Экологический проект "Деревья-наши друзья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лёвина Антонина Ильинична

Цель:привлечение детей к исследовательской деятельности по изучению жизни деревьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологический проект102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Деревья – наши друзья»

Цель проекта: выявление и поддержка талантливых воспитанников, занимающихся исследовательской деятельностью;

привлечение внимания воспитанников к исследовательской деятельности по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с экосистемой, к актуальным экологическим проблемам;

демонстрация и пропаганда лучших достижений воспитанников; установление контактов между воспитанниками ДОУ, возможность обмена идеями со своими сверстниками.

Задачи проекта.

Познавательное развитие:

  • приобщение к миру природы;
  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  •  устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
  • формировать умение различать и называть деревья;

Социально-коммуникативное развитие:

  • развивать способности к освоению и преобразованию окружающего природного пространства;
  • закладывать основы экологической культуры личности;
  • формирование основ безопасного поведения в природе:

Художественно-эстетическое развитие:

  •  формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к деревьям;
  • воспитывать любовь к природе;

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Актуальность темы:

  • необходимость воспитания ребёнка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, культурного, активного, творческого, гуманного;
  • развитие интереса к представителям растительного мира – деревьям;
  • усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за растительными объектами;
  • гармоничное формирование разных видов отношений детей к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Участники проекта:

кто выполняет: воспитатель Лёвина А.И., дети подготовительной группы;

кто помогает:  родители.

План деятельности по достижению намеченной цели.

1.Осень. 2.3има. 3.Весна. 4.Лето

Предварительная работа:

  • определение тематики, задачи и содержания работы;
  • выявление уровня знаний детей;
  • сбор информации, распределение по темам, разделам программы.

Предполагаемый результат:

Проведение развлечения «Деревья – наши друзья»; посадка деревьев.

Выполнение проекта:

  1. Исследовательская деятельность.
  2. Экскурсия по экологической тропе.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Сочинение стихов, сказок, речитатива, загадок, песен.
  5. Рисование по музыкальному восприятию, с натуры по памяти;
  6. Иллюстрирование деревьев;
  7. Инсценирование произведений, теневой театр, разработка декораций и костюмов, кукловождение, настольный театр.
  8. Дидактические и экологические игры на закрепление уровня знаний детей.
  9. Заочное путешествие по городу; экскурсия в библиотеку, в дендрарий; посещение парка.
  10. Рассматривание картин известных художников; прослушивание музыкальных произведений; просмотр диафильмов; выставка рисунков на темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
  11. Консультации для родителей, совместные поездки в детскую библиотеку.
  12. Встреча с библиотекарем.  Вечера «Вопросы и ответы», «Загадки и отгадки», «И.И.Шишкин – известный художник».

Продукт проектной деятельности:

  1. Рекомендации:

А) всем людям необходимо бережно относиться к деревьям, ухаживать за ними. Они очень нужны каждому человеку.

Б) знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.

В) любить родной край, любить природу!

Г) иметь представления о различных природных объектах: о растительности леса, сада, участка детского сада, двора родного дома, Красной книге, природе родного края.

Д) записаться в читатели детской библиотеки

Подведение итогов выполнения проекта:

  • Анализ проделанной работы;
  • Презентация проекта – «Деревья – наши друзья».

Определение задач для новых проектов.

  • Углублять знания детей о различных природных объектах;
  • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

«Деревья – наши друзья»

Осень

Раздел программы

Виды детско-взрослой деятельности

Игровая деятельность

Экологическая игра «Вершки и корешки». Цель: развивать самостоятельность в создании игровой среды, определить плоды деревьев.

Дидактическая игра «Прогулка в парк» Цель: развивать чувство ритма.

Дидактическая игра «Найди свой дом». Цель: определить дерево по листу.

Подвижная игра «Кто быстрее добежит до дерева». Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Социально- коммуникативное развитие

Образ русской женщины (осень, царица, боярыня, девушка-крестьянка). Цель: воспитывать желание познавать культуру своего народа.

Речевое развитие

Придумать речитатив дерева, (когда тишина и когда ветер) Цель: совершенствовать фонематический слух.

Сочинить сказку «Путешествие осеннего листа» Цель: продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.

Познавательное развитие

Исследовательская деятельность

1. Беседа. Какая бывает осень? Почему опадают листья? Как зовут тебя, дерево? Какого оно роста? Есть ли у него цветы, плоды? Какие части есть у дерева? Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего – познакомиться (подойти к нему, шепнуть своё имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит).

2. Знакомство со звуками в природе; прослушивание аудиозаписи со звуками природы. Цель: продолжать работу по формированию природоведческого словаря детей.

  1. Вечер «Вопросы и ответы» Цель: расширить представления детей о деревьях (как взрослые сажают молодые деревья, ухаживают за ними, берегут; как утепляют деревья к зиме, производят побелку стволов, окучивание; дети оказывают помощь взрослым- поддерживают растение во время посадки, засыпают землёй, поливают).

4. Экскурсия по экологической тропе. Цель: закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Речевое развитие

Чтение. А. Пушкин «Унылая пора...»; К. Бальмонт «Осень»; Н. Некрасов «Славная осень»; С. Маршак «Песня о жёлуде»; И.Бунин «Листопад». Цель: обращать внимание на изобразительно-выразительные средства в стихотворениях, воспитывать любовь к природе.

Художественно- эстетическое развитие

Рассматривание картины И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», В.Васнецов «Аленушка», В. Суриков «Боярыня Морозова». Цель: воспитывать любовь к родному краю.

Рисование по восприятию на музыку П. Чайковского «Времена года» Цель: передать настроение дерева после опавших листьев

Лепка «Кисть рябины». Цель: учить свободно передавать части дерева.

Коллективное панно из природного и использованного материала «Осень-женщина» Цель: воспитывать эстетический вкус.

Театрализованная деятельность

Придумать сказку «О чём грустят деревья?» и рассказать. Цель: развивать творческую самостоятельность в передаче образа Теневой театр «Под берёзкой» Цель: учить использовать средства выразительности драматизации.

Физическое развитие

Пластические движения «Лист дерева осенью», «О чём грустит осень?». Цель: обеспечивать разностороннее развитие личности ребёнка.

Работа с родителями

Устная консультация «Приобщение детей к миру природы». Цель: бережное отношение к деревьям Прогулка во дворе «Деревья вашего двора». Цель: воспитывать бережное отношение к зелёному другу.

Зима

Раздел программы

Виды детско-взрослой деятельности

Игровая деятельность

Экологическая игра «С чьей ветки детка?» Цель: учить распознавать деревья по сбору семян на снегу, по рассматриванию веток деревьев.

Дидактическая игра «Отгадай по описанию». Цель: определить деревья по характерным признакам.

 Дидактическая игра: «Что лишнее?». Цель: дети должны определить липший предмет (дуб, сосна, клён, берёза, ромашка). Дидактическая игра: «Найди своё дерево» учить находить дерево по описанию.

Социально-

коммуникативное развитие

Рассказывание. «Этапы жизни: старость и молодость» Цель: расширять представление детей о жизни па земле.

Вечер «И.Васнецов известный художник» Цель: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Речевое развитие

Декламировать стихотворение С.Есенина «Берёза» Цель: передавать восхищение красотой зимнего дерева.

Познавательное развитие.

Исследовательская деятельность

1. Беседа.        «Какая бывает зима? Зимние изменения в природе. День и ночь. Почему идёт снег? Какого роста дерево? Что делают деревья зимой»?

Цель: учить видеть природные изменения деревьев.

2. Наблюдение:        привлечь внимание к красоте заснеженных деревьев, рассмотреть и сравнить их. Цель: показать, что на елях снег лежит толстым слоем, а на ветках лиственных деревьев их совсем немного.

3. Наблюдение за состоянием деревьев в зависимости от погоды (иней, изморозь, ледяная корочка) Цель: учить бережно относиться к растениям – не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они легко ломаются (принести веточки деревьев и поставить в воду).

4. Наблюдение        по окучиванию снегом деревьев. Цель: объяснять, что под снегом растениям тепло, нельзя утаптывать снег под деревьями; под тяжестью снега ветки ломаются, поэтому его надо периодически стряхивать. Дети должны бережно относиться к посадкам, например, не делать снежных гор там, где растут молодые деревья.

5. Развесить кормушки для птиц па деревьях. Цель: способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.

Речевое развитие

П.Вяземский «Здравствуй в белом сарафане», Ф. Тютчев «Чародейка-зима...», А.Лопатина «Мудрость дерева».

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

Художественно-

эстетическое развитие

Рассказ по картине И.Грабаря «Зимний пейзаж»,

А.Рябушкин «Зимнее утро»,

Рисование. Новогодняя ёлочка

Лепка плодов дерева

Поделки из корней, веточек, сучков

Сделать книжку-малышку «Зимний лес» из своих рисунков.

Цель: воспитывать любовь к природе, углублять представления о деревьях.

Театральная деятельность

Разыграть сценку «Весёлая волшебница Зима в гостях у деревьев»

Кукловождение «Встреча старости с молодостью». Цель: развивать эстетический вкус в передаче образа.

Физическое развитие

Этюд – снежинки на деревьях. Цель: учить имитировать природные явления.

Передать мимикой, движениями , интонацией старого человека и молодого(дедушка, старушка, девушка, юноша) Цель: совершенствовать точность и выразительность движений.

Работа с родителями

Письменная консультация: «Как научить ребёнка любить природу». Цель: приобщать детей к бережному отношению к природе.

Поездка в дендрарий. Цель: расширить представления о деревьях.

Весна

Раздел программы

Виды детско-взрослой деятельности

Игровая деятельность

Экологическая игра «Угадай на вкус». Цель: учить узнавать фрукты на вкус.

Дидактическая игра: «Что изменилось?». Цель: закрепить знания о деревьях.

Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: продолжать учить детей собирать картинку с изображением дерева.

Социально-

коммуникативное развитие

Беседа: «О профессии» (художник, писатель, поэт, музыкант, скульптор, архитектор, артист). Цель: объяснять, как изображаю т богатства родного края люди разных профессий. Развлечение «Посвящение в книголюбы». Цель: расширять представления детей о различных природных объектах, об искусстве, традициях и обычаях народов России, познакомить с деревьями, занесёнными в Красную книгу; учить использовать полученные знания и навыки в жизни.

Речевое развитие

Декламировать стихи А.Фета «Уж верба вся пушистая», С.Есенина «Черёмуха» Цель: передавать личное отношение к поэтическим строкам о деревьях.

Придумать рассказы по картинам С. Герасимова «Ива цветёт», А.Рылова «Зелёный шум». Цель: приучать проявлять любознательность с целью получения новых знаний о деревьях.

Познавательное развитие.

Исследовательская деятельность

1. Беседа        Пробуждение природы. Цель: углублять представления о том, как просыпаются деревья, зачем деревьям корни, кора и листья, как деревья дышат.

Целевая        прогулка. Цель: учить замечать, что с наступлением тепла почки начали оживать: набухли, увеличились и раскрылись – из коричневых чешуек проглянули листочки. Но не все деревья одеваются зеленью одновременно (осина, клён ясенелистный, абрикос сначала цветут, а потом появляются листья; липа, рябина, клён обыкновенный, наоборот, сначала зеленеют, а потом цветут, а берёза, черёмуха, бузина и зеленеют и цветут одновременно; дуб, ясень, липа раскрывают свои почки тогда, когда наступает настоящее тепло.

3.Экскурсия в парк. Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира: ветки белоствольной берёзки увешаны продолговатыми серёжками, среди листьев черёмухи спрятаны маленькие бутоны, па ветках клёна-кисточки, а па ветках осины серые, похожие на червячков, серёжки, хвойное дерево – с иголочками.

4. Прогулка. Цель: посадить дерево на участке.

Речевое развитие

Чтение. И.Бунин «Весеннее», Е.Баратынский «Весна, весна». Цель: пополнять литературный багаж стихотворениями о природе.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание картин. И.Левитан «Март», И.Грабарь «Мартовский снег», картины И.Айвазовского.

Рисование с натуры – ветка вербы.

Аппликация из веточек деревьев.

Конструирование из бумаги «Вишня».

Бисероплетение «Дерево».

Цель: воспитывать любовь к природе.

Театральная деятельность

Разыграть сценку «Как деревья разговаривают друг с другом» (клён с берёзой, тополь с липой). Цель: показать движениями, как просыпается почка, цветок тянется к солнцу.

Физическое развитие

Пластические этюды: «Солнечный луч», «Берёзка», «Дубок».

Цель: продолжать учить комбинировать движения.

Работа с родителями

Экологический десант. Цель: побелка деревьев на участке, вскапывание почвы, посадка деревьев.

Лето

Раздел программы

Виды детско-взрослой деятельности

Игровая деятельность

Экологическая игра «Угадай фрукты на ощупь».

Цель: обогащать представления о плодах деревьев. Дидактическая игра: «От какого дерева эта веточка?». Цель: учить определять названия деревьев.

Дидактическая игра: «Сравни» Цель: каждый ребёнок рассказывает о своём дереве и сравнивает его с другим

Дидактическая игра: «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клёна-кленовый, лист осины-осиновый).

Социально-

коммуникативное развитие

Рассказывание. «Образ русского человека» (молодец, богатырь, царевич, пахарь). Цель: продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

Вечер «Загадки и отгадки». Цель: обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности деревьев.

Речевое развитие

Декламировать стихи П.Воронько «Лучше нет родного края» с передачей личностного отношения к поэтическим строкам.

Придумать стихотворение об осенних деревьях. Цель: воспитывать любовь к природе.

Познавательное развитие.

Исследовательская деятельность

1. Беседа.        Растения нашего леса. Жизнь старого дерева. Узоры ветвей, таинственное переплетение. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, строению, коре, семенам, плодам; выяснить, какие деревья растут в лесу.

2. Наблюдение, рассмотреть и сравнить деревья на участке, в лесу, парке. Цель: учить давать полную и образную характеристику знакомых деревьев (расположение, и толщина ветвей, окраска и поверхность коры, форма и величина листьев, группировать их на хвойные и лиственные – учить бережному отношению к растениям, нельзя обрывать ветки, зелёные плоды; учить заботиться о молодых деревьях (поливать, пропалывать, рыхлить).

Речевое развитие

Загадывание загадок о фруктах, деревьях.

Чтение. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». Цель: воспитывать любовь к природе.

Художественно -эстетическое развитие

Рассматривание картины И.Машкова «Фрукты па

блюде», И.Грабарь «Рябинка».

Декоративное рисование «Павлово-посадские платки».

Лепка «Берёза»

Аппликация «Яблонька»

Цель: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Театральная деятельность

Разыграть сценку «Разговор разных деревьев».

Совместно придумать сказку на тему «Жили-были деревья» Цель: развивать творческую самостоятельность, объяснять экологические зависимости.

Физическое развитие

Пластические этюды «Разные деревья». Цель: учить изображать берёзку, дубок, яблоньку, елочку.

Работа с родителями

Экскурсия в парк. Цель: учить беречь природу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический досуг " Мы - друзья природы" в младшей группе

Совместный с родителями экологический досуг для детей младшей группы. Задачи: учить основам взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу, повышать уровень экологической культуры родителей, вос...

Экологический проект "Зеленые друзья"

Экологический проект «Зеленые друзья».Экологический проект «Зеленые друзья» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, дол...

Экологический проект "Мы - друзья природы"

В течение 3 лет я работала по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Проект «Мы – друзья природы» является обобщением опыта работы по данной теме.Цель: формировать у детей и родителей чувства с...

Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы

Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы...

Экологический досуг "Мы друзья природы"

Экологический досуг проходит в форме игры КВН. Соревнуются несколько команд....

Экологический праздник «Мы – друзья природы»

Цель: Показать детям, в какие беды попадают дикие звери из-за людей, загрязняющих природу. В игровой форме закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить детей помогать животным, попавши...

Экологический КВН «Мы - друзья природы»

Экологический КВН  «Мы - друзья природы»Цель:Обобщать знания детей о характерных признаках растений и животных, узнавать их по описанию.Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о животных и ...