"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
Формировать представления о четырех частях света;
Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.
Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_programma_kruzhka_yunye_issledovateli.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Программа кружка « Юные исследователи»
в НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»
Составитель:
Воспитатель НРМДОБУ «ЦРР –д/с «Улыбка»
Чиркова Е.Н.
Принята
на заседании педсовета
Протокол № 1
от 28.08.2015года
с.п. Салым 2015 г.
«Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _____________ Ю.С. Сычёва | «Утверждаю» Заведующий НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _________ О.А. Усольцева
|
« Юные исследователи»
Дополнительная рабочая программа кружка
по реализации вариативной части
основной образовательной программы
дошкольного образования
для детей 6– 7 лет
на 2015 /2016 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Чиркова Е.Н.
Принята
на заседании педсовета
протокол № 1
от 28.08.2015года
с.п. Салым 2015 г.
1. Пояснительная записка
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. Педагоги стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся в течение недели циклы наблюдений.
Цель:
Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
Формировать представления о четырех частях света;
Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.
Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Гипотеза:
Предположим, что знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;
-что занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
-что у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
-что практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Принципы:
-принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
-принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
-принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
-принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
Содержание
Одну неделю каждого месяца планируется:
-вести ежедневные наблюдения за погодой;
-изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;
-наблюдать за животными на участках и в округе детского сада (в конце недели);
-ежедневно работать с календарем погоды.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.
Количество занятий
Срок реализации программы 1 год.
Название | Количество занятий | Продолжительность занятий | |
в неделю | в год | ||
1 | 28 | 30 минут |
Список детей
на 2015– 2016 учебный год
1. | Абдуллин Родион |
2. | Баженов Женя |
3. | Велигура Злата |
4. | Голобродский Никита |
5. | Горячев Артур |
6. | Губарь Анна |
7. | Евдакимов Миша |
8. | Зотов Коля |
9. | Исанькова Вика |
10. | Карачурин Илья |
11. | Кобяков Кирилл |
12. | Коровина Люда |
13. | Крисаненкова Вика |
14. | Махалина Ангелина |
15. | Монастырева Вика |
16. | Пироженко Олеся |
17. | Полищук Ваня |
18. | Проценко Арсений |
19. | Пухова Настя |
20. | Цендяков Дима |
21. | Чукавина Полина |
22. | Яшпатров Рома |
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование Разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | «Земля, наши первые открытия» | 9 | 4 | 5 |
2 | «Приборы-помощники» | 12 | 5 | 7 |
3 | «Метеоплощадка» | 7 | 1 | 6 |
4 | Дневник наблюдений за погодой | ежедневно | ||
ИТОГО | 28 | 10 | 18 |
Тематический план занятий кружка
Земля, наши первые открытия
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | Тема 9 ч | Дата |
Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» | 1. «Что нам поможет предсказать погоду?» 2 «Осадки» (С.27 Костюченко) 3. «Явления неживой природы» | с 4-8 октября 12-16 октября с 19-23 октября |
Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря» | 4. «Коллекция природных примет» (с.95 Масленникова) 5.« Приметы урожая» 6. «Приметы урожая» | с 26-30 октября с 2-6 ноября с 9-13 ноября |
Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседа-путешествие в «Планетарной комнате» | 7.«Земля. Наши первые открытия» (почему климат на земле разный?» (с. 109 Масл.) | с 16-20 ноября |
Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом | Экскурсия в лес | 8.«Что такое компас и для чего он нужен? « (с.111 Масл.). | с 23-27 ноября |
Откуда дует ветер? | Обучать детей работе с компасом | Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада | 9.«Откуда дует ветер?» (с.112 Масл.) | с 1-4 декабря |
«Приборы-помощники»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | Тема 12 ч | Дата |
Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром | Занятие в экологической лаборатории | 1.«Приборы-помощники. Какие бывают термометры?» (с.116) 2.Знакомство с термометром (для измерения температуры воздуха), водным термометром и термометром для измерения температуры почвы. | с 7-11 декабря с 14-18 декабря |
Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра | Занятие на метеоплощадке | 2.Знакомство с анемометром. (с.119) 3.Чашечный анемометр. (с.122). | с 21-25 декабря с 11-15 января |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке | 4.Опыт «Сделай воздушный барометр» 5. Опыт «Под давлением» (с.123) | с 18-22 января с 25-29 января |
Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений | 6.Определение. Прогнозирование погоды, использование прогноза. (с.124) 7.Определение температуры воздуха. 8. Наблюдение за погодой в сильный мороз 9. Наблюдение за сугробом (плотность снега) 10. Наблюдение за изменением термометра. 11. Наблюдения за снежным покровом (появление воронок в снегу вокруг стволов деревьев) 12. Наблюдение за строением почек. | с 1-5 февраля с 8-12 февраля с 15-19 февраля
с 22-26 февраля с 29 февраля – 4 марта с 9-11 марта с 14-18 марта |
«Метеоплощадка»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | 7 часов | Дата |
Кто дает прогноз погоды? | Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений | Экскурсия на метеорологическую станцию | «Метеобюро. Народные приметы» (с.103 Масл.) | с 21 -25 марта 28 марта- 1 апреля |
Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений | В течение всего года
| с 4-8 апреля с 11-15 апреля с 18-22 апреля с 25-29 апреля с 3-6 мая с 10-13 мая |
*Работа на метеоплощадке
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- Определяют температуру воздуха.
- Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
- Снимают показания барометра.
- С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.
- Выставляют показания на стенде-календаре.
- Делают прогноз погоды на текущий день.
- Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.
Основные требования к организации метеоплощадки
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев. Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.
Для метеоплощадки делают ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.
Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью осадкомера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса В ходе наблюдений, экспериментирования, чтения литературных произведений дети усвоят понятия "Юный эколог" (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней, поняли добрые и плохие поступки по отношению к природе, пришли к пониманию того, что только через добрые дела можно стать Юным экологом.
Дневник наблюдений за погодой
Дата | Температура | Атмосферное давление | Направление ветра | Скорость ветра | Количество осадков | Предполагаемый прогноз | Фактическая погода | ||
воздуха | воды | почвы | |||||||
Уровни освоения материала кружка «Юные исследователи»
1 балл – низкий уровень
- ребенок проявляет интерес к темам раздела;
- при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;
- затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.
2 балла – средний уровень
- ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;
- общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;
- имеет системные знания по некоторым темам раздела.
3 балла – высокий уровень
- ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;
- использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;
- проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;
- имеет системные знания по всем темам раздела.
Основные показатели знаний, умений и навыков
кружка «Юные исследователи»
№ | Имя, фами-лия ребенка | Знание погод- ных явлений | Народные приметы | Знание о профессии гидрометео ролога | Знание метеорол. приборов | Умение исполь-зовать приборы | Кален- дарь | Балл | Уро вень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Средний балл | |||||||||
Высокий уровень | |||||||||
Средний уровень | |||||||||
Низкий уровень | |||||||||
% |
Используемая литература:
- Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.: ил.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
- Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей...
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Методическая разработка "«Диагностика освоения вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками МАДОУ «Детский сад № 5»
Наше образовательное дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной участниками образовательного процесса на основе комплексной програ...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...