Кружок "Любознайки"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Большая Родина всегда начинается с малой – именно по такому принципу выстроена работа кружка «Любознайки». Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране, к родной природе. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий МАДОУ ДС №397 |
Учебно-тематический план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию
кружок «Любознайки»
на 2014 – 2015 учебный год МАДОУ ДС №397
Руководитель: Доценко А.А.
Время работы: вторник 15.30 – 15.55
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Количество детей 12 человек
Пояснительная записка
Большая Родина всегда начинается с малой – именно по такому принципу выстроена работа кружка «Любознайки». Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране, к родной природе. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.
Содержание проекта примерной основной образовательно й программы дошкольного образования “Радуга ” по которой работает наш детский сад предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.
- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
- Чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
- Расширение представлений о России, ее столице.
- Знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн) государства и родного края.
Система работы кружка «Любознайки»
по нравственно-патриотическому воспитанию.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представлена следующим образом:
Семья |
Детский сад |
Родная улица, район |
Родной город |
Страна, ее столица, символика |
Права и обязанности - Конституция |
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны: природа детского сада, родного края; труд людей, традиции, общественные события. Факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение.
Наша страна, край, город неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, народное творчество.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.
№ | Тема занятий (краткое содержание) | Месяц | Кол-во занятий | Кол-во часов | |
1 | «Моя семья» -Фамилия, имя, отчество членов семьи, их профессии, домашний адрес -Семейные праздники | Сентябрь | 2 | 50 мин | |
2 | «Мой любимый детский сад» -Беседа« Мой воспитатель» - Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников -Кто заботится о нас в детском саду -Экскурсия по «экологической тропе» детского сада (знакомство с растениями, деревьями и кустарниками) | Октябрь | 4 | 1 час 40 мин | |
3 | «Моя малая родина» - Герб, флаг Челябинска - Чтение стихотворений, слушание песен о городе Челябинске -Прогулка по родному городу (просмотр видеофильма о достопримечательности города, беседа по содержанию) -Наш дом - Южный Урал -Животный и растительный мир Южного Урала | Ноябрь | 5 | 2ч. 05 мин | |
4 | «На пороге Новый год» - Как животные Южного Урала готовятся к зиме - Любимые зимние виды спорта жителей Урала - Чтение стихотворений, слушание песен о Новом годе, отгадывание загадок о зиме - «Зимний город Челябинск» (просмотр видеофильма, беседа по содержанию) | Декабрь | 4 | 1ч. 40 мин | |
5 | «Наша Родина «Россия» -Россия, герб, флаг, гимн -Природа России (рассматривание репродукций картин о природе России; чтение стихотворений о России, объяснение значения пословиц о Родине) -Народные игры жителей России | Январь | 4 | 1ч. 40 мин | |
6 | «Москва – главный город нашей Родины» -Главный город России - Москва (просмотр видеофильма о Москве, беседа по содержанию) -«Экскурсия по Красной площади» (просмотр видеофильма, слушание песен о Москве) | Февраль (1-2 недели) | 2 | 50 мин | |
7 | «Будем Родине служить» -«Защитники Отечества» (просмотр видеофильма о родах войск Российской Армии, беседа по содержанию) - Рассказ приглашенного воина (приглашаются папы) о защитниках Отечества. | Февраль (3-4 недели) | 2 | 50 мин | |
8 | «Милая мама» - За что я люблю свою маму (составление рассказов детей о маме) - Разучивание стихотворений и пение песен о маме, рисование портрета мамы | Март | 2 | 50 мин | |
9 | «Природа и человек» -Весна пришла на Южный Урал -Труд человека весной -Огород на окошке | Март Апрель | 2 1 | 50 мин 25 мин | |
10 | «Космос» -Что такое космос? (просмотр презентации о космосе, беседа по содержанию) -Первый космонавт – Юрий Гагарин | Апрель | 2 | 50 мин | |
11 | «Планета Земля» - Берегите свою планету. | Апрель | 1 | 25 мин | |
12 | «Этот День Победы» - Экскурсия к Вечному огню. Встреча с ВОВ (чтение стихотворений, слушание песен о солдатах российской армии, рисование воина) | Май | 1 | 25 мин | |
13 | «Красная книга России» -Животный мир Красной книги России (просмотр видеороликов о животных, занесенных в Красную книгу, беседа по содержанию) -Растительный мир Красной книги России (просмотр слайд-шоу о растениях, занесенных в Красную книгу, беседа по содержанию) | Май | 2 | 50 мин | |
14 | «Я гражданин России» - Родина. Россия. Южный Урал. Челябинск. Детский сад. Семья. (Самопрезентация детей) | Май | 1 | 25 мин | |
35 | 12 ч 35 мин |
ЛИТЕРАТУРА
- Родной край», Р.И. Жуковская, М. Просвещение, 1985
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д. Маханева
- «Наша Родина – большая, необъятная страна», Челябинск, 2007
- Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка», М., 1998
- Н.А. Рыжова «Волшебница вода», М., 1997
- Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия», Минск, 1996
- С.Н. Николоаева «Методика экологического воспитания в ДОУ», М. Просвещение, 2001
- «Природа родного края», Челябинск, 1997
- «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко
- «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкинской
- «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая
- «Южноуральские писатели детям», Т. Крохалева, Челябинск, 2007
- «Гербы и символы. Челябинск и Челябинская область», С-П, 2007
- «Наш дом – Металлургичекий район», Челябинск, 1996
- «Наш дом – Южный Урал», Е.С. Бабунова, Магнитогорск, 2005
- Т.Д. Нуждина «Чудо – всюду», Ярославль, 1997