Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема«Куб» (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Писарева Людмила Викторовна

сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и cреди других фигур;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

закрепить представления об изученных фигурах, счет до четы умение определять и называть свойства предметов, сравнивать прел ты по высоте;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kub.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

                       Тема«Куб»

             (средняя группа)

                         

Воспитатель: Писарева Л.В.

Цель:

сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и cреди других фигур;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

закрепить представления об изученных фигурах, счет до четы умение определять и называть свойства предметов, сравнивать прел ты по высоте;

тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: шар, два куба, изображение столбика, собран го из четырех кубиков в технике аппликации, карточки с изображением кругов, треугольников.

Раздаточный: коробки с шарами и кубами, карточки с изображением квадратов, вырезанные из картона круги и квадраты.

Ход организованной деятельности

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игроЕ деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Сколько раз в году у человека бывает день рождения?
  • Любите ли вы этот день?
  • Почему?
  • Какие подарки вам нравится получать?
  • Винни Пух собирается на день рождения к Пятачку. Как вы j маете, в какой магазин он пойдет за подарком? (В игрушечный а газин.)
  • Винни Пух просит нас помочь ему купить подарок для друга. Г можем? (Да.)

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

  1. актуализировать знание детьми названия и внешнего вида ку< умение определять свойства предметов;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание.

Воспитатель рассказывает, что магазин игрушек, куда собрался идти Винни Пух, необычный. Войти в магазин можно только парами. Дети произвольно встают в пары. Воспитатель говорит, что у каждого в руках должен быть 1 кубик и что у каждой пары в руках должны быть совершенно одинаковые кубики.

Дети по две пары подходят к столам, на которых находятся кубики. На одном столе должны быть, например, такие кубики:

2 больших красных,       1 большой желтый,       1 большой зеленый,

2 маленьких красных,    1 маленький желтый,    1 маленький зеленый.

Кроме этого, на столе должны быть 4 совершенно одинаковые шарика.

Все кубики и шарики лежат вперемешку.

При входе в магазин воспитатель проверяет кубики у каждой пары.

-Чем похожи ваши кубики? (Цветом и размером.)

3.Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Покупка подарка» (начало).

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для выделения в окружающем мире предметов кубической формы и их свойств;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Дети подходят к столу, на котором находятся коробки по количеству детей. В одних коробках лежат 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых и 2 синих кубика одного размера, в других коробках находятся шарики.

Воспитатель рассказывает детям о том, что Пятачок очень любит строить, и Винни Пух хочет купить ему строительный набор.

Воспитатель предлагает детям купить подарок Пятачку. Как правило, все дети хотят взять коробку с кубиками, но таких коробок на всех не хватает.

- Все купили подарок Пятачку? (Нет.)

      - Почему не все смогли это сделать?

Как правило, дети отвечают, что не хватило коробок с кубиками.

     - Почему вы хотите взять именно такие коробки и не берете коробки с шарами? (Из кубиков можно строить, а из шариков — нет.)

4.Открытие нового знания.

3.1. Игра «Покупка подарка» (окончание).

Дидактические задачи:

  1. сформировать представление о кубе и его свойствах в сравнении с шаром, закрепить представления о шаре;
  2. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

- Почему из шариков строить нельзя, а из кубиков можно? (Шарики раскатываются, а кубики - нет.)

- Как вы думаете, почему кубики не могут катиться, как шары? Воспитатель предлагает детям взять кубик в руки и исследовать его,

Дети высказывают свои версии. Выслушиваются и поддерживаются эмоционально все ответы детей, воспитатель хвалит тех детей, которые заметили какую-то существенную особенность куба.

В завершение воспитатель делает вывод: кубы не могут катиться, потому что у них есть углы (показывает) и грани (показывает).

Воспитатель ставит на стол недостающие коробки с кубиками.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Построй дом». 

Дидактические задачи:

1) закрепить умение использовать для конструирования свойства куба различать цвета, считать до четырех, сравнивать предметы по высоте;

2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение развивать внимание, речь, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Дети садятся за столы вместе со своими коробками с кубиками. Вое питатель предлагает им помочь Пятачку построить домики.

- Какого цвета кубики лежат в вашей коробке?

- Сколько красных (желтых, зеленых, синих) кубиков? Пятачок хочет, чтобы его домик был построен из 4 кубиков разного цвета. Дети выбирают из коробки нужные кубики.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе образец домика, выполненный в технике аппликации, и рассказывает, что поросенок проси построить для него вот такой домик:

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопросы

- Какого цвета у тебя первый (второй, третий, четвертый) этаж?

- Сколько кубиков у вас осталось в коробке?

- Постройте еще один домик, но так, чтобы этажи в нем располагались по-другому.

- Чем домики похожи? (У них одинаковая высота, в каждом домике по 4 этажа.)

5.2. Игра «Фотоателье».

Дидактические задачи:

  1. сформировать представления о соотношении куба и квадрата;
  1. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание, пространственные представления.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель рассказывает, что Пятачку так понравились кубики,  что он захотел их сфотографировать и фотографию отправить ослику Иа- Иа

Воспитатель ставит кубик на возвышение так, чтобы он был на уровне глаз детей, и предлагает им внимательно рассмотреть кубик — сфотографировать его.

Когда Пятачок пришел за фотографией, оказалось, что все фотографии перепутаны.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти фотографию куба   среди карточек с изображением кругов, квадратов, треугольников, разложенных на полу. Количество карточек с квадратами должно быть равно количеству детей.

5.3.        Игра «Фотографы».
Дидактические задачи:

  1. закрепить представления о соотношении между плоскими и пространственными геометрическими фигурами, умение называть и сравнивать свойства фигур;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.

Воспитатель предлагает детям поработать фотографами.

Дети садятся за столы лицом к возвышению, на котором располагаются шар и куб. На столах лежат вырезанные из цветного картона квадраты, круги, треугольники. Дети должны сфотографировать эти фигуры и выложить фотографию у себя на столах с помощью плоских фигур.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и ставит на возвышение еще один куб меньшего размера и другого цвета так, что шар оказывается между кубами.

- Что изменилось? (Появился еще один куб.)

- Чем отличаются кубы?

Как правило, дети отвечают, что один куб большой, а другой - маленький.

Воспитатель хвалит детей и уточняет, что кубы отличаются по размеру, у них — разный размер.

- А чем еще отличаются кубы, что у них разное?

После ответов детей воспитатель уточняет: у кубов разный цвет, и предлагает детям напечатать фотографию.

     - Какая фигура стоит посередине? (Шар.)

 - Какая фигура справа от шара, слева от шара?

При ответе дети могут сориентироваться как на цвет кубиков, так и на их размер.

5.4.        Игра «Найди предмет».

Дидактические задачи:  сформировать умение находить предметы кубической формы в окружающей обстановке.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Винни Пух и Пятачок хотят узнать, есть ли на свете предметы, похожие на куб.

- Какие предметы в группе по форме вам напоминают куб? Надо, чтобы на видном месте было несколько таких предметов.

5. Итог занятия.

Дидактические задачи:  восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя.

     - Кому сегодня вы помогли?

- Что вам было интересно делать?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли выбрать подарок  для поросенка, потому что знают, почему куб не катится, как шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Один, много» (во II младшей группе)

уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет; закреплять умение детей определять и называть цвет предмет...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Путешествие Капельки» (в подготовительной группе)

: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для человека; развивать социальные навыки у д...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Дорога в космос» (средняя группа)

Познакомить детей с глобусом, планетой Земля, космическими кораблями;познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и водным пространством. Ввести понятие космос -пространство м...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Счет до пяти.Число и цифра 5»» (средняя группа)

сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основ...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «В гости к Айболиту» (средняя группа)

учить детей не бояться врача, закрепить и обобщить знания детей о профилактики и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значение для жизни и здоровья человека. Формировать осознанное отнош...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Овал» (средняя группа)

сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;сформировать опыт самостоятельного преодоления зат...