Занятие по экологии "Наш зеленый друг".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Есина Мария Николаевна

Конспекты занятий по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologicheskoy_kultury_v_doshkolnom_detstve.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема: «Наш зелёный друг».

        Задачи: показать особенности жизненных функций деревьев (питаются, живут, размножаются).

        Питание получают из почвы с помощью корней, по стеблю питательные вещества поступают к листьям, цветкам, плодам. «Зелёная фабрика» очищает воздух от вредных примесей.

        Уточнить знания детей о строении дерева (корень, стебель, листья), о значении и функции каждого его органа, видеть красоту природы в любое время года, изменение в его облике; учить различать деревья не только по листьям, но и по коре, плоду, уметь определять возраст дерева по кольцам на срезе ствола.

        Активизация словаря: породы деревьев, названия деревьев, корень, стебель, ствол, листья, всасывать, удерживать почву, корни-тросы, почвогрунт.

        Обогащение словаря: орган.

                        Ход занятия.

(звучит музыка «Наш край» Д.Кабалевского, дети слушают).

        Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта песня? А вы слышали её уже? О чём в ней поётся? Когда мы говорим о Родине, вспоминаем родной дом, двор, берёзки и рябинку, ветвистый дуб и лёгкий белый пух тополей. Мы настолько привыкли к нашим зелёным братьям, что иногда не замечаем их, обижаем, не бережём. А представьте жизнь без них: ни одного дерева, кустарника, листочка – голая пустыня, одни дома и дороги. Скучно? Есть где спрятаться от жаркого солнца? Есть где посидеть, отдохнуть в тени и прохладе? Есть чем полюбоваться? Негде птице свить гнездо, негде спрятаться белке, зайке, Нет ни грибов, ни ягод, ни берёзовой рощи, Ни дремучего леса, ни чистого воздуха. Хорошо? Вам нравятся деревья? Какие деревья вы знаете? В какое время года деревья вам нравятся? А вы сможете узнать дерево по листу, по коре, по древесине? Можете определить – сколько ему лет? Сколько вообще живёт на свете дерево? Хотите узнать обо всём об этом?

        Вот сегодня мы попробуем поближе познакомиться с нашими зелёными братьями, понять их, полюбить их, позаботиться о них. (Воспитатель раздаёт детям по открытке, на которых изображены деревья разных видов в разное время года). Ребята, посмотрите на эти фотографии. Вы узнаёте деревья? Какие деревья у Юли?.. Какое время года? В разное время года дерево встречает нас в разном «наряде». Весенним утром оно усыпано коричневато-зелёными набухшими почками, летним днём шелестит зелёной кроной листьев, осенью одевается в багряно-жёлтый наряд. Выйдя на прогулку зимним утром, вы застанете дерево сверкающим от инея. Посмотрите, как прекрасны деревья в любое время года!

        (Воспитатель вывешивает схему строения дерева).

Дерево – живое существо. Оно тоже дышит, растёт, питается, размножается, умирает.

        Состоит оно из трёх основных органов: корня, стебля (ствола) ,листьев. Корни скрыты глубоко в почвогрунте, широко расходятся и ветвятся, образуя сложную систему. Корни длиннее, чем ветви деревьев. Они, как крепкие тросы, держат дерево в вертикальном положении. Сила их огромна. Они помогают дереву противостоять самому сильному ветру. Корни деревьев пронизывают почву нашего двора и удерживают её от выветривания. Они защищают склоны и берега рек от обвалов. Корневые волоски, как насосы, всасывают влагу из почвы, поят и питают дерево.

        Стебель дерева называют стволом. Ствол ветвится, образуя крону. Все важнейшие органы дерева: листья, почки, цветки, плоды находятся на стволе и его ветвях. Все они накапливают питательные вещества для жизни корней и про запас.

        Обратите внимание на окраску стволов деревьев. У берёзки – они белые, у липы – тёмные, почти чёрные, у тополя и осины – зелёные. Гладкая кора – у каштана,  липы, рябины, берёзы;  трещиноватая  –  у клёна, дуба, акации.

        Посмотрите на срез ствола сосны. Что вы видите на нем? Кольца. По этим кольцам можно узнать, сколько лет дереву. Сосчитайте, сколько колец, столько и лет. (дети считают). Кольца разной толщины. Есть толстые, есть тонкие. Так вот по их толщине мы можем узнать, какие годы были засушливые, а какие были благоприятные. Это дерево прожило 20 лет. А сколько же лет живут вообще деревья? Так вот самые долговечные породы: дуб, липа, лиственница живут более 500 лет. Самый короткий век – у тополя, осины, ивы.

        Если бы деревья умели говорить, то представляете, сколько интересного они могли бы вам рассказать. Ведь они пережили и ваших прабабушек и многих, многих людей. Стоят, смотрят на нас, шумят своей листвой. А мы любуемся ими, поём песни о них, водим хороводы вокруг них, читаем стихи и восхищаемся ими.

Послушайте стихотворение С.Есенина «Берёза».

                Зелёная причёска, девическая грудь,

                О, тонкая берёзка, что загляделась в пруд?

                Что шепчет тебе ветер?

                О чём звенит песок?

                Иль хочешь в косы-ветви

                Ты лунный гребешок?

                Открой, открой мне тайну

                Твоих древесных дум,

                Я полюбил печальный

                Твой предосенний шум.

        Игра «Назови дерево».

Цель: закрепить названия деревьев.

Правила игры: дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, тот ловит его и называет любое дерево, возвращая мяч воспитателю. Дети не должны повторять ответы других ребят.

Наблюдение в природе: Рассматривание деревьев, уточнив их название, обратить внимание на кору  (цвет, поверхность), узнать дерево по коре, листу. Рассматривание пеньков: определить возраст деревьев, благоприятные и засушливые годы. Сравнить деревья по толщине, высоте.

Материал к занятию: звукозапись песни  Д.Кабалевского  «Наш край», схема строения дерева, открытки и иллюстрации с пейзажами леса ( парки, поляны ) в разное время года, срез ствола сосны, мяч.

                Тема: «Весна – пора цветения» или «Цветок и плод».

        Задача: рассказать детям о поре цветения деревьев, помочь понять, что цветы – это не просто украшение природы, а орган размножения. Помочь увидеть разнообразие цветов, их особенности, строение. Вспомнить из наблюдений пору их цветения, связать с природными условиями, показать на данном примере взаимозависимость цветения с погодными условиями, активности тех или иных насекомых ( яблони, груши, сливы ) цветут в начале мая, до распускания листьев, когда происходит бурное сокодвижение и у деревьев много сил. Тополь цветёт в жаркий период, в начале лета, чтобы пух свободно разлетался в пространстве. Учить различать плоды, называть их по видам ( костянка, яблоко, зёрнышко, семечко ).

        Активизация словаря: цветение, плод, косточка, зёрнышко, семечко, жёлудь, каштан, дар природы.

        Обогащение словаря: чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина «Черёмуха» ( показывает иллюстрации, звучит лирическая музыка ).

        Воспитатель: о каком времени года говорится в стихотворении?

Весна – пора цветения многих деревьев. Первыми, ещё до распускания листьев зацветает ива,  берёза, дуб, осина. Эти породы цветут неярко. У них мелкие, нежные, простые по строению цветы. Цветок в отдельности почти не заметен, по высоте они образуют очаровательные соцветия – серёжки пушистые, серебристые, при цветении желтоватые у ивы, крупные фиолетово-серые, мохнатые у осины; нежные, гибкие, повислые  у берёзы, у дуба. У клёна, рябины цветки крупные, но в отдельности тоже слабозаметные, в соцветиях же красочные. Красив цветущий каштан! Белые соцветия – «свечки» на фоне молодой зелени выделяются оригинально. Но особенно привлекательны цветущие плодовые деревья: яблони, груши, вишни.

        Скажите, ребята, почему поэт выразил свой восторг такими словами: «как молоком облитые стоят сады вишнёвые»?

        Да, действительно, от изобилия белых цветов сад стоит, как молоком облитый. А какое наслаждение испытываешь, вдыхая аромат черёмухи или белой акации. И тянется рука, хочет сорвать ветку цветущего дерева. Но постой, задумайся – стоит ли: ведь сорванная ветка погибнет и не принесёт пользы ни тебе, ни мне. Не будет плодов, не будет продолжения жизни.

        Даже в песне поётся: «Не ломай черёмухи у реки, красоту невинную береги!..» Для нас цветы – это украшение природы. Для растения – это орган размножения. Из чего же состоит цветок? Давайте рассмотрим цветок яблони. (Воспитатель вывешивает схему строения цветка). Он состоит из чашечки, венчика, тычинок, пестика. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльников, в которых созревает пыльца. Пестик состоит из завязи, столбика, рыльца.

        При опылении пыльца попадает на рыльце пестика и происходит опыление, то есть рождается плод, а затем созревает. Что же такое плод? Зачем он нужен растению?

                Физкультпауза «Угадай на ощупь плод»

Возьмите карточку №1, посмотрите и скажите с какого дерева плод? ( вишня,слива,

абрикос, персик, алыча). Что находится внутри этих плодов? ( Косточка ). Такие плоды называются костянками.

Возьмите карточку №2. С какого дерева эти плоды? (Яблоня, груша, рябина, лимон, апельсин). Внутри этих плодов есть зёрнышки, семечки и называются они яблоко.

Возьмите карточку №4. Назовите, с каких кустов эти плоды? (Малина, смородина, крыжовник). В их сочной мякоти много свободных семян. Такие плоды-ягоды охотно поедают животные, особенно птицы.

Возьмите карточку №3. Назовите, с каких деревьев эти плоды? (Сосна, каштан, дуб).

У берёзы, клёна, липы плоды-крылатки. Они с помощью ветра далеко разносятся от родителей. Зато плоды дуба падают рядом и являются сытным кормом для многих животных.

У каштана плод очень забавен. Он спрятан в зелёной коробочке, которая вся усыпана крючковатыми шипами. Когда она раскрывается, внутри обнаруживается красивое, крупное, блестящее, плотное семя.

Хорошо известны всем семена тополя. Семена спрятаны в зелёных голых коробочках. Когда устанавливается сухая, тёплая погода, коробочки раскрываются и семена на пушистых белых  парашютиках отправляются в путь. Этот период очень напоминает зимнюю вьюгу.

Плоды и семена растений – это неоценимый дар природы. Это пища: хлеб – пшеница, рожь, ячмень; масло – подсолнечник, кукуруза, рапс; одежда – хлопок, лён, конопля; овощи, фрукты, ягоды. Из многих плодов мы делаем букеты, поделки.

                Игра «Назови плод»

Материал: кубик, на гранях, которого нарисованы косточка, зёрнышки, семечки и три цветных грани зелёного, красного, жёлтого цвета.

Цель: Уточнить и закрепить названия плодов различных деревьев. Знать различные виды семян (Косточка, зёрнышко, семечко).

Правила игры: Дети встают в круг и по очереди бросают кубик. Ребёнку, которому выпала косточка, называет плод – костянка, если зёрнышко – плод ягода. Если красная грань – прочитать стихотворение о любом дереве. Если жёлтая – назвать кустарник, зелёная – назвать дерево.

Наблюдение в природе: цветение деревьев, кустарников, овощных культур. Рассматривание цветка любого дерева или растения.

Сравнение нескольких цветов (что общего, различия).

Наблюдение за превращением цветка в плод.

Определение плодов на ощупь, на вкус, по запаху.

Придумывание загадок.

Материал к занятию: кубик с тремя цветными гранями и с изображением косточки, зёрнышка, семечка; набор карточек «мир природы»; схема строения цветка яблони (вишни); поднос с семенами (для рассматривания) и поднос с плодами (для рассматривания).

                Тема «Зелёная фабрика планеты».

Задачи: Дать детям представление, что листья служат дереву не для украшения, а для теплорегуляции и обмена веществ, что листья работают один сезон, что у каждого дерева листья особой формы, что зелёные листья имеют разные оттенки. Рассказать о том, почему листья летом зелёные, многоцветные. Помочь понять, для чего в природе происходит листопад. Заострить внимание детей на его причинах: защита от сухого времени года (зима), в лечебных целях, защита от снега.

Активизация словаря: листопад, кислород, питательные вещества, ствол, крона, ветки, планета.

Обогащение словаря: хлорофилл, пробковые слои, устьица.

        Дети, я хочу загадать вам необычные загадки, попробуйте их разгадать. Для этого нужно внимательно рассмотреть на карточке картинки. Напротив каждой клеточки – картинка. Произнесите название карточки и какой звук первым вы услышите в этом слове, то запишите его в клеточку напротив. После того, как все клеточки заполните буквами, начинайте читать слово сверху вниз по буквам. Посмотрите, как я отгадываю свою загадку. (Воспитатель показывает на образце). Молодцы! Все отгадали мои загадки. А теперь рядом нарисуйте лист с этого дерева. Давайте посмотрим, все ли правильно передали форму листа того или иного дерева. У каждого дерева лист определённой формы и она неповторима и зелень их тоже разнообразна: светлее, темнее, ярче, бледнее. Но листья, как и цветы – это не только красота, но и здоровый чистый воздух. Из углекислого газа и воды, благодаря хлорофиллу, в зелёном листе при помощи солнечной энергии образуются органические вещества. При этом процессе из листьев выделяется кислород. От зари до зари трудится зелёная фабрика планеты. И всё это благодаря листьям. Чем больше дерево на земле, тем пышнее его крона, тем чище, свежее, здоровее воздух.

        А сколько ещё загадок таит в себе лист. Вот почему летом он зелёный, а осенью то желтеет, то краснеет? Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным. Зелёный цвет листьям придаёт всё тот же хлорофилл. Он постоянно разрушается и вновь восстанавливается благодаря свету. Летом солнце светит долго, хлорофилл быстро  восстанавливается. А осенью, когда ночи удлиняются, хлорофилл не успевает восстанавливаться. Вот тогда зелёный цвет в листве убывает и заметным становится жёлтый. Лист желтеет. Но осенью листья становятся и красными, и багряными, и оранжевыми. Это зависит от того, какое красящее вещество  находится в вянущем листе. Осенний лист богат своими красками. Яркость цветов зависит от погоды. Дождливой осенью листва от избытка воды и недостатка света будет тусклой и невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то краски будут сочными, яркими.

        А вот с ольхи и сирени листва падает зелёная, так как в этих листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет. Но, почему же лист падает? (Воспитатель слушает ответы детей.) Летом черенки листьев прочно сидят на деревьях. Попробуй, сорви лист. Не так-то легко. Скорее лист порвётся. Зато осенью, чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он отрывается. А, уж если ветер подует, то закружится, зашелестит листва.

        Послушайте стихотворение А.Фета:

                Задрожали листы, облетая,

                Тучи неба закрыли красу,

                С поля буря, сорвавшися, злая

                Рвёт и мечет и воет в лесу.

                Только ты, моя милая птичка,

                В тёплом гнездышке еле видна.

                Светлогрудка, легка, невеличка

                Не запугана бурей одна.

                И грохочет громов перекличка,

                И шумящая мгла так черна…

                Только ты, моя милая птичка,

                В тёплом гнёздышке еле видна.

        Листопад, листопад

        Листья жёлтые летят и летят.

        Озорные там и тут, там и тут.

        Листья дворники метут и метут.

        А они опять летят и летят.

        Ох, уж этот листопад, листопад.

Чарующее время года. «В багрец и золото одетые леса.» Что же произошло? (Воспитатель вывешивает рисунок). Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке (воспитатель показывает), появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка отделил черешок от ветки. Подул ветер, задела птица лист, коснулся человек листа, и полетели они, закружились над землёй, устилая землю разноцветными коврами. (Звучит песня «Листопад»).                                                                                    

Переменка.

         Дети слушают песню, двигаясь под музыку, поднимают по листочку. По окончании песни воспитатель даёт сигнал «пара» где ты?», дети выстраиваются парами (у каждой пары должны быть свои листочки), называют с какого дерева лист, какого он цвета. Дети садятся и слушают рассказ воспитателя.

        Зачем же деревья сбрасывают листву? Хотя деревья живут десятки и сотни лет, листья у них работают один сезон, и за это время быстро изнашиваются, ведь работа у них очень напряжённая. В зелёном листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием температуры и влажности воздуха  они  то открываются, то закрываются, как форточки в домах. Вода, которую всасывают корни из почвы, идёт по стволу, веткам к листьям. Когда форточки-устьица открыты, из листьев испаряется влага. И новые порции воды подтягиваются через ствол в крону. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает их, не даёт перегреться. Приложите лист к щеке – он холодит. Сорванный с дерева зелёный лист быстро засыхает. Почему? А на дереве листья сочные, свежие – его клеточки все наполнены водой. Деревьям нужно много воды. Зимой столько влаги не получишь. Зима – сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от зимней «засухи». Кроме того, нужен листопад деревьям в лечебных целях. Вместе с водой деревья втягивают из почвы различные минеральные соли, но используют их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в печи. Если бы листья не опадали, дерево могло бы себя само отравить. Третья причина листопада: защитить хрупкие ветки от тяжести выпавшего снега. Может быть, видели такое зрелище? Выпал ранний снег, когда ещё деревья не сбросили листву. Деревья сгибались в дугу, а ветки с хрустом ломались под тяжестью снега. Значит, листопад необходим деревьям. А нас он очень радует и забавляет. Сколько игр можно придумать с листьями, какие букеты собрать: даже картины выложить из листьев. Радуйтесь, дети, любуйтесь чудесами природы. А сейчас давайте выложим из листьев красивый узор на полу. (Дети фантазируют. Звучит лёгкая музыка.)

Материал к занятию: загадки-ребусы, листочки бумаги (1/4 альбомного листа), цветные карандаши, простой карандаш, листья с разных деревьев (по 2 листа с каждого дерева), запись песни «Листопад», рисунок (ветка дерева с листьями) для показа.

                Вопросы для закрепления материала:

1.Какое значение имеют листья для окружающей среды?

2.У всех ли деревьев одинаковые по форме листья?

3.Можно ли узнать дерево по листу?

4.Как называется пора, когда деревья начинают сбрасывать листву?

5.Почему лист летом зелёный, а осенью – желтеет или краснеет?

6.Для чего нужны листья дереву?

7.Назови 3 причины листопада.

8.Какие игры можно придумать с листьями?

9.Почему осень называют золотой?

10.Прочти стихотворение об этой поре.

11.Почему зелёный лист, только что сорванный с дерева, холодит, если приложить его к щеке?

12.Почему сорванный с дерева лист быстро вянет?

                 

        

Тема: «Берёза – верная подруга».

Задачи: вызвать у детей чувство любви и радости к белоствольной красавице.

Помочь понять, почему берёза служит символом  светлого, чистого в жизни, родного и близкого.

Обогатить знания детей о различных видах берёз, об особенностях её древесины, об использовании древесины в промышленности.

Воспитывать бережное отношение к природе, заботиться о зелёной красавице.

        10000 видов деревьев населяет нашу страну. Климат земли Рязанской благоприятен для липы, тополя, осины, сосны, лиственницы, дуба. Но более и чаще всего встречаются деревья, о которых так загадочно говорится в народе: «с белой косой стоит под горой». О каком дереве эта загадка? Да, о берёзе. Именно её называют красою русских лесов. Стройная, белокурая, с тонкими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

                        «Люблю берёзу русскую,

                        То светлую, то грустную,

                        В белом сарафанчике,

                        С платочками в карманчиках.

                        С красивыми застёжками,

                        С зелёными серёжками».

Так писал поэт. А сколько песен о ней сложено. Вот послушайте одну (звучит песня). А, как любили девушки водить хороводы вокруг белоствольной подруги. С давних пор берёза служит символом светлого и чистого в жизни. Берёза – единственная среди огромного растительного царства дерево, наделённое природой белоснежной корой. Но встречаются берёзы с вишнёвой, жёлтой, тёмно-фиолетовой корой, даже с чёрной и серой.

        В суровых условиях Камчатки и Сахалина растёт каменная берёза. В дальневосточной тайге – железная берёза (её древесина крепче железа). По ценности карельскую берёзу сравнивают с минералами – самоцветами. Она имеет неповторимый рисунок древесины. Такого сочетания линий, цветов и фона не встретишь нигде. Но не только красотой славится берёза. Берёза – это отличная фанера, мебель, уксус и дёготь, спирт и лекарственные препараты. Идёт она и на изготовление подшипников, шестерёнок, прокладок для труб. Изделия из берёзы отличаются высокой прочностью.

        Препараты, изготовленные из чёрных небольших грибков (чага), растущих на берёзовых стволах, применяются в борьбе с раком. Берёзовый сок используют для приготовления лечебных сиропов. Берёзовые почки и листья заваривают и пьют при заболеваниях почек, желудка, печени.

        Ох, уж эта простая, но необыкновенная берёза! В народе даже существует поверье, что берёза может излечить душу человека. Для этого надо побыть с ней наедине. Мужчина должен встать к дереву лицом, прижаться к ней и обнимая её как бы за «плечи», почувствовать шелковистость её «кожи», вдохнуть терпкий аромат её «волос» - веточек и листьев. А женщина должна встать спиной к берёзе, крепко прижаться к ней, закрыть глаза. Она почувствует, как нежное плечо её подруги помогает забыть все горести и обиды, наполнит сердце уверенностью и надеждой. Вот так поэтично передаётся в народе это поверье.

        Но многие забывают о лечебных свойствах берёзы, о том, что она очищает воздух, защищает нас от ветра и пыли, накапливает влагу, благодаря которой в засушливые годы вырастает хороший урожай на полях.

        Из-за полезного берёзового сока люди ломают берёзовые ветки, рубят молодняк, режут кору. И плачут, и плачут берёзки и просят нас о помощи, и ждут её. А кто же им может помочь? Как? Да только мы с вами. Залечим раны, посадим саженцы, напомним нерадивым  друзьям и знакомым о том, что узнали сегодня. Ведь берёза – это символ нашей Родины. А как любили описывать берёзовые рощи в своих романах русские писатели! Каждый русский поэт написал стихотворение о ней. Ф.Тютчев писал так:

                Печальная берёза у моего окна,

                И прихотью мороза разубрана она.

                Как гроздья винограда ветвей концы висят,

                И радостен для взгляда

                Весь траурный наряд.

                Люблю игру денницы я замечать на ней

                И жаль мне, если птицы

                Стряхнут красу ветвей.

Или стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном…»

        Великий русский писатель  А.Н.Толстой (воспитатель показывает портрет писателя) был большим природолюбом. Лично он много сделал для того, чтобы его Ясная Поляна, так называется усадьба писателя под Тулой, утопала в зелени. Особенно он любил свою берёзовую аллею. Лев Николаевич засадил 128 гектаров земли. Он обсадил овраги, балки, берега рек. И каким же чудесным стал климат в этих местах! Когда-нибудь вы посетите эту усадьбу, прочтёте много рассказов писателя. Запомните, ребята, где живёт человек, там должен быть зелёный оазис и рыбный прудок. Тогда и жизнь его будет интереснее и богаче. И не будет плакать белая берёза.

        А сейчас давайте встанем вокруг нашей берёзки и споём русскую народную песню «Во поле берёзка стояла».

        Хотите стать волшебниками? Для этого я вам дам волшебную палочку (кисточку), и вы под звучание лирической музыки начнёте творить чудеса. На наших глазах вырастет берёзовая роща. Вы догадываетесь как? Что ж берите волшебные палочки и пусть совершится чудо! Тихо! Рождается берёзовая роща. ( Звучит музыка П.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Дети рисуют. Затем работы соединяют и все любуются берёзовой рощей. Воспитатель читает стихотворение Ф.Тютчева:

                Смотри, как роща зеленеет,

                Палящим солнцем облита

                А в ней какою негой веет

                От каждой ветки и листа!

                Войдём и сядем над корнями

                дерев, поимых родником, -

                Там, где, обвязанный их мглами,

                Он шепчет в сумраке немом.

                Над нами бредят их вершины,

                В полдневный зной погружены,

                И лишь порою крик орлиный

                До нас доходит с вышины…

                

                Вопросы для закрепления материала:

  1. Какое дерево среди огромного растительного царства наделено белой корою?
  2. Как называется слой коры у берёзы, на которой раньше писали?
  3. Все ли берёзы имеют белый ствол?
  4. Какого цвета бывают ещё стволы у берёзы?
  5. Как называют берёзу, которую сравнивают с минералами-самоцветами и из которой делают даже женские украшения?
  6. Что делают из древесины берёзы?
  7. Что используют у берёзы в народной медицине?
  8. Почему говорят, что берёза – символ нашей Родины?
  9. Какой писатель засадил 128 гектаров земли берёзами?

Тема: «Дорога ложка к обеду».

Цель: Познакомить детей с особенностями и свойствами древесины.

Помочь понять, насколько разнообразна древесина разных пород деревьев.

Рассказать, где применяется данный материал; почему из дуба строят дома, а из сосны – корабли.

Вызвать особый интерес к липе. Рассказать, что дерево называют женским, как с любовью и уважением относились люди к ней.

Помочь детям по-другому взглянуть на обыденные вещи. Воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

Обогащение словаря: роспись фоновая и верховая.

Активизация словаря: липа-липушка, точёная, золочёная, вырезать, мягкая, твёрдая порода дерева, простой люд, ярмарка, живой товар, корабельный лес, дубовый лес.

Пособие: ложки простые, с росписью, набор брусков разных пород деревьев. Атрибуты: курочка, уточка, барашек, русская рубашка.

Дети исполняют русскую народную песню «Где был, Иванушка?», подыгрывая на ложках. После исполнения песни воспитатель беседует: «Какой же товар купил Иванушка? (живой, курочку, уточку, барашка)». Но не только живой товар можно приобрести на ярмарке, но и всевозможные полезные вещи. Например, такие, как эта ложка. Ведь без ложки и суп, и кашу в рот не отправишь. Даже Антошка, как пелось в песенке, не отказался от большой ложки. Да и пословица говорит: «Дорога ложка к обеду». Как вы думаете, почему так в народе говорят? ( потому что ложка особенно нужна тогда, когда  садимся есть).

 В стародавние времена железные ложки были большой роскошью, так как стоили очень дорого. Поэтому простой люд пользовался деревянными ложками. Эти ложки покупали на базаре или делали чаще сами. И этому ремеслу обучали с детства, особенно женщин.

У мужчин была работа более сложная, которая требовала мужской силушки. А вот женщины и ребятишки долгими зимними вечерами под пение песен вырезали ложки. Для этого брали дерево более мягкой породы: берёзу или липу. Самая мягкая древесина у липы. С ней  работать было одно удовольствие. Даже самый маленький легко вырезал из неё ложку. Поэтому-то так любили липу и ласково называли её липушка-лапушка. Посмотрите, какая светлая, мягкая у неё древесина и тёплая (прикоснуться щекой).. Как не любить такую ложечку! Ведь каждый делал её для себя или дарил родным и близким. А сколько гордости сияло в глазах мальчика, когда он , вырезая ложечку, ещё и узором украшал ручку. Ложки были всех размеров: и маленькие (для младенцев), и большие (для варки щей в котлах). Помните сказку «Жихарка?» Как он любил свою ложечку, как ласково приговаривал, раскладывая их: «Эта простая ложка – котова, эта простая ложка – петина, а эта – жихаркина. Никому её не отдам!» Да и в русской армии солдат всегда носил ложку при себе.

Полюбил русский народ  ремесло и захотелось его прославить на весь свет. Вот и начали на Нижегородской земле расписывать ложки узором, покрывать позолотой. Посмотрите, какие красивые эти ложки! Чем они отличаются друг от друга? Вы правильно заметили. Существует два вида росписи хохломской: фоновая и верховая. Верховая – это когда узор наносится мазками поверх золотого фона. Сквозь ажурное кружево всё изделие сияет золотом. Фоновая роспись – узор, наведённый контуром, остаётся золотым, а фон вокруг закрашивается чёрным. Во многих местах мастера расписывали свой товар: ложки, ковши и другую посуду. А продавали его на торговой площади в Заволжье в селе Хохлома. И хотя его там только продавали, название перешло на весь промысел. Из Хохломы товар везли купцы на крупнейшие ярмарки, а оттуда изделия расходились по всей Руси и даже за границу. Вот вам и простая ложка!

Игра «Найди себе пару»

Дети находят в специально подготовленной обстановке ложку и по сигналу воспитателя быстро ищут себе пару (ребёнка, у которого ложка расписана таким же способом).

Игра «Найди свою ложку и расскажи»

Правила игры: Дети делятся на три подгруппы, каждая встаёт вокруг своей ложки. По сигналу дети свободно совещаются между собой, затем по очереди отвечают на вопросы воспитателя: какой материал используется для изготовления ложки? Кто чаще всего вырезал ложки? Почему липу прозвали женским деревом? Какая роспись использовалась здесь мастером? Какой узор использовался для росписи? В какой сказке главный герой чуть жизнью не поплатился за свою ложку? В какой пословице говорится о ложке? Придумай загадку о ложке. Почему о ложке говорят: резная, точёная, золочёная?

        Мы узнали сегодня, что делали на Руси из липы. А вот что же делают из других пород деревьев? Много сказок и легенд сложено в народе о могучем дубе. Дуб – символ мощи, стойкости, долголетия. Дуб – это строительный материал высокого качества. Если дом срублен из дуба, то простоит он ни один десяток лет. Дубовые ворота были самыми крепкими. Поэтому городские ворота делали из дуба. Попробуй, враг, сломай их!

        Но дуб использовался не только в строительстве. Из него и мебель прекрасную делали. Для этого нужен был морёный дуб. Это дуб, который несколько лет лежал в воде. Древесина становилась тёмной, очень красивой и после обработки приобретала сказочную красоту. Во время войны англичане украли у нас два вагона такого леса и озолотели. Ведь этот лес ценится как золото.

        Лиственница и сосна – корабельный лес. Его древесина пропитана смолой, поэтому очень стойка к влаге. Сосна – высокое, стройное дерево. Из неё делали мачты для корабля. А помните, я вам рассказывала, как красива древесина карельской берёзы? Из неё даже делают женские украшения и они сверкают как драгоценные камни. Что ещё можно сделать из дерева? (Воспитатель слушает ответы детей).

        Когда-то писали древние люди на бересте. А теперь для этого есть альбомы, тетради, блокноты. А сколько книг напечатано? И всё это из древесины. Поэтому так важно беречь леса, сажать саженцы взамен срубленного дерева и охранять богатство нашей Родины. А сейчас подойдите к  моему столу, рассмотрите эти пластины из разных пород деревьев, найдите самые светлые, самые тёмные, узорчатые, самые твёрдые, тяжёлые. Выложите в ряд от самого светлого  тона до самого тёмного, от самого лёгкого до самого тяжёлого (и наоборот).

Закрепление материала: см.игру «Найди свою ложку и расскажи».

Тема: «Экскурсия в парк».

Цель: Учить детей слушать природу. Видеть её очарование и эмоционально откликаться на красоту родного края. Уметь ходить по парку осторожно, быть внимательным, наблюдать за всем, что окружает, отвечать на вопросы полным ответом, быстро анализируя ситуацию. Способствовать развитию чувств. Уметь сравнивать реальный образ с художественным, используя в беседе стихи, песни.

Обогащение словаря: наслаждение, восторг, хина.

Активизация словаря: шорох листвы, плывущие облака, лучи пробиваются, приглядываться, прислушиваться, призадуматься, светолюбива, витамины, кислород, дыхание, городской парк.

Материал к занятию: поясок, сантиметр, стихи С.Токмаковой из серии «Деревья», разученные с детьми заранее.

        Ребята, посмотрите вокруг. Куда мы пришли? Что вы видите? Успокойтесь, послушайте голоса парка. Что вы слышите? (шорох листьев, голоса птиц, городской шум). Понюхайте воздух. Чем он пахнет? (пряной листвой, ароматом трав, свежестью). Когда мы шли по дороге, мы чувствовали свежесть воздуха? А почему воздух в парке совсем иной? (деревья очищают воздух, листья поглощают углекислый газ, а при фотосинтезе выделяется кислород). Какая сейчас листва на деревьях? Почему летом листва зелёная, а осенью разноцветная? Почему деревья сбрасывают листву? Попробуйте сорвать лист с дерева. Как он оторвался? (легко). Почему летом его сорвать трудно и он чаще рвётся, чем отрывается? А осенью только дунет ветерок, лист сам и полетел. Ещё раз оглядитесь вокруг себя: яркие лучи утреннего солнца пробиваются сквозь ветки деревьев и от этого листва лишь кажется ещё ярче, наряднее. Могучие деревья своими верхушками касаются кудрявых облаков. Они шумно покачиваются. И, кажется, будто мы плывём вместе с ними. А голоса птиц так прекрасно сочетаются с шорохом листвы. Радует нас и цветение трав последними простыми, но необыкновенно красивыми цветами. Что чувствует ваше сердце? ( радость, наслаждение, восторг, спокойствие ).

Вот поэт А.А.Фет то же чувствовал, когда встречался с природой:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало!

Рассказать, что лес проснулся

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой кожицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, но только песня зреет.

        Парк – это островок леса в черте города. Это чудо, дарованное нам природой. И прекрасен он в любое время года. Весною всё просыпается, оживает, радует молодой зеленью. Как писал поэт, что даже петь хочется, но «только песня зреет». Летом море зелени притягивает нас своей прохладой. А осенью чарует золотом листвы. Давайте погуляем по парку. Вы знаете, как надо ходить по нему? (тихо, спокойно, не кричать, присматриваться, прислушиваться, не ломать веток, не давить насекомых, не бросать мусор).

        Дети ходят, узнают и называют деревья, травы, кустарники. А воспитатель собирает букет из осенних листьев разных пород деревьев.

        Ребята, пока мы гуляем, я собрала осенний букет. Давайте поиграем в игру «Найди листу пару». Я вам буду показывать лист, а вы найдёте такой же и назовите с какого он дерева. Кто первый найдёт пару, тот получит мой лист. (играют). А вы любите играть в прятки? Деревья тоже любят и хотят с вами поиграть. Я буду называть дерево, а вы будете искать его. Когда найдёте, встаньте вокруг него. Кто найдёт дерево первым, тому оно обязательно улыбнётся! Осинка, где ты? (дети бегут к осине, встают вокруг неё).

        Чем отличается осина от других деревьев? (ствол с серовато-зелёной корой, листочки всё время дрожат). Прочитайте стихотворение И.Токмаковой «Осинка»:

                                Зябнет осинка,

                                Дрожит на ветру,

                                Стынет на солнышке,

                                Мёрзнет в жару.

                                Дайте осинке пальто и ботинки.

                                Надо согреться бедной осинке.

        Действительно, посмотрите, листки дрожат, как будто мёрзнут и пугаются. Посмотрите, какая лимонно-жёлтая листва! Осина очень светолюбива, поэтому хорошо растёт там, где много света. Рябинка, где ты? Вот она – красавица! Дети, прочитайте стихотворение И.Токмаковой «Рябина»:

                                Красную ягодку

                                Мне дала рябина,

                                Думал я,  что сладкая,

                                А она как хина.

                                То ли эта ягодка

                                Просто не дозрела,

                                То ль рябина хитрая

                                Пошутить хотела.

        Ягоды рябины хороши, когда их тронет первый морозец. А уж, как полезна!. Поэтому они входят в состав витаминных сборов, из плодов готовят и витаминный сироп. А собирать ягоды нужно в октябре после заморозков. Очень уж любят им полакомиться в холодный голодный период года многие птицы, особенно снегири. У самца – грудка красная. Сядет на ветку рядом с гроздью рябины. Красота! Хоть картину пиши. А сама рябина среди белого снега сияет алыми бусинками, будто вся огнями горит. Ведь и лист у неё красный.

        Берёза, где ты? Прочтите стихотворение о берёзе.

                                Если бы дали берёзе расчёску,

                                Изменила б берёза причёску.

                                В речку, как в зеркало глядя,

                                Расчесала кудрявые пряди.

                                И вошло б у неё в привычку

                                По утрам заплетать косичку.

Действительно, хочется берёзке заплести косичку. Посмотрите, как она веточки свесила. Посмотрите, сколько «деток» вокруг неё. Давайте споём песню «Ай, да берёзка».

        Дубок, где ты?

                                Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

                                Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

                                Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный

                                Значит, дуб выносливый,

                                Значит, закалённый.

Ребята, как называются плоды дуба? Даже загадка о них есть:

                        «В зелёный клубочек

                        Спрятался дубочек».

Давайте поищем их и соберём. Скажите, у какого дерева ствол толще? Как можно измерить толщину дерева? (дети вместе с воспитателем измеряют и сравнивают).

        Как вы думаете, нужен ли парк нашему городу? Почему любят ходить сюда дети и взрослые? А кто охраняет парк? А кто его убирает?

        Каждый из нас должен бережно относиться к природе, к этому парку. Самому не причинять вред парку и другим не давать.

        На прощание ещё раз оглянитесь вокруг. Запомните все, что увидели здесь. А сейчас давайте соберём осенние листья для гербария, аппликации.

Тема: «Зелёный дом»

Цель: На примере наблюдений, материала предыдущих занятий систематизировать знания детей, помочь глубже понять значение лесных материалов в жизни человека.

Уточнить, что ни одна отрасль хозяйства не может обходиться без помощи леса.

Он имеет также полезащитное, климатическое, оздоровительное и культурно-эстетическое значение.

Лес – это дом для насекомых, птиц, животных; лес очищает воздух от пыли, газов, вредных микроорганизмов; создаёт прохладу, задерживает влагу, питает реки.

Понять, что всё, что находится в лесу, тесно связано друг с другом и находится в зависимости друг от друга.

Обогащение словаря: Лиственный лес, хвойный, смешанный.

Активизация словаря: Лесовичок, леший, чудеса, защищать, бережно, лукошко, лось, кормиться, прятаться.

Пособие к занятию: 4 больших гриба и 2 маленьких с загадками. Иллюстрации о лесе в любое время года, письмо.

Воспитатель вносит лукошко с грибами. Ребята, посмотрите, что мне сегодня подарил старичок-лесовичок. (заглядывает в лукошко, достаёт гриб)! Но ведь они не настоящие. Что же мы с ними будем делать? Что-то здесь не так. На шляпках что-то написано: «в шубе летом, а зимой раздетый». Воспитатель достаёт другой гриб, читает: «На горе шумит, а под горой молчит». Ведь это же загадки! Старичок-лесовичок  решил позабавить нас, потешить. Загадки придумал. Попробуем их отгадать. (повторяет загадки и дети их отгадывают).

                        Богатырь стоит богат,

                        Угощает всех ребят.

                        Ваню – земляникой,

                        Таню – костяникой,

                        Машеньку – орешком,

                        Петю – сыроежкой.

А вот какая загадочная загадка:

                        Дом со всех сторон открыт,

                        Он резною крышей крыт.

                        Заходи в зелёный дом –

                        Чудеса увидишь в нём.

Как вы понимаете эту загадку? Например, «дом со всех сторон открыт?» (воспитатель слушает ответы детей). Действительно – это дом. В нём есть стены, крыша, хозяева. Но нет в нём дверей. Как будто хозяева всё время ждут гостей. И нет преграды ни хорошему, ни плохому человеку. Любой может погостить. Только добрые люди несут в дом радость, добро и готовы помочь его жителям в трудную минуту. А вот злые люди несут горе, беду, боль, слёзы, свежие раны, простреленные сердца. И самое обидное, что защитить хозяева этого дома себя не могут.

        А вот какие же чудеса можно увидеть в нём? (воспитатель слушает ответы детей). А чудес-то в нём множество! Вот треснула ветка – это вспорхнула сорока-белобока. А вот перед нашим носом упал орешек, поднимаем вверх голову и видим, как испуганно смотрят на нас глаза маленького бельчонка. Видно, выпал орешек из ещё неловких лапок малыша. А вдалеке видим, как лось лакомится мухоморами. А их-то видимо-невидимо! Да такие яркие, нарядные, смелые, гордые. Так и хочется положить их в лукошко. Но что это? Шелестит листва под кустом, качаются травинки? Да это же ёжик! Вылез, увидел нас, сжался в колючий комочек. Как будто спрашивает: «добрый ли ты человек?» Стоим мы, затаили дыхание и увидели чудо: ёжик расправил свои иголочки, обнюхал воздух и заспешил маленькими, но ловкими и быстрыми лапками. А сколько ещё чудес нас ждёт впереди! Но только тот увидит их, кто хорошо знает правила гостеприимства и умеет ходить по лесу. Да, да по лесу надо уметь ходить, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникнуть в её тайны, не нарушить обычный режим жизни его обитателей.

        Запомните твёрдо одно правило: много видит и слышит тот, кто идёт не спеша, кто идёт бесшумно. Тогда непременно повезёт: увидишь, как птицы кормят птенцов в гнёздах, как путешествует, выстроившись в ряд, колючая семейка: ежиха и ежата.

        Ребята, природа создала для нас великолепную страну – лес. Он встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн.

        Лес – родной дом птиц, зверей, других животных. Здесь они кормятся, прячутся от врагов, выращивают потомство. Чем лес разнообразнее, чем больше в нём пород деревьев, кустарников, видов трав, опушек, полян, озёр, болот, ручьёв, тем богаче и животный мир. Всё, что есть в лесу, находится в зависимости друг от друга. Они как бы связаны между собой. И в случае нарушения чего-то, природа восстанавливает его. Например, при обильном размножении насекомых у них начинаются болезни. При наличии в лесу волка имеется нормальное по численности поголовье лосиного стада. Благодаря жукам-могильщикам вы не увидите мёртвых особей, не почувствуете неприятного запаха. Я вам обязательно расскажу о них.

        Но мы так увлеклись, что забыли рассмотреть ещё два маленьких грибочка. (воспитатель достаёт грибочек из лукошка). На одном написана вот какая загадка. Она тоже про лес, но про какой?

                «Весной одевается, а осенью раздевается».

Да, это лиственный лес. Какие же деревья растут в нём? (берёза, осина, липа, дуб, рябина) Воспитатель достаёт последний грибок.

                «И зимою и летом в одной рубашке».

Какой же это лес? (хвойный). И растут в нём какие деревья? (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница) Вот и отгадали все загадки старичка-лесовичка. Эти красивые грибы мы поставим в уголок природы, хоть они и не настоящие. Но они будут напоминать нам о лесных путешествиях, о загадках природы. Но на дне корзинки лежат настоящие плоды: жёлуди, шишки, скорлупа от орехов, каштаны и письмо. Прочтём его?

        «Дорогие ребята, здравствуйте!. Это я, ваш друг, старичок-лесовичок. Мне бы хотелось побывать у вас в гостях, но я не могу оставить лес без присмотра. Ведь ещё на свете много злых, глупых и чёрствых людей, которые могут причинить боль и горе моему дому. Поэтому я его охраняю  как могу: пугаю их, ставлю подножку, цепляюсь за штаны, помогаю спрятаться грибам, ягодам и маленьким зверушкам. А самих плохих людей заманиваю в болото, лесные непроходимые чащи. Пусть поплутают, может задумаются о своём поведении, перевоспитаются. А вот вы, я знаю, добрые ребята. Видел кое-кого в лесу, как вы собирали грибы, ягоды, рвали цветы, травинки. Хорошим людям я всегда рада. Приглашаю их в гости в любое время года. А пока позабавьте старого. Вот вам лесные дары. Попробуйте смастерить из них  что-то забавное, смешное, знакомое: птичку, ежа, гриб, лису, гусеницу или меня. Всего вам хорошего. Творите на радость друзьям и близким. До встречи. Старичок-лесовичок.»

                Закрепление материала:

  1. Почему лес называют домом?
  2. Какие животные в нём живут?
  3. Кто ещё живёт в лесу?
  4. Какой лес называют лиственным?
  5. Какой лес называют хвойным?
  6. Какой лес называют смешанным?
  7. Объясните, почему всё, что есть в лесу, находится в зависимости друг от друга?
  8. Почему говорят: «Лес полон чудес»?
  9. Какие чудеса вы видели в лесу?
  10. В каких сказках встречается наш леший?

Тема: «Кросс-вопрос».

Цель: Закрепить знание детей о природе, выявить, в каком объёме каждый усвоил данный материал.

Вызвать у детей желание проявить активность в данной игре.

Способствовать развитию мыслительной деятельности.

Умению находить нужное растение при выполнении задания, видеть и оценивать результат.

Материал к занятию: рисунок сороки, на хвосте которой нарисовать кружки по количеству букв в словах; узоры из листьев на листе бумаги (по два одинаковых), рисунки инструментов по работе с деревом, билеты, плакат для разминки.

Обогащение словаря: кросс.

Активизация словаря: соревнование, решение, слово, буквы, старт, финиш.

Воспитатель: Все на кросс, все на кросс!

                Начинаем «Кросс- вопрос».

                Все на старт. По ходу кросса

                Будут разные вопросы.

                Кто на все ответит,

                Тот пусть до финиша дойдёт».

А что такое кросс, вы знаете? Кросс – это английское слово и в переводе на русский означает «переходить через что-то». Кроссом называют бег по пересечённой местности, без специальных дорожек и дорог. Мы тоже с вами будем переходить через препятствия, соревноваться друг с другом. Кто же быстрее дойдёт от старта до финиша? Старт – это начало соревнования, а финиш – конец. Итак, усаживайтесь все на стульчик в ряд у первого флажка  (можно использовать кегли). Кто ответит правильно на мой вопрос, тот по моему сигналу переставит стульчик к следующему флажку. Посмотрим, кто дойдёт первым до финиша. Внимание начали!

  1. Воспитатель вывешивает первое задание («сороку»). Какая красивая птица! Вы её узнали? Белые бока, да ещё и с бусами. Конечно, это сорока-воровка. Любит она всё, что блестит. Хватает сразу же. Вот за это её так и прозвали. Но она принесла нам на своём хвосте загадки:

На хвосте несла сорока

Очень разные слова.

Распустила хвост сорока.

Вот досада! Вот морока!

На концах осталось «А…»

То-то не было печали,

Буквы выпали, пропали.

Вы, ребята, постарайтесь,

На вопросы отвечайте,

А потом слова все те

Запишите на хвосте.

 

Кружки с буквами лежат на столе. Нужно только отгадать слова. А они в отгадках. Итак, слушайте их:

1.Какое дерево называют кудрявым?  (берёзу).

2.Из какого дерева даже дети и женщины с удовольствием вырезают ложки? (из липы).

3.Какое дерево никто не пугает, а оно всё дрожит? (осина).

4.Что это за птица?

                Я по дереву стучу,

                Червячка достать хочу.

                Хоть и скрылся под корой,

                           Всё равно он будет мой.  (дятел)

5.Из какого дерева строили мачты для кораблей? (сосна).

6.Как называется плод у сосны?

        II. Что же это за конверт? Что в нём лежит?  (воспитатель достаёт осенние узоры из листьев). Какие замечательные узоры! Все они разные. Это осень их придумала. Но у каждого узора есть пара. Где же она? Давайте внимательно рассмотрим все узоры и найдём парные.  (дети ищут, любуются).

        III. Но что это? (бежит мальчик-ветер, дует и разбрасывает листочки). Да это же осенний ветерок! Вот шалун! Сколько листьев с деревьев посрывал.  Давайте наведём порядок. Каждый поднимет один листочек. (дети выбегают и поднимают по одному листочку). Слышите, звучит музыка. Давайте потанцуем. ( дети исполняют любой танец. Отдают листочки воспитателю). Ребята, но листочки не простые. (смотрит, читает). Да это же осень решила проверить, много ли интересного и полезного мы узнали о природе. Сейчас я буду читать вопрос, а вы отвечайте. Кто ответит правильно, тому и листик отдаём. А потом посмотрим, у кого их больше.

1.Почему нужно бережно относиться к природе?

2.На коре какого дерева писали древние люди?

3.Как узнать сколько лет дереву?

4.Назови три причины листопада.

5.У каких деревьев плоды называются «яблоко»?

6.У какого дерева древесина смолистая?

7. Из какого дерева делали на Руси ворота?

8. Как называется пора, когда деревья начинают сбрасывать листья?

9.Почему в городе сажают много деревьев, особенно вдоль дорог?

10.Для чего дереву нужен цветок?

11.Почему летом лист сорвать трудно, а осенью его и ветерок срывает?

12.Почему дерево называют живым существом?

13.Почему деревья никогда не перегреваются?

14.Почему летом листья зелёные, а осенью цветные?

15.Какое дерево живёт дольше других?

16.У каких деревьев плоды – костянка?

17.У каких деревьев плоды – крылатка?

        А теперь подсчитайте, у кого сколько листочков. Если три листика, то переставляйте свой стульчик на три флажка вперёд. А если – два, то на два флажка вперёд. Итак… победителем стал… Мы вручаем ему главный приз, а остальные получают поощрительные призы.

 

                                        

        

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зеленый друг"

В проекте представлены материалы для организации занятий экологического содержания для детей дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по экологическому развитию « ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ» во второй младшей группе.

Образовательная область «Познание»Цели и задачи:-обогащать и совершенствовать представления детей о луке;-развивать тактильные ощущения (осязательные, обонятельные, зрительные), внимание, память, спос...

Конспект занятия для дошкольников «Письмо зеленому другу» с использованием методик по развитию эмоционально-личностного отношения к природе

Конспект занятия «Письмо зеленому другу» разработано в рамках работы эколого-биологического отдела по развитию эмоционально- личностного отношения к природе. Занятие рассчитано на проведен...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зеленый друг-природа»

Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Зеленый друг-природа»...

Групповой проект "Мой друг - зеленый друг"

Для того, чтобы быть здоровым, меньше болеть, нашему организму нужны витамины. Витамины содержатся в свежих овощах, фруктах, зелени, в том числе и в зеленом луке. Реализация данного проекта поможет де...

Конспект занятия "Любим мы зеленый лук, потому что он наш друг"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностипо исследовательской работе«Любим мы зеленый лук, потому что он наш друг»...