кукольные истории
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Данько Елена Петровна

конспект непосредственно0образовательной деятельсности на тему: "Кукольные истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

         Цель:

Познакомить детей с историей русской куклы.

         Задачи:

- закрепить умение различать материалы:  дерево, глина, ткань, солома, определять их признаки.

- активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира из жизни в прошлые времена;

         Материалы: куклы из музея, большая кукла в национальном русском костюме, деревянный сундук, стол, белая скатерть, необходимые материалы для изготовления куклы.

Ход занятия.

Воспитатель (вносит в группу большую куклу, одетую в национальный русский костюм):

- Сегодня к нам в гости пришла очень необычная девочка. Сейчас мы с ней поздороваемся и спросим, откуда она прибыла. А еще, почему на ней такая необычная одежда, не такая как у вас?

Кукла Аленушка:

- здравствуйте, ребята! Меня зовут Аленушка. Приехала я к вам из далека, из прошлого, из древней Московии. Одета я в древнерусский костюм. Так давным-давно одевались все девочки. Посмотрите, какая я нарядная! Я долго собиралась к вам в гости, поэтому надела свою самую нарядную и праздничную одежду. На мне такой красивый сарафан, а рубах украшена тесьмой. В старину девочки украшали голову шелковыми лентами, вышитыми повязками. Моя повязка называется венец. Он расшит белым жемчугом, завязывается сзади красивыми шелковыми лентами. Такие украшения хранили в старину в сундуках, надевали на праздники и передавали от матери к дочери. В будни – в обычные дни я ношу простой льняной сарафан, льняную рубаху и платок или ленту.

       Вы меня спросили, почему я к вам приехала? Слышала я, как все говорят, что у вас самые красивые куклы на свете! Ой, и правда, какие красивые куклы! Ребята, а откуда вы их берете?

Дети: нам  покупают их  в магазине.

Воспитатель: а вы их не обижаете?

Дети: нет, мы бережно относимся к ним. После игр убираем их на место.

Кукла: ребята, а там, откуда я к вам приехала, нет таких кукол, как у вас, и нет магазинов, где их продают. Там люди делают кукол сами из того, что есть под рукой. Куклы получаются очень разные и иногда они даже спорят между собой, кто из них важнее. Вот послушайте, какая история произошла с куклами из моей деревни.

(воспитатель сажает куклу на стул возле демонстрационного столика. Вовремя рассказа я показываю кукол, о которых идет речь, разрешая детям рассмотреть каждую из них, после чего ставлю на стол на специальные подставки, так чтобы их было хорошо видно).

Кукла (рассказывает): жили-были в одной избе дед, баба, да внучка. И было у внучки много кукол. Вот однажды поспорили куклы, кто из них важнее и красивее. Первой стала похваляться кукла Закрутка.

Кукла Закрутка: я самая важная, потому, что я охраняю, оберегаю хозяев от беды, да к тому же я самая красивая, ведь меня крутят из разноцветных кусков ткани и взрослые, и дети!  Делают меня из хлопковых, шерстяных и шелковых тканей, а внутрь кладут твердый столбик из бересты, коры дерева!

(второй стала похваляться кукла Крупеничка)

Кукла Крупеничка: нет, я самая важная, ведь я помогаю хозяевам сберечь урожай, а без урожая не будет хлеба, а хлеб, как известно, всему голова! И по красоте я не хуже тебя, ведь я тоже сделана из ярких лоскутков, да к тому же внутри меня кладут мешочек с крупой: рисом, гречкой, зернами пшеницы, пшеном!

Воспитатель: следующей стала похваляться кукла Стригушка.

Стригушка: можете даже не спорить, ведь самая главная – это я, потому что я сделана специально для игры, и уж точно я красивее вас. Ведь меня делают из пучков стриженной соломы, лыка, и даже из скошенной травы, а скручена  я нитками и яркими шелковыми лентами!

Воспитатель: итак бы они спорили еще долго, если бы с ярмарки не вернулись дед да баба, которые привезли внучке в подарок новых кукол. Вот тут наши куклы увидели настоящих красавиц: одна была сделана из красной глины, расписана яркими красками, а приехала она на ярмарку из далекой деревни Дулёво, звали ее Барыней. Другая была выточена из дерева, платье ее разукрашено красочными узорами, да к тому же она была с секретом. Знаете с каким? Как называется кукла?

Дети: матрешка.

Воспитатель: новые куклы тоже стали спорить кто же лучше, итак бы могло продолжатся очень долго, если бы не прибежала внучка со своими подружками. Девочки подхватили всех кукол разом,  побежали во двор и стали играть. Все куклы были для них хороши, потому что они были сделаны с заботой и теплом человеческих рук, их любовью!

Воспитатель: ребята, а мне вдруг захотелось научиться делать таких кукол! Аленушка, ты меня научишь?  Ребята, давайте вместе станем настоящими мастерами кукол, пойдем-те со мной!

(дети перемещаются за стол, я показываю как сделать куклу стригушку, рассказываю из чего ее делают, что  такое лыко. Предлагаю детям сделать кукле ручки, животик и голову из тех материалов, из которых сделан образец).

Воспитатель: посмотрите, какая замечательная кукла у вас получилась, похожая кукла только большего размера, мы сделаем на Масленицу, когда будем провожать зиму и встречать весну!

                                           Физкультминутка.

(подвижная игра «карусель». Дети играют два раза вместе с куклой Аленкой).

Аленушка: ребята, а ведь мои куклы пришли к вам из сказок, а каких еще кукол – героев сказок вы знаете? В этом сундуке живут куклы, сейчас я буду читать отрывок из сказки, а вы будете отгадывать, какая кукла живет в этой сказке.

(русская народная сказка «Терешечка»)

Худое житье было старику со старухой: век прожили а детей не нажили. Однажды взяли они маленькое бревнышко, завернули в пеленочку, положили в люлечку. А вместо бревнышка стал расти сынок.

Воспитатель: (показываю детям куклу).

А этот младенец с деревянного полена, вместо лица белая тряпочка, глаза нарисованы углем из русской печи в сказке «Терешечка», вырастает в обыкновенного мальчика, который всегда слушается своих маму и папу.

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого)

Папа Карло взял полено, первым делом он вырезал на полене волосы, потом лоб, глаза, рот, потом выстругал нос – обыкновенный… Потом нос стал сам расти, получился очень длинный нос. «Как бы мне назвать эту куклу? Назову-ка я ее …»

Дети: Буратино

(показываю детям куклу)

Воспитатель: кукла Буратино полностью вырезана из дерева. Шарманщик Карло сделал ее из деревянного полена, а одежду из обрывков цветной бумаги, туфли из своих старых туфель, а шапочку из старого носка. Буратино в сказке был очень непослушным, поэтому попадал в разные беды, но в конце сказки он исправился, и все закончилось хорошо.

Воспитатель: вот такие куклы народ мастерил когда-то давно.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №8

 

               Конспект непосредственной

     образовательной деятельности на тему:

                   «Кукольные истории»

                          (для старшего возраста)

                Разработала и провела: Данько Е.П. – воспитатель  

                         высшей квалификационной категории

                              Белогорск 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кукольная история

народная история куклы!...

Мастер-класс "Куклы бывают разные или Кукольная история"

Совместное мероприятие с родителями, детьми и педагогами (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) по изготовлению лоскутных кукол....

"Кукольная история"

Конспект занятия кружка "Волшебная мастерская". Изготовление куколки-кувадки. Участие в Международной миротворческой акции "Гирлянда Дружбы"....

" Цветочная история "Кукольный спектакль (авторская разработка)

Земля наша станет прекрасной и цветущей, если услышать цветы!...

"Смешные истории" Шуточный конферанс в кукольном театре. Для детей 2 мл. и средняя группы.

"Смешные истории" Шуточный конферанс в кукольном театре. Для детей 2 мл. и средняя группы....

Проект "Кукольная история, организация экспозиции мини-музея, как результат реализации тематического проекта"

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства бережного отношения к игрушке, к труду взрослого....

кружок «Кукольные истории » по изготовлению русской народной куклы

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – ...