Роль читательской компетенции педагога в развитии традиций семейного чтения
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx384.27 КБ
Файл statya_gertsena.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по охране природы в ДОУ

Одной из главных задач годового плана работы нашего ДОУ является формирование активной позиции защитника природы у детей, родителей и социума, большое внимание уделяется природоохранной деятельности.

Работа по охране природы в нашем детском саду ведется в системе и включает в себя взаимодействие с педагогами, воспитанниками,  родителями и социумом (общественные организации):

  1. Работа с родителями - информационные родительские собрания, оформление информационных стендов в группах, разработка памяток для родителей, конкурс поделок из бросового материала (мусора) «Оркестр – это просто!», сочинения-рассуждения родителей на тему «Почему необходимо утилизировать отходы»,  мастер-класс «Детские музыкальные инструменты своими руками».
  2. Работа с детьми - тематические занятия, беседы, выпуск агитационного плаката, выставки детских рисунков, фотовыставка «Как мы мусор собирали», игры с детьми по экологическому воспитанию, просмотр видеоролика "Не мусори в лесу», тематическое чтение художественной литературы, использование фольклорного материала, художественно-музыкальные этюды.
  3. Педагоги - участие в экологических конкурсах, консультациях, круглых столах для родителей, экскурсии в библиотеку («Маленькая капелька летит на землю»).

Системный подход на тему: «Не выбрасывайте мусор, а может он зазвучит!?» используем в организации воспитания бережного отношения к природе и развития музыкального слуха, ритма.

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности.

Задачи системного подхода:

1. Воспитание творческой, гуманной, социально-активной личности.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к природе.

3. Развитие экологического мировоззрения и эколого-эстетического воспитания.

4. Развитие музыкальных способностей детей.

Для реализации этого подхода были проведены следующие мероприятия:

  • Консультация для родителей на тему: «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
  • Творческая гостиная для педагогов на тему «Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты»; 
  • Мастер-класс для родителей на тему «Детские музыкальные инструменты своими руками»;
  • Конкурс «Оркестр – это просто!»  на изготовление лучшего музыкального инструмента из бросового материала (мусора)
  • Консультация на сайте ДОУ для родителей и педагогов на тему «Не выбрасывайте мусор, а вдруг он заиграет!»

          Необходимо с детства учить воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды с элементами экспериментирования «Мы из леса и пруда дружно к вам пришли сюда»

Цель: Закрепление знаний о жителях леса, водоема. Уточнить представление жизни животных, птиц, насекомых в лесу и водоеме. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов. Упражнение в составлении целого из частей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры.

Словарная работа: Благоприятная среда.

Оборудование:

Макет леса: муравейника, деревья, птицы, животные (лиса, волк), насекомые. Макет пруда: камыши, лягушки, цапля, насекомые. Экологические знаки: «Не ломай деревья», «Не трогай гнезда», «Не разрушай муравейник». Пазлы: Лес, пруд, лягушка. Аудиозаписи: Звуки леса, звуки воды.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия вы будете выполнять роль гида, а я буду путешественником. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажут пазлы. Разложите, пожалуйста, пазлы, и мы увидим первую остановку.

Дети раскладывают пазлы, из них выходит изображение леса, по лесной тропинке по следам проходят к макету «опушка леса».

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Дети: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А что вы видите возле березки?

Дети: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Дети: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи которые пасут тлю. Все заботятся о самой главном муравье – муравьиной королеве. Еще есть муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Дети: Муравьи очень трудолюбивые и дружные. Все время что-то делают.

Воспитатель показывает экологический знак.

Воспитатель: Ребята, что означает этот знак?

Дети: Нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Рыжая, пушистая,

Очень хитрая,

Тихонько крадется,

Кто не успеет,

В лапы ей попадется. (Лиса)

Воспитатель: Что вы знаете о лисе?

Дети: Это дикое животное, живет в лесу, мех рыжий. Питается зайцами, мышами, поэтому это хищный зверь. Еще она очень хитрая и осторожная.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем. Сделаем привал на опушке леса.

Физминутка. Покажем друг другу как бегает лиса. (Делают осторожные, вкрадчивые движения).

Воспитатель: Попробуйте отгадать еще одну загадку:

В самый дальний черный лес, где густые елки,

Забегают иногда злые, злые … (волки).

Дети: Волки.

Воспитатель: Что вы знаете о волке, о его жизни, повадках?

Дети: Это хищник, живет в лесу. Охотится на мелких, а иногда и на крупных животных. Наводит страх на весь лес.

Воспитатель: И кто же боится волка и лису в лесу?

Дети: Белки, зайцы, птицы.

Воспитатель: А почему?

Дети: Лиса незаметно подкрадывается, а волк очень сильный зверь. Убежать от них очень трудно. Еще они разоряют гнезда.

Воспитатель: Да, есть птицы, которые вьют гнезда на деревьях, а есть те, которые вьют гнезда в поле или в кустарниках. Вот волк и лиса очень любят лакомиться птичьими яйцами.

Воспитатель показывает экологический знак.

Воспитатель: Что это за знак?

Дети: Этот знак означает «Не разорять птичьи гнезда».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, людям можно разорять, или даже просто потрогать яйца в гнезде?

Дети: Нет, потому что птицы потом не подойдут к своему гнезду и птенцы погибнут.

Аудиозапись «Звуки леса» (релаксация). Предложить посидеть на полянке и просто послушать звуки леса.

2 часть.

Воспитатель: Ну что ж, пора продолжать наше путешествие. Разложите пазлы, которые вы видите на полянке (дети раскладывают пазлы, выходит пруд).

Воспитатель: Посмотрите, а тут кочки есть, давайте по ним пройдем, посмотрим, куда они нас приведут.

Аудиозапись «Звуки воды».

Дети идут по кочкам, подходят к пруду.

Воспитатель: Ребята, а тропинка-то видная. Вероятно, лиса и волк тут любят бывать, как думаете, почему?

Дети: Там есть птицы, рыба. Они это очень любят.

Воспитатель: А какие птицы живут на пруду?

Дети: Цапля, дикие гуси, дикие утки.

Воспитатель: Почему им нравится жить у пруда?

Дети: Там много насекомых. Цапли, гуси, утки любят ими лакомиться. А еще цапли любят лягушек. А лягушки любят комаров.

Воспитатель: Видите, как в природе все взаимосвязано. Никто и ничто не живет друг без друга. А почему у пруда много насекомых?

Дети: Потому что там влажно и сыро.

Физминутка

Мы к болоту подошли,

Цаплю мы с тобой нашли,

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Как ходит цапля – покажи!

(Ходьба, высоко поднимая колени. Клювом достать лягушку, постоять на одной ноге).

Воспитатель: Ребята, у меня есть еще один пазл. Давайте попробуем его разложить и посмотрим, что у нас выйдет (лягушка).

Вместе с детьми в пруду отыскать муляж лягушки.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте в лупу попробуем посмотреть, как выглядит лягушка.

Дети: Она зеленая как кувшинка и тина, у нее много бородавок, у нее большие глаза, длинные сильные задние лапки, она ими отталкивается.

Воспитатель: Дети, от кого прячется лягушка?

Дети: От цапли, поэтому она зеленого цвета.

Воспитатель: Почему ей нравится жить в пруду?

Дети: Там много комаров, бабочек, стрекоз, мух.

Словарная работа.

Воспитатель: Да, там «благоприятная среда». Это значит, что там тепло и сыро. Но лягушка может жить и в воде и на суше, даже уйти очень далеко от водоема.

Итог:

Воспитатель: Какое путешествие мы с вами сегодня совершили?

Дети: Были в лесу и у пруда.

Воспитатель: А кого мы повстречали?

Дети: Лису, волка, видели муравейник, цаплю, лягушку, разных насекомых. Еще мы отгадывали загадки и раскладывали пазлы. Слушали музыку леса, воды.

Воспитатель: А какое новое слово мы узнали?

Дети: Благоприятная среда.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы выполнили сегодня роль гида. Вы очень много знаете о жителях леса и пруда. На следующем занятии мы совершим путешествие во времена года.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

«Жалобная книга природы»

Цель: Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Задачи:

1. Закреплять и углублять знания детей об особенностях жизни рыб, птиц, деревьев зимой; упражнять в различении и назывании рыб, птиц и деревьев родного края; учить правильному поведению в природной среде.

2. Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, учить согласовывать движения с текстом.

3. Воспитывать экологическую культуру; гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; патриотизм; эстетическое отношение к окружающей действительности.

4. Расширять и активизировать словарь детей.

Материалы: иллюстрации «Картины природы», «Дары леса», «Зимняя рыбалка», «Рыбы», «Зимующие птицы», «Деревья», листья деревьев, изображение Старичка-лесовичка; раздаточный материал; аудиозапись «Наедине с природой» (звуки леса).

Подготовительная работа: наблюдения в природе, изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц, чтение книги Шорыгиной Т.А. «Птицы. Какие они?», чтение и рассматривание детских книг и журналов о природе.

Место проведения: класс.

Ход занятия.

1. Организационный момент. 
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости: поздоровайтесь.

2. Подготовительная работа. 
- А кто к нам еще пришел, догадайтесь:
По лесу хожу, 
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.
Дети: Старичок-лесовичок.
(показ)

- Дети, лесовичок передал для нас письма. От кого – узнаете, когда мы их прочитаем.
- Интересно, от кого они?

3. Беседа о рыбах. 
Читаю первое письмо:
Жалоба рыб. В воде, где мы, рыбы, живём, совсем мало кислорода стало, того и гляди задохнёмся. Почему? Да все водоёмы зимой покрыты толстым слоем льда! Одна надежда осталась на рыболовов. Только они могут нас спасти от гибели! 
Показываю иллюстрацию зимней рыбалки.
Дети называют рыб.
- А этот инструмент называется ледобур. Им рыболов делает лунку во льду. И ловит рыбу. 
- Давайте покажем, как рыболовы делают лунки.
Дети имитируют движения рыболова.

4. Беседа о зимующих птицах.
- Почитаем второе письмо.
- От кого? (от синиц и снегирей).
Читаю: Жалоба синиц и снегирей.

С одной стороны нам, синицам и снегирям, грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню их очень однообразное: замёрзшая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам достаётся: то ветром его сдует, то снегом занесёт, а то и вовсе положить его забудут.

- Да, что-то письма все невеселые. Как же быть? (ответы детей)
- Кормушки по-другому зимняя столовая.
Дети: Надо сделать кормушки, не забывать класть в них корм, надо знать, чем питаются птицы, что им необходимо, чтобы пережить зиму.
- Верно, иначе птицы погибнут.
- Назовите зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, дятел, щегол, ворона, клест, свиристель.)

5. Пальчиковая гимнастика.
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири. 
Распушили перышки, 
Греются на солнышке. 
Головой вертят,
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!

- Молодцы!
- Где питаются зимующие птицы? (На свалках, помойках, во дворах, кормушках.)
- А какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей поля, деревья, огороды; радуют песнями, украшают природу.)
- Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)

6. Дидактическая игра «Чей любимый корм?»
- Что особенно любят зимующие птицы? Сейчас возьмите себе по картинке с зимующей птицей и положите рядом с тем кормом, который она любит.
На столе образцы корма: пшено, рябина, сало, еловая шишка.
Дети выполняют: 1. Снегири любят рябину.
2. Клесты любят лущить еловые шишки.
3. Синицы с удовольствием клюют несоленое сало.
4. А воробьи клюют пшено и крошки.
- Молодцы! Вы правильно разложили угощение птицам. Птицы довольны.

7. Беседа о лесе. 
- Пришло время третьего письма. Читаю: Жалоба ёлки.

Грустно и одиноко мне в лесу. 
Совсем одна я осталась. 
А ведь вокруг меня когда-то росли десять ёлочек-красавиц. Но однажды появились в лесу люди с топорами, вырубили под самый корешок и увезли… 
И нет теперь этих стройных ёлочек… А какие славные были!.. Как жаль! 
Как же быть?

- Дети, какое письмо? (Грустное, жалобное.)
- Что мы можем сделать? (Не рубить деревья, а сажать их; елки на Новый год покупать искусственные, чтобы не пришлось живые выбрасывать после праздника; беречь деревья.) 
- Если постоянно вырубать деревья – погибнет лес. А потом погибнет и вся наша планета 
Земля. Ведь вся наша жизнь тесно связана с природой. Дышим мы…(воздухом), утоляем жажду…(водой).
- Природа дает нам пищу, одежду, жилище.
(показ иллюстраций)
- На полях выращиваем урожай.
- Что дарит лес? (Грибы, ягоды, из дерева делают спички, бумагу, строят жилье.) 
- В лесу собирают лекарственные травы, в нем живут животные, насекомые, растут цветы.
- Лесовичок хочет узнать, какие вы деревья знаете? (…) Лесовичок предлагает игру.

8. Дидактическая игра «С какого дерева листок?».
- Сейчас поиграем. Называется игра « С какого дерева листок?».
Дети выбирают по желанию лист бумаги, на котором надо фломастером дорисовать лист дуба, березы или клена. После кладут листья к соответствующим деревьям.
Дети рассказывают стихотворение «Дуб» И.Токмаковой:
Дуб дождя и ветра 
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит дуб выносливый, 
Значит, закаленный.

9. Беседа об охране природы.
- Лесовичок видит, что вы много знаете о природе, а вот как вы к ней относитесь и знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (…)
Дети отвечают. Показываю схемы.

  1. Не мусорить!

2. Не шуметь!
3. Не рвать растения!
4. Не топтать их!
5. Не ловить птиц и насекомых!
6. Не разорять жилища животных!)
- Народ сложил пословицы о лесе.
1. Лес – защитник человека.
2. Лес – родной дом растениям и животным.
3. Лес – богатство и красота.
4. Береги свои леса!
5. Враг природе тот, кто леса не бережет.
- Мы прочитали письма, много говорили о природе. А зачем? (…)
- Все письма можно сложить вместе и получится целая жалобная книга природы, если собрать сюда и остальные жалобы – насекомых, животных, грибов, озер, рек. (Люди не берегут природу.)
- Как красивы леса, луга, поля в любое время года! Природа богата, но ее богатства не бесконечны! (Надо беречь.)
Сопровождаю показом иллюстраций.
- Природу рисуют художники, композиторы, поэты и писатели пишут о ней. А мы? (Любуемся.)
- Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием слушаем пение птиц (звучит аудиозапись), журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек или величественными громадами гор!
- Хороша наша русская природа! 
Впечатления детей.

10. Подведение итога. – Необходимо ценить и любить природу … (беречь), правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь. 
- Очень важно беречь лес, его жителей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.
Д. Родович.

- Лесовичку пора возвращаться в лес. Что он может передать в ответ лесным жителям? 
Ответы детей.
- Молодцы!
- Попрощайтесь!

ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты»

С помощью музыки мы воспитываем в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе, и поэтому там обязательно должно найтись место для музыкального уголка.

Погремушка (шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

Барабан 

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из- под китайской лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик 

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

Веселые дуделки 

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча, картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки.

Деревянные палочки 

Палочки, которые можно использовать в разных видах музыкальной деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из фломастеров и коробочек от бахил.

Коробочка 

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

Треугольник 

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

Бубен 

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Рубель, трещотка 

Материал – дерево. Изготовляются по аналогии с инструментами, но из бросового материала (любые виды дерева, ламината и т. д.) Можно изготовить из пластмассовых банок из-под какао.

Румба 

Нам потребуется: рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания (шашки, ключи, и.т.д.)

Шейкеры 

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупу или горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики 

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

Совет: «Не спешите выбрасывать мусор, послушайте, а вдруг он заиграет»!

Попробуйте использовать эти предметы в своей работе, для этого мы предлагаем Вам музыкально - дидактическую игру «Весна».

Воспитатель читает текст, каждый инструмент «озвучивает».

«Наступила долгожданная весна. За окошком зазвенела капель… (треугольник)

По мокрым улицам зажурчали торопливые ручейки…. (бубенчики)

Ветви деревьев покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню… (шумелки).

Вдруг ветер нагнал низкие и тяжелые тучи и грянул первый весенний гром… (бубен)

Но дождь был не долгим, снова выглянуло радостное весеннее солнышко».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Беседуйте с детьми о природе.

• Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

• Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.

• Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

Цель: Учить детей беречь природу. Продолжать знакомиться с явлениями природы.

Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.

• Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

• Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

• Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как

мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Какими будут наши дети, зависит от нас.

Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбить природу. Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети.

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты

детские музыкальные инструменты своими руками

          Наверняка вы уже играете со своими малышами в различные музыкальные игры, читаете им музыкальные сказки, слушаете красивую музыку.

          А пока ваш малыш еще не ходит в музыкальную школу и не играет там на настоящем музыкальном инструменте, вы можете дома сами сделать простые детские музыкальные инструменты своими руками из самых подручных материалов.

Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера – своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.

В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.

Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем.

Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки!

Так что давайте проявим немножко фантазии и посмотрим, что же можно придумать.

http://u.jimdo.com/www30/o/se64cacf98347df16/img/id999826ea8e35a3d/1350304660/std/image.gif

Погремушка (шумелки) 

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь. 

Барабан 

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть. 

Колокольчик 

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов. 

Веселые дуделки 

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча, картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки. 

Деревянные палочки 

Палочки, которые можно использовать в разных видах музыкальной деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из фломастеров и коробочек от бахил. 

Коробочка 

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой. 

Треугольник 

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой. 

Бубен 

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем. 

Румба 

Нам потребуется: рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания (шашки, ключи, и.т.д.) 

Шейкеры 

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупу или горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой. 

Шумовые браслетики 

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков. 

Желаем удачи!

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Муз.инстументы.jpg

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий ГБДОУ детский сад № __

__________________________________

«____» ____________ 2013 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе «Оркестр – это просто!»  на изготовление лучшего музыкального инструмента

из бросового материала (мусора)

  1. Общие положения

1.1.  Настоящее Положение определяет порядок проведения и условия конкурса «Оркестр – это просто!» (далее – Конкурс).

1.2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности участников конкурса, определяет цели, задачи, порядок проведения, процедуру
организации и проведения экспертизы конкурсных материалов,
подведения итогов и награждения победителей.

2. Участники Конкурса

2.1. Участие в Конкурсе могут принять родители, воспитанники и  воспитатели всех возрастных групп.

  1. Руководство Конкурсом

3.1. Организатором конкурса является администрация Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № ___.

4. Цель и задачи Конкурса

4.1. Цель Конкурса: воспитание бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.

4.2. Задачи Конкурса:

  1. Привлечь внимание родителей, педагогов и детей к вопросам воздействия человека на окружающую среду.
  2. Содействовать укреплению эмоциональных связей внутри семьи.
  3. Устанавливать и расширять творческие контакты с родителями воспитанников ДОУ.

5. Конкурсная комиссия

5.1. Для подготовки, организации и проведения Конкурса, проведения экспертизы создается конкурсная комиссия.

5.2. В состав комиссии включаются специалисты ГБДОУДС № ___ (Приложение 1).

5.3. Функции конкурсной комиссии:

  • принимает и оценивает представленные для участия в конкурсе работы;
  • осуществляет организацию конкурса, определяет день и место их проведения;
  • проводит экспертизу конкурсных работ;
  • формирует список победителей Конкурса;
  • организует торжественную церемонию награждения победителей и участников Конкурса;  

5.4. Председатель конкурсной комиссии обязан:

  • сформировать состав конкурсной комиссии;
  • проводить заседания конкурсной комиссии;
  • осуществлять контроль за соблюдением настоящего Положения;
  • консультировать членов конкурсной комиссии по вопросам содержания конкурса;
  • руководить деятельностью конкурсной комиссии;
  • распределять обязанности между членами конкурсной комиссии;
  • определять порядок деятельности конкурсной комиссии, процедуру принятия решения и форму протокола.

5.5. Члены конкурсной комиссии обязаны:

  • соблюдать настоящее Положение;
  • заполнять экспертные листы (согласно Приложению 2) по результатам проведенных экспертиз;
  • не пропускать заседания конкурсной комиссии без уважительной причины;

5.6. Результатом работы члена конкурсной комиссии является заполненный и подписанный авторучкой экспертный лист, который выдаётся ему секретарем конкурсной комиссии.

5.7. Заполненные экспертные листы сдаются секретарю конкурсной комиссии.

6. Порядок и сроки проведения Конкурса

6.1 .Конкурс проводится с «___»_____________ по «___»____________ 2013 г.

6.2. Конкурсные работы принимаются «___»______________ 2013 г.

6.3. Работа жюри по изучению конкурсных материалов и подведение итогов конкурса

– «___»______________ 2013 г.

6.4. Выставка работ, представленных на конкурс в холле детского сада – «___»____________ 2013 г.

7. Требования к содержанию и оформлению конкурсных работ:

7.1. На Конкурс принимаются любые работы, сделанные своими руками. Не допускаются поделки, купленные в магазине.

7.2. Работа может быть выполнена из любого бросового материала.

7.3. Размер поделки не имеет значения.

7.4. Поделка сопровождается этикеткой, в которой указано:

Ф.И. ребенка, Ф.И.О. взрослого (родителя, педагога), № группы, название поделки, материал, из которого выполнена поделка.

7.5. Работа должна быть эстетически оформлена.

7.6. В совместной конкурсной работе обязательно должно быть участие ребенка.

8. Критерии оценки конкурсных работ

8.1. Оригинальность.

8.2. Эстетичность.

8.3. Разнообразие используемых материалов.

8.4. Возможность практического использования поделки.

9. Подведение итогов и награждение победителей Конкурса

9.1.  Итоги Конкурса подводятся конкурсной комиссией по номинациям:

  • Лучшая детская работа.
  • Лучшая совместная работа.
  • Лучшая взрослая работа (категория «Родитель»).
  • Лучшая взрослая работа (категория «Педагог»).

Конкурсная комиссия имеет право выбрать другие номинации и награждение участников.

  1. По итогам конкурса в каждой номинации определяется победитель, лауреат и  дипломант.
  2. Награждение производится в торжественной обстановке. Победители получают  грамоты и призы.
  3. Авторы работ, получившие максимальный балл, становятся победителями конкурса, награждаются грамотами и подарками.

 

  1. Фотографии всех поделок будут размещены на сайте ГБДОУДС № __.

 

Приложение 1

Состав конкурсной комиссии Конкурса

Председатель комиссии

ФИО

заведующий Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № __

Ответственный секретарь

ФИО

старший воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № ___

Эксперты конкурсной комиссии

ФИО

ФИО

ФИО

музыкальный руководитель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № ___

член родительского комитета

член Совета отцов

 


Приложение  2

Экспертный лист Конкурса «Оркестр – это просто!»  на изготовление лучшего музыкального инструмента из бросового материала (мусора)

Система оценки: максимальное количество баллов – 5 по каждому критерию

Критерии/Ф.И.О. конкурсанта

Выполнение условий Конкурса

Дизайнерское решение (эстетичность оформления, гармоничность и лаконичность внешнего вида)

Работа полностью / частично выполнена из  бросового материала (мусора)

Уровень качества изготовления работы

Работа выполнена при участии ребенка

Практическая значимость работы

Оригинальность

Разнообразие используемых материалов

ИТОГО:

Член конкурсной комиссии     ______________________________                _____________________        

дата заполнения ___________



Предварительный просмотр:

Традиции семейного чтения

как фактор развития духовно-культурной личности

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»

В. А. Сухомлинский.

Семейное чтение – древняя традиция. В среде просвещенного сословия России XIX – начала XX вв. семейное чтение было естественной церемонией духовного общения взрослых и их общения с детьми. В различных источниках: в художественной литературе, воспоминаниях известных людей, биографиях мы можем увидеть описание того, как велика роль традиции семейного чтения в духовно-культурном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам и чтению, в сближении взрослых и детей и установлении прочных, доверительных взаимоотношений. Например, одной из неукоснительно соблюдаемых традиций семьи Николая II было проводить домашний досуг вместе. Каждый вечер вся семья собиралась в гостиной. Время летело незаметно за настольными играми, рукоделием, но главное - за чтением. Как правило, читал вслух глава семьи - внятно, четко, выразительно, не торопясь. Так повелось с самых первых дней совместной жизни супругов Романовых. Или, писательница И.Грекова в статье «Детство и слово» описывает читательские традиции своей семьи: «Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух… Читал он замечательно – настоящий артист… он читал как человек впервые узнавший нечто прекрасное, изумленный узнанным, делящийся с другими». А в семье Достоевского родители увлекались чтением вслух романов, что предопределило выбор деятельности великого писателя.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не только и не столько способ получить информацию (хотя это может быть актуально), это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Именно семья является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге. Родители через семейное чтение закладывают основы интереса к чтению, развивают эмоциональный мир ребенка. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самих родителей. Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению педагогов, надо совместно.

В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Чтение утратило свой традиционно высокий нравственный статус.

Из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д.

Это подтверждается результатами, полученными в международном тестировании РISA в 2012 году на читательскую грамотность. Наши дети показали невысокие результаты: 41 место среди 65 стран мира, что говорит о необходимости активизировать работу по приобщению к чтению детей.

Работа по привлечению к чтению нескольких поколений  семьи для нашего общества очень актуальна. Родители нуждаются в помощи по организации детского чтения, по вопросам педагогики, психологии и семейного права. Снижение интереса к книге, замена чтения просмотром телевизионных развлекательных программ и компьютерными играми у детей приводят к снижению общего культурного уровня населения России в целом.

Современная семья стремительно меняется, утрачиваются традиции сосуществования нескольких поколений одной семьи, традиции семейного чтения. Меняются ценностные ориентиры, углубляется расслоение общества. Таким образом, становится очевидным, что возрождение традиции семейного чтения очень важно на современном этапе.

Как же возродить традицию семейных чтений?  

Этот вопрос требует повышенного внимания со стороны педагогов образовательных организаций, особенно дошкольного образования.

Главная задача педагогов детских садов – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним, успешность этой работы во многом определяется читательской компетентностью педагогов ДОУ. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Поэтому мы предполагаем, что деятельность педагогов детского сада по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения может стать важным условием возрождения традиции семейного чтения. Дошкольное учреждение одним из видов своей деятельности должно выделить развитие семейного общения посредством книги, оказать практическую помощь по возрождению в семьях традиций чтения.

Изучив проблему и актуальность семейного чтения, появилась идея организации совместной работы детского сада и семьи по развитию у дошкольников интереса к книге и чтению, и как результат этой работы создание семейного читательского клуба «Читаем вместе». Целью нашей работы станет не только оказание родителям помощи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, но и помощь взрослым в овладении основными навыками художественного чтения и рассказывания, а так же умении анализировать произведение.

В программе клуба будут тесно переплетаться мероприятия со всеми участниками образовательного процесса:

1. С педагогами, при этом планируется использовать такие формы как обучающий семинар, круглый стол по актуальным проблемам работы с семьёй, консультации специалистов (психологов и педагогов).

2. С родителями, когда на начальном этапе работы они будут получать полную информацию о детях, их особенностях, консультации педагогов, а затем постепенно будут включены в практикумы, игры с педагогическим содержанием, станут участниками мастер-классов педагогов и родителей, которые захотят поделиться своим опытом сохранения традиций в воспитании.

3. С детьми, которые станут участниками литературных праздников, театральных постановок по сюжетам любимых книжек, увлекательных игр-путешествий в страну книг и сказок и других интерактивных форм воспитания.

4. С социальными партнерами (библиотека, школа, музеи), помощь и участие которых поможет обновить библиотеку, получить квалифицированные консультации педагогов и психологов, организовать «День музея книжки» и т.п.

В итоге, мы надеемся, на плодотворное сотрудничество с родителями, на успешное возрождение семейных читательских традиций. 

Итак, детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-либо художественными произведениями, это ключ к жизни ребенка в информационном обществе.

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль читательской компетентности педагога в развитии традиций семейного чтения»

При особенностях современной ситуации возникает необходимость решения проблемы приобщения к чтению родителей путем педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь образ...

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...