Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Овал» (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Писарева Людмила Викторовна
  1. сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того  кто знает»;
  3. закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oval.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

Тема «Овал»

                                                                (средняя группа)

                         

Воспитатель: Писарева Л.В.

Цель:

  1. сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того  кто знает»;
  3. закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: карточки с рисунком из геометрических фигур обозначения вагонов, карточки с изображением овальных и неовальных предметов.

Раздаточный: карточки с нарисованными в ряд геометрическими фигурами — билеты на поезд, 2 круга и 1 овал (белые), вырезанные  из цветного картона часы, колесо и огурец, круги и овалы трех цветов (красного, оранжевого, желтого).

Ход организованной деятельности.

Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель рассказывает о том, что их пригласили в гости жители страны геометрических фигур. Страна эта далеко. Доехать до нее можно на необычном поезде.

- Хотите прокатиться на таком поезде?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Посадка в поезд».

Дидактические задачи: актуализировать умение распознавать и называть изученные геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети покупают билет на поезд. Билет - это карточка, на которой нарисованы 3 геометрические фигуры (два квадрата и треугольник, два треугольника и квадрат, круг, квадрат, треугольник)

На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, составленной из геометрических фигур, нарисованных на билетах, например, такие (два квадрата и треугольник; два треугольника и квадрат; треугольник, овал, квадрат)

Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, составленной из его набора фигур.

Дети садятся в свои вагоны. При проверке билетов воспитатель-контролер задает ребенку вопрос:

- Какие геометрические фигуры нарисованы на твоем билете и на вагоне?

2.1. Игра «Мы едем, едем, едем...»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание, фантазию, воображение.

После проверки билетов воспитатель предлагает детям изобразить стук колес. Как правило, дети начинают стучать по полу ногами.

Воспитатель может сказать о том, что поезд едет все быстрее и быстрее (замедляет свой ход), дети должны ускорить ритм (замедлить его).

3.        Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Наведем порядок» (начало).

Дидактические задачи:

  1. актуализировать умение выделять круглую форму, создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об овале;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы, на которых находится вырезанный из альбомного листа круг, а также два вырезанных из картона круга немного меньшего размера-  часы, колесо. Кроме этого, есть вырезанный из картона овальный предмет: огурец. Размер кругов таков, что они вписываются в овал.

Жители страны геометрических фигур просят детей помочь положить вещи в коробку (воспитатель показывает на вырезанный из альбомного листа круг).

Как правило, дети кладут в коробку все предметы.

Воспитатель говорит, что жители просили коробки закрыть, и дает детям еще один круг, вырезанный из альбомного листа, точно такого же размера, как и предыдущий.

-        Смогли ли вы закрыть коробки? (Нет.)

-        Почему вы не смогли этого сделать? (Огурец не круглый.)

4.        Открытие нового знания.

4.1. Игра «Наведем порядок» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. сформировать представление об овале, умение распознавать овал среди фигур разной формы;
  2. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

Воспитатель уточняет, что огурец имеет другую форму, и предлагает детям подобрать коробку для огурца.

Дети подходят к другому столу, на котором находятся вырезанные из альбомного листа квадраты, треугольники, круги и овалы, причем овалов столько же, сколько детей. Дети должны выбрать нужную коробку и сесть с ней на свое место. Воспитатель при необходимости помогает детям сопоставить форму огурца и фигур и выбрать коробку правильно.

      - Удалось вам положить все предметы по коробкам? (Да.)

  • Даша, и тебе удалось? И тебе, Миша! Все молодцы!
  • Сколько у вас круглых предметов?
  • Сколько у вас некруглых предметов?
  1. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Наведем порядок» (продолжение).

Дидактические задачи: 

1)  создать мотивационную ситуацию для знакомства с названием формы овала;

    2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

  3)   тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. Воспитатель говорит, что позвонил, например, Мишутка и спрашивает. коробку какой формы ему нужно купить, чтобы положить туда огурцы выращенные на огороде.

Как правило, дети самостоятельно не смогут назвать форму — овал. Если же кто-то из детей назовет ее правильно, какой-нибудь сказочный герой, например зайчонок, может засомневаться и высказать другую версию (прямоугольник, призма и т. д.).

- Смогли ли вы объяснить Мишутке, как называется такая форма? Нет.)

-  Почему не смогли? (Не знаем, как правильно назвать.)

  1. Преодоление затруднения.

Игра «Наведем порядок» (окончание).

Дидактические задачи:

1) познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале;

 2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать инициативность, речь.

  • Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.)

После вопроса детей воспитатель рассказывает детям о том, что предметы, похожие по форме на огурец, называют овальными.

  • Обведите пальчиком овальный огурец.
  • Есть ли у него углы?
  • У какой еще фигуры нет углов?

Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой формой предметов — овальной, и помещает на доску (фланелеграф) изображение овала.

7. Включение нового знания в систему знаний.

  1. Игра «Положи в коробку».

Дидактические задачи: закрепить умение распознавать овальную форму среди предметов другой формы, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

- Какие еще овальные предметы вы можете положить в эту коробку?

Воспитатель показывает детям карточки, на которых нарисованы различные предметы как овальной, так и другой - квадратной, прямоугольной, круглой - формы. Дети должны назвать предметы овальной формы, например, овальный кабачок, овальная дыня, овальное зеркало.

  1. Игра «Поезд».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать чувство ритма.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что принято из далеких путешествий привозить тем, кто человека ждал дома, что-либо приятное.

- Кто вас ждал дома, пока вы гостили в стране геометрических фигур? Как правило, дети отвечают, что их ждала мама.

    - Что можно привезти маме?

Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем привезти маме цветы.

Чтобы собрать цветы для мамы, жители страны геометрических фигур приглашают детей на цветочную поляну, до которой надо доехать на поезде.

Дети садятся на свои места в поезд, протопывают заданный воспитателем с помощью хлопков ритм.

  1. Игра «На полянке».

Дидактические задачи: закрепить умение выделять овальную форму, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, фантазию, воспитывать культуру поведения.

Дети выходят из поезда и подходят к ковру, на котором хаотично лежат цветы - круги (по количеству детей) и овалы (по количеству детей) двух цветов. Половина кругов и овалов красная, половина – желтая

- Соберите все овальные цветы.

Может случиться, что кто-то из детей возьмет два овала. В этом случае кому-то овал не достанется -  тогда другие дети должны с ним поделиться. В решении этой проблемы детям предоставляется самостоятельность.

После того как у всех детей окажется по одному овалу, воспитатель

задает вопросы:

  • Сколько у вас цветов? (1.)
  • Какого цвета цветок ты сорвал?
  • Какой формы цветок ты сорвал?

Последние два вопроса задаются разным детям, например:

  • Саша, какого цвета цветок ты сорвал?
  • Вера, какой формы цветок ты сорвала?
  • Марина, какого цвета твой цветок?
  • Сережа, какой формы твой цветок? Далее обсуждение ведется фронтально:
  • Какой формы цветы остались на поляне? (Круглые.)
  • Сорвите круглый цветок другого цвета.
  • Сколько у вас стало цветов? (2.)
  • Одинаковые ваши цветы или разные? (Разные.)
  • Чем цветы отличаются? (Цветом и формой.)

-        Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, что форма у цветов разная?

С помощью воспитателя дети кладут круг на овал.

  • Чем овал отличается от круга?
  • Чем овал и круг похожи? (У них нет углов.)

Воспитатель предлагает сделать так, чтобы в букете было 5 цветов.

   Дети подходят к другой полянке - столу, на котором лежат круги и овалы другого цвета и размера, и срывают еще по три цветка.

Для удобства поверки каждый ребенок выкладывает свои цветы на - отдельный стол.

Воспитатель задает вопросы каждому ребенку:

  • Сколько всего цветов ты сорвал?
  • Сколько среди них круглых (овальных) цветов?
  • Какие слова ты скажешь маме, когда будешь дарить цветы?

8. Итог занятия.

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что они детали на занятии, создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Кому помогли?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь жителям страны геометрических фигур разложить вещи в коробки, смогли мочь Мишутке купить нужную коробку, нарвали цветов для мамы, потому что узнали, что такое овал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Богатыри земли русской» (в подготовительной группе)

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Один, много» (во II младшей группе)

уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет; закреплять умение детей определять и называть цвет предмет...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Путешествие Капельки» (в подготовительной группе)

: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для человека; развивать социальные навыки у д...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Дорога в космос» (средняя группа)

Познакомить детей с глобусом, планетой Земля, космическими кораблями;познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и водным пространством. Ввести понятие космос -пространство м...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Счет до пяти.Число и цифра 5»» (средняя группа)

сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основ...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «В гости к Айболиту» (средняя группа)

учить детей не бояться врача, закрепить и обобщить знания детей о профилактики и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значение для жизни и здоровья человека. Формировать осознанное отнош...

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема«Куб» (средняя группа)

сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и cреди других фигур;сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения по...