Детско – родительский экологический проект «Весёлая ярмарка»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Толкачева Елена Александровна

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Многие родители даже не подозревают, что зелёный мир природы начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать малыша наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, как за ним ухаживают. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое  растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет заботливо относиться к растениям. Стоит заметить, что в условиях современного общества, нам проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, и дети порой не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Вот и возникла у нас идея создать в группе свой огород  на подоконнике  и оформить его как весёлую ярмарку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesyolaya_yarmarka.docx53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Детско – родительский

экологический проект

«Весёлая ярмарка» 

 

Автор проекта

Толкачева Е.А.

(воспитатель старшей логопедической группы «Сказка»)

Провели: Толкачёва Е. А. и Прасолова В.В.

(воспитатели старшей логопедической группы «Сказка» )

ДОУ №8 «Светлячок» г. Дубны Московской области

Актуальность проекта

      Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Многие родители даже не подозревают, что зелёный мир природы начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать малыша наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, как за ним ухаживают. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое  растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет заботливо относиться к растениям. Стоит заметить, что в условиях современного общества, нам проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, и дети порой не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Вот и возникла у нас идея создать в группе свой огород  на подоконнике  и оформить его как весёлую ярмарку.

Цель проекта:

  • создание условий, стимулирующих у дошкольников интерес к исследовательской и трудовой деятельности по выращиванию культурных огородных растений;
  • развитие у детей потребности ухода за растениями, умения вести  наблюдения за их ростом;
  • вовлечение родителей в совместную практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях и оформлению дизайна будущей ярмарки.

Задачи:

Обучающие:

  • конкретизировать представления детей об огородных культурах;
  • познакомить детей с разнообразием посадочного материала (семена, луковицы)
  • формировать элементарные представления об условиях, необходимых для роста растений (свет, влага, тепло, почва);
  • продолжать учить детей наблюдать за ростом растений, устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды;
  • формировать умение вести дневник наблюдений за ростом растений;
  • совершенствовать навыки работы по уходу за растениями, умения пользоваться необходимым инвентарём.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них;
  • воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе;
  • воспитывать эмоциональный отклик на результаты собственного труда.

Развивающие:

  • развивать речь, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление, память;

Продолжительность проекта:   долгосрочный (сентябрь – апрель)

Участники проекта: воспитатели – дети – родители – взрослые (приглашенные из социума)

Основные принципы работы:

  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности.
  • принцип активности, творчества.
  • принцип интеграции.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие.

Формы и методы работы с детьми в ходе проекта:

  • Познавательные беседы;
  • Опытническая деятельность;
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий;
  • Экскурсия (в магазин «Семена»)
  • Наблюдения  за растениями (ведение дневника наблюдений)
  • Игры (подвижные, хороводные, настольно – печатные, сюжетно – ролевые)
  • Театрализованная деятельность;
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка);
  • Анкетирование .

Формы работы с родителями в ходе проекта:

  • Родительское собрание (знакомим с проектом);
  • Консультации
  • Мастер – класс
  • Изготовление поделок для оформления проекта
  • Участие в создании мини – огородов в домашних условиях (выполнение практического задания дома)
  • Участие в проведении досуга.

Взаимодействие с социумом:

  • Приглашение в ДОУ флориста – садовода;
  • Организация экскурсии в магазин «Семена»

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный (сентябрь – декабрь)
  2. Основной (январь – апрель)
  3. Заключительный (апрель)

Итог проекта -  

досуг  «Весёлые посиделки».  Презентация мини – огородов.

Ожидаемый результат:

У детей будут сформированы представления о выращивании растений в домашних условиях и правилах ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. У детей сформируются знания  о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Дошкольники научатся пользоваться инвентарём, вести наблюдения за ростом растений. Они проявят старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный заряд от общего труда, от совместной работы со взрослыми, от собственного успеха  в создании огорода на подоконнике.

Содержание проекта:

Срок реализации

Мероприятия

Цели

Ответственные

Подготовительный этап

Сентябрь

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода в экологическом воспитании детей.

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатели

Составление плана проекта

Планомерная реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатели

Беседа с родителями на родительском собрании «Весёлая ярмарка. Огород на подоконнике».

Привлечь родителей к реализации экологического проекта «Весёлая ярмарка».

Воспитатель, родители

Анкета для детей: «Что мы знаем о растениях?»

Выявить знания детей о растениях, о том, как и кто за ними ухаживает, для чего нужны людям растения.

Воспитатели, дети.

Гость в группе: «Флорист – садовод»

Познакомить детей с профессией садовода; углубить и конкретизировать представления детей о цветущих растениях;  учить собирать семена для последующей посадки.

Воспитатели, дети, родители.

Октябрь

ООД: «Знакомство с миром природы» Беседа о фруктах и овощах.

Продолжать конкретизировать представления детей об овощах и фруктах; углублять знания  об условиях необходимых для роста растений, месте их произрастания (сад-огород), способах выращивания и ухода за растениями, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека; развивать любознательность, восприятие, память и речь.

Воспитатель, дети.

ООД: лепка из солёного теста «Овощи и фрукты на нашем столе»

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами по лепке; развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи), передавая их характерные особенности; познакомить детей с понятием «ярмарка»; развивать фантазию, творчество; развивать мелкую моторику.

Воспитатели, младший воспитатель, дети.

ООД: рисование «Учимся смешивать краски, чтобы раскрасить овощи на листке  раскраске»

Развивать любознательность, мышление, зрительное внимание, цветовое восприятие, речь как средство общения, навыки самоконтроля при работе с практическим материалом по образцу; расширять знания детей о цвете;  учить получать дополнительные цвета, смешивая основные;   формировать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Воспитатели и дети.

Ноябрь

ООД: рисование «Раскрасим овощи для магазина»

Закреплять  знания об овощах.Учить описывать их качества, цвет, форму; определять по описанию — название загадок; развивать творчество, воображение.

Воспитатели, дети.

ООД: лепка «Ёжик из картошки»

Учить детей делать поделки из природного материала (картофеля); продолжать учить детей работать с бросовым материалом; закрепить навыки лепки: закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции, развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь, воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе.

Воспитатели, дети.

ООД: Беседа  «Откуда хлеб пришёл»

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов; познакомить с видами зерновых культур

(рожь, пшеница, овёс).

Воспитатель, дети.

ООД: Исследовательская деятельность «Свойства почвы»

Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе; познакомить детей со свойствами почвы: пропускает воду, есть воздух; содержит питательные вещества. Развивать интерес детей к познавательной деятельности, к проведению опытов.

Воспитатели, дети.

Декабрь

ООД: исследовательская деятельность «Вода в природе и в жизни человека»

Познакомить детей со свойствами воды, её значением  в жизни человека и растений;  учить делать простые умозаключения на основе полученных результатов;  воспитывать бережное отношение к воде; формировать у детей экологическое мировоззрение.

Воспитатели, дети.

Основной этап

Январь

ООД «Растения в нашем уголке природы»

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; совершенствовать навыки работы в природном уголке; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

Воспитатели, дети.

Совместная деятельность в режимных моментах: «Уход за комнатными растениями»

Развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Воспитатели, дети.

Февраль

ООД: Знакомство с миром природы «Лук от семи недуг»

Посадка лука (в банку с водой и  в почву)

Наблюдение за ростом лука.

(в течение месяца)

Знакомство с правилами ведения дневника наблюдений.

Расширять представления детей о посадочном материале (луковицы). Учить наблюдать за ростом лука в разных условиях: в воде и в почве. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей; учить детей ухаживать за луком зимой в комнатных условиях; формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста луковиц;фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с почвой; учить детей бережно относится к природе; научить детей видеть результат своего труда.

Воспитатели, дети.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувим «Овощи»

Познакомить детей с произведениями об овощных культурах.

Воспитатель, дети.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Учить узнавать огородные культуры, сопоставлять вершки и корешки растений.

Воспитатель, дети.

Март

Консультация для родителей «Мини – огород дома»

Вовлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность, организацию наблюдений за ростом растений; педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического развития ребёнка;

Воспитатели.

Мастер – класс: «Куклы из бабушкиного сундука»: «Изготовление кукол для оформления проекта». (Работа с родителями)

Познакомить детей и родителей с народной игрушкой - куклой, помочь детям и родителям освоить новый способ поделки – рукоделие из лоскутов, развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к игрушкам; воспитывать чувство гармонии и красоты; развивать умение работать совместно с взрослыми. Вызвать желание принять участие в оформлении  проекта «Весёлая ярмарка».

Воспитатели, дети, родители

Поделки для оформления проекта (ящики для рассады, заборчик, домики, карусель и т.д.)

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями; привлечь родителей к оформлению дизайна проекта в группе.

Воспитатели, родители, дети.

Экскурсия в магазин «Семена»

Познакомить детей с разновидностью посадочного материала, многообразием  семян, предметами ухода за растениями. Развитие познавательной активности, расширение кругозора детей.

Воспитатель, дети, родители.

Совместная деятельность в режимных моментах: «Посеем травку»

Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширить у детей знания и представления о травах, их внешнем виде, местах произрастания, о пользе, которую травы приносят людям и животным; обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; учить детей сеять траву; прививать любовь к природе.

Воспитатели, дети

Совместная деятельность в режимных моментах: Разучивание потешек, закличек, частушек, песен, связанных с огородом и овощами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами; прививать любовь к природе через фольклорные произведения.

Воспитатели, дети.

Выполнение совместно с родителями творческих работ на конкурс рисунков по теме «Фантастический огород на окне»

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми; развивать фантазию, воображение.

Дети, родители.

Совместная деятельность в режимных моментах: замачивание семян огурцов, помидоров, фасоли, кабачков.

Учить детей приёмам посева, подводить их к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло); объяснить детям, что перед посадкой необходимо семена замачивать; активизировать словарь детей, развивать речь; воспитывать желание участвовать в общем деле.

Воспитатели, дети.

Работа с родителями: Беседа: «Сделаем посадки дома»

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

Воспитатели, родители.

Самостоятельная работа родителей и детей дома: «Мини – огород»

Вовлечь детей и родителей в совместный труд. Воспитывать трудолюбие.

Родители, дети.

Апрель

ООД: Знакомство с миром природы «Посев семян огурцов, помидор, фасоли, перца, укропа, петрушки».  

Формировать представления детей о выращивании растений из семян; вызвать желание самим вырастить растение; закреплять  представления детей о том, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло); активизировать словарь детей, развивать речь; учить выполнять работу старательно и аккуратно; воспитывать трудолюбие.

Воспитатели, дети.

Совместная деятельность в режимных моментах: Совместный с детьми уход за посадками

Учить ухаживать за растениями: прививать любовь к природе; учить заботиться и быть ответственными за живыми объектами; самостоятельно отслеживать календарь посевов, высказывать свои наблюдения и занести их в дневник наблюдений.

Воспитатели, дети.

Совместная деятельность в режимных моментах: Разучивание сказки «Репка на новый лад»

Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации; развивать речевую активность, упражнять их в умении соотносить действие со словами, учить понимать юмор; формировать умение  находить выразительные средства игрового образа персонажа.

Воспитатели, дети.

Заключительный этап

Апрель

Совместная деятельность детей в ходе режимных моментах: Фоторепортаж «Огород на подоконнике».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе; прививать любовь к труду и природе.

Воспитатели, родители,  дети.

Совместная деятельность в режимных моментах: рассматривание дневника наблюдений.

Вспомнить о зависимости их роста и наличие влаги, света и тепла для роста растений; при помощи записей наблюдений рассказать об изменениях в развитии растений, учить анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать познавательный интерес; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.

Воспитатели, дети.

Досуг «Весёлые посиделки» Презентация творческих работ: «Мини - огород»

Развитие эмоциональной отзывчивости, чувства радости, удовлетворения от полученных успехов, результатов собственного и общего труда.

Воспитатели, дети.

Результат работы:

     В результате проектной деятельности у детей старшей логопедической группы «Сказка» сформировались представления о том, как можно вырастить огородные растения в комнатных условиях, что   благополучное развитие растений, их рост зависит от условий среды: растениям  необходимы тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились сеять семена, сажать луковичные растения, ухаживать за посадками, пользоваться необходимым инвентарём, вести наблюдения. У детей появилось желание трудиться самостоятельно и вместе со взрослыми. А главное, дети и  взрослые испытали чувство радости от общего успеха, от совместного участия в создании  мини – огорода. Весёлая ярмарка получилась на славу!

Список использованной литературы:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
  3. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.
  4. Вакуленко Ю.А.  Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г
  5. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург,1995
  6. Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2012г.
  7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.
  8. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Весёлые перчатки"

Цель данного проекта:научить детей совместно со взрослыми, изготовлять весёлые перчатки и использовать их для занятий по биоэнергопластике, как на логопедических занятиях, так и дома. ...

Проект "Весёлые прищепки" Автор: Кобзаренко Светлана Григорьевна- воспитатель МБДОУ «детский сад «Звёздочка» г. Горняк, Локтевский район, Алтайский край

ldquo;Источники способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”В.А. Сухомлинский...

Проект Весёлая ярмарка

Цель: обобщать знания детей о декоративно-прикладном искусстве....

Технологическая карта проекта «Весёлая ярмарка!»

   Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связ...

Технологическая карта проекта «Весёлая ярмарка!»

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культ...

Детско-родительский проект "Весёлые снеговики"

   В преддверии Нового года и дня Снеговика в России (18 января) решили познакомить детей с появлением снежного чуда. И пусть за окном мороз, а в группе у нас будет большое разнообраз...