"Как праздновали Пасху на Руси"- комплексное занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шишкина Татьяна Алексеевна

Занятие проводится в мини-музее "Русская изба", где находятся предметы прикладного искусства: расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из бересты, кружева и т.д. Цель: познакомить детей с русским народным праздником Пасхой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в подготовительной группе

«Как праздновали Пасху на Руси».

Цель:

  1. Познакомить детей с русским народным праздником – Пасхой.
  2. Рассказать о том, как отмечали этот праздник на Руси, повторить с детьми весенние игры и хороводы, заклички.
  3. Дать сведения о том, что Пасхальное яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
  4. Повторить приемы изображений, которыми расписывались Пасхальные яйца.
  5. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
  6. Воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку.

Оборудование:

Занятие проводится в мини-музее «Русская изба», где находятся предметы прикладного искусства: расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из бересты, плетеные кружева, рукоделия.

Ход занятия

Воспитатель: (встречает детей)

- Здравствуйте, добры молодцы!

- Здравствуйте, красны девицы!

- Начинается Святая Пасхальная неделя (светлая седмица). Много интересного мы узнали о празднике Пасхи. Называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Скажите мне дети, какое угощение готовят для пасхального стола?

Дети: Сырная пасха, куличи, крашеные яйца.

Воспитатель: Этот день богат  не только вкусным угощением. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с  пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра, красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крышу, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселиться красное солнышко. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскресе. Воистину Воскресе», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор русский композитор Дмитрий Бортнянский. Самый удивительный музыкальный инструмент – голос человека.

(слушание записи)

Воспитатель:  В этот день звонили в церквях колокола. Звонили по –особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Умывалась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

                                                                                                      (С. Есенин)

Воспитатель: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы покличем весну, встанем в хоровод.

Дети заводят хоровод. Читают:

«Синички – сестрички,

Чечетки- тетки,

Кулички- мужички,

Скворцы- молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите.

С шелковой травой,

Жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!»

«Весна, весна, на чем пришла?

На сохе, на бороне, на чужой стороне.

Мужички, старички, вы тащите сошнички,

А бабушки – по копеечке»

Ребенок:

Солнышко катилось по западу,

Красное катилось по темному.

Светел месяц на востоке

Он светит, не померкнет.

Ночь прошла, темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок,

Полежала немножко, распахнула окошко:

Здравствуй, солнышко, колоколнышко!

Ребенок (читает заклички)

Гори, солнце, ярче,

Лето будет жарче,

И зима – теплее,

А весна – милее.

В лесу вырастут грибы,

В огороде  - бобы,

В поле рожь и ячмень,

В саду- зелен хмель,

Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Воспитатель предлагает детям прослушать песни «Как в лесу, лесу- лесочке», «Я на камушке сижу».

Воспитатель:

Эй, парнишки и девчушки,

Не хотите ль спеть частушки?

Для друзей и гостей,

Запевайте веселей.

Дети поют полюбившиеся частушки.

Мальчик

Эй, шире круг,

Рукавички с рук.

Моя правая нога захотела трепака,

Пошел плясать свою барыню казать

Вот он, вот она, вот и барыня моя.

(русская пляска под запись)

Воспитатель:

Меня тоже в свой круг возьмите! Будет у меня козлик, будут и серые волки. П/игра «Бабушкин козлик».

Ведущего выбирают по считалке.

«Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в реку угодила,

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!»

Воспитатель: Хорошо плясали, хорошо играли пора и за работу приниматься. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. Яйцо – символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: «Был в начале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил любовь- Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился.»

(Повторить с детьми символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца)

Сосна – долголетие и здоровье.

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

Петушиный гребень- защита от нечисти.

Солнце или меленка – к урожаю .

Сорочьи лапки- Символ сорока святых.

Дети садятся за столы, расписывают яйца. (Для яиц заранее готовятся сумочки, связанные мамой крючком).

Звучат народные песни «Среди долины ровныя», «Липа вековая» в записи.

После завершения дети дарят гостям с поклоном подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие для подготовительной группы "Профессии"

ХОД ЗАНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:Выходят 2 педагога и выстраиваются дети.Педагог1:Как быстро наши дети подрастают.Педагог2:Только кем быть, они пока не знают.Под ритмичную музыку выбегают дети ...

Комплексное занятие в подготовительной группе " Поговорим о маме"

занятие посвящено подготовке к празднованию 8 марта или Дня Матери.Воспитатель проводит беседу о самом дорогом человеке на свете - о маме. дети рассказывают как они помогают маме, как зовут маму, где ...

конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".

Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок,  импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...

конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".

Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок,  импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...

Комплексное занятие в подготовительной группе "Аквариум"

Комплексное занятие в подготовительной группе.Тема: «Аквариум»Программное содержание:Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен во...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе "В поисках Атлантиды"

Это комплексное зангятие по ознакомлению с окружающим с использованием развивающих игр....