«Освобождение бусин из ледяного плена»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Березенская Елена Андреевна

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НДОУ «Детский сад № 17 ОАО «РЖД»

Конспект занятия по познавательному развитию

с элементами экспериментирования в средней группе

«Освобождение бусин из ледяного плена»

Березенская Е.А.

г. Медвежьегорск

Цели:

 1.  создать условия для расширения представлений детей о свойствах   льда – тает в тепле;

2. развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;

3. стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

4. развивать эмпатию, желание помочь другим;

5. воспитывать аккуратность в работе.

Материал:

- замороженные во льду бусинки;

- баночки с тёплой водой;

- пластиковые тарелочки;

- пластиковые ложки;

- губки;

- салфетки;

- маска «бусинки».

Предварительная работа:

- чтение сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского;

- игры со льдом на прогулке;

- изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

        («Снежок» Н.Некрасов)

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода –

Неподвижна и тверда.

-  Помогите мне разобраться: о чём идёт речь в этом   стихотворении, что же случилось с водой?

Предполагаемые ответы детей: 

- она превратилась в лёд;

- наверное, это было зимой, и она замёрзла;

- вода превратилась в лёд от мороза.

Воспитатель:  

- Сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот эту посылку (показывает и достаёт её содержимое). Давайте посмотрим, что же там и от кого. Ребята, в посылке зашифрованное письмо и…. льдинки.

Письмо от Рукодельницы: 

«Здравствуйте, дорогие друзья! Шла я к Морозу Ивановичу в гости  по мостику через речку, поскользнулась и упала, а мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. Мороз Иванович помог мне их достать, да только заморозил их. И попали бусинки в ледяной плен. Как же мне быть? Что делать? Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может, вы мне сможете помочь?»

     

Воспитатель: 

- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы чем-то помочь Рукодельнице? 

 

После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:

- А как можно освободить бусинки из ледяного плена? (дети выдвигают предположения)

 Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо  – лёд растает, и бусинки   освободятся; плохо – руки замёрзнут);

- можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);

- можно положить на батарею (долго ждать придётся);

- есть специальное сверло (ледобур), которым бурят лёд рыбаки, можно взять его;

- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;

- можно положить в тёплую воду, там лёд растает;

- можно оставить просто в группе – у нас тепло.

     Выбирают три гипотезы и проверяют их:

- поставить на батарею;

- оставить в тарелочке на столе;

- положить в тёплую воду.

     Воспитатель помогает детям подготовить всё необходимое для проведения опыта и проверить свои гипотезы. Затем часть льдинок дети кладут на  тарелочку и ставят на батарею, вторую часть льдинок оставляют в тарелочках на своих столах, третью часть льдинок кладут в баночки с тёплой водой.

- Пока наши льдинки тают, давайте немного разомнёмся.

 Проводится  физкультминутка «Солнце землю греет слабо».

Солнце землю греет слабо,   (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,   (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у Снежной Бабы   (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.   (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,   (прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,   (дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.   (имитируют движения руками)

- Давайте посмотрим, что же произошло  со льдинками, где они быстрее растаяли? (ответы детей)

Выводы: 

- быстрее всего бусинки освободила тёплая вода;

- на тарелочке бусинки таяли дольше всего;

- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.

     После проведения экспериментов дети вытирают воду со столов.

 

     Затем проводится игра «Освободим  бусинку из ледяного плена».

Ребёнок-бусинка выбирается считалочкой:

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

     Дети произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь, дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» -  воспитатель или ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки  крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя (ребёнка).

Используемая литература:

-  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н.Прохоровой;

- «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько;

- http://www.trepsy.net/play/stat.php?stat=502

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию "Освобождение бусинок из ледяного плена" (вторая младшая группа)

Конспект содержит технологическую карту организации непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе по теме "Освобождение бусинок из ледяного плена" (о сво...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Освобождение бусинок из ледяного плена".

Сформировать у детей экологические представления организованные на принципах коммуникативно-познавательной деятельности. Провести опыт со льдом. Развивать мелкую моторику рук....

«Освобождение бусинок из ледяного плена.»

НОД по эксперементированию в среднней группе...

Статья по теме: «Детское экспериментирование». Конспект НОД по теме: «Освобождение капельки из ледяного плена».

    Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности.      В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исс...

конспект экспериментирования "Освобождение бусинок из ледяного плена"

Знакомство детей средней группы со свойствами льда....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Освобождение бусин из ледяного плена»

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Освобождение бусин из ледяного плена». Интересное, поучительное занятие....