Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Камаева Н.Н. МБДОУ детский сад «Теремок» кобинированного вида город Ардатов Республика Мордовия «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания мира»

Слайд 2

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»

Слайд 3

Материально-техническая база

Слайд 4

Опыты с воздухом и водой

Слайд 5

Опыты и творческие работы с песком

Слайд 6

Мини-проект «Земля – наш общий дом»

Слайд 7

Опыты с растениями. Мини-проект «Огород на окне»

Слайд 8

Использование дидактических игр (собственные разработки) «Найди растение по семечку» Моделирование Д.И. «Значение растений»

Слайд 9

Д.И. «Кому нужна вода» Д.И.«Где работает воздух»

Слайд 10

Литература:

Слайд 11

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал» В.А.Сухомлинский



Предварительный просмотр:

«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира»

                                                                        Камаева Наталья Николаевна

                  Воспитатель МБДОУ д\с «Теремок» комбинированного вида

                                          Г.Ардатов, Республика Мордовия

     

    Существует мнение, что  для успешной подготовки ребёнка к школе нужно как можно раньше учить читать, считать и , если получится писать. Однако задача подготовки ребёнка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, а также пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

       Моё педагогическое кредо – слова восточного мудреца: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который  надо зажечь. И я стараюсь придерживаться этих слов. Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются  его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

СЛАЙД 2. Китайская пословица гласит : «Расскажи –и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы .

          Исследовательская , поисковая деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет узнать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; измеряет глубину снежного покрова на участке, наблюдает за ростом лука и т.д. Все это объекты исследования. Ребёнок познаёт объект в процессе практической деятельности с ним. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, попробовать на вкус, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков и др. ИТАК, что такое опыт. ОПЫТ – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опытно-экспериментальная деятельность предусмотрена и в моём долгосрочном экологическом проекте «Экология души»

СЛАЙД 3. Для экспериментальной деятельности у нас в группе есть уголок природы, где создан цент воды и песка. Под моим руководством на базе ДОУ всем коллективом создан экологический музей, где в том числе можно осуществлять опытно-экспериментальную деятельность с детьми, где есть образцы неживой природы и находится необходимый инвентарь для опытов.

СЛАЙД 4. В группе  провожу опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй.

-  Экспериментирование с водой позволяет детям сравнивать различные состояния воды («Вижу-не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Какая температура?», «Помощница-вода», «Что в банке?», «Где больше?»)

- Экспериментирование  с воздухом  знакомит с основными видами движения (скорость, направление) – «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно увидеть, ощутить, проделать с его помощью ряд действий. Например, с помощью трубочки создавали ветер и запускали парусник.

СЛАЙ 5. – Знакомлю с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). Экспериментирование с песком даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка. Игры: «Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Ветер в пустыне», «Цветной песок»

СЛАЙД 6. Развиваю географические представления – знакомство с глобусом, рассказываю о Солнечной системе, о различных космических явлениях. На слайде представлена презентация мини-проекта – развлечение «Земля – наш общий дом».

СЛАЙД 7. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы (вода, воздух, песок, камни), и живой природы (растениями и  животными).

       Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала также следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

МЕТОД  НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

ТРУД  В  ПРИРОДЕ  (В УГОЛКЕ  ПРИРОДЫ). В данный момент в группе осуществляется мини-проект «Огород на окне».

        Такая деятельность наиболее эффективна и вызывает положительные эмоции у детей , они активно воспринимают всё то, что говорит и делает воспитатель. Опыты с живыми растениями способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, способствуя формированию основ научного мировоззрения. Воспитывает желание трудиться и т.д.

         Проводятся опыты чаще всего в старших группах. В младшей и средней группах используются лишь отдельные поисковые действия.

          Дети очень любят экспериментировать, наблюдать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям.

СЛАЙД 8,9,10. Изучая свойства воды, воздуха, дети мне часто задают такие вопросы: «Зачем нужна вода\воздух?», «Какую пользу приносят растения человеку?»  и т.д. Поэтому , чтобы экспериментальная деятельность стала более эффективной и понятной детям в своей работе я использую и свой  дидактический материал (авторские разработки). Это активизирует мышление, речь, дети подводятся к суждениям и умозаключениям. Используются такие игры: «Кому нужна вода», «Где работает воздух», «Значение растений для человека», «Признаки живого организма». В работе над мини-проектом «Огород на окне» использую игры «Найди растение по семечку» ( по овощным и цветочным культурам). Использую моделирование – «Составь схему-рассказ о комнатном растении».

СЛАЙД 11. В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трёх основных формах: Занятие(НОД), совместная деятельность педагога и воспитанников,, а также самостоятельная деятельность детей.

Выводы: проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность достаточно мощно направляет работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и знаний. Убеждена, что в поисково-исследователь-ской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не только предлагать  максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность , мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

СЛАЙД 12. В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал»

 

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,  так и общего психического развития детей дошкольного возра...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира" учитель-логопед Винничук А.В.

Что я слышу - я забываюЧто я вижу -я  помнюЧто я делаю - я понимаюКонфуцийРечь развивается вместе с мышлением. Активно познавая мир,ребенок развивает мышление и речь.Основная цельСпособствуем фор...

Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

quot;Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"...

Консультация для педагогов: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира»

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других равных условияхбудет его творческая...