейных зданий, музейных коллекций, игрушки, произведения народного декоративно-прикладного творчества. | |
2. | «Мы экскурсоводы» | Закреплять знания детей о создании и значении музеев. Продолжать учить классифицировать предметы по общему признаку. Познакомить с правилами поведения в музее. | Беседа. Игровое упражнение «Мы на экскурсии» | Игрушки, скульптуры малых форм. | ||
3 | «Расписная красота» | Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, показать разнообразие материалов для изготовления народной игрушки, учить любоваться их красотой. | Рассматривание иллюстраций, Исследование различных материалов : ткани, солома, дерево. | Кусочки ткани, пучки соломы , деревянные брусочки, игрушки из этих материалов. | ||
4 | Развлечение «В музее детского сада». | Закреплять знания понятий, связанных с музейной деятельностью. Закрепить правила поведения в музее, речевой этикет в различных ситуациях, умение детей классифицировать предметы по общему признаку. | Игра «Мы в музее», игра «Собери коллекцию», | Коллекции изделий народного декоративно-прикладного творчества. | ||
5. | Октябрь | Знакомство с народной игрушкой | Формировать потребность изучать традиции и историю своего народа. Дать понятие о народной игрушке. Проследить связь художественного образа игрушки с природой, бытом, трудом народа. Развивать эмоциональное восприятие образа. Знакомить с древними традиционными материалами для игрушек – деревом и глиной, их свойствами и особенностями. | Рассматривать деревянные и глиняные народные игрушки, сравнивать дерево и глину, их свойства, вид. | Игрушки из дерева и керамики, кусочки глины, деревянные брусочки. | |
6. | Дымковская игрушка. | Показать своеобразие дымковской игрушки. Развивать эмоциональное восприятие образа, показать характерные элементы росписи. Обратить внимание на цвет красок. | Игровая ситуация «К нам гости пришли» | Дымковская игрушка, иллюстрации с ее изображением, элементы орнамента | ||
7. | В гостях у деда Филимона | Освоить простейшие элементы филимоновской росписи. Дать детям поиграть , посвистеть в филимоновскую свистульку. | Игровая ситуация , беседа, тактильное обследование игрушки. | Филимоно-вская игрушка, иллюстрации с изображением элементов росписи. | ||
8. | «Наш музей» | Продолжать знакомить с представлениями о музее. Ввести понятие «подлинник» на примере прялки, рассмотреть ее, рассказать о ее истории. | Рассматривание иллюстраций музейных коллекций, беседа. | Иллюстрации с изображениеммузейных коллекций, наборы открыток по разным музеям. | ||
9. | Ноябрь | « «Добрый сказочник» | Знакомство с книжной графикой. Знакомить детей с искусством Ю.А. Васнецова, рассказать о том, что (русский фольклор, стихи, потешки, прибаутки) и как (нарядность, сказочность декоративность) иллюстрировал. Научить изображать предмет округлой формы, передавать строение его основных частей и деталей. | Беседа, рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова, рисование. | Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки» Рисунки Ю.А. Васнецова. Тонированная бумага, гуашь, кисти. | |
10. | Знакомство с графикой. | Знакомить детей с творчеством В.Г.Сутеева, Е.И. Чарушина. Учить видеть в изображении образ и характер. Обратить внимание детей на то, что действие в картинке рождается на наших глазах. Уточнить, что герои рисунков, животные обладают характером и динамичны. | Беседа, рассматривание иллюстраций к детским книгам, составление рассказа по серии картинок. | Книги с иллюстрациями В.Г. Сетеева, Е.И. Чарушина. | ||
11. | Натюрморт | Вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на указанные в изображении знакомые предметы. | Рассматривание натюрмортов, беседа | Иллюстрации П. Кончаловского «Сирень в корзине», К.С. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне». | ||
12. | Знакомство с пейзажем. | Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства. Побуждать замечать яркость цветных образов.При изображении поздней осени учить понимать, почему ее называют грустной, передавать это в рисунке, используя неяркие краски. | Игровая ситуация «Прогулка», рисование | Иллюстрация И.И. Левитана «Золотая осень», гуашь, кисти, бумага. | ||
13. | Декабрь | Искусство объема. Скульптура | Дать общее представление о скульптуре как виде искусства, скульптурных материалах и их свойствах. Подводить детей к пониманию, что скульптура – искусство объема и ее можно рассматривать со всех сторон. | Беседа, тактильное исследование, рассматривание иллюстраций. | Иллюстрации с изображением скульптурных форм, статуэтки из керамики и дерева. | |
14. | Скульптура малых форм. Лепка «Забавные зверята» | Продолжать знакомить с понятием «скульптура», учить узнавать и называть ее. Упражнять в самостоятельном изготовлении скульптур. | Беседа, игровая ситуация, лепка. | Статуэтки, глина, клеенки, стеки. | ||
15. | Русский женский костюм | Формировать любовь к духовной и материальной культуре. Знакомить детей с традиционным женским костюмом – сарафаном. | Посещение музея детского сада. | Несколько сарафанов, варианты ручной вышивки. Ленты. | ||
16. | Мужской русский костюм. | Продолжать знакомить детей с историей русского костюма, знакомить с мужским традиционным костюмом – рубахой. | Посещение музея детским садом. | Рубахи, пояса, иллюстрации с изображением сезонных вариантов мужской одежды. | Просмотр мультфильмов по мотивам русских сказок. | |
17. | Январь | «Ткет ткач ткани на платье Тани». | ||||
Познакомить детей с тканями . Продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании. | Экспериментирование, ручной труд. | Куски ткани различной фактуры и расцветки, цветная бумага для плетения. | ||||
18. | По Сеньке и шапка. | Вызывать интерес к истории, выделять существенные признаки предметов. Познакомить с головными уборами на Руси. | Игровая ситуация, беседа. | Иллюстрации с изображением головных уборов. | ||
19.
| Без единого гвоздя. «Что нам стоит дом построить» | Знакомить детей с русской избой. Рассказ о традициях строительства деревянного дома на Руси. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам. Формировать представления о плоскости, пространстве. Учить воспринимать архитектуру на уровне узнавания. | Беседа, рассказ воспитателя. конструирование | Иллюстрации с изображением русских изб, макет «Русская изба» Деревянный конструктор, схемы построек. | ||
20. | «Красна изба …» | Дать детям знания о жизни и быте русских людей, их доброте, отзывчивости. Вызывать интерес, эмоциональный отклик , чувство гордости и уважения к нашим предкам. | Посещение музея детского сада, чтение русских сказок. | Русские народные сказки на бытовую тему. | ||
Февраль | ||||||
21. | «Работай смелее – будешь веселее». | Познакомить с некоторыми предметами, изобретенными человеком для облегчения домашнего труда. Дать представление о домашнем труде. | Посещение музея. Экскурсия , ознакомление с экспонатами русского быта. | Предметы русского быта(корыто, печь, ухват, люлька, крынки и т.д.) | ||
22. | Плотницкая артель | Знакомить детей с ремеслами древней Руси. Демонстрация игрушек богородских мастеров, шкатулок, веретен, прялок. | Беседа, | |||
23. | Кузнец – всем ремеслам отец. | Знакомить детей с ремеслом кузнеца. Дать понятия о профессии, о предметах, которые изготовляли кузнецы. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
24. | Беседа о Пушкино. | Рассказать детям о родном городе, почему он так называется. Воспитывать любовь к родному городу. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
25. | март | «Что в городе моем» | Познакомить детей с достопримечательностями родного города, продолжать воспитывать любовь к родному городу. | Беседа, рассказ воспитателя. | ||
26. | «Герои былин» «Три богатыря». | Воспитывать добрые чувства к защитникам Отечества. Дать детям понятие о былинах как героических историях о защитниках Отечества. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам народной культуры. Знакомить детей с устным народным творчеством – былинами. | Рассказ о богатырях, беседа. | Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». | ||
27. | «В гостях у сказки». «Что за чудо эти сказки…» | Продолжать знакомить с русским былинным эпосом. Знакомить детей с устным народным творчеством, испытывать гордость за свой народ | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
28. | Писатели – сказочники. Сказки Пушкина. | Знакомить детей с современными писателями – сказочниками. Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, знать название некоторых произведений, уметь их пересказать. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
29. | Апрель | Иллюстрация к книжке | Продолжать учить детей передавать свои впечатления от прочитанного на бумаге. | Рисование | Гуашь, кисти, бумага | |
30. | «Я послал тебе бересту» Знакомство с историей создания писчих материалов. | Знакомить детей с историей письменности на Руси. | Беседа «История письменности» Беседа, рассказ воспитателя. | Репродукция картины «Нестор – летописец» И.С. Имакевича, изображение памятников И.Федорову и Кириллу и Мефодию. | ||
31. | Ознакомление с жизнью и творчествомсоздателейславянской письменности Кириллом и Мефодием. | Знакомить детей с историей письменности на Руси. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
32. | Первая книга для детей. О создании «Азбуки» И.Федорова и о книгопечатании. | Знакомить детей с историей письменности на Руси. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
33. | Май | Писатели для детей. | Знакомить детей с историей письменности на Руси, знакомить с современными писателями. | Беседа, рассказ воспитателя. | ||
34. | «На героя и слава бежит» | Воспитывать любовь к своей земле, уважение к ее героям. Знакомить детей с героями Руси, их подвигами. | Беседа, рассказ воспитателя. | Былины об А.Невском, Д.Донском, иллюстрации с их подвигами. | ||
35. | «До свидания, музей!» | Формировать образ музея как собрания предметов красоты культурно-исторического значения. | Досуг | |||
36. | «Ах, музей!» | Диагностическое занятие |
Подготовительная к школе группа
№ п/п | Месяц | Тема | Цели и задачи | Форма проведения | Дидактический материал, оборудование | Сопутствующие формы работы |
1. | Сентябрь | «Здравствуй, Музей!» | Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод», «экспонат», рассказать о создании музеев, обоих значении. Учить классифицировать предметы по общему признаку. | Игровое упражнение «Собери коллекцию» | Иллюстрации с изображением музейных зданий, музейных коллекций, игрушки, произведения народного декоративно-прикладного творчества. | |
2. | «Наш музей!» | Закреплять знание термина«музей», понятий, связанных с музейной деятельностью. Закреплять знания детей о создании музеев и их значении в жизни людей. Продолжать учить детей классифицировать предметы по общему признаку. | Игровое упражнение «Собери музей» | Игрушки, скульптуры малых форм. | ||
3. | «Посещение музея» | Закреплять знания о музее. Закреплять правила поведения в музее. Знакомить детей с речевым этикетом в определенных бытовых ситуациях. Развивать фантазию, творческие способности детей. | Игровая ситуация «Посещение музея» | Игрушки, скульптуры малых форм. | ||
4. | «Мы коллекционеры» | Продолжать знакомить детей с правилами речевого этикетов определенных бытовых ситуациях, беседах. Познакомить с формами и правилами беседы. Учить находить пособия и соединять их. | Игровая ситуация «Посещение музея», игра «Собери коллекцию» | Игрушки, скульптуры малых форм. | ||
5. | Октябрь | «Наши игрушки» | Познакомить детей с понятием «игрушка». Обратить внимание на их разнообразие. Дать знания о том, что игрушки бывают для игр и для украшений помещения (декоративные). Учить выделять характерные признаки этих игрушек. | Беседа «Какие бывают игрушки», игра «Играем – не играем» | Игрушки декоративные и игровые, иллюстрации с изображение м декоративных игрушек. | |
6. | «Народная игрушка» | Познакомить детей с народным декоративно-прикладными искусством, показать разнообразие материалов для изготовления народной игрушки, учить любоваться их красотой. | Рассматривание иллюстраций, Исследование различных материалов : ткани, солома, дерево. | Кусочки ткани, пучки соломы , деревянные брусочки, игрушки из этих материалов. | ||
7 | Досуг «В музее детского сада». | Закреплять знания понятий , связанных с музейной деятельностью. Закрепить правила поведения в музее, речевой этикет в различных ситуациях, умение детей классифицировать предметы по общему признаку. | Игра «Мы в музее», игра «Собери коллекцию», | Коллекции изделий народного декоративно-прикладного творчества. | ||
8. | Знакомство с народной игрушкой | Формировать потребность изучать традиции и историю своего народа. Дать понятие о народной игрушке. Проследить связь художественного образа игрушки с природой, бытом, трудом народа. Развивать эмоциональное восприятие образа. Знакомить с древними традиционными материалами для игрушек – деревом и глиной, их свойствами и особенностями. | Рассматривать деревянные и глиняные народные игрушки, сравнивать дерево и глину, их свойства, вид. | Игрушки из дерева и керамики, кусочки глины, деревянные брусочки. | ||
9. | Ноябрь
| Дымковская игрушка. | Показать своеобразие дымковской игрушки. Развивать эмоциональное восприятие образа, показать характерные элементы росписи. Обратить внимание на цвет красок. | Игровая ситуация «К нам гости пришли» | Дымковская игрушка, иллюстрации с ее изображением, элементы орнамента | |
10. | Филимоновская игрушка. | Закреплять знания детей о филимоновской игрушке. Осваивать традиционные филимоновские орнаменты. Познакомить с понятием симметрия. | Беседа, рисование | Филимоновская игрушка, бумага, гуашь, кисти. | ||
11. | Веселая ярмарка | Показать неповторимость каждого промысла. Обратить внимание детей на общность материала при различии стиля. Закреплять понятие«народная игрушка». Развивать эмоциональное восприятие образа. | Игровая ситуация | Дымковская и Филимоновская игрушка. | ||
12. | Знакомство с книжной графикой. | Знакомить детей с искусством Ю.А. Васнецова, рассказать о том, что (русский фольклор, стихи, потешки, прибаутки) и как (нарядность, сказочность декоративность) он иллюстрировал. Научить изображать предмет округлой формы, передавать строение его основных частей и деталей. | Беседа, рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова, рисование. | Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки» Рисунки Ю.А. Васнецова. Тонированная бумага, гуашь, кисти. | ||
13. | Декабрь | «Сказочные избушки» | Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю.А. Васнецова, к особенностям его манеры изображения домов, сказочности, декоративности, необычности. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании домиков, избушек. | Беседа, рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова, рисование. | Иллюстрации Ю.А.Васнецова к детским книгам, гуашь, бумага, кисти. | |
14. | Знакомство с графикой. | Знакомить детей с творчеством В.Г. Сутеева, Е.И. Чарушина. Учить видеть в изображении образ и характер. Обратить внимание детей на то, что действие в картинке рождается на наших глазах. Уточнить, что герои рисунков , животные обладают характером и динамичны. | Беседа, рассматривание иллюстраций к детским книгам, составление рассказа по серии картинок. | Книги с иллюстрациями В.Г. Сетеева, Е.И. Чарушина. | ||
15. | Натюрморт | Вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на указанные в изображении знакомые предметы. | Рассматривание натюрмортов, беседа | Иллюстрации П. Кончаловского «Сирень в корзине», К.С. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне». | ||
16.
| Пейзаж | Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства. Побуждать замечать яркость цветных образов. При изображении поздней осени учить понимать, почему ее называют грустной, передавать это в рисунке, используя неяркие краски. Продолжать знакомить детей с творчеством И.И. Левитана. Вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства. | Игровая ситуация «Прогулка», Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование | Иллюстрация И.И. Левитана «Золотая осень», «Цветущие яблони»,гуашь, кисти, бумага. | ||
17. | Скульптура малых форм | Познакомить с фигурками для украшения помещения маленьких размеров из глины, керамики, фарфора, дерева и других материалов. Продолжать знакомить с понятием «скульптура» , учить узнавать и называть ее. Упражнять в самостоятельном изготовлении скульптур. | Беседа, тактильное исследование, рассматривание иллюстраций. Игровая ситуация, лепка. | Иллюстрации с изображением скульптурных форм, статуэтки из керамики , фарфора, дерева, папье-маше Статуэтки , глина, клеенки, стеки. | ||
Январь | ||||||
18. | Русский костюм | Знакомить детей с историей одежды, дать понятие о том, как одевались люди в прошлые времена. | Посещение музея детского сада, ряженье. | Рубаха, сарафан, лапти. | Просмотр мультфильмов по мотивам русских сказок. | |
19. | Сарафан с узором. | Продолжать воспитывать интерес к народному костюму. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма. | Беседа на закрепление темы, рисование. | Иллюстрации с изображением русского костюма, бумага, гуашь, кисти. | ||
20. | «Листом красиво дерево, а одеждою тело». | Узнавать и называть предметы одежды. Сравнивать предметы по функциональному назначению, форме, цвету. | Игра «Одень куклу», игра «Разложи одежду» | Карточки с изображением различных предметов одежды, кукла, набор одежды к ней. | ||
21.
| Февраль
| Знакомство с русской избой. | Рассказ о традициях строительства деревянного дома на Руси. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам. Формировать представления о плоскости, пространстве. Учить воспринимать архитектуру на уровне узнавания. | Беседа, рассказ воспитателя, конструирование | Иллюстрации с изображением русских изб, макет «Русская изба». Деревянный конструктор, схемы построек. | |
22. | «Дом, дом, открой свою тайну». | Формировать понятие – дом. Познакомить с различными видами жилищ. Обратить внимание на то, что дома бывают разные. | Рассматривание иллюстраций, рисование | Иллюстрации с изображении домов от древности до наших дней, бумага, гуашь, кисти. | ||
23. | «Дело мастера боится». | Познакомить с некоторыми предметами, изобретеннымичеловеком для облегчения домашнего труда. Дать представление о домашнем труде. Знакомить детей с плотницким ремеслом. Знакомить детей с ремеслом кузнеца. Дать понятия о профессии, о предметах, которые изготовляли кузнецы. | Посещение музея. Экскурсия , ознакомление с экспонатами русского быта. Беседа, рассказ воспитателя. | Предметы русского быта (корыто, печь, ухват, люлька, крынки и т.д.) Демонстрация игрушек богородских мастеров, шкатулок, веретен, прялок. | ||
24. | Путешествие по Пушкино. По улицам города. | Продолжать воспитывать чувство любви и гордости за родной край. Знакомить с достопримечательностями города и района. Продолжать поддерживать интерес к истории родного города. Знать название улиц , на которых живут. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
25. | Март
| «Моя кукла» | Знакомить детей с историей создания кукол. Дать представление о разнообразии кукол. | Беседа, рассказ воспитателя. | ||
26. | «Мастерская кукол». | Рассмотреть кукол, сделанных из разнообразного материала. Познакомить с традиционной русской куклой из соломы. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
27. | «Куклы в России» | Продолжать знакомить детей с историей кукол. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
28. | «Портрет моей куклы». | Учить эмоционально реагировать на игрушку. | Рисование | Гуашь, кисти, бумага | ||
29. | Апрель | «В гостях у сказки». | Продолжать знакомить с русским былинным эпосом. | Беседа, рассказ воспитателя. | ||
30. | «Солнце русской поэзии» | Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Чтение сказок Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к знаменитым соотечественникам. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
31. | «Сказка на бумаге» | Учить передавать впечатления от прочитанного на бумаге, подбирать цвета, соответственно настроению произведения. | Рисование | Гуашь, кисти, бумага | ||
32. | Знакомство с историей создания писчих материалов. Знакомство с книгой. Кто и как их создает. | Знакомить детей с историей письменности на Руси. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
33. | Май | Первая книга для детей. О создании «Азбуки» И.Федорова и о книгопечатании. | Знакомить детей с историей письменности на Руси. | Беседа, рассказ воспитателя. | ||
34. | Праздник, посвященный дню славянской письменности | Закреплять знания детей об истории и письменности на Руси. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
35. | «Имя твое неизвестно…» | Воспитывать в детях уважение к героям Родины, гордость за них. | Беседа, рассказ воспитателя. | |||
36. | «Ах, музей!» | Диагностическое занятие |
Перечень используемой литературы.
Методические пособия:
1. «Мы входим в мир прекрасного»: метод. Рекомендации/ Авт.кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. – СПб., 2008.
2. «Здравствуй, музей!» Б.А. Столярова
3. «Музейная педагогика: Из опыта методической работы./ Под ред. А.Н. Морозовой, О.В.
Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. КарачунскаяТ.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет».- М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Жариков А.Д. «Растите детей патриотами».- М.: Просвещение, 1980.
6. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Патриотическое воспитание в школе».- М.: Айрис- пресс, 2002.
7. Писарева А.Е., Уткина В.В. «Живем в «Ладу».- М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Комратова Н.Г. , Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Чумалова Т. «Основные принципы музейной ' педагогики»./ «Дошкольное воспитании». № 3, 2008.
10. Пастухова И. «Домашний музей» »./ «Дошкольное воспитании». № 4, 2008.
11. «Историческое познание и музей» »./ «Дошкольное воспитании». № 5, 2008.
12. «В изразцах на печке в ряд птицы райские сидят» »./ «Дошкольное воспитании». № 5,2008.
Средства обеспечения для освоения программы
Аудио- и видео- пособия
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
видеофильм | кинофильм | слайды | аудио- пособие | |
+ | Аудиозаписи: «Шум моря», «Колыбельные» «Шум леса», «Музыка ветра» «Голоса птиц», «Русские народные песни», «Подборка музыкальных произведений различных авторов» | |||
+ | Фильм: «В подводном царстве», «Королевский замок» «Тропинки сказок» | |||
+ | Презентации: «Народная игрушка», «Городецкая роспись», «Вологодские кружева», «Золотая хохлома», «Жостово», «Каргопольская игрушка», «Гжель». |
Наглядный материал
Картины, предметные картинки,
| Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
Предметы народных промыслов: игрушки из глины ( дымковская, каргопольская, Филимоновская и т.д.); игрушки из разных видов материалов-щепы, соломы и т.д.; предметы быта из бересты; керамическая посуда; вышивки; плетения; оригами. | Алгоритмы рисования : животных, птиц, насекомых, различных домов, деревьев, различных видов транспорта - водного, воздушного, наземного; цветов, людей. Алгоритм рисования – правила. Алгоритм аппликации - правила | Иллюстрации художников- сказочников (Е. Рачев, Н. Кочергин, Т. Юфа, Г. Павлишин, А. Каневский, В. Голдяев, Л. Владимирский) Художников «веселой книги» (К. Ротов, Н. Радлов, В. Конашевич и другие); Художников, иллюстрирующих стихи и рассказы о детях (А. Пахомов, Ю. Жуков), рассказы о животных (Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, Я. Манухина, С. Куприянов, В. Горяева и другие); Рассказы нравственной тематики (А. Слепков, В. Юдин, М. Афанасьева и другие); фольклор (В. Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В.Конашевич). |
Живопись Натюрморт.Ю. Васнецов «Цветущий луг»; В. Ван Тог «Натюрморт с розами и подсолнухами», «Ирисы», «Натюрморт с корзиной яблок»; А. Головин «Цветы и фарфор»; И.Грабарь «Красные яблоки на синей скатерти», «Груши на зеленой драпировке»,; В. Конашевич «Бананы», «Цикламен»; М. Кончаловский «Поднос и овощи», «Хлебы»; П. Кончаловский «Сирень у окна»; К. Коровин «Цветы и фрукты»;И.Крамской «Букет цветов», И.Машков «Натюрморт с фруктами, «Айва и персики».И. Михайлов «Овощи»; К. Моне «Персики в стеклянной банке»; К. Петров-Водкин «Яблоки-и лимон»,; М. Сарьян «Цветы и фрукты», «Пионы»; П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой», «Натюрморт с луковицами»; Ф. Снайдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти»; В. Стожаров «Красная и черная рябина»; Ф. Толстой «Цветок, бабочка и муха»; Я. Фейт «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем»; И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Пейзаж.И. Айвазовский «Море», «Черное море»; В. Бакшеев «Голубая весна»; Л. Бродская «Опавшие листья», «Апрель»; В. Бялыницкий-Бируля«Осенний вечер», «Весенний день»; Ф И.Грабарь«Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»; А. Иванов «Вода и камни» (этюд); А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Днепр утром», «После грозы»; И. Левитан «Вечерний звон», «Осень»,; Г. Нисский «Радуга», «Подмосковье. Февраль»; И. Остроухое «Золотая осень». | ||
Скульптура Скульптура малых форм И. Ефимов «Лань с детенышем», «Дельфин», «Зебра», «Олененок», «Рыба» и другие произведения; Е. Гуревич «Щенок»;С.Коненков «Старичек-лесовичек», «Бабушка»; А. Бредис «Дождичек», «Птичница», «Юный скульптор», «Одуванчик», «Моя манна» и другие произведения; работы Е. Чарушина. Портрет.А.Архипов «Крестьянка»; А.Бубнов «Васька»; Н.Ге «Портрет Л.Н.Толстого»; А. Венецианов «Старая няня в шлычке»; И. Глазунов «Верочка со свечой»; Н. Жуков «Андрюша»;; П. Крамской «Девочка за столом», «Портрет писателя Л. Н. Толстого»; А. Лашин «Спящий мальчик-пастушок»; Э. Мурильо «Мальчик с собакой»; М. Нестеров «Автопортрет», «Портрет Л. Н. Толстого». Жанровая живопись.М.Авилов «Поединок на Куликовом поле»; А.Бубнов «Утро на Куликовом поле»;К.Васильев «Русалка», «Гуси-лебеди»; В. Васнецов «Сказка о спящей красавице», «Несмеяна Царевна», «Кощей Бессмертный». |
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Уголок изобразительной деятельности. | Мольберт, кисти разного размера, гуашь, акварель, масляная пастель, цветные мелки, цветная бумага и картон, восковые мелки, альбомы, цветные карандаши, маркеры, природный материал, клей, клеенки, салфетки, пластилин, стеки, ножницы. Дидактические игры: «Собери узор», «Народные промыслы», «Хоровод», «Маленький помощник», «Цветное путешествие», «Радужный хоровод», «Цвета и краски», «Учись строить». Дидактические упражнения на развитие творческого воображения. Изделия русского народного творчества, расписные доски, дымковские и филимоновские игрушки, картины с янтарем, деревянная посуда, ложки, изделия из соломы и т.д. |
2. | Стенд для родителей «Наше творчество» | Магнитная доска, магниты. |
3. | Доска творчества | Оформленный уголок для детских работ в группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музеи Москвы. Палеонтологический музей.
Совместная работа детей и родителей....
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"
Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детског...
Дополнительная общеразвивающая программа "Здравствуй, музей!"
Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность и разработана в соответствии с авторской экспериментальной музейно-педагогической программой «Здравствуй, музей!» под редакцией В.В.Ви...
Сценарий открытого мероприятия по дополнительному образованию: мини музей "Юрта"- познавательное развитие "В гости к мастеру"
Дело мастера боится...
Программа дополнительного образования "Интерактивный проект "Русская изба", работа в мини-музее МБДОУ "Детский сад "Снежинка"
Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства. Задачи:1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).2. Позна...