Картотека игр для формирования полоролевых представлений детей 4-7 лет
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бормисова Светлана Анатольевна

    Взаимодействия мужского и женского начала рассматриваются во многих религиях и учениях. Вопросы о том какова роль мужчины и женщины в современной семье, на работе, во власти сегодня возникают всё чаще.

 До сих пор учёные полемизируют о том, какое понятие шире половое или полоролевое, но и те и другие едины во мнении: всестороннее развитие ребёнка начинается с первых месяцев его жизни. Данная область воспитания очень важна, и заниматься ею, надо с раннего возраста. картотека игр по полоролевому воспитанию детей способствует формированию полоролевых представлений у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_dlya_detey_4-7_let.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-бытовые: «Дочки-матери», «Парикмахер», «Доктор», «Магазин», «Кафе», «Кондитерская», «Салон красоты», «Дом моды», «Дачный огород», «Фирма Чистюля», «Кулинария», «Ателье», «Гости», «Путешествие в страну Сладкоежек», «Посылка из Цветочного города», «Заказы на дом», «Пироговый дворик».

Сюжеты из мультфильмов и книг: «Бал Золушек», «Белоснежка и её друзья», «Феи Винкс», «Страна принцесс», «Русалки», «Барби», «Цветочная аллея», «В гостях у Мальвины», «Царство снежной королевы», «Мисс красавицы», «Жители леса», «Звери в заколдованном лесу».

Технические и общественные: «Путешествие на корабле», «Автобус», «Гаражи», «Такси», «Солдаты», «Лётчики», «Полицейские», «Ремонт машин», «Автостоянка», «Подводная лодка», «Строители», «Спасатели», «Гонки», «Следователи», «Защитники леса», «Мастерская», «Охранная компания» и т.д.

Сюжеты, заимствованные из телепередач (мультфильмов, рекламы, кинофильмов, телесериалов): «Летучий корабль», «Пираты», «Замок пиратов», «Пиратские истории», «Машина времени», «Поиск сокровищ», «Роботы», «Человек-паук и его друзья», «Супергерои», «Путешествия со Змеем Горынычем и Кощеем Бессмертным», «Драконы», «Буратино и Черепашки Ниндзя», «Спайдермены» и т.д.

«Супермаркет», «Подводное путешествие», «Семья», «Зоопарк», «Экскурсия на автобусе», «Лесные истории», «Аллея сказок», «Фантазёры», «Путешествие в страну сказочных героев», «Режиссеры», «Фотограф», «Чудеса света», «Волшебники» и т.д.

                                                                  (И.В. Ткаченко)

Цель: учить детей перевоплощаться.

Воспитатель просит девочек представить, что они стали мальчиками: «Вы должны ощутить себя другими.  Закройте глаза и представьте, что вы делаете, как вы живёте, о чём думаете, чего вам очень хочется».

Девочки рассказывают о своих впечатлениях.

То же требуется и от мальчиков.

(И.В. Ткаченко)

Цель: научить взаимодействию со сверстниками.

Несколько участников (5-10) встают друг за другом, держась за талию стоящего впереди. По команде ведущего «сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания.

Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.

В конце занятия дети рассказывают о своих впечатлениях.

(И.В. Ткаченко)

Проводиться в виде соревнования между мальчиками и девочками. Кто кого перехлопает в ладоши (Обе группы начинают хлопать одновременно. Выигрывает та группа, которая продержится дольше всех, или та, которая найдёт свой идеальный  ритм хлопков).

Кто кого перепоет? (Успех зависит от организованности группы).

По окончании соревнований отмечается, кто победил и почему, что повлияло на победу, как отличилась каждая группа. (Положительно стоит отметить каждую группу).

(Г.Д. Черепанова)

Цели: развивать коммуникативные склонности, умение работать с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе: один ребёнок рисует справа, другой слева. Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят линии в одном ритме.

(И.В. Ткаченко)

Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). По сигналу педагога оба круга начинают движение в противоположные стороны.

По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) в круг, образуя пары, протягивают друг другу правую руку, пожимают её и называют своё имя. Затем по очереди задают вопросы или обмениваются двумя-тремя фразами.

После этого они снова поворачиваются левым плечом друг к другу и продолжают движение. При встрече со своим «новым знакомым» машут ему рукой, произнося любую приветственную фразу.

Упражнение проводиться несколько раз подрят, чтобы каждый мальчик поприветствовал каждую девочку.

В процессе группового обсуждения участники делятся своими впечатлениями.

(Я.А. Павлова)

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребёнку в ладошку стеклянный шарик и даёт инструкцию:

«Возьмите шарик в ладошки, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о своих чувствах, которые возникли у вас во время наших занятий».

(С.В. Петрушин)

Группа делится на мальчиков и девочек. Мальчики садятся в круг, за их спинами становятся девочки. Воспитатель просит девочек: «идя через прикосновение показать свою симпатию всем сидящим здесь мальчикам».

Даётся музыкальное сопровождение. Затем девочки отходят, мальчики встают и ведущий спрашивает их об ощущениях. Теперь девочки садятся в круг. У мальчиков задача – выразить своё доброжелательное отношение ко всем девочкам.

Цель: учить по описанию, определять товарища.

Дети все вместе сидят на стульчиках или ковре.

Воспитатель: «У нас потерялся мальчик (девочка). Я его опишу. А вы постарайтесь его найти. Будьте внимательны».

Далее воспитатель описывает одного из детей группы, акцентируя внимание детей на полоролевых качествах ребёнка, например, «Эта девочка очень добрая и заботливая…», или «Этот мальчик всегда доводит дело до конца, он сильный и смелый…»

В дальнейшем можно предложить стать ведущим кому-то из детей.

Использование народных игр в работе с детьми дошкольного возраста позволит не только развивать у девочек и мальчиков физические качества, но и познакомит их с обычаями и традициями народов России, будет способствовать формированию полоролевых представлений.

(К. Фопель)

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу в группе.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого (мальчики напротив девочек). Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, в каком темпе будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, кружиться, останавливаться и поворачивать назад. Когда щепка проплывёт весь путь, она станет краешком противоположного берега и присоединится к другим.

Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

(И.В. Ткаченко)

Воспитатель просит детей: «Ребята, посмотрите внимательно на каждого и составьте сборный портрет идеального мальчика (девочки). Выбранных вами попросите выйти сюда и объясните, кого и за что вы выбрали. Например, красивый, как Коля, весёлый, как Вася, смелый, как Боря…»

Личностные качества:

  1. Верность.
  2. Воля.
  3. Жизнерадостность.
  4. Гордость.
  5. Доброта.
  6. Доверчивость.
  7. Заботливость.
  8. Ласковость.
  9. Надёжность.
  10. Настойчивость.
  11. Обаяние.
  12. Общительность.
  13. Ответственность.

  1. Отзывчивость.
  2. Порядочность.
  3. Рыцарство.
  4. Самостоятельность.
  5. Скромность.
  6. Смелость.
  7. Способность к сочувствию.
  8. Сила характера.
  9. Терпимость.
  10. Трудолюбие.
  11. Ум.
  12. Уступчивость.
  13. Целеустремлённость.
  14. Честность.
  15. Чуткость.
  16. Чувство юмора.

Полоролевые качества: 2, 9, 10, 14, 17, 20, 22 – мужские;

                                         6, 7, 8, 11, 19, 23, 26, 29 – женские.                          

(русская народная игра)

Дети изображающие «гусей», должны «летать» по всей площадке. «Волк» может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!».

Участники игры выбирают двух ведущих «волка» и «хозяина», остальные изображают «гусей-лебедей». На одной стороне площадки чертят дом, где живут «хозяин» и «гуси». На другой – живёт «волк» под горой. «Хозяин» выпускает «гусей»  в поле погулять, зелёной травки пощипать. «Гуси» уходят от дома довольно далеко.  Через некоторое время «хозяин» зовёт гусей.

Идёт перекличка между хозяином и гусями:

  • Гуси-гуси!
  • Га-га-га.
  • Есть хотите?
  • Да, да, да.
  • Гуси-лебеди! Домой!
  • Серый волк под горой!
  • Что он там делает?
  • Рябчиков щиплет.
  • Ну, бегите же домой!

«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать. Пойманные, выходят из игры. Игра кончается, когда почти все «гуси» пойманы. Последний оставшийся «гусь», самый ловкий и быстрый, становиться «волком».

(русская народная игра)

Участники игры выбирают «хозяина» и двух «покупателей».

Остальные игроки изображают «краски». Каждая «краска» придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину». Цвета не должны повторяться. Когда все «краски» выбрали себе цвет и назвали его «хозяину», он приглашает одного из «покупателей».

Покупатель стучит:

  • Тук, тук!
  • Кто там?
  • Покупатель.
  • Зачем пришёл?
  • За краской.
  • За какой?
  • За голубой.

Если голубой краски нет, «хозяин» говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же «покупатель» угадал цвет, «краску» забирает себе. Идёт второй «покупатель», разговор с «хозяином» повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают «краски». Выигрывает «покупатель», который набрал больше «красок». Если «покупатель» не отгадал цвет, «хозяин» может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

«Хозяином» становится покупатель, который угадал больше «красок».

Игра может повторяться по желанию детей.

(русская народная игра)

Участник – «горелка» не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.  Играющие встают парами друг за другом.  Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие на распев говорят слова:

- Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

-Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

Проговорив последние слова, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь горит.

Игра повторяется. Если «горелки» удаётся запятнать одного из бегущих в паре, он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, «горит».

℘℘℘℘℘

(русская народная игра)

Тот, кого ведущий – «пятнашка» коснётся рукой, сам становится «пятнашкой».

Играющие выбирают водящего – «пятнашку». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» их ловит.

У этой игры возможны варианты.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от «пятнашки», если встанет на какой-нибудь предмет.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга – это дома.

Один из играющих – «пятнашка», он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись в доме, так как в границах круга «пятнать» нельзя. Если же «пятнашка» кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится «пятнашкой».

Пятнашки с именем. Все играющие, кроме «пятнашки», выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. «Пятнашка» не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники встают по кругу на расстоянии одного шага, каждый своё место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них – «пятнашка», он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что «пятнашка» его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих, а месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет своё место и бежит по кругу, «пятнашка» догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру.  Свободный кружок, если успеет, может и «пятнашка», тогда им становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, «пятнашка» догоняет игрока, который вышел из круга.

(русская народная игра)

Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой кон.

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются «запятнать» бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния. Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удаётся сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.

Не редко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт когда, когда мяч забьёт следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся на линии кона, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнулся, игроки города уступают своё место водящим.

У этой игры возможны варианты.

Тот, кто подаёт, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если падающий не поймал на лету возвращённый ему мяч, он берёт его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т.е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники, стоя в разных местах, ловят мяч. Тот, кому удаётся поймать мяч, идёт отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, его берёт тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его, то начинает отбивать, а подающим становится тот, кто удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идёт к ловящим.

(русская народная игра)

Ребёнок, исполняющий роль «ловишки», во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только другие. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук «ловишки».

На площадке чертят большой круг. В середине кладут палку, длина которой должна быть значительно меньше диаметра круга.  Величина круга от 3 м. и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры становятся в кругу, один из них – «ловишка». Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится «ловишкой».

(русская народная игра)

Играющим («пчёлам») следует летать по всей площадке. Гнездо «ласточки» должно быть на возвышении.

Играющие выбирают ведущего – «ласточку», остальные становятся «пчёлами». Сюжет игры развивается следующим образом: «пчёлы» летают по поляне и напевают:

-Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своём гнезде и слушает их песенку, затем говорит:

- Ласточка встанет, пчёлку поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит «пчёл». Пойманный играющий становится «ласточкой». Игра повторяется.

(русская народная игра)

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок (ленту).

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с платком (лентой) и говорит:

- Заря-зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт платок (ленту) на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт платок (ленту), и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй.

Игра повторяется по желанию детей.  

(белорусская народная игра)

Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться во время игры следует по наружной стороне круга, , составленного из шести пар лаптей. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. Ведущий произносит слова:

- Ты, Михасик, не зевай, не зевай!

Лапоточки обувай, обувай! –

Звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.

С окончанием музыки дети останавливаются, и каждый старается быстрее других обуть лапти. Ребёнок,  оставшийся без лаптей, выбивает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

(русская народная игра)

Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные. Перед началом все играющие произносят нараспев:

- Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

 По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок – молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих детей движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Игра повторяется по желанию детей.

(белорусская народная игра)

Начинать искать предметы можно только после произнесённых слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

Выбирается ведущий. Остальные дети закрывают глаза, а ведущий в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

- Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдёт,

Тот себе возьмёт!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдёт, тот и выиграл.

Игра повторяется по желанию детей.

                                                  (белорусская народная игра)

Все действуют точно в соответствии с текстом. Ёж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка выходит из игры.

Все дети вместе с игроками – «мышами» становятся в круг. «Ёжик» - в центре круга. По сигналу все идут вправо, «ёж» - влево. Игроки произносят слова:

     - Бежит ёжик – туп-туп,

                                   Весь колючий, остер зуб!

                                   Ёжик, ёжик, ты куда?

                                   Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к «ежу» подходит один игрок и говорит:

                                     - Ёжик ножками туп-туп!

                                     Ёжик глазками луп-луп!

                                     Слышит ёжик – всюду тишь,

                                     Чу! … Скребётся в листьях мышь!

«Ёж» имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. «Мыши» в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

                                     - Беги, беги, ёжик,

                                     Не жалей ты ножек,

                                     Ты лови себе мышей,

                                     Не лови наших детей!

«Мышки» бегают по кругу, выбегая и за круг. «Ёж» их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки – «мышка» поймана: она в мышеловке.

Таким образом игра повторяется несколько раз.

(украинская народная игра)

Заколдованный игрок остаётся на месте. Заколдованный трижды сам становиться «колдуном», а его предшественник присоединяется к убегающим.

Перед началом игры выбирают «колдуна». Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под неё по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдёргивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом, будет захвачен трижды, становятся «колдуном».

Игра разворачивается следующим образом. Все разбегаются, а «колдун» пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный игрок замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако «колдун» следит за своей жертвой, и как только кто-то снимает чары, он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Игра повторяется по желанию детей.

(башкирская народная игра)

Дети, изображающие пеньки, не должны вставать с мест.

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пенёчки» должны постараться коснуться детей, пробегающих мимо. Осалённые становятся «пеньками».

Игра повторяется по желанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по формированию полоролевых представлений у детей «Составь портрет»

Игра для детей дошкольного возраста, закрепляющая представление о том, что все люди не похожи друг на друга. Учит называть отличительные признаки мужского и женского лица....

Картотека игр по формированию математических представлений у детей младшего возраста

Картотека игр по формированию математических представлений у детей младшего возраста...

Картотека игр по формированию математических представлений у детей раннего возраста

Картотека игр по формированию математических представлений у детей раннего возраста...

Рекомендации психолога для родителей " Формирование полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста

Советы о том как важно научить ребенка нормам поведения,свойственным представителям его пола; о том, чтобы дети помогали друг другу: мальчики помогали девочкам выполнить тяжелую ( но посильную детям) ...

Картотека игр для формирования математических представлений у детей с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста

Картотека игр для формирования математических представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста предназначена для работы воспитателей и учителей-дефектологов с детьми с ЗПР...

Картотека игр для формирования математически представлений у детей с ОВЗ

Действия с множествами предметов обучают, прежде всего, сравнению множеств, учат понимать, где много, а где мало предметов, упражняют в пересчете. Дети с ОВЗ (ЗПР, ЗПРР, ТНР) могут зрительно определит...

Картотека игр на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...