Рабочая программа "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белогорцева Наталия Николаевна

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в  детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bnn.docx94.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Рабочая программа

«Юный исследователь»

(наименование учебного предмета)

Дошкольное образование

(уровень, ступень образования)

Белогорцева Наталия Николаевна воспитатель

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Югорск 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

II.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

20

IV.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

24

V.

ПРИМЕР РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

35

VI.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

38

VII.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

39

VIII.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

40


I. Пояснительная записка

Программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом концептуальных положений примерной основной образовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №111 от 05.02.2014 г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации образовательной программы «Югорский трамплин» и проекта «разработка региональных моделей оценки качества дошкольного образования» образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, расположенным на территории ХМАО-Югры в 2014-2015 годах»;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №112 от 05.02.2014 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования ХМАО-Югры»;
  • Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО – Югре»;
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей им. Г.Ф.Атякшева».

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.  «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского поведения - формирование  у ребёнка готовности и способности самостоятельности, творчески осваивать и перестраивать новые  способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательская деятельность  свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, её не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез, в ней больше места для импровизации. Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития.

В фундаменте исследовательского поведения  психическая потребность детей в поисковой  активности. Она выступает в качества мотива – двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить  задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребёнка путём построения  образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю.

В основе поисковой активности безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательского». И.П. Павлов  писал о том, что «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется  поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением. Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также глубине, прочности овладения способами и приёмами исследовательской деятельности. Под  способами и приёмами исследовательской деятельности следует понимать способы и приёмы, необходимые при осуществлении  исследовательской деятельности, такие, как: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям, и другие.

В настоящее время развитие исследовательского поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности любой сфере образования. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно  ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путём выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не мене важно и то, что для ребёнка естественнее и потому гораздо легче  постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нём есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в  детском саду.

Объект исследования 

информационная компетенция детей

Предмет исследования

процесс, формирования информационной компетенции обучающихся в рамках современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)

Цель  исследования

Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационных компетентностей обучающихся с использованием исследовательского обучения.

Гипотеза исследования

Эффективность процесса формирования информационной компетенции обеспечивается при условии применения современных педагогических технологий (метод исследовательского обучения)

Сроки эксперимента

2014 – 2015г.

Условия реализации

- наличие нормативно- правовой и научно-методологической

  основы эксперимента;

- теоретическая и практическая подготовка   педагогов

- материально-техническая оснащенность исследовательской деятельности;

Опытно-экспериментальная база исследования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

дошкольная группа №5 «Фантазёры»

Средства контроля

- Аналитические отчёты по исследовательскому обучению детей, деятельности педагогов;

- проведение экспертизы  результатов исследовательского обучения детей;

- проведение    конференции, конкурса детских работ;

- публикации  материалов исследовательской деятельности.

Взаимодействие с семьей.

Родительское собрание: «Исследовательская деятельность в семье» Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития исследовательской деятельности»

Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса к исследовательской деятельности ребёнка» Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское исследование»

Взаимодействие со школой.

Экскурсии с детьми в школу.

Ознакомление учителей с направлением педагогического поиска дошкольного образовательного учреждения по проблеме детского исследования.

Финансовое и материальное техническое обеспечение

Обновление оборудования групповых уголков экспериментирования и их оформления. Оборудование детской экспериментальной лаборатории.

Обустройство в группах мини-центров.

К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение отнесены:

  • Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязывать извне, рождается только на основе внутренней потребности.
  • Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
  • Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
  • Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а первую очередь развитие у ребёнка  потребностей и способностей эти знания добывать.
  • Ребёнок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
  • Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
  • Принцип формирования представлений о динамичности знания.
  • Принцип формирования представления об исследовании как о стиле жизни.

II. Комплексно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста.

Для работы над программой было разработано комплексно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста

Тема

Содержание работы

Формы работы

Период

Варианты итоговых мероприятий

Здравствуй, детский сад! Моя  семья.

 

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к различным видам деятельности в детском саду.

Знакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка. Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Экскурсии в различные помещения детского сада (кухня, кабинеты специалистов и.т.д.)

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа»

Изготовление подарков младшим детям, чтение художественной литературы о детском саде, школе.

Рисунки на тему «Детский сад», конструирование здания детского сада, изготовление макетов. Организация трудового воспитания – посильная помощь воспитателю, помощнику воспитателя.

Сентябрь

Выставка фотогазет «Мои летние каникулы»

Осень

«Во саду ли в огороде»

 

 

 

Введение новых обобщающих понятий. Расширение представлений об овощах и фруктах.

Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология .

Обучение обращения с опасными предметами

Дидактические и игры на развитие речи («Узнай на ощупь, по запаху,  вкусу, по описанию». «Четвертый лишний», «Подбери признак». Беседы по безопасному обращению с острыми предметами, бытовой техникой. Чтение художественной литературы (Л.Толстой «Косточка», РНС «Вершки-корешки». Экспериментальная деятельность – приготовление сока, морса, винегрета, овощного салата. Составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах. Лепка, рисование фруктов, овощей, ягод с натуры. Сюжетное рисование «Машины везут урожай»

1 неделя октября

Праздник урожая на участке детского сада.

Ярмарочные игры, забавы, сюжетно-ролевые игры.

Оформление выставок урожая в группе.

 

Осень

«Хлеб – всему голова»

Формирование понятий. Знакомство дошкольников с окружающей и социальной действительность.

Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

 

Дидактические и игры на развитие речи («Откуда хлеб пришел?», «Подбери родственное слово». Чтение художественной литературы (УНС «Колосок», знакомство с пословицами, беседы о бережном отношении к хлебу. Беседы о труде взрослых,  о роли животных в сельскохозяйственном труде.

Экспериментальная деятельность – замешивание теста, выпечка булочек, печенья. Лепка хлебо-булочных изделий из соленого теста.

 2 неделя октября

Чаепитие (с приглашением гостей (родителей, детей из соседних групп)

 

Осень

«Лес».      

Лиственные и хвойные деревья, грибы, лесные ягоды.

 Осень в литературе и живописи.

Формирование понятий лиственные и хвойные деревья, грибы, лесные ягоды. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Формирование бережного отношения к природе, безопасного поведения в лесу.

Дидактические и игры на развитие речи: («Подбери признак, действие к предмету» «Придумай слово с заданным звуком». «Подбери лист к  дереву»). Рассматривание репродукций (Левитан «Золотая осень», Грабарь «Рябинка», Кончаловский «Осень»). Составление рассказа по картине. Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказании первой помощи (рассказать детям о Международном Дне врача). Рисование осенних листьев, обводка, штриховка разными способами.

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Как шуршат листья». Чтение художественной литературы Пушкин «Уж небо осенью дышало», заучивание отрывков стихотворений наизусть). Лепка («Листик» - пластилинография). Прогулки в парк.  Беседы о правилах дорожного движения. Творческое рассказывание «Прогулка в парк)». Конструктивная деятельность (макеты леса, различные виды домов). Сюжетное рисование «Осень в лесу» (использование инновационных технологий).

3 неделя октября

Выставка гербариев, осенних пейзажей.

Совместный с родителями поход в парк.

Праздник «Осенний бал»

Мебель.

Формирование обобщающего понятия «Мебель». Формирование умения называть мебель, ее отдельные части, материалы из которых она изготовлена.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, на плоскости (на листе бумаге, карте).

 

Беседы, проблемные ситуации  («Если бы…исчезли все столы»), игры-путешествия в прошлое предметов.

Дидактические и игры на развитие речи («Четвертый лишний», «Назови какой», «Подбери родственное слово», «Составь предложение», «Составь сложное слово»). Составление загадок-описаний по теме «Мебель», рисование «Моя любимая комната». Рассматривание иллюстраций мебели, изготовленной из различных материалов.  Знакомство со свойствами дерева. Эксперимент:

«Тонет - не тонет». Сравнение дерева с другими материалами (пластмассой, металлом, стеклом).

Конструктивная деятельность: изготовление мебели для кукол. Беседа о безопасном обращении с молотком, гвоздями.

4 неделя октября

Совместная с родителями мастерская «Моя комната» (план комнаты, макеты).

Фотогалерея «Вот где я живу».

Выставка мебели «Гостиная для кукол (любимых героев мультфильмов)»

«Город наш  - Югорск».

 Мой микрорайон

 

Формирование понятий город, район, микрорайон.

Формирование безопасного поведения на улице – знание домашнего адреса, телефона, имен родителей.

Беседы по безопасному поведению: «Если ты потерялся», закрепление правил дорожного движения, знание адреса, телефона.

Рисование: «Осень в моем районе»

Коллективный коллаж, аппликация: «Мой микрорайон».

Рисование «Мой город вечером»

Конструктивная деятельность: создание макетов зданий города.

1 неделя ноября

Поход в парк создание фотоальбома с видами города.

Домашние животные

Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о внешнем виде, питании, пользе животных. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Формирование безопасного поведения с домашними животными.

Рассматривание иллюстраций, презентаций с изображением домашних животных, их детенышей, прослушивание аудиозаписей с голосами животных.

Беседы о труде взрослых, ухаживающих за животными, о безопасном поведении с животными. Дидактические и игры на развитие речи: «Кто как ест», «Кто где живет», «Чье?», «Назови ласково», «Назови детеныша».

Лепка и рисование домашних животных различными способами.  Составление рассказов из личного опыта «Как я ухаживаю за домашними животными».

Конструктивная деятельность – оригами (любое животное)

2  неделя ноября

Фотовыставка домашних питомцев.

Создание книжек-малышек о домашнем животном и др.

Дикие животные

Формирование обобщающего понятия. Формирование понятия о среде обитания зверей. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Формирование обобщающего понятия.

 

Рассматривание иллюстраций, презентаций о диких животных. Составление описательных рассказов, загадок о диких животных.

Дидактические и игры на развитие речи («Подбери признак, действие» и др.)

Беседы о том,  как животные готовятся к зиме. Чтение художественной литературы, пересказ (сказка «Заяц и еж»).

Рисование животных, сюжетное рисование по прочитанным произведениям.

Лепка «Звери в лесу».

Аппликация «Осень в лесу». Знакомство с творчеством

 Е. Чарушина (чтение произведений, рассматривание иллюстраций), рисование по мотивам произведений (тычком).

3 неделя ноября

Выставки детского художественного творчества, фотовыставки «Как я побывал в зоопарке» и др.

Перелетные птицы

Поздняя осень

 

Формирование обобщающего понятия. Формирование умения называть, сравнивать птиц по внешнему виду. Закрепление понятий «ранняя», «золотая», «поздняя осень». Формирование у детей любви к художественной литературе, живописи.

Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология, мнемотехника.

 

Рассматривание иллюстраций, презентаций о перелетных птицах.

Дидактические и игры на развитие речи («Улетает – не улетает», «Четвертый-лишний»). Экспериментальная деятельность (опыт «Как с гуся вода», «Почему у водоплавающих такой клюв»)

Составление описательных рассказов о перелетных птицах. Рисование различных птиц. Разучивание стихов (И.Токмакова «Птичка»). Составление творческих рассказов об осени. Дидактические и игры на развитие речи.

Просмотр презентаций об осени. Рассматривание иллюстраций, репродукций. Сюжетное рисование «Поздняя осень».

4 неделя ноября

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Просмотр презентаций, мультфильмов.

 

Встреча зимы

Формирование понятий о зиме, сезонных изменениях в природе, природных явлениях (ветер, снег, дождь, иней).

Беседы о зиме, чтение стихов, чтение художественной литературы (Никитин «Встреча зимы»), пересказ рассказа Носова «На горке».

Дидактические и игры на развитие речи «Когда это бывает?»,  подбор родственных слов к слову «зима», «снег». Составление рассказов по картине. Рисование «Здравствуй, гостья зима!», «Ветка ели!», Лепка «Мальчик и девочка в зимней одежде».

Конструктивная деятельность по проекту «Люби и знай свой город!»

Беседы о безопасном поведении на льду

1 неделя декабря

Праздник на улице «Встреча зимы»

Зимующие птицы

Формирование обобщающего понятия. Расширение представление о характерных внешних признаках птиц, о питании, о бережном отношении к птицам. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология, мнемотехника.

Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах». Рассматривание серии картин  «Мы – друзья птиц». Слушание аудиозаписей «Голоса птиц». Чтение художественной литературы  С.Я.Маршак «Покормите птиц зимой»

Рисование,  конструирование птиц, изготовление кормушек (оригами).

Аппликация «Птицы на кормушке».

2 неделя декабря

Акция «Поможем своим друзьям»

Одежда. Обувь. Головные уборы

 

Формирование обобщающих понятий. Расширение представлений о видах одежды, ее сезонности, различных материалах. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология, мнемотехника.

Знакомство со свойствами и разными видами тканей: презентация, рассказ воспитателя «Как ткани ткут и нити прядут»

д/и «Найди такую же ткань», «Из какой ткани сшита одежда».

Рисование «Мальчик и девочка в зимней одежде». Демонстрация моделей одежды, беседа о прошлом одежды, роли в жизни и здоровье человека.

Чтение художественной литературы «Как Миша варежку потерял».

Декоративное рисование «Украсим одежду»

3 неделя

декабря

Выставка «Мастерская Деда Мороза»

Посуда

 

Новый год

Формирование обобщающих понятий. Расширение представлений о различных видах посуды.

Использование технологий: ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ.

Формирование представлений о Новом годе, как о добром и веселом празднике, начале календарного года.

Формирование безопасного поведения в праздничные дни.

Воспитание этикета

Дидактические, сюжетно-ролевые игры «Приготовим обед для кукол», «Магазин посуды», «День рождения».

Составление описательных рассказов о предметах посуды. Знакомство с чайной и столовой посудой. Сравнение предметов посуды, изготовленной из разных материалов.

Рассказ воспитателя об истории посуды.

Знакомство с

искусством гжельских мастеров, сравнение посуды гжельской и хохломской росписи

Лепка посуды и

ее роспись элементами гжельской росписи.

Воспитание этикета, сервировка стола, беседы о безопасном поведении.

4 неделя декабря

Новогодний утренник

 

 

Почта

Формирование понятия. Расширение представлений о корреспонденции, о профессиях работников почты. Использование технологий: информационно-коммуникативная технология .

Знакомство с профессией «почтальон»

Просмотр презентации, иллюстраций, знакомство с различной корреспонденцией.

Чтение стихотворения

 С. Маршака «Почта»

Составление рассказов по серии картинок «Почта»

- путешествие в прошлое конверта

Рисование: Письмо или почтовая марка

2 неделя января

Мастерская по изготовлению открыток.

Животные Севера и Юга

Формирование обобщающих понятий. Расширение представлений о внешних признаках, характерных повадках животных. Использование технологий: информационно-коммуникативная технология.

Беседа о жизни людей на Севере/Юге, о природных условиях севера/юга, презентация.

Рассказ о людях разных национальностей

- знакомство с бытом, одеждой, трудом.

Аппликация, рисование по теме «Север/Юг»  Лепка  «В зоопарке».

Знакомство с домашними и дикими животными  Севера/Юга. 

Составление описательных рассказов о животных по плану.

 Конструирование, рисование по теме «Зоопарк».

3 неделя января

Выставка детских работ

Зима в литературе и живописи.

Зимние забавы

Воспитывать любовь к художественной литературе, живописи.

Знакомить с зимними видами спорта

Пересказ отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».

Сюжетное рисование  по сказке «Двенадцать месяцев»

Сравнение  репродукций «Зима» и И. Шишкина и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»

Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»

Беседа о зимних видах спорта, зимних забавах.

4 неделя января

Просмотр презентации, мультфильма по мотивам сказки «Двенадцать месяцев».

 

Транспорт

Формирование обобщающего понятия. Закрепление знаний о видах транспорта.

 

рассматривание иллюстраций и классификация транспорта

д/и  «Почему так называется», «Подбери действие к предмету»,

 «Кто чем управляет» Лепка: Транспорт

Беседы о безопасности на тему «Ребенок на улице».    Конструирование транспорта из бросового материала.

 

Составление описательных рассказов о различных видах транспорта

Рисование различных видов транспорта

 

1 неделя февраля

Презентация о различных видах машин

Мой город. Моя улица. Правила дорожного движения

 

 

Формирование понятий. Воспитание безопасного поведения на дороге. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Рассматривание картины «Улица города»

Беседа о правилах дорожного движения.

Составление рассказа по картине «Улица города»

Аппликация: Транспорт

Конструирование: Различные виды грузовых машин

Этическая беседа «Правила поведения в транспорте»

Рисование: Улица города.

Составление рассказа из личного опыта «Улица, на которой я живу»

Рисование:

«Дорожные знаки»

 

 

2 неделя февраля

Выставка детских работ

Игрушка

Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о русской народной игрушке, о народных промыслах, материалах из которых сделаны игрушки. Использование информационно-коммуникативная технология.

Знакомство с дымковской игрушкой

- рассказ воспитателя о дымковском промысле.

Сравнение дымковских игрушек и изделий хохломских и гжельских мастеров.

Лепка: Дымковская игрушка

Рисование: Веселая ярмарка (роспись дымковских игрушек)

3 неделя февраля

Выставка народной игрушки - Дымка

День Защитника Отечества

Формирование первичных представлений о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Формирование понятий «военная техника», знакомство с различными видами войск

 

Рассказ воспитателя об армии: познакомить с родами войск, военной техникой, военными профессиями, назначением, показ презентаций, клипов.  

Ручной труд: поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Конструирование: различные виды кораблей

4 неделя февраля

Спортивный праздник «Папа, мама, Я – спортивная семья»

 

Выставка совместного семейного творчества «Делай вместе с папой, делай вместе с мамой»

Мамин праздник. Профессии наших мам

Формирование понятий. Расширение представлений о различных профессиях. Воспитание уважения, любви к взрослым, их труду.

Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Рассказ воспитателя о Международном женском дне 8 Марта,

о роли женщины в разные периоды истории,  о праздновании 8 Марта Знакомство с различными современными женскими профессиями Этическая беседа «При солнышке тепло, при матери добро», чтение рассказов, стихов о маме, бабушке.

ЛепкаМамин портрет (медальон  методом налепа) Ручной труд: Подарок для мамы или бабушки

РисованиеСамые красивые цветы – маме» «Ветка мимозы» (тычком, с натуры)

1 неделя марта

Праздник бабушек и мам

Стройка

Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о различных строительных профессиях. Воспитание безопасного поведения. Использование теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Рассматривание картины «На стройке», составление рассказа по картине. 

Беседа о безопасном поведении рабочих на стройке.

Аппликация

«Наш город».

Конструирование: по проекту «Знай и люби свой город»

Рисование «Стройка» или «Что нельзя делать на стройке»

Знакомство со свойствами материалов

(металл  в  сравнении с деревом). Экспериментальная деятельность: с водой, с огнем (свеча) (беседа о безопасности проведения опыта); 

 Рисование:  Дом, в котором я хотел бы жить

Составление описательных загадок об инструментах.

Лепка: Знакомство со скульптурой малых форм по проекту «Знай и люби свой город»  

2 неделя марта

Выставки детских работ

Весна. Перелетные птицы.

Весна в литературе и живописи

Формирование обобщающего понятия.

Воспитание бережного отношения к природе. Воспитывать любовь к художественной литературе, живописи.

 

Беседа о признаках весны,  о жизни животных весной, знакомство с перелетными птицами.  

Чтение литературных отрывков о весне ,сюжетное рисование по произведению «Дед Мазай и зайцы» Пересказ рассказа Сладкова «Медведь и солнце»

Ручной труд: Изготовление игрушек для игр с водой и ветром

Рисование: «Весна пришла». Беседа о безопасном поведении на льду (пруд, озеро)

Сюжетное рисование по рассказу «Медведь и солнце». Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели» или Левитана «Март».

Аппликация: силуэтная 

«Центр города».

Чтение произведения  

А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Составление рассказов по серии картинок «Наводнение»

3 неделя марта

Выставка детских работ

Библиотека

Формирование понятия. Воспитание интереса к книге, любви к художественной литературе.

Беседы о значении книги в жизни человека, путешествие в прошлое книги. Знакомство с творчеством А. Барто , К. Чуковского,

С. Маршака – литературные гостиные. Создание книги группы, сюжетные игры «Полечим книгу», «Библиотека».

Чтение произведений различных по жанру.

Лепка, рисование: Мой любимый сказочный герой

Экспериментальная деятельность: изготовление бумаги

Заучивание стихов по тематике конкурса.

4 неделя марта

Посещение библиотеки по тематике

Конкурс чтецов

Наша Родина – Россия

Столица Москва

Формирование понятий. Воспитание патриотизма, любви к Родине. Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Закрепление понятий: микрорайон, район, город, страна. Введение понятия «столица».

Беседа о Родине, России, Москве. Рассматривание иллюстраций,  просмотр презентаций. Слушание гимна России.

Знакомить с народными традициями и обычаями, декоративно-прикладным искусством.

Рисование, аппликация  - флаг России и др.

1 неделя

апреля

Выставка «Что в моей России самое красивое»

 

Оформление  

уголка патриотического воспитания

Космос

Формирование обобщающего понятия. Формирование и расширение представлений о космосе, космической технике. Использование технологий: информационно-коммуникативная технология .

Беседа о дне космонавтики.

 Рассказ воспитателя о солнечной системе (дать понятие о Солнце, планетах, Звездах, кометах), о создании космической ракеты,  о первом космонавте. Рассматривание иллюстраций, презентаций с изображением космической техники;

Конструирование: Изготовление модели солнечной системы, космический городок.

Аппликация: «Космонавт».

Сюжетное рисование: «Полет в космос»

Составление творческого рассказа «Как мы полетим в космос»

Рисование: «На космодроме»

2 неделя апреля

Выставка детских рисунков

Комнатные растения

Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о различных видах комнатных растений. Знакомство с городецкой росписью.

Формирование ценностных представлений  о труде, 

здоровом образе жизни, о роли комнатных растений в жизни человека.

Рассказ воспитателя о пользе комнатных растений. Введение понятий «корень», «стебель», «цветок». Рассматривание комнатных растений, составление описательных рассказов по моделям.

 Решение проблемных ситуаций (почему цветы завяли). Дидактические игры по типу «Найди ошибку», «Узнай по описанию». Знакомство с народным промыслом – городецкой росписью. Рассказ о городецком промысле, рассматривание изделий, сравнение городецкой и гжельской росписи. Рисование: Элементы городецкой росписи; роспись предметов городецкой росписью.

3 неделя апреля

Посадки, труд в уголке природы

Первые весенние цветы

 

 

Формирование понятий.

Формирование ценностных представлений о бережном отношении к природе.

Знакомство с первыми весенними цветами, рассматривание иллюстраций, презентаций, сравнение первоцветов. Знакомство с красной книгой.

Решение проблемных ситуаций (почему первоцветы появляются на солнечной стороне? и др.)

Составление описательных загадок о первоцветах. Чтение художественной литературы (С. Маршак «Двенадцать месяцев»), стихи о первоцветах.

Конструирование  - оригами, объемная аппликация.

4 неделя апреля

Выставка детских работ – городецкая роспись

Неделя театра «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»

День Победы

Формирование ценностных представлений о Родине, чувства гордости за Россию.

Использование технологий: информационно-коммуникативная технология.

Беседа о Дне Победы,

Рассказ воспитателя о героях Великой Отечественной войны, чтение пословиц, стихов, художественной литературы. Рассматривание иллюстраций с изображением памятников, семейных фотографий. Заучивание стихов по теме.

Рисование «Праздничный салют», лепка, конструирование  «Военная техника».

1 неделя мая

Праздник, просмотр презентаций, клипов, посвященный Дню Победы.

 

Оформление выставки «Герои моей семьи», «Никто не забыт, ничто не забыто»

Насекомые

Формирование обобщающего понятия. Формирование представлений о жизни насекомых, умения различать их и называть. Формирование бережного отношения к природе.

Беседа о насекомых. Рассматривание иллюстраций, презентаций о насекомых. Чтение произведений (Бианки «Муравьишка»)  о насекомых, разучивание стихов, потешек. Дидактические и игры на развитие речи по теме, решение проблемных ситуаций. Рисование, лепка, конструирование насекомых. 

2 неделя мая

Выставка детских работ

Наша Родина – Россия.

Город наш – Югорск

Формирование понятий. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину.

Использование технологий: теория решения изобретательских задач, информационно-коммуникативная технология.

Беседы о Родине, о красоте природы родного края. Рассматривание иллюстраций с изображениями памятников, презентаций о Югорске. Дидактические, игры на развитие речи по теме. Конструирование сооружений города Югорска. Рисование, аппликация по теме.

3 и 4 недели мая

День игры

Спортивный праздник на улице

Конкурс рисунков на асфальте

 

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»

 Образовательная область «Познавательное развитие»

   Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

    Основные задачи психолого-педагогической работы:

развитие сенсорной культуры;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных   средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

 - для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Речевое развитие» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

«Художественная  литература» 

(решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

«Физическое развитие» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социально-коммуникативное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Трудовое воспитание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

«Социально-коммуникативное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Художественно- эстетическое развитие»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Художественная  литература» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

«Художественно- эстетическое развитие»  (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности  детей  для обогащения содержания области «Познание)

     Детское исследование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании  что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем  дошкольном возрасте  дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе с взрослыми или под их контролем. Часто задают вопросы и пытаются  искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психологическими возможностями. Их отношение с взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в формулировке задачи, прогнозировании результата.

Педагогический результат – это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

   Поэтому, старший дошкольный  возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского исследования.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве представляет собой активность, направленную на постижение окружающего мира. Лишь к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность начинает носить целенаправленный характер, со своими мотивами и целями. В целом, на протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях.

 Цели и задачи исследовательского метода

Основной целью исследовательского метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

В старшем дошкольном возрасте это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

 Форма организации учебной деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач  осуществляется преимущественно путём создания специальной  развивающей среды, в которой ребёнок находил стимулы для самообучения и развития.

   Отсюда и основные требования: нестандартное использование времени занятий, помещения, опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать учащегося к наблюдению и экспериментированию,  чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Предметно-развивающая среда

     Особое значение имеет предметно-развивающая среда. Помещение  необходимо разделить на «предметные мини-центры» по видам деятельности и областям знаний, где  сосредоточить самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы. Дети, оказавшись в пространстве, организованном подобным  образом, сначала изучают всё, что находится в помещении, затем выбирают  себе предметный мини-центр, укромные уголки, где могут  уединиться, обдумать собственные планы, просто подумать, посмотреть книги, поработать самостоятельно.

   Педагог, свободно перемещается по помещению, внимательно наблюдает за детьми, помогает им советами, наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий, направляет деятельность детей. В задачи педагога входит  обучение детей рационально и продуктивно использовать рабочее время, уважать собственный и чужой труд. По окончанию занятий дети подробно докладывают педагогу о результатах своей работы. Стимулирование и саморегуляция учебной деятельности осуществляется в  основном за счёт любознательности детей и  её постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного  окружения ребёнка; дети взаимодействуют друг с другом, произвольно группируются и перегруппировываются в соответствии с общими целями и интересами.

   Занятие может идти автономно от обычного  учебного занятия, предусмотренного программой. Но вместе с тем эту игровую технологию можно использовать на самых разных предметных занятиях. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

    Эти занятия расширяют кругозор ребёнка, открывая простор для критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем Дети могут работать, индивидуально, в парах и в тройках.

 Формы образовательной работы:

  • на специально организуемых и познавательных занятиях;
  • на комплексных занятиях;
  • на занятиях по любым другим  видам деятельности;
  • в играх;
  • на прогулках;
  • в свободной самостоятельной деятельности в течение дня;
  • в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и их  родителям.

Последовательность проведения исследований с детьми.

1.Актуализация проблемы (выявить  проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный  период»  Определение сферы исследования (сформулировать основные  вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования).

4.Выработка гипотезы (разработать гипотезу  или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5.Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6.Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10.Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

 Программа исследовательского обучения  в детском саду включает:

  • развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • детскую исследовательскую практику;
  • мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

IV. Перспективное планирование по познавательному развитию для детей старшего    дошкольного возраста. Работа с родителями.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда для самостоятельной деятельности

Сентябрь

«Песок» – объект неживой природы.

 

 

 

 

«Пустыня».

 

 

 

 

 

 

 

«Стихийные бедствия».

Закреплять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок.

 

 

Знакомить детей с обитателями пустыни.

 

 

 

 

 

 Дать представления о стихийных бедствиях, связанных с природными явлениями (оползни, обвалы), о их опасности для людей.

-определение свойств песка в ходе опытов, наблюдений;

-сравнивание песка с речными камнями;

-разговор на тему: «Кому нужен песок для жизни?»

 

-создание макета пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

-строительные игры с песком;

-с/р игра «Магазин», «Кулинария»;

-конкурс на лучшую постройку из песка;

-рассматривание песка под лупой, микроскопом;

-рисование на песке; картины из песка.

 

-рассматривание книг с изображением обитателей пустынь;

-энциклопедии. Иллюстрации, картины с изображением пустынь;

-д/и «Животный мир пустынь»;

-рассматривание пустынь на глобусе, географической карте.

 

-рассматривание иллюстраций по теме.

Взаимодействие с родителями

-выставка поделок из песка;

-выставка рисунков «Животный мир пустынь»;

-участие в создании макета.

Октябрь

«Подземная кладовая».

 

 

 

 

 

«Что такое горы».

 

 

 

 

«Богатства Уральских гор».

 

 

 

 

Сравнение – песка, глины, камней.

 

 

 

 

Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека

 

 

 

 

 

Познакомить с существованием особых ландшафтов - гор, показать, что они состоят из камней; с некоторыми обитателями гор.

Формировать представление о том, что Уральские горы богаты   полезными ископаемыми. Уточнить расположение Уральских гор на карте.

Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней; уметь обследовать материалы, называя их свойства и особенности.

 

 

 

 

- рассматривание: соль, торф, щебень;

- опыты, наблюдение на определение свойств камней;

- сочиняем рассказы и сказки о камнях.

- видеофильмы о горных ландшафтах;

- рассматривание горных ландшафтов на карте, глобусе;

- создание макета горы;

- чтение сказов П. Бажова.

-защита проектов детей:

«Где используют песок, глину, камни».

 

 

 Элементарные опыты по определению и наблюдению сходств, различий, свойств веществ.

 

 

 

- д/и «Подбери камешек», «Что для чего?», «Ящик ощущений», «Оживи камешек» (раскрашивание камней красками).

-игры – опыты в лаборатории с камнями

 

 

 

- создание гор из камней на участке детского сада;

- игра: «Вспомни сказку» («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка»).

 

 

 

 

 

 

 

- игры – опыты с глиной, песком, камнями;

- рассматривание изделий из глины, камней;

- лепка из глины.

Взаимодействие с родителями

-создание коллекций камней.

-проекты «Где используют глина, песок, камни»;

-выставка «Живые камни».

Ноябрь

«Электричество в нашей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире опасных предметов»

Дать детям первоначальное представление о том, что такое энергия, превращение энергии в свет, тепло, в быстрое движение, о значимости в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

Продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами.

Закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев в быту.

 

 

 

- опыты:

предложить детям найти электричество:

воздушный шарик потереть о свои волосы и поднести к стене и т.д.;

- наблюдение, беседа

«Хорошо ли жить без света», «Свет и тьма»;

- рассказ воспитателя об использовании электричества в быту.

 

- сформулировать правила безопасного пользования электроприборами.

-создание рисунков-плакатов, отличительных знаков предупреждающих об опасности «Нельзя брать!», «Осторожно пользоваться!» для детей младших групп.

 

-д/и «Какие приборы работают на электричестве – сосчитай их!»;

- плакаты, иллюстрации с изображением электроприборов;

-игры с игрушками на батарейках (батарейки – маленький источник электричества).

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Нарисуй отгадку» (предложить нарисовать отгадки на загадки об электроприборах), «Что есть, что было» (стиральная машина-корыто), «Найди электроприборы и расскажи чем они опасны»;

-придумывание предупредительных знаков об опасности.

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Познакомьте детей с электроприборами и правилами пользования ими»

Декабрь

Природная стихия – «Огонь».

 

 

 

 

 

 

« Чтобы не было беды».

 

 

«Профессия пожарного».

 

 

 

Экскурсия

«Пути эвакуации в детском саду».

 

Дать представление об огне, выявить особенности взаимодействия с другими явлениями: водой, песком, воздухом. Расширить представления о роли огня в жизни человека.

 

 

Знакомить с правилами пожарной безопасности.

 

 

 

Знакомить с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, доброта).

 

Познакомить с путями эвакуации, объяснить их значение.

 

-решение проблемных ситуаций: «Почему это случилось?» «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случилась беда» и др.

- сформулировать правила поведения при пожаре.

-игровой тренинг

« Как позвонить»

-д/и «Правильно - неправильно»

(обсуждение разных ситуаций).

 

 

-чтение С. Маршак

« Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой

«Пожарные собаки»;

 

-практикум «Эвакуация из детского сада».

 

 

-д/и «Огонь- друг или враг».

 

-рассматривание плаката «Отчего бывает пожар».

 

-д/и « Легко воспламеняющиеся предметы»

 

-драматизация сказки «Кошкин дом»

 

-конкурс рисунков

«Чтобы не было беды»

 

-д/и «Что необходимо для тушения пожара»

 -с/р игра «Пожарная команда»

 

 

 

 

-игра «Выбери правильный путь».

Взаимодействие с родителями

-памятка «Пожарная безопасность»;

-конкурс плакатов «Чтобы не было беды»;

-конкурс совместных рисунков «Не играй с огнём»;

-папка-передвижка «Телефон пожарной охраны-01».

Январь

Природная стихия – «Воздух».

 

 

 

 

 

 

«Зимние явления природы».

 

 

 

 

 

 

«Как не заболеть зимой».

Дать представление об атмосфере Земли, как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире. Определить свойства воздуха с помощью опытов, экспериментов.

 

 

Дать представление о природном явлении – ветер.

Знакомить детей с поземкой, метелью, пургой, с правилами поведения во время метели.

 

 

 

 

Формировать представление о том, чем опасен холод и переохлаждение организма.

-опыты, эксперименты (определение свойств воздуха);

- циклы наблюдений: «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах, воздух упругий», «Чем пахнет воздух», «Воздух нужен для жизни».

 

-моделировать с детьми разный ветер: легкий, нежный, буйный;

-вечер загадок о зимних явлениях природы;

-беседа «Берегись мороза»;

-поговорки и пословицы:

«Мороз не велик, а стоять не велит», «В зимний холод   каждый молод» и др.

 

 

- игры с воздушными шарами, веером;

- игры: «Дуем – играем» (пушинки, легкое перышко, мыльные пузырьки);

- игры с бумажными парашютами.

 

-д/и «Кто больше подберёт определений к слову ветер»

Наблюдение, иллюстрации, фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-с/р игра «На приёме у врача», «Аптека».

Взаимодействие с родителями

-советуем прочитать детям стихи, загадки, сказки о зиме, зимних явлениях («Морозко», «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович») и т.д.

-рекомендации родителям по закаливанию.

-конкурс зимних рисунков;

-посещение аптеки, наблюдение за работой продавца, покупателя.

Февраль

«Воздух».

«Кто как летает по воздуху».

«Почему возможна жизнь на земле?».

 

 

 

 

 

«Каким воздухом полезно дышать?».

 

 

 

Уточнить представление детей о воздухе.

Закрепить знания детей о птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху.

Расширить представления детей о значении воздуха, воды, солнца, земли в природе: во взаимосвязи они создают условия для жизни человека, животных и растений.

 Расширить представление о жизненно важной потребности человека дышать чистым воздухом. Об условиях, влияющих на его чистоту.

-цикл наблюдений: «Есть ли воздух в воде», «Воздух нужен рыбам в аквариуме»;

-проведение опытов;

-беседа «Что нужно человеку для жизни?»;

-чтение книги Н.А. Рыжовой

«Воздух-неведимка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-игры с бумажными голубями, самолетиками, вертушками;

-оборудование и материал для проведения опытов;

-картотека опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Какой бывает воздух».

Взаимодействие с родителями

-конкурс плакатов «Как сберечь чистый воздух»;

-проведение опытов.

Март

«Воздух».

«Кто как летает по воздуху».

«Почему возможна жизнь на земле?».

 

 

 

 

 

«Каким воздухом полезно дышать?».

 

 

 

Уточнить представление детей о воздухе.

Закрепить знания детей о птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху.

Расширить представления детей о значении воздуха, воды, солнца, земли в природе: во взаимосвязи они создают условия для жизни человека, животных и растений.

 

Расширить представление

о жизненно важной потребности человека дышать чистым воздухом. Об условиях, влияющих на его чистоту.

-цикл наблюдений: «Есть ли воздух в воде», «Воздух нужен рыбам в аквариуме»;

-проведение опытов;

-беседа «Что нужно человеку для жизни?»;

-чтение книги Н.А. Рыжовой

«Воздух-неведимка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-игры с бумажными голубями, самолетиками, вертушками;

-оборудование и материал для проведения опытов;

-картотека опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -д/и «Какой бывает воздух».

Взаимодействие с родителями

-конкурс плакатов «Как сберечь чистый воздух»;

-проведение опытов.

Апрель

«Солнце, Земля и другие планеты».

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник «День космонавтики».

 

«Земля – живая планета» (22 апреля – День Земли).

Дать детям первоначальное элементарное представление о строении солнечной системы. Солнце – это звезда: огромный горячий шар. Вокруг солнца вращаются планеты – каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг солнца.

Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство, объяснить детям значение космических исследований.

Уточнить с детьми представление о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных, людей (воздух, вода, пища, температура).

 

- рассматривание карты солнечной системы;

- глобус, лампа – солнце, смена дня и ночи;

- вечер загадок о космосе;

- наблюдение за солнцем, свет и тень, солнечные зайчики.

 

 

 

 

чтение В. Бороздин «Первый в космосе»;

Н.Носов

«Незнайка на луне»,

А. Леонов

«Шаги над планетой»;

- рассматривание глобуса;

- придумывание рассказов «Наш дом – Земля».

 

- п/и «Солнце и планеты»;

- лепка «Космические жители»;

-конструирование из бросового материала «Наш космический корабль»;

- рассматривание альбома о Ю.Гагарине , о космонавтах.

 - с/р игра «Мы космонавты»;

- с/и «Строим ракету»;

-строительная игра «Космодром».

-подборка книг о космосе.

 

-рисунки на тему «Что бы я хотел видеть на Земле».

Взаимодействие с родителями

-выставка поделок из разного материала: «Космические жители»;

- конкурс рисунков «Наша планета»;

-конкурс плакатов «Сбережём нашу планету»;

-советуем прочитать детям Н.Носов «Незнайка на Луне»,

К.Булычёв «Тайна третьей планеты»;

-Памятка «Чем опасно солнце».

Май

«Город мой –Югорск».

 

 

 

 

«Правила дорожные знаем, соблюдаем!».

 

 

 

 

 

«Река Обь - самая многоводная река ХМАО».

 

«Поведение на воде».

Уточнить знания детей о родном городе.

 

 

 

 

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

 

 

 

 

 

 

Углубить представления о реке Обь, о ее протяженности.

 

 

 

Закрепить элементарные правила поведения на воде.

-рассматривание альбомов, открыток, книг.

-рассказы детей о знакомых местах города;

-конструирование «Улицы города».

-беседы «Улица города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Зачем нужны дорожные знаки»;

-макет «Внимание, перекресток!»;

-проблемные ситуации « Если ты гуляешь один»,

-почему река Обь называется северной рекой?

 

-беседы «Игры на воде», «Не прыгай в воду в незнакомых местах»;

-разговоры с детьми: «Чем опасен водоём весной?»,

«Почему нельзя купаться в грозу?», «Можно ли купаться при высоких волнах?», «Какой лёд можно считать безопасным?».

 

-альбомы, книги, открытки о Югорске;

- рассматривание фотографий детей на тему «Это интересно», «Дети в городе»;

-д/и «Дорожные знаки», «Транспорт», «Светофор»;

-КВН «Школа пешеходных наук».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-рассматривание реки на карте,

-с/р игра «Путешествие по Оби»

-рассматривание открыток с видами Оби.

-рисование «Путешествие капельки воды».

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-папка-передвижка «Безопасность на дорогах»;

-конкурс рисунков «Будь внимателен на дороге»;

-КВН «Грамотный пешеход»;

-Памятка «Безопасность на воде»;

Июнь

«Тень».

 

 

 

 

«Явления природы: радуга, молния, гроза».

 

Дать представление о тени, как месте, куда не попадает световые лучи.

 

 

Дать представление о процессе образования радуги, молнии. Познакомить с правилами поведения во время грозы.

 

 

 

 

 

 

-беседа «Осторожно, гроза!»;

-загадки, пословицы и приметы:

«Гроза не разбирает, в чей дом ударяет», «Та гроза не страшна, которая прошла», «Радуга стоит долго после дождя - к ненастью», «Радуга появилась на небе вечером – к хорошей погоде».

 

-игры «Наступи на тень», «Угадай чья тень»,

«Убеги от тени»;

-показ теневого театра;

-измерение тени взрослого и ребенка.

 

Взаимодействие с родителями

-рекомендации для родителей:

«Правила поведения во время грозы»;

-повторение пословиц и поговорок;

-чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Июль

«Ханты-Мансийский  Автономный округ– край лесов».

«Лес в жизни человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что надо помнить, когда гуляешь в лесу».

 

«Ядовитые растения».

 

 

Дать знания, что Пермский край - лесной край.

Уточнить представление о некоторых представителях растительного и животного мира.

Обобщить знания о значении леса в природе и жизни человека.

Вызвать желание детей узнать больше о природе родного края.

 

Сформировать правила поведения в лесу.

 

Дать детям понятие о ядовитых растениях.

 

-рисование: «Уральский лес»;

-чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных, природе;

-выставка «Зелёная аптека».

 

-проблемная ситуации «Если ты заблудился в лесу».

 

 

-рассматривание иллюстраций по теме;

-книги о природе ХМАО;

-картины из жизни диких животных;

-репродукции картин художников, изобразивших лес в разное время года;

-выставка рисунков «Дары леса»

-плакат «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»;

-д/и «Назови дерево в лесу».

Взаимодействие с родителями

-памятка «Ядовитые растения»

-памятка «Лекарственные растения нашего края»;

-оформление гербария «Растения нашего края»;

-сбор природного материала.

Август

«Съедобные и несъедобные грибы».

«Не собирай незнакомые грибы».

 

 

 

 

«Насекомые».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как выжить на необитаемом острове».

Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.

 

 

Формировать представление о разных насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

 

 

 

 

 

 Закрепить представления о разных потребностях человека и способах безопасного их удовлетворения.

чтение сказки

В. Даля «Война грибов с ягодами».

-стихи, загадки о грибах.

 

 

 

 

 

 

-загадки о насекомых;

-наблюдение за насекомыми;

 

 

 

 

 

 

 

-альбом «Грибы»;

-д/и «Собери грибы в корзину», «Съедобные и несъедобные грибы»;

-картотека стихов, загадок;

-макет «Грибы в лесу».

 

 

 

 

 

 

-картины с изображением насекомых;

-д/и «Отгадай, какое это насекомое», «Собери картинку»;

-энциклопедии «Насекомые».

 Взаимодействие с родителями

-памятка «Осторожно, клещ!»;

- картотека загадок для родителей «Знакомим детей с насекомыми»;

-изготовление поделок из природного материала.

V. Пример региональной модели перспективного планирования по познавательно-исследовательской деятельности

Живая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

Растение

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Растение

С водой и без воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Два одинаковых растения, вода.

Растение

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Растение

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.

Растение

В тепле и в холоде.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).

Растение

Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Животные

Наверх.

Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические

Земляные черви, земля,  вода.

Животные

Дышат ли рыбы?

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки  для коктейля.

Неживая природа

Вода

Помощница вода.

Использовать знания детей  о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

Вода

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Вода

Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

Вода

Дождик.

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Воздух

Живая змейка.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Воздух

Подводная лодка.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Почва

Могут ли животные жить в почве? 

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические

Почва, дождевые черви,  металлическая  тарелка, стекло, емкость с водой.

Физические явления

Магнит

Притягиваются – не притягиваются.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.

Магнит

Необычная скрепка.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

Электричество

Волшебный шарик.

Установить причину статического электричества.

Воздушные шары, ткань.

Электричество

Чудо – расческа.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Звук

Где живет эхо?

Подвести к пониманию возникновения эха.

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Человек

Уши человека

Сколько ушей?

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.


VI. Система мониторинга. Результаты освоения программы

Диагностические методики.

1. Дидактическая игра «Интервью».

   Цель. Выявить умение задавать вопросы.

2. Дидактическая игра: «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».

   Цель. Умение ставить проблему.

   Дидактическое упражнение: «Почему светит солнце?»  Цель. Наблюдение как способ выявления        

   проблемы.

3.Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною

   тает снег?»  Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим,  

   возможно, что если. Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.

4.Упражнение. Понаблюдать за  рыбкой, а затем описать её.

    Цель. Развитие способности делать описание животного  (предмета), чётко  

   формулировать  определение  понятия

5. Дидактическое упражнение: "Раздели животных на больших, маленьких, рыжих, черных, белых"

   умеющих плавать, спящих дома, живущих в детском саду…

   Цель. Выявить умение детей классифицировать по определённому  

   признаку.

6.Д.и. «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»

    Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

7  и 8.Опыты с водой «Как исчезает вода». Материал: губка, ткань,  

    полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце.

    Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких

    частиц, вода впиталась в … .

   Цель. Выявить умение проводить эксперимент.

8.Д.у. «На что похожи геометрические линии, тела?»

   Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать

   умозаключение (вывод).

9. Дидактическое упражнение «Составь рассказ по плану»

   Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.

10 -12.Д.з. «Важное задание»

   Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.

    По каждому параметру выделяются уровни сформированности исследовательской деятельности детей: высокий, средний и низкий.

    Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.

   Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).

   Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его  выполнения, либо затрудняется выполнять  задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания

               


VII. Учебно-методическое сопровождение

 

1.     Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм.

2.     Дидактические игры.

3.     Дидактические материалы по сопровождению коммуникативной деятельности.

4.     Дидактические материалы по сопровождению познавательно-исследовательской деятельности.

5.     Дидактические материалы по сопровождению трудовой деятельности.

6.     Дидактические материалы по сопровождению двигательной деятельности.

7.     Дидактические материалы по сопровождению чтения художественной литературы.

8.     Дидактические материалы по сопровождению музыкально-художественной деятельности.

9.     Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности.


                                                     

VIII. Список литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду»   под редакцией  

    М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд.- М.:Мозаика-Синтез,  

    2007

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа      

    дошкольного   образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.      

     Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

 3. «УСПЕХ» Основная  общеобразовательная программа     дошкольного    

     образовании. Москва «Просвещение»  2009

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-

   Синтез, 2008-2010

5.Т.А.Кандала, И.А. Осина, Развернутое перспективное планирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

   Старшая группа. По программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.  Гербовой,  

   Т.С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г

6.  О.В.Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей  

    дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г

7. А.И.Савенков. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»  

   Дошкольное воспитание №2,2000 г, стр.8-17

8. А.И.Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского

   обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Рабочая программа "Юные исследователи" средняя группа

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практическ...

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи:1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.2...

рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"

рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...