Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)
план-конспект занятия по окружающему миру

Писарева Людмила Викторовна

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;
вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
познакомить детей с оружием богатырей;
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Конспект

мероприятия НОД по образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

тема: «Богатыри земли русской»

(в подготовительной группе)

Воспитатель: Писарева Л.В.

Программное содержание:

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;
вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
познакомить детей с оружием богатырей;
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
.

Активизация словаря:

Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»,
рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях;
чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»;
слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:

Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

Ход организованной образовательной деятельности: 

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Интерактивная доска – показ  иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель:

- Правильно, а кем они были?

Дети:

Богатырями.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети:

Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель:

Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

Дети:

«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..

Воспитатель:

Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:

С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель:

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:

Дорогу.

Воспитатель:

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано: Пойдёшь на право Деньги и слава, Пойдёшь на лево Друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо Ждет опасность и богатырская застава. Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:

Дорогу, которая идет прямо. Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос:

(Задание 1) Для начала разомнитесь, По верёвочке пройдитесь, Со ступать с неё нельзя Пропасть вас там ждёт друзья. (На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос:

(задание 2) Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода. Тот герой кто за Родину горой. Кто смел тот на коня сел. За край свой насмерть стой. Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит. Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли умри, не сходи. Жить - Родине служить. Счастье - Родины дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Голос:

(задание 3) Вот и речка на пути Не проехать, не пройти Соловей - разбойник злой Мост сломал здесь над рекой. (Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос:

(задание 4) Здесь преграда, здесь Кащей Ест он много-много детей (щей) Чтобы дальше вам пройти Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков: (Показывают силача) Он силён , он здоров, Он из лука стрелял, (Имитируют движения) Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко - зорко наблюдал, Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри!

Голос:

(задание 5) Все преграды покорились Дальше в путь вы все пустились Но, увы, не тут - то было, Вихрем всё вдруг закружило! Змей Горыныч трехголовый Повстречался на пути, Тут спасенья не ищи! Но ребята не зевай И оружие скорее выбирай! (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов). Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку).

Воспитатель:

Кто ты?

Гусляр:

Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель:

А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри! Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре. Богатырь, силён как вольный ветер, Могуч как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

Воспитатель:

Вот кто такие богатыри.

Гусляр:

Аи, под славным городом под Киевом, Стояла -то застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец, Податаманье был Добрыня Никитич, Есаул - Алёша - поповский сын. Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу, Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему, Рычал злодей-разбойник по-звериному, От его свиста все цветочки осыпалися, А что есть люди - все мертво лежат. Но срубил я ему буйну голову, Говорил притом таковы слова: «Тебе полно-тко свистать по-соловьему, Тебе полно-тко кричать да по-звериному, Тебе полно-тко стращать малых детушек!» Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке - Вдруг не дождь дождит, не гром гремит, Аи Змеинищо да то Горынищо, Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит. Говорит-то Змеинищо таковы слова: «А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках, Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу, Захочу - сожру». Изловчился я, ударил Горынище, Ан упал-то Змей на сыру землю, На сыру землю, на ковыль-траву. Запросил пощады, душегубище. Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича, И что сам он трех саженей росту, Конь под ним, как лютый зверь, Изо рта пламень пышет, Из ушей - дым столбом - все боятся лютого, Как хлестнул я его по голове, А как упал он на сыру землю, То вскочил я ему на черну грудь, И отрезал ему голову прочь, И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось». Звучит гусельная музыка.

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские, Аи седлали вы коней добрых, Да стояли вы за веру и Отечество, И поклон вам от Руси и во веки веков. Кланяются друг другу .Воспитатель:

Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Земля- наш общий дом»

расширять представления о том, что Земля — общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;▪ формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни челове...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Один, много» (во II младшей группе)

уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет; закреплять умение детей определять и называть цвет предмет...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Путешествие Капельки» (в подготовительной группе)

: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для человека; развивать социальные навыки у д...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Дорога в космос» (средняя группа)

Познакомить детей с глобусом, планетой Земля, космическими кораблями;познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и водным пространством. Ввести понятие космос -пространство м...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Счет до пяти.Число и цифра 5»» (средняя группа)

сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основ...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «В гости к Айболиту» (средняя группа)

учить детей не бояться врача, закрепить и обобщить знания детей о профилактики и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значение для жизни и здоровья человека. Формировать осознанное отнош...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема«Куб» (средняя группа)

сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и cреди других фигур;сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения по...