НОД по ознакомлению с пространственными отношениями для детей средней группы «Виртуальная экскурсия по территории детского сада»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Создание условий для закрепления пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_po_prostranstvu.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема (проект, событие): «Виртуальная экскурсия по территории детского сада»

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Форма проведения: НОД по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 11 группы

Форма организации: подгрупповая (6-8 детей).

Средства:

Литературные: закличка для организационного этапа, физкультминутки «Будем прыгать и скакать!», «Большое путешествие маленьких человечков»

Музыкальные: детские песни и веселые мелодии по теме мероприятия.

Оборудование: листы А-4 с изображением плана территории детского сада, маленькие игрушки, простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: экскурсии по территории детского сада; изучение плана территории детского сада; упражнения по созданию условных знаков; решение проблемных ситуаций.

Цель:

Задачи

Создание условий для закрепления пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части.

  1. Способствовать обобщению и закреплению пространственных представлений детей при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части; овладения действием замещения.
  2. Развивать, внимание, память, речь, способности к инженерному мышлению и творческие способности детей.
  3. Воспитывать интерес к пространственному ориентированию; доброе отношение к окружающим; поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Дети заходят в группе встают полукругом. Воспитатель приветствует всех присутствующих

Воспитатель. Доброе утро всем!

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Я очень рада всех вас видеть и мне бы хотелось, чтобы вы все тоже поприветствовали друг друга!

Ребята, а давайте вспомним, какой девиз у нашей с вами группы? «Играть всегда, играть везде, быть лучшими, и точка! Один за всех и все за одного!» 

Воспитатель. Молодцы! Я верю, что когда мы вместе, то у нас все получится.

Дети стоят полукругом, желают доброго утра друг другу и гостям.  Вспоминают и проговаривают вместе свой девиз.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент; художественное слово.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной творческо-познавательной деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Воспитатель. Сегодня утром, когда я пришла в группу, то услышала чей-то тихий разговор. Я прислушалась, тихонечко подошла и увидела, что ваши любимые маленькие человечки, вылезли из коробки и беседуют. Когда они меня увидели они хотели опять прыгнуть в коробку, но я уговорила их остаться. Посмотрите, вот эти храбрецы! (показывает человечков) Знаете, что они мне рассказали? Когда все уходят из детского сада, то они оживают и гуляют по детскому саду, играют, веселятся. Знаете, о чем они мечтают? Сходить на прогулку около детского сада. Но они очень маленькие и боятся потеряться, ведь детский сад для них такой огромный…Но они в последнее время так осмелели, что решились попросить нас с вами о помощи. Они попросили, чтобы мы подробно рассказали и показали им где можно погулять вокруг детского сада, чтобы им не заблудиться.  Ребята, мы сможем им помочь?

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают человечков, сопереживают им и принимают решение об оказании им помощи.

Дети отвечают на вопросы. Настраиваются на предстоящую деятельность.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Постановка проблемы.

Применялись: сюрпризный момент (человечки) рассказ воспитателя, вопросы к детям.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

3. Основной

Воспитатель. Давайте попробуем рассказать маленьким человечкам, как много интересного находится на участке вокруг нашего детского сада. Садитесь вокруг доски и давайте по очереди рассказывать и показывать нашим любопытным малышам все по порядку. А чтобы человечки все запомнили, будем показывать им все на нашем плане.  

Воспитатель приглашает детей сначала по желанию, а потом всех остальных, оказывая при необходимости педагогическую помощь и поддержку в форме наводящих вопросов, похвалы и одобрения верных ответов.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все хорошо объяснили и показали. Давайте теперь немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель. Ну что, человечки, вы все запомнили? Не заблудитесь теперь? Не потеряетесь? Что-то уж очень грустно они молчат, наверно не запомнили… Ребята, что же делать, как нам помочь малышам все запомнить и не потеряться, когда они самостоятельно пойдут гулять? Что можно сделать, чтобы они все лучше запомнили?

С помощью наводящих вопросов воспитатель подводит детей к необходимости нарисовать на плане для каждого человечка условные знаки, обозначающие тот или иной интересный для них объект.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам сесть за столы и с помощью простых карандашей на планах придумать и нарисовать условные знаки, обозначающие все интересные места для наших маленьких друзей. А также желательно с помощью линий показать им дорогу на наш участок и к входу в нашу группу, чтобы они не заблудились после своей прогулки.

Воспитатель наблюдает за самостоятельной работой детей, оказывая при необходимости педагогическую помощь и поддержку в форме наводящих вопросов, похвалы и одобрения выполняемой творческой работы.

Воспитатель. Кто уже закончил свою работу простым карандашом, может (если захочет) раскрасить нарисованные условные знаки цветными карандашами.

Воспитатель. Какие замечательные, красивые планы у вас получились! Давайте поместим их на доске, чтобы их было всем хорошо видно. Кто хочет рассказать о своих условных знаках?

Воспитатель вместе с ребятами рассматривает готовые работы. Все участники занятия могут при этом задавать друг другу уточняющие вопросы.

При необходимости проводится еще одна физкультминутка «Большое путешествие маленьких человечков»:

Представьте, что вы вдруг превратились в очень маленьких человечков… Покажите какие вы стали маленькие… А как бегают маленькие человечки маленькими ножками… А как прыгают… Как прячутся, если их кто-то напугал? Как радуются?.. и т.д.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, то, что мы сейчас сделали называется виртуальная экскурсия. Как вы думаете, что значит виртуальная? Виртуальная – это значит не настоящая, это значит, что мы как будто провели с помощью плана и условных знаков наших друзей по участку детского сада.

Воспитатель. Малыши, теперь вы сможете самостоятельно отправиться на прогулку в нашем детском саду, только обязательно возвращайтесь обратно. Посмотрит, ребята, какие они довольные, как блестят у них глазки. А может мы сегодня возьмем их с нами на прогулку? Погуляем с ними в лесной зоне нашего детского сада?

Дети усаживаются на стулья вокруг доски. По очереди выходят, показывают и рассказывают про участок вокруг детского сада. Остальные дети внимательно слушают, подсказывают друг другу в случае затруднения.

Выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты решения поставленной задачи, аргументируют свои предложения.

Садятся за столы и самостоятельно рисуют маршрут для человечков и условные обозначения.

Кто из детей закончил работу раскрашивает свои знаки цветными карандашами.

Все дети размещают свои работы на доске и по желанию рассказывают о них. Остальные дети внимательно слушают и задают при необходимости уточняющие вопросы.

Дети знакомятся со значением нового понятия.

Выполняют физкультминутку.

Дети настраиваются на предстоящую прогулку.

Обобщение и закрепление пространственных представлений детей при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части.

Развитие внимания, памяти, связной речи, логического и инженерного мышления с помощью решения проблемной ситуации. Воспитание доброго отношения к окружающим.

Использован метод решения проблемных ситуаций (задач)

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе, снятие психологического и физического напряжения.

Использована физкультминутка.

Воспитание доброго отношения к окружающим. Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Развитие интереса к пространственному ориентированию. Использован прием – решение проблемной ситуации.

Обобщение и закрепление пространственных представлений детей при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части; овладения действием замещения.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи детей. Использован прием – моделирование (составление маршрута экскурсии с помощью условных знаков).

Обобщение и закрепление пространственных представлений детей при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части; овладения действием замещения.

Развитие основ инженерного и логического мышления, внимания, памяти, речи детей. Использован прием – демонстрация и презентация готовых творческих работ.

Снятие физического и психологического напряжения. Прием физкультминутка, подготовка детей к смене деятельности.

4. Заключительный

(рефлексивный0

Воспитатель. Но прежде чем мы отправимся с вами гулять, я бы хотела задать вам несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, чем мы с вами сегодня занимались? Что такое виртуальная экскурсия? Что было самым трудным в сегодняшнем занятии, что самым интересным, что самым веселым? Чему сегодня вы научились? Что нового для себя узнали?  Спасибо всем! Вы были большие молодцы и умницы. Когда мы вместе, у нас все получается! А теперь пойдемте пить сок и собираться на прогулку.

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям.

Самоанализ занятия

Ф.И.О воспитателя_________________________________________________________

Название критерия

Да        

Нет

Частично

1.

Характеристика программных задач
Дана ли дидактическая цель занятия, раскрытая в программных задачах и решены ли они в ходе занятия?

2.

Мнение о типе занятия, его соответствие возрасту детей и задачам
Высказано ли своё мнение о типе занятия и его соответствие с программными задачами, возрастом, развитием детей  и использованной программе.

3.

Раскрытие используемых приёмов и методов
Названы ли приёмы и методы, используемые в занятии, и подтверждены ли ходом занятия.

4.

Рефлексия педагогической деятельности (выделение удачных и неудачных мест в занятии, обоснование их и пр.)

Методы: наглядные, словесные, практические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по территории детского сада

Экскурсия по территории детского сада...

Конспект НОД экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу"

Конспект НОД Экскурсия по территории детского сада "Незнайка в лесу" разработан и проведен для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний о взаимосвязи растений и птиц в природе....

Экскурсия по территории детского сада

Цветы, как люди, на добро щедры,И, щедро нежность людям отдавая,Они цветут, сердца отогревая,Как маленькие тёплые костры.                      ...

Конспект проведения экскурсии по территории детского сада

Цель: закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев и кустарников, цветов....

Экскурсия на территории детского сада во 2 мл.группе

Экскурсия на территории детского сада во 2-й мл. группе        Цель: Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.  Познакомить детей ...

Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"

Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...