Главные вкладки

    Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Морозова Елена Николаевна

    Полны весенней музыки края –

    И сад, и лес, и степь невообразимая.

    У каждой птицы песенка своя,

    Своя родная и неповторимая.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hod_nod.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Ход НОД :

    ( Под спокойную музыку дети входят в зал)

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости.

                             И не строго, а с улыбкой,

                             Очень тёплой и простой,

                             Гости нас встречают с вами.

                             Чем ответим ? …   ( добротой)

    Поприветствуйте наших гостей.

    ( Дети садятся на стульчики)

    Воспитатель : Прежде чем начать нашу образовательную деятельность, я предлагаю ответить на мои вопросы :

    1. Какой сегодня день недели ?
    2. Какое сегодня число ?
    3. Какая  сейчас часть суток ?
    4. Какой месяц ?
    5. Какое время года ?

    ( Под просмотр слайд – шоу « Весна» воспитатель читает стихотворение.)

    Полны весенней музыки края –

    И сад, и лес, и степь невообразимая.

    У каждой птицы песенка своя,

    Своя родная и неповторимая.

    Поют пернатые – весь белый свет внимает,

    Весна на дудочке серебряной играет.

    Воспитатель : Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении ?

    ( ответы детей)

    Воспитатель : Давайте вспомним,  как пришла весна ?

    ( Ответы детей сопровождаются слайдами)

    1. Стало ярко светить солнце.
    2. Стал таять снег.
    3. Потекли ручьи.
    4. На деревьях и кустарниках набухли почки.
    5. Из почек появились зелёные листочки.
    6. Выросла травка.
    7. Распустились весенние цветы.
    8. Из тёплых краёв прилетели птицы.

    Воспитатель : А что ещё подарила  нам весна ?

    Дети : Цветы – одуванчики, подснежники, проснулись бабочки, жучки.

    Воспитатель : Да, всё оживает вокруг. Вот как   Георгий Алексеевич   Скребицкий описывает весну в своём рассказе :

    « Весна – красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки , овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай – ка я разукрашу его по – своему по – весеннему ! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть – чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.»

    Воспитатель : Ребята, хотите побывать в таком чудесном сказочном лесу ?

                             ( ответы детей )

    Воспитатель :Тогда отправляемся в путешествие !

    В нашем путешествии я буду Хозяйкой Природы, а вы моими помощниками – Юными экологами. Нам придётся выполнять сложные задания, принимать непростые решения.

    Перед путешествием каждый член команды должен узнать, какую службу он будет выполнять в путешествии.

    Нам понадобятся пожарные, лесные спасатели, лесные медики.

    ( Дети надевают соответствующие атрибуты)

    Воспитатель : Ребята, прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

    ( Ответы детей сопровождаются слайдами )

    1. Не срывать цветы.
    2. Не ломать ветки.
    3. Не ловить птиц.
    4. Не топтать грибы, ягоды.
    5. Не оставлять мусор.
    6. Не разжигать костры.
    7. Не шуметь.

    Воспитатель : В лесу необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что –то случится в лесу – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку и всё необходимое для помощи в лесу.

    ( Физминутка. Дети под музыку идут по дорожке.)

    Воспитатель :

    На горе, как поясок,

    Молодой блестит лесок.

    Редкий, низкорослый,

    А шумит , как взрослый.

    Всё чернее с каждым днём

    Стёжки и дорожки,

    А на маленькой берёзке

    Распускаются серёжки.

    • Вот она, наша красавица встречает нас в лесном царстве.

    ( Дети рассматривают берёзку. Садятся на стульчики)

    Воспитатель : Ребята, скажите, как выглядит берёзка ?

    Дети : У берёзы ствол белый, с чёрными чёрточками.

    Воспитатель : Как можно сказать одним словом о белом стволе берёзы ?

    Дети : Белоствольная берёза.

    Воспитатель : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Через чёрные чёрточки берёзка дышит, а называются они – чечевички .

    Берёзка – красавица русского леса. Послушайте, как она рассказывает о себе.

    « Обо мне стихи и песни сочиняют. Вот например : « Белая берёза под моим окном…» Как звучит ! И ствол у меня белый . А почками моими можно от простуды вылечится . Дрова мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель, лыжи.»

    Воспитатель : Ребята, а как называется лес, где растёт много берёзок – подружек ?

    Дети : Берёзовая роща.

    Воспитатель : Люди говорят, что коса есть у берёзы . Почему так говорят ?

    Дети : Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы заплетаются.

    Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, кто – то оставил непотушенный костёр. Пожарные, скорее за дело !

    ( Дети имитируют тушение пожара)

    Воспитатель : Молодцы , ребята. Не растерялись, ловко потушили костёр !

    Ребята, скажите, к чему может привести непотушенный костёр ?

    ( Ответы детей)

    Воспитатель : Посмотрите, что могло бы быть, если бы мы не успели вовремя.

    ( На экране « Лес после пожара» )

    Воспитатель : Погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Там плохой воздух и это вредит здоровью людей. Но мы с вами молодцы, мы спасли лес от пожара!

    • А нам пора отправляться дальше.

    ( Физминутка )

    Вместе по лесу идём,
    Не спешим, не отстаём.
    Вот выходим мы на луг.

    Тысяча цветов вокруг!

    Вот ромашка, василёк,
    Медуница, кашка, клевер.
    Расстилается ковёр
    И направо и налево.

    Воспитатель : А вот и красавица Рябина – Краснощёчка.

    В чём особенность этого дерева?

    Дети : Осенью на ней созревают ярко – красные ягоды.

    ( Дети рассматривают рябинку. Садятся на стульчики.)

    Воспитатель : Послушайте, как рассказывает о себе рябинка.

    « Стройнее и изящнее меня вы нигде не найдёте. И ещё когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны из далека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода ! Да и люди не прочь полакомиться ими!»

    Воспитатель : Эти подружки – хвастунишки живут в одном лесу. Лес, где растут берёзы, рябины и другие деревья, имеющие листву, называют лиственным лесом.

    (Дети индивидуально повторяют это определение)

    Воспитатель : Почему лиственный лес так называется ?

    Дети : На ветвях деревьев растут листочки .

    Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите и здесь непорядок ! Кто – то надрезал кору дерева . Спасатели - медики , скорее за дело !

    ( Дети замазывают кору дерева )

    Воспитатель : Ребята, к чему могла бы привести нанесённая рана дереву ?

    Дети : Дерево могло бы засохнуть .

    Воспитатель : Но мы и здесь успели спасти дерево от гибели. Молодцы , ребята!

    • А мы дальше отправляемся в путь.

    ( Физминутка)

    Вместе по лесу идём,
    Не спешим, не отстаём.
    Вот выходим мы на луг.
    Тысяча цветов вокруг!
    Вот ромашка, василёк,
    Медуница, кашка, клевер.
    Расстилается ковёр
    И направо и налево.

    Воспитатель : Посмотрите, а вот и две подружки нас с вами встречают.

    Что же это за девица ?

    Не швея, не мастерица ?

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год ?     ( Ёлка)

    Воспитатель : А как зовут её подружку ?

    Дети : Сосна.

    Воспитатель : Эти два дерева живут в одном лесу и постоянно друг с другом спорят, кто из них важнее и главнее. Послушайте их рассказы .

    « Я ёлка – зеленушка. Я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5 – 7 лет. Но не все сразу, а по очереди, потому я всегда зелёная. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из меня строят, и музыкальные инструменты.»

    « А я сосна – стройнушка. Чтобы вы там не говорили , а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у ёлки. А строят из меня и дома и бани. И ещё я иду на строительство корабельных мачт.»

    Воспитатель :  Ребята, лес , где растут сосны , ели , называется хвойным лесом .

                                   ( дети повторяют определение).

    Воспитатель : Почему эти деревья стоят всегда зелёные ?

    ( Они не сбрасывают свои хвоинки )

    Воспитатель : Посмотрите на лес, где растут одни ели.

                                         ( слайд « Ельник» )

    Воспитатель : Такой лес называется ельник. Что вы можете сказать о ёлочке?

    Дети : Верхние веточки молодые, короткие, а внизу старые , длинные. Кора тёмная, шершавая.

    Воспитатель : А теперь посмотрите на лес, где растут одни сосны.

    ( слайд « Сосняк»)

    Воспитатель : Такой лес называется – Сосновый бор. Сосняк. Какой ствол у сосны ?

    Дети : Светлый, золотистый.

    Воспитатель : Старые ветки отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают выше елей.

    Лес где растут и лиственные деревья , и хвойные, называется смешанным лесом.

    ( дети повторяют определение )

    Воспитатель : Давайте поговорим с лесом.

     ( Физминутка )

    В :  Что ты делаешь мой лес ?

    Д :  Целый день качаю Кроны.

    В :  На кого похож ты лес ?

    Д :  На высокий дом зелёный.

    В :  Почему ты зелен лес ?

    Д :  Чтоб меня любили дети.

    В :  Сколько лет тебе мой, лес ?

    Д :  Больше всех на белом свете ?

    В :  Сколько птиц ты знаешь лес ?

    Д :  Сколько листьев , трав и ряски.

    В :  А когда запел ты лес ?

    Д :  В миг, когда возникли сказки.

    Воспитатель : А теперь, ребята, давайте присядем на полянке. Рассмотрим ветви сосны и ели, и их шишки.

    • Чем они похожи ?

    ( Ветка сосны зелёная и ветка ели зелёная. У сосны иголки , и у ели иголки.)

    « Даже ёлки мы вначале

    От сосны не отличали :

    Раз растут иголочки,

    Значит это ёлочки.

    А когда на ветку ели

    Мы поближе посмотрели,

    Оказалось, что она

    Не такая, как сосна.»

    • Так чем же отличается сосновая ветка от еловой ?  

    ( Иголочками – хвоинками.)

    • Какие хвоинки у сосны ?

         (Длинные, мягкие, светлые )

    • А у ели ?

    ( короткие, колючие, тёмные )

    • А чем ещё не похожи хвоинки ?

    ( Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.)

    • А какие шишки у сосны ?

    ( Круглые, с твёрдыми чешуйками )

    • Какие шишки у ели ?

    ( Удлинённые. У неё более мягкие чешуйки )

    • Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесёт их ветер по всему лесу. Там , где упадут семена, вырастут новые сосенки, появится новый лес.

    • Ребята, скажите, что нужно для роста и жизни деревьев ?

    1. Солнце. Дерево не может жить без света и тепла.
    2. Вода. Деревья пьют воду. Воду дерево получает с дождём.
    3. Воздух. Деревья дышат. Им нужен чистый воздух.
    4. Ветер. Переносит и распространяет семена.
    5. Птицы. Поедают плоды, разносят семена. Питаются насекомыми, живущими на деревьях.
    6. Насекомые. Опыляют растения.
    7. Дождевые черви. Рыхлят почву.

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, под ёлкой стоит коробок. Что же это ? На что похоже ?

    Дети : Подарок. Незнакомый предмет.

    Воспитатель : Что в нём может быть ?

    Дети : Чья – то вещь, взрывчатые вещества, всё что угодно.

    Воспитатель : Незнакомые предметы брать нельзя. Но у нас есть спасатели. Спасатели за дело !

    ( Спасатели несут коробок воспитателю, вскрывают его.)

    В коробке : Спички, топор, нож, пластиковая бутылка.

    Воспитатель : Для чего же всё это ? Зачем эти вещи в лесу нужны ?

    ( Показываю поочерёдно  предмет .   Дети рассуждают.)

    • Пластиковая бутылка. Нужна для того чтобы попить воды. Но потом она становится не нужна , её выбрасывают и она превращается в мусор. А этого делать нельзя.
    • Топор. Нужен чтобы вырубать сухие ветки. Но люди часто вырубают топором ёлки и зелёные веточки, а этого делать нельзя.
    • Спички. Спички приносят только вред в лесу. От неаккуратного обращения со спичками в лесу происходят пожары.
    • Нож. Нож в лесу служит помощником, чтобы аккуратно срезать грибы. Но ножом, плохие люди, обрезают кору на деревьях, а этого делать нельзя.

    Воспитатель : Правильно , ребята ! А сейчас давайте поиграем в игру. Я называю вам правило. Если вы согласны. Поднимайте зелёный флажок. Если нет –красный.

    1. Ломать ветки. -  Нет.
    2. Стрелять из рогатки в птиц. – Нет.
    3. Любоваться природой. – Да.
    4. Разорять гнёзда птиц. – Нет.
    5. Рубить ёлки. – Нет.
    6. Помогать животным, птицам. – Да.
    7. Шуметь в лесу. – Нет.
    8. Любить природу. – Да.

    Воспитатель : Молодцы, ребята ! Вы прекрасно усвоили сегодняшний урок !

    Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнёзда весёлые птицы.

    « Мне понраву только тот,

    Мир лесной кто бережёт,

    Тот,  кто веток не сломает,

    Мухомор сшибать не станет,

    И костёр не разведёт,

    Кто всегда, всегда в лесу

    Уважает тишину.»

    Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства небезграничны, поэтому её нужно беречь и охранять.

    Посмотрите, нужна ли ещё наша помощь в лесу ?

    Нет. Сегодня мы сделали много добрых, полезных дел. Лес прощается с вами и дарит вам этот фильм.

    ( Слайд – шоу « Весеннее пробуждение природы» )

    Воспитатель : А мы с вами возвращаемся в детский сад.

    Итог Нод .

    Воспитатель : Вам понравилось путешествие ?

    Что запомнилось больше всего ?

    Какие задания были трудными ? Лёгкими ?

    Ребята, вы знаете, какую отметку хотят получить все ученики в школе ? Конечно 5.

    Предлагаю вам оценить свои старания, проявленные во время прогулки. У меня есть цифры 4 и 5.

    Подумайте, со всеми ли заданиями вы справились и поставьте себе оценку. Вы были очень внимательными, сообразительными. Большое спасибо вам за прогулку.

    Программное содержание:

    Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о растениях  леса; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.

    Задачи:

    Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о растениях  леса. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

    Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

    Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (сосну к сосняку, ель - к ельнику и т.д.).

    Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас: лиственный, хвойный лес, смешанный). Вызвать интерес к жизни растений. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.


    Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к  растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.


    Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

    Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.


    Предварительная работа:

    1.  Просмотр   мультимедиа   презентации   с   беседами   о   растениях леса.

    2.  Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Лес – наше богатство», составление рассказов по картинкам.

    3.  Просмотр мультимедиа с беседами о деревьях.

    4.  Проведение дидактических игр:  « Угадай по описанию», «Кто лишний?» «С какой ветки детки».

    5.  Проведение подвижных игр.

    6.  Игровые ситуации по правилам обращения с животным и растениями.

    7. Чтение художественной литературы о весне, о лесе.

    Словарная работа:
    березовая роща , ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес;  смешанный лес, белоствольная; хвоинки, хвоя.


    Здоровьесберегающие    технологии:    Физминутка    «Беседа с лесом»,

     « Вместе по лесу идём…»


    Релаксация «Слушаем звуки леса».

    Оформление: слайды с изображением растительности леса, слайды

    « Правила поведения в природе», фильм – презентация « Пробуждение природы весной», фонограмма « Деревья говорят о себе», лесная полянка , веточки сосны и ели, шишки сосны и ели,  шапочки – маски для детей, флажки для игры.

    Аппаратное обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.

    Аудиосопровождение. «Голоса леса».

    Образовательные ресурсы:  Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области» составленной  на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Камарова, М.А Васильева.  (Москва 2011 год).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

    Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

    Развитие чувства любви к Родине в старшей группе детского сада

    У каждого человека есть своя Родина – то место, где он родился или вырос. С первых лет жизни человек знакомится с этим местом, узнает, чем оно отличается от других. Первые знания о Родине ребенок полу...

    "Формирование нравственно-патриотических чувств к Родине у дошкольников начинаем с детского сада".

    Патриотическое воспитание очень важно для дошкольников. Хочу поделится своим опытом работы как это проходит в нашей ДОО....

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольника во взаимодействии воспитателя детского сада с семьей

    Формирование у детей патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьик к процессу ознакомления дошкольников с соци...

    Сценарий проведения выпускного вечера в детском саду в стиле вручении премии «Оскар детского сада - 2019».

    Сценарий разработан с целью подготовки и проведения для выпускников-дошкольников праздничного прощального мероприятия, создания радостного настроения и ностальгической обстановки....