Кружок "Любознайки"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Доценко Анна Алексеевна

Большая Родина всегда начинается с малой – именно по такому принципу выстроена работа кружка «Любознайки». Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране, к родной природе. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lyuboznayki.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий  МАДОУ ДС №397

 

Учебно-тематический план работы

по нравственно-патриотическому воспитанию

кружок «Любознайки»

на 2014 – 2015 учебный год МАДОУ ДС №397

Руководитель: Доценко А.А.

Время работы: вторник 15.30 – 15.55

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Количество детей  12 человек

Пояснительная записка

Большая Родина всегда начинается с малой – именно по такому принципу выстроена работа кружка «Любознайки». Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране, к родной природе. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Содержание проекта примерной основной образовательно й программы дошкольного образования “Радуга ” по которой работает наш детский сад  предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране,  природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

Задачи:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.
  2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  3. Чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  4. Расширение представлений о России, ее столице.
  5. Знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн) государства и родного края.

Система работы кружка «Любознайки»

по нравственно-патриотическому воспитанию.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников представлена следующим образом:

Семья

Детский сад

 

Родная улица, район

Родной город

Страна, ее столица, символика

Права и обязанности - Конституция

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны: природа детского сада, родного края; труд людей, традиции, общественные события. Факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение.

Наша страна, край, город неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд, народное творчество.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.

Тема занятий

(краткое содержание)

Месяц

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

«Моя семья»

-Фамилия, имя, отчество членов семьи, их профессии, домашний адрес

-Семейные праздники

Сентябрь

2

50 мин

2

«Мой любимый детский сад»

-Беседа« Мой воспитатель»

- Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников

-Кто заботится о нас в детском саду

-Экскурсия по «экологической тропе» детского сада (знакомство с растениями, деревьями и кустарниками)

Октябрь

4

1 час 40 мин

3

«Моя малая родина»

- Герб, флаг Челябинска

- Чтение стихотворений, слушание песен о городе Челябинске

-Прогулка по родному городу (просмотр видеофильма о достопримечательности города, беседа по содержанию)

-Наш дом - Южный Урал

-Животный и растительный мир Южного Урала

Ноябрь

5

2ч. 05 мин

4

«На пороге Новый год»

- Как животные Южного Урала готовятся к зиме

- Любимые зимние виды спорта жителей Урала

- Чтение стихотворений, слушание песен о Новом годе, отгадывание загадок о зиме

- «Зимний город Челябинск» (просмотр видеофильма, беседа по содержанию)

Декабрь

4

1ч. 40 мин

5

«Наша Родина «Россия»

-Россия, герб, флаг, гимн

-Природа России (рассматривание репродукций картин о природе России; чтение стихотворений о России, объяснение значения пословиц о Родине)

-Народные игры жителей России

Январь

4

1ч. 40 мин

6

 «Москва – главный город нашей Родины»

-Главный город России - Москва (просмотр видеофильма о Москве, беседа по содержанию)

-«Экскурсия по Красной площади» (просмотр видеофильма, слушание песен о Москве)

Февраль

(1-2 недели)

2

50 мин

7

 «Будем Родине служить»

-«Защитники Отечества» (просмотр видеофильма о родах войск Российской Армии, беседа по содержанию)

- Рассказ приглашенного воина (приглашаются папы) о защитниках Отечества.

Февраль

(3-4 недели)

2

50 мин

8

«Милая мама»

- За что я люблю свою маму (составление рассказов детей о маме)

- Разучивание стихотворений и пение песен о маме, рисование портрета мамы

Март

2

50 мин

9

«Природа и человек»

-Весна пришла на Южный Урал

-Труд человека весной

-Огород на окошке

Март

Апрель

2

1

50 мин

25 мин

10

«Космос»

-Что такое космос? (просмотр презентации о космосе, беседа по содержанию)

-Первый космонавт – Юрий Гагарин

Апрель

2

50 мин

11

«Планета Земля»

- Берегите свою планету.

Апрель

1

25 мин

12

«Этот День Победы»

- Экскурсия к Вечному огню. Встреча с ВОВ (чтение стихотворений, слушание песен о солдатах российской армии, рисование воина)

Май

1

25 мин

13

«Красная книга России»

-Животный мир Красной книги России (просмотр видеороликов о животных, занесенных в Красную книгу, беседа по содержанию)

-Растительный мир Красной книги России (просмотр слайд-шоу о растениях, занесенных в Красную книгу, беседа по содержанию)

Май

2

50 мин

14

«Я гражданин России»

- Родина. Россия. Южный Урал. Челябинск. Детский сад. Семья. (Самопрезентация детей)

Май

1

25 мин

35

12 ч  35 мин

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Родной край», Р.И. Жуковская, М. Просвещение, 1985
  2.  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д. Маханева
  3.  «Наша Родина – большая, необъятная страна», Челябинск, 2007
  4. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка», М., 1998
  5. Н.А. Рыжова «Волшебница вода», М., 1997
  6. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия», Минск, 1996
  7. С.Н. Николоаева «Методика экологического воспитания в ДОУ», М. Просвещение, 2001
  8. «Природа родного края», Челябинск, 1997
  9. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко
  10. «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А. Кондрыкинской
  11. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»   М.Ю. Новицкая
  12.  «Южноуральские писатели детям», Т. Крохалева, Челябинск, 2007
  13. «Гербы и символы. Челябинск и Челябинская область», С-П, 2007
  14. «Наш дом – Металлургичекий район», Челябинск, 1996
  15. «Наш дом – Южный Урал»,  Е.С. Бабунова, Магнитогорск, 2005
  16. Т.Д. Нуждина «Чудо – всюду», Ярославль, 1997