опыт работы по правам ребёнка
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект непосредственно организованной  деятельности в подготовительной к школе группе «Формирование основ правового воспитания дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_pravam_rebenka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной  деятельности в подготовительной к школе группе «Формирование основ правового воспитания дошкольников»

Цель: Обобщать знания детей об их гражданских правах  и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Учить детей применять эти права в жизни. Закреплять знания о правах на  имя, медицинское обслуживание, защиту.

Способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.

Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать.

Воспитывать в детях доброту, заботу, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: «Книга о правах ребенка», символы-жетоны, фотографии детей, домашние  стенгазеты, иллюстрации к сказкам, предметные картинки лекарственных растений, профессий.

Предварительная работа.

Беседы с детьми: «Моя дружная семья», «Любимое занятие моей семьи», «Мой день рождения - праздник всей семьи», «Наши имена», «Чтобы нам не болеть» и др. Дидактические упражнения: «Наши добрые слова», «Расскажи о маме и папе», «Расскажи о бабушке и дедушке», «Подарок внука», «Назови  ласково» и др. Игры: «Я люблю своих родных», «Что мы делаем, когда...», «День рождения». Рассматривание семейных фотографий, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

  • Ребята, нас с вами сегодня ждет интересное занятие. О чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ты беседуй чаще с ней —

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

  • Молодцы, загадку мою вы отгадали правильно. Поэтому я приглашав вас в книжный уголок.
  • Посмотрите, сколько здесь удивительных книг.
  • А вы любите книги?
  • Что можно узнать из книг?
  • Чему они нас учат?
  • Ребята, у нас в уголке появилась новая замечательная книга. Она называется «Книга о правах ребенка». Эта чудо-книга непростая и расскажет нам ваших правах. Я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие по страницам.
  • Итак, открываем книгу: «Ты гражданин России. У тебя, как у любого человека, есть гражданские обязанности и права. Но знайте, ваши права особые. Это права ребенка. Они дают вам преимущество перед взрослыми. Они защищают нас от несправедливости».
  • Ребята, на первой странице какой-то символ.
  • Как вы думаете, что он может означать?
  • Верно, он говорит нам о том, что каждый ребенок имеет право на имя.
  • Давайте внимательно посмотрим вокруг и найдем этот символ у нас в группе.
  • Верно, это наша «Полянка имен». Как вы думаете, почему этот символ расположен именно здесь?
  • Правильно, потому что здесь наши фотографии, и у нас у каждого есть имя.
  • Когда имя дается ребенку?
  • Верно, ребята, каждому новорожденному ребенку дается собственное имя. А в документ, который называется свидетельство о рождении, записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату его рождения, имя и отчество его родителей. У каждого из вас есть такое свидетельство.
  • А знаете ли вы, что каждое имя имеет свое значение? Например, имя Людмила значит «милая людям».
  • Кто из вас знает значение своего имени?
  • Александр - «защитник людей» (греч.), Иван - «милость Божья», Мария  «печальная» и т.д.
  • Как вас дома зовут родители?
  • Как ласково может звучать ваше имя?
  • Кирилл, Кирюша, Кирюшенька и т.д.
  • Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
  • Как вас зовут ваши друзья?

        - Ребята, как вы думаете, хорошо ли человеку живется без друзей

- Почему?

  • Давайте вспомним и назовем с вами пословицы о дружбе:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Доброе братство дороже богатства.

Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.

Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

У друга вода лучше, чем мед у врага.

Нет друга - ищи, нашел - береги.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья в беде познаются.

- А сегодня я хочу познакомить вас еще с одной пословицей: «Дерево сильно корнями, а человек - друзьями». Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята, давайте сейчас вместе с вами сделаем дерево дружбы. Мы вместе с вами рисовали это дерево. Посмотрите, какое оно высокое, у него очень прочные корни, но наше дерево немного грустное. Давайте нашему дереву сделаем радужную крону. Для этого вы поставите отпечатки своих ладошек.

Они переплетутся и создадут радужную крону дереву, которое и будет символизировать нашу дружбу.

Рисование детьми дерева дружбы.

  • Как вы думаете, почему ребенок не может прожить без любви и заботы взрослых?
  • Кто нуждается в вашей любви и заботе? Что вы можете для них сделать?
  • А сейчас я приглашаю вас на презентацию домашней газеты «Наша дружная семейка».

Рассказы детей о своих семьях.

  • А чем вы любите заниматься вместе, всей семьей?
  • Ребята, вы убедились, что семья, дом, родные люди, которые вас любят и заботятся о вас, важны для каждого человека.
  • Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каждый из вас получит конверт, и котором находятся иллюстрации к какой-либо сказке. Вы внимательно должны их рассмотреть, назвать сказку и перечислить, какие права ребенка нарушены в сказке (2-3 примера).

Иллюстрации к сказкам «Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»; «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик», «Дюймовочка», «Морозко»,«Двенадцать месяцев», «По-щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

  • Молодцы, вы справилась с заданием. Открываем следующую страницу.
  • Чем вы любите заниматься?
  • А сейчас я вам предлагаю поиграть в вашу любимую игру.

Хороводная игра «Гори, гори ясно».

  • Молодцы! Отправляемся дальше по страницам книги.
  • Как вы думаете, ребята, что может обозначать этот символ? Действительно, все дети имеют право на медицинское обслуживание, на то, чтобы расти здоровыми.
  • Мы уже с вами говорили о том, что ваши родные - папа, мама, бабушки дедушки — любят и заботятся о вас, о вашем здоровье. А кто еще заботится о вас, о вашем здоровье?

Дидактическая игра «Профессии» (врач, учитель, повар, дворник, артист и т.д.).

  • А как вы думаете, что нужно делать каждому человеку, чтобы быть здоровым?
  • Верно, для этого нужно заниматься спортом, закаляться, есть полезную пищу. А если вдруг заболеешь, простудишься, можно полечиться лекарственными растениями. Многие лекарственные растения вы уже знаете.

- А сейчас мы поиграем в игру.

Дидактическая игра «Исключи лишнее».

- Вы внимательно рассмотрите свою карточку с лекарственными растениями, назовите лишнее растение.

Ребята, мы с вами сегодня путешествовали по нескольким страницам чудесной книги. Вы узнали о том, что у детей в нашей стране есть права.

  • О каких правах мы сегодня узнали?
  • Мы еще не раз встретимся с этой книгой, которая познакомит нас и с другими правами ребенка.

Рекомендации для воспитателей

Организуя работу по правовому образованию дошкольников, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую, художественно-продуктивную.

Рекомендуется:

  • проводить ролевые, дидактические, театрализованные игры, упражнения, конкурсы, инсценировки, круговые беседы «Я хотел бы...», «Я огорчаюсь...», «Я чувствую себя счастливым, когда...», беседы на темы: «Что такое семья?», «Во что я люблю играть дома», «О чем рассказал семейный альбом», «Мой дом, моя семья», «В гостях у бабушки», «Выходной день в моей семье»;
  • организовывать чтение сказок, художественной литературы, пословиц, поговорок, наблюдение за общением детей с родителями, чайные столики, уголки уединения, продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация), проблемно-поисковую деятельность;
  • создать книгу «Кто я?»;
  • оформить альбомы «Будем знакомы», «Каждый имеет право...», «Семейный альбом», «Ваши права», «Права на всякий...», «Изучаем права человека»;
  • провести для родителей беседу «Знаете ли вы своего ребенка?» анкетирование «Я как родитель», «Портрет моего ребенка», неделю прав ребенка, посещение семей на дому с целью установления более тесных контактов между семьей и детским садом, наблюдение и анализ внутрисемейных взаимоотношений, встречи с интересными людьми, дискуссии;
  • оформить специальные стенды «Мир глазами детей», «Семейное право».

Литература для воспитателей «Правовое воспитание детей»

  1. Права ребенка: Основные международные документы. М.: Дом, 1992.
  2.  Конвенция о правах ребенка.
  3. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений, под. ред. Л.Е. Курнешовой.М.: Центр «Школьная книга», 2002.
  4. Е.Г.Каширцева, Е.С.Шабельник. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов. М.: Вита-Пресс, 1995.

5. Е.Г.Каширцева, Е.С.Шабельник. Права на всякий случай М.: Вита-Пресс, 1995.

6. Права ребенка: Сборник документов и cтатей. М., 1992.

7. Права человека: Сборник универсальных и региональных международных  документов. Сост. Л.И. Шестаков, М., 1990

8. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

  1. К.Суслова, В.Д.Бондарь. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. 1994г. № 3.
  2. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. М., 1992. 11
  3. Ю. Яковлев. Ваши права, дети. М., 1992 .

Анкета для воспитателей

  1. Знаете ли вы, что существует Конвенция о правах ребенка? (источник информации укажите рядом с ответом) ______________________________  ________________________________________________________________
  2. Какие права детей Вы знаете? Назовите некоторые из них.____________  ________________________________________________________________
  3. Какие права детей чаще всего нарушаются в нашем обществе?_________ ________________________________________________________________
  4. Кто ответственен за защиту прав детей?____________________________  _______________________________________________________________
  5. Что может сделать ДОУ для обеспечения защиты прав детей?_________ ________________________________________________________________
  6. На Ваш взгляд, необходимо ли давать дошкольнику знания о правах и обязанностях человека (ребенка)?___________________________________ ________________________________________________________________
  7. Какие методы и формы работы являются, по Вашему мнению, эффективными для формирования элементарных представлений о правах человека? _______________________________________________________ ________________________________________________________________

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы у вас с ребенком были доверительные отношения? Тогда помните:

Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами:

ни в том, что появился на свет,

ни в том, что создал для вас дополнительные трудности,

ни в том, что не дал вам ожидаемого счастья,

ни в том, что не оправдал ваших ожиданий.

Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

  • Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от, него того, чего он просто не может дать - в силу особенностей возраста или характера. Короче, не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Памятка для взрослых

Владимир Леви

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно за все сразу, а не отдельно - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души.

Наказание - не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  2. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!
  3. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует только в обратную сторону!
  4. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Примерный перечень художественных произведений для чтения детям

  1. А. Барто. «Любочка», «Одиночество», «Прогулка», «Сонечка», «Чего

нельзя, того нельзя».

  1. О. Дмитриева. «Вася Хохолков», «Перемена».
  2. С. Антонова. «Подружки».
  3. В. Катаев. «Цветик-семицветик».
  4. О. Осеева. «Отомстила», «Волшебное слово», «Плохо», «Хорошее», «Три

товарища», «Сыновья».

  1. И. Турчина. «Дружба».
  2. Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек».
  3. С. Капутикян. «Моя бабушка».
  4. Э. Мошковская. «Обида».
  5. Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. «Ваши права!».
  6. Е.С.Шабельник. «Права ребенка».
  7. А.А.Усачев. «Приключение зеленого человечка».
  8. Н.И. Элиасберг. «Права ребенка - это наши права!».
  9. Ю.Я. Яковлев. «Ваши права, дети».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.

"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...

Опыт работы детского сада по теме "Инновационные методы по формированию правил поведения на дорогах у дошкольников»

В стихотворной форме освещены  такие формы работы как: автодискотека, акция "Внимание дети" для родителей водителей, работа комиссии "за безопасность дорожного движения....

Опыт работы «Культура поведения ребёнка средствами звуковой культуры речи».

Культуру поведения ребёнка можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

Опыт работы "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и в семье"

Цель: определить методы и формы, приемы и способы, необходимые для знакомства родителей и детей с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка....

Опыт работы. «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!» (гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование знаний о ПДД и дорожной безопасности)

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...