Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

  В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с бесспорными прогрессивными тенденциями в обществе наблюдаются и негативные явления. Исчезает живое общение, снижается уровень социальной грамотности подрастающего поколения. Общечеловеческие ценности – добро, справедливость, человечность – зачастую отодвигаются на второй план. Высшей ценностью всё чаще становятся деньги, ради получения которых часть общества использует любые средства.

       В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodobedinenii._mart_14g.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

     Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.

                                                                       Подготовила воспитатель

                                                    высшей квалификационной категории

                                                                  Кучерова Татьяна Петровна

  В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с бесспорными прогрессивными тенденциями в обществе наблюдаются и негативные явления. Исчезает живое общение, снижается уровень социальной грамотности подрастающего поколения. Общечеловеческие ценности – добро, справедливость, человечность – зачастую отодвигаются на второй план. Высшей ценностью всё чаще становятся деньги, ради получения которых часть общества использует любые средства.

       В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей, способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

       Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия представлений о предметном мире, учит быть внимательным к тому, что его окружает.

        Способы познавательной деятельности, которыми должны овладеть дошкольники, представлены в виде ключевых компетенций, определяемых как осознанная способность решать жизненно важные задачи (проблемы) в конкретных ситуациях.

1. Общекультурная компетенция: владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры.

2. Социальная компетенция: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия.

3. Коммуникативная компетенция: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми.

4. Компетенция в сфере личностного самоопределения, обеспечивающая способность самовыражения (в дошкольный период закладываются ее основы): формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий [3].

       Опыт творческой деятельности включает в себя информацию о социальном опыте (сведения о разных видах искусства, изобретениях и открытиях человечества, доступных пониманию дошкольника), а также отражает черты творческой деятельности, обеспечивающие возможность дошкольника решать проблемы исследовательского характера:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми [4].

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования общественно значимых личностных качеств. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с окружающим миром.

         Влияние окружающего мира на ребенка огромно и знакомство с бесконечно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Наблюдая за явлениями и объектами окружающего мира, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. А получить он их может не только через наблюдения, опыты, эксперименты с объектами живой и неживой природы, но и через продуктивные виды деятельности. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.

         Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения,  помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются  творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на  личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств.     

        Продуктивная деятельность предполагает специфическую детскую активность, в которой ребенок обретает «господство» (И. А. Лыкова) над материалами, овладевает художественными инструментами, создает оригинальный субъективно новый продукт, реализует и познает свое «Я», и тем самым выражает эмоционально-ценностное отношение к миру и самому себе;

         С позиции эстетики художественное творчество ребёнка должно быть направлено на создание продукта деятельности, с которым будет связано осознание возможностей ребёнка и её социальной ценности (Б. М. Теплов). Продуктом художественно-творческой деятельности ребёнка является новый художественный образ как обобщённое видение и особый вид освоения окружающего мира. У ребёнка, воспринимающего художественные образы искусства, эстетическая реакция может меняться в зависимости от накопления собственного эстетического опыта и знаний специфики разных видов искусства.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала  (бумагопластика, коллажирование, детский дизайн).

        

         В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

        

        

                

                

        

        

        

Что можно сказать про рисование.

Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает ребенку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения знаний ими, умений и навыков. Рисование  имеет самое прямое отношение к развитию зрительно-моторной координации.

          В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.)

         В своем рисунке ребенок не только проявляет познание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Чем более развиты у ребенка восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем богаче, выразительнее у него рисунки. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом

   Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребенка служат линия и цвет.

        Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

Что можно сказать про лепку.

        Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дети лепят то, что их окружает, сама лепка и ее результат доставляют им радость, удовольствие, дети получают результат своей работы, могут его видеть, потрогать, показать. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.   Лепка позволяет ребенку изобразить предметы в трехмерном пространстве. Особенно ценно то, что ребенок может неоднократно менять форму, достигая желательной выразительности. Развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. И еще одно бесспорно: рука ребенка готовится к письму, кисть и пальцы получают необходимые, но в то же время и щадящие нагрузки.

            С этих же позиций рассмотрим занятия с ребенком аппликацией. Аппликация это декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности, где он учится вырезать узоры, орнаменты, различные фигуры и наклеивать их на цветной фон, осваивать разные приемы вырезания.    Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная, полуобъемная форма.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). В процессе занятия аппликацией, у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки. 

           Основополагающим моментом в конструировании, как из строительного материала и конструкторов, так и из природного материала, и бумаги (бумагопластика) выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.    Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.  Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Пример: предмет, находящийся на слишком узком основании, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Необходимо отметить, что конструктивная деятельность может быть использована в целях умственного воспитания детей только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета в процессе конструирования, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, воплощением детьми своего замысла в конструировании. В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. Действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию.         В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

• с геометрическими объемными формами,

• получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

• При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

• понятия о стороне, углах, центре.

             В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

             На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности:

-целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

-аккуратности,

-умения работать в коллективе,

-трудолюбия,

-пытливости.

           По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

          Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

            На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

           В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

            Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Задача воспитателя создать благоприятные условия для собственных размышлений ребёнка, его творческой активности:

- показ книг, картин, иллюстраций; просмотр видеофильмов и мультфильмов познавательного направления. От того насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения зависит богатство их замысла, интерес к заданиям и поиску их решений;

- давать ребятам как можно больше информации;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не перебивая и не критикуя.

Только при успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность, реализуются идеи развивающего обучения.

Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества.

Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человеку в целом, и характеризуются следующими признаками:

когнитивными (познавательным) и — способностью выделять части в целом, интегрировать из частей целое;

проективно-конструктивными — способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, корректировать по ходу выполнения двигательного действия;

художественно-конструктивными — способностью, умением выражать посредством движения тела свои эмоции, состояния, размышления, создавать двигательные образы;

эстетическими — способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения от свободного, артистического выполнения двигательного действии.

В современных условиях творческая личность и, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности. Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

4. Давыдова Г. Н. Пластилинография.

5. ДороноваТ. Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности

6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М. : РАО, 2000. с.

7. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.

8. Соловьева Ю.Н. Интеграция образовательных областей  «Социализация» и «Художественное творчество» в дошкольных образовательных учреждениях разной видовой принадлежности /Ю.Н. Соловьева// Материалы Региональной научно-практической конференции: «Качество дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ: научные исследования и практический опыт» Йошкар-Ола 10 ноября 2011г. / Под ред. С.Н. Федоровой. - ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2011.

9. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников.

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников....

«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Театр - это средство эмоционально - эстетичесского воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказ...

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения посредством продуктивной деятельности.

Существующие правила дорожного движения написаны "взрослым" языком и зачастую непонятным для детей. Поэтому задача  воспитателя - донести до ребенка эти правила доступным для него языком и лучше ...

Значение продуктивной деятельности в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.

знакомя дошкольников с окружающим миром в детском саду, воспитатели используют продуктивную деятельность. Этот вид  детской деятельности позволяет влиять на всестороннее развитие дошкольников, со...