Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Морозова Елена Николаевна

Полны весенней музыки края –

И сад, и лес, и степь невообразимая.

У каждой птицы песенка своя,

Своя родная и неповторимая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_nod.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ход НОД :

( Под спокойную музыку дети входят в зал)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости.

                         И не строго, а с улыбкой,

                         Очень тёплой и простой,

                         Гости нас встречают с вами.

                         Чем ответим ? …   ( добротой)

Поприветствуйте наших гостей.

( Дети садятся на стульчики)

Воспитатель : Прежде чем начать нашу образовательную деятельность, я предлагаю ответить на мои вопросы :

  1. Какой сегодня день недели ?
  2. Какое сегодня число ?
  3. Какая  сейчас часть суток ?
  4. Какой месяц ?
  5. Какое время года ?

( Под просмотр слайд – шоу « Весна» воспитатель читает стихотворение.)

Полны весенней музыки края –

И сад, и лес, и степь невообразимая.

У каждой птицы песенка своя,

Своя родная и неповторимая.

Поют пернатые – весь белый свет внимает,

Весна на дудочке серебряной играет.

Воспитатель : Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении ?

( ответы детей)

Воспитатель : Давайте вспомним,  как пришла весна ?

( Ответы детей сопровождаются слайдами)

  1. Стало ярко светить солнце.
  2. Стал таять снег.
  3. Потекли ручьи.
  4. На деревьях и кустарниках набухли почки.
  5. Из почек появились зелёные листочки.
  6. Выросла травка.
  7. Распустились весенние цветы.
  8. Из тёплых краёв прилетели птицы.

Воспитатель : А что ещё подарила  нам весна ?

Дети : Цветы – одуванчики, подснежники, проснулись бабочки, жучки.

Воспитатель : Да, всё оживает вокруг. Вот как   Георгий Алексеевич   Скребицкий описывает весну в своём рассказе :

« Весна – красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки , овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай – ка я разукрашу его по – своему по – весеннему ! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть – чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.»

Воспитатель : Ребята, хотите побывать в таком чудесном сказочном лесу ?

                         ( ответы детей )

Воспитатель :Тогда отправляемся в путешествие !

В нашем путешествии я буду Хозяйкой Природы, а вы моими помощниками – Юными экологами. Нам придётся выполнять сложные задания, принимать непростые решения.

Перед путешествием каждый член команды должен узнать, какую службу он будет выполнять в путешествии.

Нам понадобятся пожарные, лесные спасатели, лесные медики.

( Дети надевают соответствующие атрибуты)

Воспитатель : Ребята, прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

( Ответы детей сопровождаются слайдами )

  1. Не срывать цветы.
  2. Не ломать ветки.
  3. Не ловить птиц.
  4. Не топтать грибы, ягоды.
  5. Не оставлять мусор.
  6. Не разжигать костры.
  7. Не шуметь.

Воспитатель : В лесу необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что –то случится в лесу – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку и всё необходимое для помощи в лесу.

( Физминутка. Дети под музыку идут по дорожке.)

Воспитатель :

На горе, как поясок,

Молодой блестит лесок.

Редкий, низкорослый,

А шумит , как взрослый.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

А на маленькой берёзке

Распускаются серёжки.

  • Вот она, наша красавица встречает нас в лесном царстве.

( Дети рассматривают берёзку. Садятся на стульчики)

Воспитатель : Ребята, скажите, как выглядит берёзка ?

Дети : У берёзы ствол белый, с чёрными чёрточками.

Воспитатель : Как можно сказать одним словом о белом стволе берёзы ?

Дети : Белоствольная берёза.

Воспитатель : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Через чёрные чёрточки берёзка дышит, а называются они – чечевички .

Берёзка – красавица русского леса. Послушайте, как она рассказывает о себе.

« Обо мне стихи и песни сочиняют. Вот например : « Белая берёза под моим окном…» Как звучит ! И ствол у меня белый . А почками моими можно от простуды вылечится . Дрова мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель, лыжи.»

Воспитатель : Ребята, а как называется лес, где растёт много берёзок – подружек ?

Дети : Берёзовая роща.

Воспитатель : Люди говорят, что коса есть у берёзы . Почему так говорят ?

Дети : Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы заплетаются.

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, кто – то оставил непотушенный костёр. Пожарные, скорее за дело !

( Дети имитируют тушение пожара)

Воспитатель : Молодцы , ребята. Не растерялись, ловко потушили костёр !

Ребята, скажите, к чему может привести непотушенный костёр ?

( Ответы детей)

Воспитатель : Посмотрите, что могло бы быть, если бы мы не успели вовремя.

( На экране « Лес после пожара» )

Воспитатель : Погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Там плохой воздух и это вредит здоровью людей. Но мы с вами молодцы, мы спасли лес от пожара!

  • А нам пора отправляться дальше.

( Физминутка )

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.

Воспитатель : А вот и красавица Рябина – Краснощёчка.

В чём особенность этого дерева?

Дети : Осенью на ней созревают ярко – красные ягоды.

( Дети рассматривают рябинку. Садятся на стульчики.)

Воспитатель : Послушайте, как рассказывает о себе рябинка.

« Стройнее и изящнее меня вы нигде не найдёте. И ещё когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны из далека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода ! Да и люди не прочь полакомиться ими!»

Воспитатель : Эти подружки – хвастунишки живут в одном лесу. Лес, где растут берёзы, рябины и другие деревья, имеющие листву, называют лиственным лесом.

(Дети индивидуально повторяют это определение)

Воспитатель : Почему лиственный лес так называется ?

Дети : На ветвях деревьев растут листочки .

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите и здесь непорядок ! Кто – то надрезал кору дерева . Спасатели - медики , скорее за дело !

( Дети замазывают кору дерева )

Воспитатель : Ребята, к чему могла бы привести нанесённая рана дереву ?

Дети : Дерево могло бы засохнуть .

Воспитатель : Но мы и здесь успели спасти дерево от гибели. Молодцы , ребята!

  • А мы дальше отправляемся в путь.

( Физминутка)

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.

Воспитатель : Посмотрите, а вот и две подружки нас с вами встречают.

Что же это за девица ?

Не швея, не мастерица ?

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год ?     ( Ёлка)

Воспитатель : А как зовут её подружку ?

Дети : Сосна.

Воспитатель : Эти два дерева живут в одном лесу и постоянно друг с другом спорят, кто из них важнее и главнее. Послушайте их рассказы .

« Я ёлка – зеленушка. Я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5 – 7 лет. Но не все сразу, а по очереди, потому я всегда зелёная. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из меня строят, и музыкальные инструменты.»

« А я сосна – стройнушка. Чтобы вы там не говорили , а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у ёлки. А строят из меня и дома и бани. И ещё я иду на строительство корабельных мачт.»

Воспитатель :  Ребята, лес , где растут сосны , ели , называется хвойным лесом .

                               ( дети повторяют определение).

Воспитатель : Почему эти деревья стоят всегда зелёные ?

( Они не сбрасывают свои хвоинки )

Воспитатель : Посмотрите на лес, где растут одни ели.

                                     ( слайд « Ельник» )

Воспитатель : Такой лес называется ельник. Что вы можете сказать о ёлочке?

Дети : Верхние веточки молодые, короткие, а внизу старые , длинные. Кора тёмная, шершавая.

Воспитатель : А теперь посмотрите на лес, где растут одни сосны.

( слайд « Сосняк»)

Воспитатель : Такой лес называется – Сосновый бор. Сосняк. Какой ствол у сосны ?

Дети : Светлый, золотистый.

Воспитатель : Старые ветки отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают выше елей.

Лес где растут и лиственные деревья , и хвойные, называется смешанным лесом.

( дети повторяют определение )

Воспитатель : Давайте поговорим с лесом.

 ( Физминутка )

В :  Что ты делаешь мой лес ?

Д :  Целый день качаю Кроны.

В :  На кого похож ты лес ?

Д :  На высокий дом зелёный.

В :  Почему ты зелен лес ?

Д :  Чтоб меня любили дети.

В :  Сколько лет тебе мой, лес ?

Д :  Больше всех на белом свете ?

В :  Сколько птиц ты знаешь лес ?

Д :  Сколько листьев , трав и ряски.

В :  А когда запел ты лес ?

Д :  В миг, когда возникли сказки.

Воспитатель : А теперь, ребята, давайте присядем на полянке. Рассмотрим ветви сосны и ели, и их шишки.

  • Чем они похожи ?

( Ветка сосны зелёная и ветка ели зелёная. У сосны иголки , и у ели иголки.)

« Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали :

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.»

  • Так чем же отличается сосновая ветка от еловой ?  

( Иголочками – хвоинками.)

  • Какие хвоинки у сосны ?

     (Длинные, мягкие, светлые )

  • А у ели ?

( короткие, колючие, тёмные )

  • А чем ещё не похожи хвоинки ?

( Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.)

  • А какие шишки у сосны ?

( Круглые, с твёрдыми чешуйками )

  • Какие шишки у ели ?

( Удлинённые. У неё более мягкие чешуйки )

  • Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесёт их ветер по всему лесу. Там , где упадут семена, вырастут новые сосенки, появится новый лес.

  • Ребята, скажите, что нужно для роста и жизни деревьев ?

  1. Солнце. Дерево не может жить без света и тепла.
  2. Вода. Деревья пьют воду. Воду дерево получает с дождём.
  3. Воздух. Деревья дышат. Им нужен чистый воздух.
  4. Ветер. Переносит и распространяет семена.
  5. Птицы. Поедают плоды, разносят семена. Питаются насекомыми, живущими на деревьях.
  6. Насекомые. Опыляют растения.
  7. Дождевые черви. Рыхлят почву.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, под ёлкой стоит коробок. Что же это ? На что похоже ?

Дети : Подарок. Незнакомый предмет.

Воспитатель : Что в нём может быть ?

Дети : Чья – то вещь, взрывчатые вещества, всё что угодно.

Воспитатель : Незнакомые предметы брать нельзя. Но у нас есть спасатели. Спасатели за дело !

( Спасатели несут коробок воспитателю, вскрывают его.)

В коробке : Спички, топор, нож, пластиковая бутылка.

Воспитатель : Для чего же всё это ? Зачем эти вещи в лесу нужны ?

( Показываю поочерёдно  предмет .   Дети рассуждают.)

  • Пластиковая бутылка. Нужна для того чтобы попить воды. Но потом она становится не нужна , её выбрасывают и она превращается в мусор. А этого делать нельзя.
  • Топор. Нужен чтобы вырубать сухие ветки. Но люди часто вырубают топором ёлки и зелёные веточки, а этого делать нельзя.
  • Спички. Спички приносят только вред в лесу. От неаккуратного обращения со спичками в лесу происходят пожары.
  • Нож. Нож в лесу служит помощником, чтобы аккуратно срезать грибы. Но ножом, плохие люди, обрезают кору на деревьях, а этого делать нельзя.

Воспитатель : Правильно , ребята ! А сейчас давайте поиграем в игру. Я называю вам правило. Если вы согласны. Поднимайте зелёный флажок. Если нет –красный.

  1. Ломать ветки. -  Нет.
  2. Стрелять из рогатки в птиц. – Нет.
  3. Любоваться природой. – Да.
  4. Разорять гнёзда птиц. – Нет.
  5. Рубить ёлки. – Нет.
  6. Помогать животным, птицам. – Да.
  7. Шуметь в лесу. – Нет.
  8. Любить природу. – Да.

Воспитатель : Молодцы, ребята ! Вы прекрасно усвоили сегодняшний урок !

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнёзда весёлые птицы.

« Мне понраву только тот,

Мир лесной кто бережёт,

Тот,  кто веток не сломает,

Мухомор сшибать не станет,

И костёр не разведёт,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину.»

Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства небезграничны, поэтому её нужно беречь и охранять.

Посмотрите, нужна ли ещё наша помощь в лесу ?

Нет. Сегодня мы сделали много добрых, полезных дел. Лес прощается с вами и дарит вам этот фильм.

( Слайд – шоу « Весеннее пробуждение природы» )

Воспитатель : А мы с вами возвращаемся в детский сад.

Итог Нод .

Воспитатель : Вам понравилось путешествие ?

Что запомнилось больше всего ?

Какие задания были трудными ? Лёгкими ?

Ребята, вы знаете, какую отметку хотят получить все ученики в школе ? Конечно 5.

Предлагаю вам оценить свои старания, проявленные во время прогулки. У меня есть цифры 4 и 5.

Подумайте, со всеми ли заданиями вы справились и поставьте себе оценку. Вы были очень внимательными, сообразительными. Большое спасибо вам за прогулку.

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о растениях  леса; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о растениях  леса. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (сосну к сосняку, ель - к ельнику и т.д.).

Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас: лиственный, хвойный лес, смешанный). Вызвать интерес к жизни растений. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.


Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к  растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.


Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.


Предварительная работа:

1.  Просмотр   мультимедиа   презентации   с   беседами   о   растениях леса.

2.  Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Лес – наше богатство», составление рассказов по картинкам.

3.  Просмотр мультимедиа с беседами о деревьях.

4.  Проведение дидактических игр:  « Угадай по описанию», «Кто лишний?» «С какой ветки детки».

5.  Проведение подвижных игр.

6.  Игровые ситуации по правилам обращения с животным и растениями.

7. Чтение художественной литературы о весне, о лесе.

Словарная работа:
березовая роща , ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес;  смешанный лес, белоствольная; хвоинки, хвоя.


Здоровьесберегающие    технологии:    Физминутка    «Беседа с лесом»,

 « Вместе по лесу идём…»


Релаксация «Слушаем звуки леса».

Оформление: слайды с изображением растительности леса, слайды

« Правила поведения в природе», фильм – презентация « Пробуждение природы весной», фонограмма « Деревья говорят о себе», лесная полянка , веточки сосны и ели, шишки сосны и ели,  шапочки – маски для детей, флажки для игры.

Аппаратное обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.

Аудиосопровождение. «Голоса леса».

Образовательные ресурсы:  Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области» составленной  на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Камарова, М.А Васильева.  (Москва 2011 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Сценарий проведения выпускного вечера в детском саду в стиле вручении премии «Оскар детского сада - 2019».

Сценарий разработан с целью подготовки и проведения для выпускников-дошкольников праздничного прощального мероприятия, создания радостного настроения и ностальгической обстановки....

«Создание партнерских отношений с родителями как полноценными участниками образовательного процесса. Совместные детско-родительские проекты»

       Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решен...

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре у детей 4–5 лет». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам...

НОД по ознакомлению с пространственными отношениями для детей средней группы «Виртуальная экскурсия по территории детского сада»

Создание условий для закрепления пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части....