Экологические игры.
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Дидактические игры экологического содержания
для детей дошкольного возраста
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).
Материал: планшет, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий.
Методика проведения: в игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.
«КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?»
Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.
Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных.
Методика проведения: в игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.
«НАЙДИ ДОМИК»
Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).
Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.
Методика проведения:
Первый вариант: дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.
Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.
«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»
Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).
Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).
Методика проведения:
Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.
Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.
«ПОМОЖЕМ РАСТЕНИЮ»
Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.
Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений (например, бальзамина) в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.
Методика проведения: в начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.
Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.
«ЛЕС — ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»
Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Методика проведения:
Первый вариант: играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.
Второй вариант: силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.
Дидактические игры для развития восприятия природы
«Беседа с деревьями»
Цель: учить детей видеть прекрасное в природе, эмоционально откликаться на него; воспитывать гуманное отношение к природе.
Материал: деревья, находящиеся на территории участка, парка; эмблемы.
Игровые действия: «беседа» с деревьями.
Игровые правила: не мешать друг другу слушать и рассказывать.
Ход игры
В игре принимают участие 5—6 детей. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Посмотрите, как много красивых деревьев на нашем участке. Обратите внимание, как шелестят их листочки, наверное, они разговаривают друг с другом. Подойдите к деревьям поближе, обнимите их, послушайте, может быть они и вам что-нибудь скажут. По моему сигналу возвращайтесь, и мы послушаем ваши рассказы».
Результат. Те, кто расскажет больше интересного, получит значок и звание «Друг природы».
Аналогично могут быть проведены дидактические игры «Беседа с цветами» (с использованием растений цветника или уголка природы); «Беседа с животными» (с использованием животных уголка природы).
«Встреча с растением»
Цель: формировать у детей чувство прекрасного, эмоциональное отношение к природе.
Материал: картинки с изображением растений, эмблемы.
Игровые действия: «разговор» с растениями.
Игровые правила: «поговорить» с растением, затем передать этот «разговор».
Ход игры
В игре участвует 3—5 детей. Воспитатель говорит: «У каждого из вас картинка с изображением дерева или цветка. Как они называются, вы знаете. Представьте, что сейчас вы встретились с этим деревом или цветком. Внимательно рассмотрите их и попробуйте «поговорить» с ними. Постарайтесь увидеть в них что-нибудь интересное, как они себя чувствуют». Если дошкольники затрудняются составлять подобные рассказы (они ещё не умеют смотреть и видеть, часто перечисляют внешние признаки), педагог задаёт наводящие вопросы, помогает детям на них отвечать (как бы даёт образец рассказа).
Результат. Кто расскажет больше интересного, получит эмблему и звание «Друг природы».
«Секретный разговор»
Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности дошкольников в процессе познания ими природы.
Материал: эмблемы.
Игровые действия: «секретные разговоры» с растениями или животными.
Игровые правила: придумать «секретный разговор» с растением или животным.
Ход игры
I вариант.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они «разговаривали» с каким-либо растением или животным, и задаёт вопросы: «О чём ты спросил(а) его?», «О чём он тебе рассказал?» затем даёт задание придумать «секретный разговор» с каким-нибудь животным или растением.
II вариант.
Воспитатель предлагает ребятам представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево или цветок и сумели поговорить с ним. Затем даёт задание рассказать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.
Результат. Чей рассказ будет больше и интереснее, тот получит значок «Друг природы».
«Поиск красивого и необычного»
Цель: учить дошкольников замечать прекрасное, удивительное, необычное в природе.
Материал: деревья и другие растения парка (сквера, леса, участка детского сада).
Игровые действия: поиск необычных, удивительных объектов в природе; составление фантастических рассказов.
Игровые правила: найти красивые, необычные объекты природы и поделиться своими впечатлениями с воспитателем и другими детьми.
Ход игры
Игра проводится во время прогулки детей в парке (скверике) с небольшими подгруппами (5—7 человек). Воспитатель заранее продумывает небольшой маршрут с наблюдением за красивыми пейзажами, удивительными растениями, причудливыми формами деревьев, необычными обитателями парка. Затем предлагает найти, увидеть, открыть для себя как можно больше красивых, удивительных, необычных объектов. Далее воспитатель даёт дошкольникам задание составить свои фантастические рассказы, в которых бы увиденное в природе одушевлялось, начинало разговаривать, двигаться.
Результат. Кто увидит как можно больше необычных, красивых объектов и расскажет о них, получит значок и звание «Знаток природы».
«Радости и огорчения»
Цель: учить детей радоваться красоте природы; формировать отрицательное отношение к плохим, жестоким поступкам людей в природе.
Материал: естественные природные ландшафты парка (леса); кукла Старичок-Лесовичок; фишки.
Игровые действия: припоминание радостных моментов, замеченных в природе, а также тех впечатлений, которые вызвали огорчение.
Игровые правила: переживать красивое, хорошее как радость, испытывать огорчение от плохого.
Ход игры
Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель называет начало предложения, а дети по желанию его заканчивают. Например:
Самое красивое место в парке (сквере)…
Мне было радостно, когда…
Я очень огорчился(ась), когда…
За каждый ответ дошкольники получают фишки: яркие (красного, зелёного, жёлтого цветов) за продолжение первых двух предложений и тёмные (серые, коричневые) — за продолжение двух последних.
Результат. Тот ребёнок, у которого окажется больше всех фишек, станет победителем.
В конце игры можно посчитать общее количество ярких и тёмных фишек, проанализировать, каких больше, каких – меньше. Можно предложить детям тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая при этом, что дети будут доставлять природе только радости.
«Лесной друг»
Цель: обогащать и расширять сферу чувств и переживаний дошкольников, связанных с восприятием природы, придавать им осмысленность.
Материал: бумага, конверты.
Игровые действия: «написание писем» деревцу.
Игровые правила: рассказывать свои «письма» воспитателю, не мешать друг другу, не перебивать.
Ход игры
Дети вводятся в следующую воображаемую ситуацию: «Представьте, что где-то в далёком лесу растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце садятся птицы: поют, суетятся … и улетают. Оно сказало по секрету, что очень хочет иметь друга – человека, лучше ребёнка, чем взрослого, и что сначала ему хочется получить от него письмо…»
Далее воспитатель предлагает детям: «Давайте напишем деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в ваших письмах, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно сразу согласилось дружить с вами».
Затем дошкольники рассказывают воспитателю то, о чём бы они хотели написать деревцу.
Результат. Из рассказов детей составляются письма, вкладываются в конверты и «отправляются» в лес.
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе
«Мы – помощники растений»
Цель: приобщать детей к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых организмов в месте для обитания, тепле и свете, свежем воздухе, влаге; закреплять с дошкольниками некоторые особенности содержания комнатных растений и ухода за ними.
Материал: пять-шесть видов комнатных растений; карточки (открытки) с их изображением; кружочки разных цветов: жёлтые (для светолюбивых растений), наполовину жёлтые, наполовину тёмно-серые (для теневыносливых), тёмно-серые (для тенелюбивых), голубые (для влаголюбивых), наполовину голубые (для засухоустойчивых).
Игровые действия: «вручение» открыток комнатным растениям.
Игровые правила: при «вручении» открыток учитывать потребности растений.
Ход игры
I этап. В начале игры воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла телеграмма от комнатных растений. Вот что они пишут: «Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте с вами дружить. Мы будем радовать вас своими красивыми цветочками, листиками, очищать воздух в группе. Но нам нужна ваша помощь. Если вы согласны с нами дружить, давайте познакомимся. Комнатные растения».
Далее воспитатель говорит, что каждое растение имеет свою визитную карточку, в которой дано краткое описание его внешнего вида и того, что оно любит (не любит). Воспитатель поочерёдно берёт карточки и описывает внешний вид цветка. Дети определяют растение и выставляют возле него открытку.
II этап. После того, как дети расставят все открытки, воспитатель предлагает разделить растения на группы (светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые). Педагог называет растение, например, папоротник. Дошкольники определяют, что этот цветок любит тень и воду, и на его открытку наклеивают два кружочка (голубой и тёмно-серый) и т.п.
Результат. Кто правильно будет выполнять игровые задания, получит право расставить открытки для всех растений в группе.
«Ухаживаем за растениями»
Цель: приобщать дошкольников к деятельности, направленной на создание условий живым существам, к которым они привыкли, учитывая их индивидуальные особенности; закреплять с детьми различные способы ухода за растениями.
Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, тряпочки, палочки, ножниц, которые соответствуют способам ухода: полив, опрыскивание, мытьё (кисточки, тряпочки в зависимости от вида листьев), рыхление и обрезка листьев; 7—8 не очень ухоженных растений.
Игровые действия: разыгрывание фантов.
Игровые правила: быть внимательными; показывать картинку с тем предметом, который необходим для ухода за растением.
Ход игры
Воспитатель говорит: «В соседней группе я нашла несколько неухоженных растений: неполитых, пыльных, с сухими листьями. Надо им помочь. Но прежде, чем приступать к работе, нужно определить точно, какой уход требуется каждому растению. Для этого поиграем в игру «Ухаживаем за растениями». Я буду показывать вам цветок, а вы должны будете определить, что ему нужно: полив, мытьё или ещё что-нибудь. Когда определите, покажите (поднимите) картинку с тем предметом, который понадобится вам для работы по уходу за этим растением».
Результат. Кто правильно покажет карточку, тот после игры будет ухаживать за растением. Кто ошибётся – даёт ведущему фант.
При разыгрывании фантов воспитатель обязательно подчёркивает, что предлагаемые для ребят задания должны быть на темы природы. Например, назвать цветы группы, цветы клумбы, лесных зверей, домашних животных и т.п.
«Заготавливаем корм для животных»
Цель: активизировать детей в труде по уходу за животными, вызвать эмоциональное отношение к данному виду труда.
Материал: картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря (по одной); картинки с изображением рябины, яблок, капусты, листьев, зёрнышек (по 6—8 штук).
Игровые действия: «заготовка корма», разыгрывание фантов.
Игровые правила: быть внимательными, искать корм, который любят показанные воспитателем птицы и животные.
Ход игры
Воспитатель предлагает дошкольникам покормить имеющуюся в группе канарейку (другую птицу или животное). При этом обнаруживается, что нет корма (заранее создаётся такая ситуация). Воспитатель говорит, что нужно всегда заготавливать корм заранее и предлагает поиграть в игру «Заготавливаем корм для животных и птиц». У педагога картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря. На полу — с изображением рябины (корма для снегиря), яблок, капусты, листьев (для черепахи и канарейки), зёрнышек. Когда воспитатель показывает картинку с изображением, например, черепахи, дети из разложенных на полу карточек должны выбрать те, на которых нарисован корм для неё (трава, листья, капуста).
Результат. Кто правильно подберёт корм, того поощряют. Кто ошибётся, отдаёт ведущему фант.
«Пересади растение»
Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью по пересаживанию растений; закреплять представления о функции корней, потребности растений в хорошей почве.
Материал: 5—6 комнатных растений, билеты.
Игровые действия: «поездка» по улицам цветочного города.
Игровые правила: внимательно осматривать растения.
Ход игры
Игра проводится как «поездка» на автобусе по улицам цветочного города. Воспитатель объясняет правила игры: «Представьте, что мы сейчас находимся в автобусе, он повезёт нас на прогулку по улицам цветочного города. В этом городе много красивых цветов. Но чтобы они оставались всегда красивыми, нужно ухаживать за ними. Сейчас весна, и многие растения нужно пересаживать. Автобус, который нас повезёт, будет останавливаться на разных улицах. Как они называются, вы должны будете догадаться сами по тому, какой цветок там увидите. Вам нужно осмотреть внимательно растение, определить, надо его пересаживать или нет и почему».
Результат. Кто правильно определит растение, нуждающееся в пересадке, а также то, которое не нужно пересаживать, получает билет для «проезда» на следующую улицу.
Дидактические игры по поведению дошкольников в природе
«Чего не хватает животным»
Цель: вызывать у детей интерес к животным, к деятельности по уходу за обитателями уголка природы.
Материал: планшеты с изображением животных уголка природы и места их содержания (клетка с попугаем, террариум с черепахой, клетка с хомяком); картинки с изображением различных условий для животных (чистый песок, грязный песок, баночка с чистой водой, баночка с мутной водой, кормушка с зерном, листья, трава), фишки, ширма.
Игровые действия: определение недостающих животным условий.
Игровые правила: быть внимательными, описывать оптимальные для жизни животных условия.
Ход игры
Играющие дети сидят за столами. У воспитателя на столе ширма, за которой находятся планшеты с изображением клетки с попугаем, террариума с черепахой, клетки с хомяком. Воспитатель за ширмой изменяет какие-либо условия для птицы, животного. Например, в специальный карманчик на планшете с клеткой для птицы вставляются картинки с изображением чистого песка, чистой воды, но убирается картинка кормушки с зерном. Дети должны внимательно осмотреть клетку и определить, каких условий сейчас не хватает птице.
Или, например, вместо картинки с изображением баночки с чистой водой вставляется картинка с мутной водой, в которой плавают перья и шелуха. Дошкольники должны определить, что надо срочно налить чистую воду, птицы не любят грязную. Тот ребёнок, который первым и правильно определяет недостающее животному или птице условие, получает фишку.
Результат. У кого в конце игры окажется больше фишек, получает право ухаживать за птицей (животным).
Детей, не получивших в игре фишек, также нужно привлекать к уходу за животными.
«Садоводы»
Цель: закреплять представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.
Материал: игровая площадка с обозначенной территорией «сада».
Игровые действия: «посадка» кустов клубники, смородины, малины, крыжовника.
Игровые правила: начинать «посадку» по сигналу воспитателя.
Ход игры
Дети договариваются, кто будет «клубникой», а кто «смородиной», «малиной», «крыжовником». Они свободно перемещаются по площадке «сада», а по сигналу воспитателя «Посадку начать!» ребята приседают на площадке на таком расстоянии друг от друга, как того требуют правила посадки плодово-ягодных культур (кусты смородины, малины, крыжовника подальше друг от друга, клубники – поближе).
Результат. Кто правильно выполняет задание – поощряется.
«Вырасти новое растение»
Цель: закреплять представления о различных способах размножения растений; вызывать интерес к предстоящей деятельности по выращиванию растений.
Материал: картинки с изображением овощных и цветочных культур (картофель, лук, горох, бегония, традесканция, тюльпан, настурция) и карточки с семенами, луковицами, клубнями, листьями, соответствующими различным способам размножения растений; фишки, эмблемы.
Игровые действия: поиск и показ нужных картинок.
Игровые правила: быть внимательными, находить и показывать нужную картинку.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям побыть в роли овощеводов и садоводов и самим вырастить растение. «Но прежде, чем приступить к работе, – говорит педагог, – необходимо получить разрешение. А оно выдаётся только тем ребятам, которые знают, из чего выращиваются различные растения». Далее воспитатель демонстрирует картинки с растениями, а дошкольники должны показать карточки, изображающие способы их размножения. Кто правильно выполнит задание, получает фишку.
Результат. Детям, получившим фишки, вручаются эмблемы садоводов и овощеводов, которые являются своеобразным «допуском» к выполнению трудовых поручений по выращиванию растений.
«Что нам нужно для работы»
Цель: придать труду дошкольников в природе целенаправленность, позволить им осмыслить экологическую ценность результатов своей работы.
Материал: игрушки (посуда, кубики, куклы); лопата, грабли, лейка, ведро, мерная палочка.
Игровые действия: отбор предметов, необходимых для работы на огороде.
Игровые правила: отбирать необходимые предметы и отвечать на вопросы воспитателя.
Ход игры
Игра проводится перед началом работы дошкольников на огороде. Воспитатель предлагает из разложенных предметов выбрать только те, которые необходимы для труда в огороде. Детям, которые правильно выберут оборудование, задаются вопросы: «Для чего нужно вскапывать землю, делать грядки?» и т.п.
Результат. Кто правильно подберёт оборудование и ответит на вопросы, получает право участвовать в обработке земли.
«Ромашка»
Цель: заинтересовать детей деятельностью природоохранного характера.
Материал: цветок ромашки, изготовленный из бумаги; на обратной стороне белых лепестков написаны задания детям (например: «Собрать мусор», «Подмести дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «Прополоть клумбу», «Посадить цветы»).
Игровые действия: отрывая лепестки от ромашки, дети выполняют определённые трудовые поручения.
Ход игры
Игра может проводиться во время трудового десанта, рейда или во время обычной прогулки. Воспитатель сообщает ребятам, что им необходимо навести порядок на участке или на территории детского сада (парка). Распределить задания между детьми помогает цветок ромашки, на лепестках которого написаны задания. Дошкольники делятся на небольшие микрогруппы по 2—3 человека, подходят к ромашке, отрывают лепестки, и воспитатель читает им то задание, которое написано на лепестке. После этого рассказывают, как они будут выполнять то или иное поручение (какие орудия труда им понадобятся, с чего начнут работу и т.д.), не причиняя вреда живым объектам.
Результат. Кто расскажет, как правильно выполнять предстоящую работу, приступает к её выполнению.
«Разведка полезных дел»
Цель: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение.
Материал: территория, природные объекты детского сада, парка.
Игровые действия: «разведка» полезных дел, необходимых для наведения порядка в природе ближайшего окружения.
Игровые правила: замечать недостатки в состоянии природных объектов и рассказывать, как их можно устранить.
Ход игры
Отправляясь на прогулку по территории детского сада, воспитатель предлагает дошкольникам внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов, обратить внимание на санитарное состояние площадок. В заключении прогулки дети называют замеченные ими недостатки, рассказывают о тех полезных делах, которыми им хотелось бы заняться для устранения этих недостатков. Педагог побуждает дошкольников к рассказыванию того, как они будут выполнять предстоящую работу.
Результат. Кто найдёт полезное занятие и расскажет, как его выполнять, приступает к его выполнению.
Приложение№2
Экологические игры
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Угадай, что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:
- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём помидор».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горох, морковь, картофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
«Узнай и назови»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)
«Да – нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
«Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
«Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
«Волшебные экранчики»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),
Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
«Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- пчела, стрекоза, енот, пчела;
- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
- таракан, муха, пчела, майский жук;
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
- лягушка, комар, жук, бабочка;
- стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Игра в слова
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«Угадай растение»
Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.
Игра с мячом «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.
«Выбери нужное»
На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
«Две корзины»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.
«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Методическая разработка экологической игры-квест по теме: «Экологический транспорт »
В предложенной нами игре- квесте «Экологический транспорт» решается проблема загазованности города. Детям предлагается самостоятельный поиск решения проблемы через выполнение з...
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...