Познавательное занятие "Наши помощники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исакова Светлана Григорьевна

Занятие для детей снарушением зрения. Дети попадают в лаболатории, где проводят отыты и эксперементы с органами чувст.  В занятии есть гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, упупражнения на дыхания. Дети увлечённо выполняют задания, помогают друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie_nashi_pomoshniki.docx60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «Наши  помощники»

конспект познавательного занятия «Наши помощники»

в старшей специализированной группе с нарушение зрения  

Задачи:

Образовательные

- Закрепить знания детей об органах чувств.

- Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание в познании окружающего мира.

- Учить передавать различные эмоциональные состояния.

- Обогащать словарь детей.

Воспитательные

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

- потребность быть здоровым.

Развивающие

- Способствовать развитию уверенности в себе.

- Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционные

- Развивать мелкую моторику, остроту зрения.

Материал:

Карточки со схематическим изображением  органов чувств.

Непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (чеснок, кофе, цедра лимона, ваниль) и вкусами (конфета, хлеб, лимон…)

Аудиозапись различных звуков (лай собаки, шум ветра, моря, скрип двери, пение птиц).

«Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, резиновый мяч, металлическая ложка).

Перфокарты на каждого ребёнка.

Иллюстрации для игры «Запомни и назови».

Ход:

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

                  «Здравствуй небо голубое,

                    Здравствуй солнце золотое,

                    Здравствуй, матушка  Земля,

                    Здравствуйте, мои друзья!»      

    Воспитатель: Сегодня мы свами отправимся в Институт Здоровья, побываем в разных лабораториях, где будем проводить исследования. А что мы будем исследовать, попробуйте отгадать.

Загадки:

  • Круто, горбато                      

          Около – мохнато

          Придёт беда-

          Потечёт вода    (глаза)

  • Вот гора, а у горы

Две глубокие норы

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит        (нос)

  • Кто всё слышит, но ничего не скажет? (уши)
  • Он нам кушать помогает,

Вкус прекрасно различает,

Без умолку каждый день

Говорить ему не лень      (язык)

  • Они помогут нам играть,

Раздеться, книжку подержать,

Порисовать и пописать, всё это

Наши пять и пять                      (руки)

Воспитатель: Как это всё можно назвать, одним словом?

Дети: Органы чувств.

Воспитатель: Органы чувств помогают нам познать окружающий мир и поэтому их называют нашими помощниками.

Воспитатель: Приглашаю вас пройти в первую лабораторию (стоит иллюстрация с изображением глаза). Что здесь изучают?

(Ответы детей)

Воспитатель: Для чего нам нужны глаза?  (ответы детей)  Правильно, глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир. Есть такая поговорка «Глаза – зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть весёлыми. А ещё какими?  (умными, добрыми, грустными, печальными,  злыми).

Для того, чтобы наши глаза лучше видели, предлагаю сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

                                     

Раз - налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя  мышцы глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А теперь нажмём немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать)

Игра «Запомни и назови»  

Показываю детям карточку с изображением 4 предметов, убираю карточку. Дети называют, что изображено на карточке (3-4 карточки).

Воспитатель: Отправляемся в следующую лабораторию (дети подходят к ковру, там стоит иллюстрация с изображением уха). Что здесь изучают?

(Ответы детей: орган слуха, ухо).

Сядьте на ковёр. Почему вы сели?  (ответ детей) Чем вы это услыхали?  (ответы детей)

Сейчас я вам что – то скажу, но вы должны обязательно закрыть уши руками.

- На улице зима.

Что я сказала?  (ответы детей)

Какой из этого сделаем вывод?

Дети: У кого закрыты уши, услышать не может.

Воспитатель: Какие правила надо соблюдать, чтобы уши не болели?

Дети: мыть, чистить, не простужать.

Воспитатель: А сейчас закройте глаза и внимательно слушайте. Тот,  к кому я прикоснусь рукой, скажет, какой звук он слышит.

Воспитатель включает аудиозапись различных звуков.

Игра «Определи, где звенит колокольчик» (дети с закрытыми глазами идут на звук колокольчика и словами называют направление: налево, направо, вперёд).

Воспитатель: Переходим в следующую лабораторию. Здесь изучают запахи. Каким органом будем определять запахи?  (ответы детей)

Какие бывают запахи?

Дети: сильные, приятные, резкие, неприятные, ароматные…

Воспитатель: Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. Но сначала сделаем дыхательное упражнение.

Дыхательное упражнение

Вдохнуть глубоко через нос, медленно выдохнуть (3-4 раза)

Эксперимент: дети сидят с закрытыми глазами. Воспитатель поочерёдно подносит детям ёмкость, предлагая определить, что там находится.

Воспитатель: Молодцы! Ваши органы обоняния вас не подвели.   Переходим в следующую лабораторию. Как можно определить  продукт, не видя его?  (на вкус)  Какой орган нам в этом поможет? (ответ детей)  

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Какие вкусы вы знаете?

Дети: сладкий, кислый, солёный, горький.    

Воспитатель: Вкусовые ощущения у всех людей разные: одним нравится вкус яблока, другим – банана. Некоторые любят кислое,   другие – солёное. Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать незнакомые ягоды, грибы? (ответы детей) А что ещё нельзя пробовать на вкус?

Дети: лекарства, незнакомые продукты.

Воспитатель: Давай потренируем наш язычок, проведём для него гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

«Часы»- двигать кончиком языка вправо, влево (8-10 раз)

«Качели» - приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх – вниз (8 раз)

«Лошадки» - цокать языком

Воспитатель: Проведём эксперимент «Определи на вкус»

Дети закрывают глаза, воспитатель даёт им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения. Например: «Это конфета, она сладкая».

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня красивый «волшебный мешочек». Я принесла его из лаборатории, в которой изучают осязание. Какие органы нам нужны? (пальцы)

Чтобы пальчики хорошо работали, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

 

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные –

Все такие нужные.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут  пальчики  играть.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по очереди опускают руку в мешочек и находят предмет по заданию воспитателя  (резиновый, деревянный, металлический…).

Воспитатель: Осталось выполнить последнее задание. Садитесь за столы. На столах лежат карточки. Возьмите их и внимательно рассмотрите. На них нарисованы предметы и органы чувств.

Задание: Соедините  линией органы чувств с соответствующей картинкой.

Дети выполняют задание, воспитатель обходит детей, задаёт вопросы.

- С какой картинкой соединили нос, руку, глаз, язык. Почему?

C:\Users\Света\Desktop\P1030746.JPG

Воспитатель: О чём сегодня говорили на занятии?

Дети: Об органах чувств.

Воспитатель: мы должны беречь наши органы чувств и ухаживать за ними.

Одна дана нам голова

А глаза два, и уха два

И две ноги, и две руки

Зато один и нос, и рот.

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука –

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

                                    Что ели и болтали!                (  С. Я. Маршак)

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» «Помощники Весны».

КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной  группы общеразвивающей направленности  на тему:   «Помощники Весны»....

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)

Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...

Проект познавательно-творческий "Помощники Лесовичка" в средней группе 2019-20 уч.год

Организация проекта включала комплексную образовательную работу с детьми воспитателей  группы во взаимосвязи с родителями....

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Помощники доктора Айболита»

Цель: создать благоприятные условия для развития познавательного общения и закрепления знаний о диких животных.Задачи:Образовательные:привлекать детей к обсуждению вопросов познавательного характера.о...

Конспект НОД интегрированного познавательного занятия "Помощники весны"

Интегрированное позновательное занятие по познанию в форме квест - игры....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Помощники Природы"

Дети отправляются в путь помогать природе, где их ждут увлекательные игры: "Сложи по порядку" "Тропинка", "Собери мусор", физминутка, в конце занятия делают стенгазету &q...