КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ С ЗПР)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Акиленко Лариса Михайловна

Данное занятие расширяет знания и представления  о космосе, конкретизирует знания детей о планетах Солнечной системы, учит анализировать имеющиеся факты, развивать коммуникативные навыки, связную речь,  корригировать зрительное, слуховое восприятие, навыки пространственной ориентировки на плоскости. Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: игровая деятельность, беседа, чтение произведений художественной литературы, дидактические игры, художественно-творческая деятельность, просмотр презентации.  После проведенного занятия дети владеют полученными знаниями, делятся информацией с окружающими. Понимают  важность  окружающего нас мира: космос – это не только Солнце, Земля, но и планеты. Смогут использовать имеющиеся знания в художественно-творческой деятельности. Воспитанник с проблемами усвоения учебного материала  может  использовать базовые знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ОБОБЩАЮЩЕГО  ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

(ДЕТИ 6-7 ЛЕТ С ЗПР)

Цель – коррекция познавательной деятельности и речи детей  на основе интеграции областей Познание, Социализация, Коммуникация; развитие педагогических компетенций в сфере коммуникации  у родителей воспитанников.

Задачи:

  • Познавательные:
  • закрепить знания и представления детей о космосе и планетах солнечной системы;
  • формировать у детей, их родителей интерес и ценностное отношение к познавательно-речевой деятельности.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать коммуникативные навыки, связную речь;  
  • корригировать зрительное, слуховое восприятие, навыки пространственной ориентировки на плоскости;
  • совершенствовать  навыки самоконтроля;
  • обогащать и активизировать словарь по теме «Космос»;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать собственный познавательный опыт детей путём экспериментальных действий и моделирования;
  • активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.
  • Воспитательные:
  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, навыки самостоятельности на основе деятельного подхода;
  • осуществлять духовно-нравственное воспитание через формирование экологической культуры.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  мультимедийная презентация «Космическое путешествие», разрезные картинки планеты Земля для каждого ребёнка, белые листы формата А4, клей-карандаш, пластмассовые мячи, фольга, таз с мукой, верёвки разной длинны, разноцветные круги из картона разного размера.

Предварительная работа: просмотр фрагмента видеофильма «Экологическая культура – будущее России», рассматривание альбома «Космические просторы», просмотр презентации «Космические просторы», чтение рассказов «Маленькая планетка», настольные игры: «Космический бой», «Космос», изготовление поделок из бросового материала на тему «Космос».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям вместе с родителями встать в круг.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Прежде, чем мы начнём, я предлагаю вам ответить на вопрос: день наступает после вечера, после утра, после ночи? (Ответы детей).

- Давайте начнем день с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…). Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь своим родителям, подарите свою улыбку мне.

  1. Погружение в тему.

- Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня говорить, и что будем делать, необходимо расшифровать ключевое слово занятия.

Посмотрите на зашифрованное слово на слайде. По первым звукам названий картинок (космонавт, облако, самолёт, медведица, озеро, солнце) разгадайте слово, которое написано в клеточках (КОСМОС).

1 слайд

Воспитатель:  - Правильно, сегодня мы с вами поговорим о космосе. Присаживайтесь на стульчики рядом со своими мамочками (родителями), которых вы пригласили к нам на занятие.

- Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живём? А где находится город Белоярский, в какой стране? (Россия)

- Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы, знаете, как в древности люди представляли нашу планету Земля? (Ответы детей).

Далее рассказ воспитателя сопровождает показ слайдов.

2 слайд

- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть?

3 слайд

Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествия заканчивались.

 4 слайд

Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали свой путь. Они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

 5 слайд

Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда, далее экран затемняется).

  1. Основная часть.  Работа над темой.
  2. Игра «Сложи картинку»

Воспитатель:  - Ребята, у вас на столах лежат изображения нашей планеты, разрезанные на части. Я предлагаю вам собрать их, чтобы получилась целая планета Земля. А ваши мамы помогут вам приклеить собранные части на альбомный лист. И у вас получится фотография Земли из космоса.

- Отличные фотографии у вас получились, мы все поместим их на нашу выставку.

- Какую форму имеет планета Земля на ваших фотографиях? (Ответы детей).

Примечание: задание даётся дифференцированно. Изображения Земли могут быть разрезаны на 5-7 частей разными способами в зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мелкой моторики каждого ребёнка.

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:  - Пока вы складывали из частей целое, я подумала: «А не отправиться ли нам с вами в космическое путешествие, чтобы больше узнать о космосе и планетах солнечной системы?»
- Но к этому необходимо хорошо подготовиться. Поиграйте со мной в игру «Доскажи словечко», подскажите «космические» словечки.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном)

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная … (луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (ракета)

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - … (кометам)

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная … (дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный … (звездолёт)

Звездолет - стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные … (галактики)

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся вселенная!

- Молодцы! Ну что ж, теперь вы готовы к космическому путешествию.

  1. Интерактивная беседа «Космическое путешествие»

Воспитатель:  - Ребята, представьте, что мы с вами находимся в космической ракете. Прошу всех занять свои места. (Дети садятся на маленькие подушечки, разложенные на ковре). 

А теперь произносим волшебное заклинание:

“Ждут нас новые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим:

Есть один всего секрет:

Неумейкам места нет”.

6 слайд

 - Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем обратно от десяти до одного. (10, 9, 8, 7, 6,……1) Пуск!

- Будьте внимательны! Вот ракета зашумела, все громче и громче, потом оглушительно заревела, шевельнулась и плавно пошла вверх. Посмотрите в иллюминаторы. Земля стала проваливаться вниз. Что вы видите?

7 слайд

Дети говорят, что они видят.

(Между облаками на земле видны дома, деревья).

(Дома на Земле стали похожи на игрушечные, а деревья стали маленькими-маленькими).

 8 слайд

(Облака, как сугробы снега. А еще облака похожи на вату). 

9 слайд

(Землю стало плохо видно, как в тумане).

10 слайд

 Воспитатель: - Ребята посмотрите вверх, небо над нами стало чистое – чистое.

(И уже не голубое, а темно-синее).

- Смотрите, что происходит, небо меняется как по волшебству, становится темно-фиолетовым.

Воспитатель:  Да, ребята, мы улетели на такое расстояние, что нашу планету Земля мы можем увидеть совсем другой, какая она? 

11 слайд

(Планета кажется голубой, потому что на ней много воды.  Планета Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что там не бывает ни слишком жарко, ни слишком холодно).

Воспитатель:  ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЖИЗНИ.

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

- А кто из вас помнит, как называется спутник Земли?  (Ответы детей)

12 слайд

- Да, правильно. Луна – спутник Земли.

- Поверхность Луны покрыта пылью и кратерами. Они образовались, когда куски камней падали на Луну. Эти камни называются “метеоритами”.

- На Луне нет воздуха, воды и жизни. На солнечной её стороне – всегда жарко, а в тени - холодно.

- Давайте наденем скафандры и высадимся на Луну. Посмотрите, почему Луна вся в ямах?

(Это кратеры).

Воспитатель: - Я предлагаю вам вместе с родителями перейти к столам и провести опыт, чтобы  узнать, как на Луне образуются кратеры. Представьте, что мука в тазу – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности Луны – углубление, ямы, кратеры.

Примечание: родители помогают детям сделать метеориты - обернуть пластмассовые шарики фольгой. Затем дети бросают шарики в таз с мукой. Опытным путём выясняют, что после падения шара на поверхности муки образуются углубления. С помощью родителей формулируют вывод.

Воспитатель: - Ребята, почему образовался кратер?

(Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрыта  толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер). 

Воспитатель:  - А сейчас мы возвращаемся в ракету и продолжаем наш полёт.

- Ребята, назовите, пожалуйста, соседей планеты Земля.

(Меркурий, Венера, Марс).

Воспитатель: - Что вы можете о них сказать?

(Это все каменные планеты, поверхность у них покрыта пылью и кратерами).

Воспитатель: - Мы приближаемся к планете Меркурий. На этой планете очень жарко, как вы думаете почему?

(Потому что она находится рядом с Солнцем).

13 слайд

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

 

14 слайд

Воспитатель: - Соседка Земли – Венера. На этой планете обнаружены опасные для человека ядовитые газы. Её называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то утром, то вечером. Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой!

В честь богини красоты названа, Венера, ты!

В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.

Воспитатель: Как называется планета справа? 

15 слайд

(Справа от Земли виден Марс. На Марсе, как и на Земле, есть 4 времени года).

Воспитатель:  - Зимой углекислый газ замерзает и превращается в сухой лед. Это холодная планета, воздух на Марсе не пригоден для дыхания. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой».

Марс – таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

- Самые близкие к Солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все эти планеты твёрдые и каменистые. Меркурий очень похож на Луну. Венера самая горячая планета и покрыта ядовитыми облаками. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. 

  1. Физминутка

Воспитатель:  – Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам пригласить на ковёр своих родителей и вместе с ними сделать под весёлую музыку зарядку на внимание.

– Правая рука чертит в воздухе круги влево, другая – вправо.

– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.

– Правая нога - в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники. 

Примечание: Дети вместе с родителями выполняют движения по инструкции учителя-дефектолога.

Продолжение беседы

16 слайд

Воспитатель: - Наша ракета подлетает к самой  крупной планете в Солнечной системе. Кто знает ее название?

(Юпитер).

Воспитатель: - Планета эта видна как полосатый шар, а полосы разного цвета. Это громадный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Это газовая планета и на ней нет жизни. B атмосфере Юпитера бушуют постоянно мощные ураганы. На слайде вы видите гигантский вихрь, который бушует уже несколько столетий.

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

17 слайд

Воспитатель: - А я увидела планету в шляпе. Планета окружена множеством ярких колец, состоящих из облаков, льда и камней. А если мы подлетим к ней ближе, может произойти столкновение с большими и маленькими метеоритами. Что это за планета? Если не догадались, просите помощи у своих мам.

Сатурн – красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда. 

18 слайд

Воспитатель: Как называется седьмая планета?

Дети: - Уран

Воспитатель: - Эта планета окружена голубыми облаками. Поверхность ровная, сине-зеленого цвета.

Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. И на планете царит туман.

Уран-лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие – ночь. 

19 слайд

Воспитатель:  - Следующая планета - Нептун. Она мерцает голубым цветом. На этой планете очень холодно. Минус 200 градусов.  Жизни на планете Нептун нет.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная. 

20 слайд

Воспитатель: - Давайте подлетим ближе к самой маленькой планете Плутон. Эта планета покрыта льдом и там царит невероятный холод. Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

21 слайд

-Что ж, ребята, время нашего полета закончилось. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Ведем обратный отсчет. Считаем обратно от десяти до одного. (10, 9, 8, 7, 6,……1) 

- Есть касание! Мы снова на Земле.

  1. Разминка

Воспитатель:  - Всех космонавтов, прибывших на Землю, приглашаю встать на разминку!

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте)

Мы отправились на марс.

Звезды в гости ждали нас

Три, два, один…летели (подняться на носки, руки вверх)

В невесомости висели

Мы под самым потолком (имитация плаванья)

К марсу путь был очень длинным,

Стоп ! Выходим из кабины

Мы с полета возвратились

И на Землю опустились (садятся на стульчики)

  1. Моделирование солнечной системы

Игра «Хоровод планет»

Воспитатель:  - Ребята, я предлагаю вам сконструировать свою модель солнечной системы, прямо на ковре. А ваши мамы будут вам помогать. Из верёвок разной длины необходимо выложить круговые «дорожки»  - орбиты, по которым будут двигаться наши планеты, так, чтобы получились круги – один в другом. Затем на них разложить планеты, вырезанные из картона в том порядке, в котором мы их видели во время нашего космического путешествия.

- Вот и получился хоровод планет.

  1. Подведение итогов

Воспитатель: - Ребята, где вы сейчас побывали?

- А какие планеты там видели?

(Ответы детей)

- Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы? (Ответы детей). 

- Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

- Но все равно, наша планета Земля самая главная, самая красивая планета Солнечной системы, потому что мы живем на ней. Так давайте же беречь ее! И кто знает, может среди вас сейчас находится будущий космонавт, который полетит в космос, посмотрит на нашу планету сверху и скажет: «Какая же она красивая!!!».

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Образовательная деятельность по рисованию нетрадиционным методом по теме "Космическое пространство"

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и рисованием по лексической теме «Космос» «Космическое пространство» в нетрадиционной художественно – ...

Итоговое занятие по ФЭМП на тему:"Космическое путешествие"

На занятии  дети  совершенствуют  навыки  счета  в  пределах 10;закрепляют  умение  видеть  в окружающих  предметах  формы  з...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"

Конспект  занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП:          Интегрированное. ВИД:...

Мастер-класс по изготовлению аппликации «Космическая ракета» с элементами конструирования ко Дню космонавтики Тема: «Космическая ракета».

Задачи:- продолжать расширять знания детей, связанные с Днём Космонавтики;- учить складывать ракету в технике оригами из квадратного листа бумаги;- развивать творчество в оформлении звездного неба и с...