Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Шумейко Анастасия Андреевна

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

 Программа предназначена для воспитанников подготовительной группы.

Занятия организованы в форме кружковой работы во второй половине дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1-v_raduga_shumeyko_a.a.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

Приложение 1-В

               к основной образовательной программе

на 2017-2018 учебный год

                       

«РАДУГА»

рабочая программа кружка

социально-педагогической направленности

по реализации вариативной части

основной образовательной программы

дошкольного образования

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Шумейко Анастасия Андреевна

п. Салым, 2017

Оглавление

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1.Пояснительная записка        3

1.2.Цель и задачи программы.        4

1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей        4

1.4. Предполагаемые результаты        5

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        6

2.1. Особенности реализации программы        6

2.1.Учебно – тематический план        6

2.4. Календарно - тематический план занятий        8

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        11

3.1. Мониторинг        11

3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение        12

3.3. Список литературы        12

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Экстремальные условия жизни в Ханты-Мансийском автономном округе оказывают негативное влияние на здоровье человека. Особенно незащищенными в этих условиях оказываются дети, организм которых на стадии роста и формирования, не всегда способен справиться с кризисами полярной ночи, перепадами давления, низкими температурами. Кроме особенностей климата, мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма ребенка оказывает цвет и свет. Это энергия, необходима для поддержания тонуса центральной нервной системы. В условиях жизни в районе, приравненном к условиям  Крайнего Севера ребенок большую часть времени пребывает в состоянии «светового голодания» и цветовой бедности окружающего пейзажа. Цветовое воздействие на психику ребенка затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, прежде всего мышление, его динамические, энергетические характеристики.

С другой стороны, в нашем стремительно развивающемся мире техники и компьютеров, ребенок постоянно получает множество внешних аудиовизуальных стимулов. Обычно, они разрознены, не структурированы, они иногда завораживают, иногда пугают.

           Попытка решить проблему интерпретации внешних стимулов, их общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной интерактивной среды - среды сенсорной комнаты.

            С 2012 года в нашем детском саду функционирует сенсорная комната - интерактивная пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами для проведения образовательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

 Программа предназначена для воспитанников подготовительной группы.

Занятия организованы в форме кружковой работы во второй половине дня.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы:   формирование базовых составляющих психического развития ребенка  (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние.

Задачи программы:

 1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.

3.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию;

4. Привитие навыков социального поведения;

5. Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

6. Развитие нравственных качеств;

7. Повышение  активности и самостоятельности детей;

8. Формирование и коррекция нарушения в общении.

1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. Игровые действия становятся более сложными и обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству. Они меняют свое поведение в зависимости от места в данном пространстве. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и х д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и монологическая речь. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

1.4. Предполагаемые результаты

К концу дошкольного возраста должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных  действий. Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня  сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Психоэмоциональное состояние  является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности  к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными  коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние,  научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать

       2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности реализации программы

Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность.  

    Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей дошкольного возраста

    Основной формой проведения занятий по программе является игра. Игровое занятие как особая форма общения в процессе кружковой деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.  Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся один  раза в неделю.

В месяц – 4 занятия.

В год –17  занятий.

2.1.Учебно – тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол.час.

дата

1

Удивительный знакомый мир

1ч.

26.10.17

2

Мир звуков

1ч.

9.11.17

3

Веселая песочница

1ч.

16.11.17

4

Приветствие солнечных зайчиков

1ч.

23.11.17

5

Волшебное царство

1ч.

30.11.17

6

Объемное цветное настроение

1ч.

7.12.17

7

Игра с настроением

14.12.17

1ч.

8

Пальчики - молодцы

1ч.

21.12.17

9

Оживи сказку

1ч.

28.12.17

10

Меняемся – меняемся

1ч.

11.01.18

11

Сквозь звезды

1ч.

18.01.18

12

Веселый-грустный

1ч.

25.01.18

13

Какой Я?

1ч.

1.02.18

14

Кто там? Что там? Угадай!

1ч.

8.02.18

15

По кочкам, по кочкам…

1ч.

15.02.18

16

Песчинки и сказка

1ч.

22.02.18

17

Моя сказка

1ч.

1.03.18

Всего 17ч

2.4. Календарно - тематический план занятий

Тема занятия

Содержание занятия

Цель

Материалы и оборудование

1.

Удивительный знакомый мир

Ввести детей в интерактивную среду темной сенсорной комнаты, сформировать заинтересованность к работе с оборудованием, установить доверие между психологом и детьми.

Оборудование сенсорной комнаты, музыкальные диски со звуками природы, создающие легкую радостную атмосферу.

2.

Мир звуков

Развитие слухового восприятия, творческого воображения, мелкой и крупной моторики, коррекция внимания.

Тактильно-акустическая панель, Зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, прибор динамической заливки цвета.

3.

Веселая песочница

Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, коррекция внимания, развитие творческого воображения.

Световой стол с песком, фигурки для песочной терапии, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света.

4.

Приветствие солнечных зайчиков

Развитие тактильных ощущений, зрительно-моторной координации, развитие ощущений собственного тела, снятие психоэмоционального напряжения.

Сенсорные дорожки, пирамидка, мягкие модули, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, сухой бассейн с подсветкой, релаксационная музыка.

5.

Волшебное царство

Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, воображения, тактильных ощущений.

Сухой бассейн, напольные маты, кресла-пуфики «Груша», зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, пучок фиброоптических волокон с блоковым свечением «Звездный дождь», профессиональный прибор заливки светом, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, музыкальный центр, диск с легкой музыкой.

6.

Объемное цветное настроение

Развить крупную и мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание, память, воображение; сформировать умение распознавать свое настроение и обозначать его цветом, объемными фигурами.

Зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, пуфики-кресло «Груша», напольные маты, сухой бассейн, кубики, диски с легкой, радостной музыкой.

7.

Игра с настроением

Сформировать умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развить мелкую моторику, внимание, воображение; коррекция эмоциональной сферы.

Альбом, цветные и простые, остро заточенные карандаши, схема «Настроения – цвета», пуфики-кресло «Груша», напольные маты, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, диски с легкой, успокаивающей музыкой.

8.

Пальчики - молодцы

Развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительно-моторную координацию

Панель «Сравнение цветов», зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, сухой бассейн с подсветкой, пучок фиброоптических волокон с блоковым свечением «Звездный дождь».

9.

Оживи сказку

Развитие внимания, воображения, крупной и мелкой моторики; улучшение представлений об окружающем мире.

Сухой бассейн, напольные маты, кресла-пуфики «Груша», зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, лист белой бумаги, фломастер, диск с записью легкой музыки.

10.

Меняемся – меняемся

Развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения.

Напольные маты, диск с легкой ритмичной музыкой.

11.

Сквозь звезды

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.

Зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, прибор динамической заливки цвета, напольные маты, пуфики-кресла «Груша», музыкальный центр, диск с записью легкой музыки, мягкая игрушка.

12.

Веселый-грустный

Сформировать умение различать настроение, развивать мимическую и пантомимическую выразительность; развивать мелкую моторику, внимание, воображение; коррекция эмоциональной сферы.

Альбом, цветные и простые, остро заточенные карандаши, схема «Настроения – цвета», пуфики-кресло «Груша», напольные маты, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, диски с легкой, успокаивающей музыкой.

13.

Какой Я?

Развитие представлений о собственном теле, преодоление двигательного автоматизма, развитие зрительно-моторной координации, формирование положительного самовосприятия, снятие психоэмоционального напряжения.

Напольные маты, цветные модули, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, музыкальный диск с релаксационной музыкой.

14.

Кто там? Что там? Угадай!

Активизация слухового внимания, развитие координации движений, ощущений собственного тела, формирование чувства ритма, развитие воображения.

Тактильно-акустическая панель, шнуровки, шумовые инструменты, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, чудесный мешочек.

15.

По кочкам, по кочкам…

Преодоление двигательного автоматизма, развитие зрительно-моторной координации, формирование положительного самовосприятия, снятие психоэмоционального напряжения.

Сенсорные дорожки, сухой бассейн с подсветкой, цветные модули, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света.

16.

Песчинки и сказка

Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, творческого воображения, развитие согласованности движений с речевым сопровождением, закрепление умения действовать по инструкции

Световой стол с песком, фигурки для песочной терапии, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света.

17.

Моя сказка

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.

Зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, прибор динамической заливки цвета, напольные маты, пуфики-кресла «Груша», музыкальный центр, диск с записью легкой музыки, мягкая игрушка.

17 занятий

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

№ 

Методики

Назначение методики

Краткое описание методики

5.

Методика ДДЧ

 (Дом-Дерево-Человек)

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно: 

6.

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

7.

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

        3.1. Мониторинг        

3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

         Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, т.к. в ней присутствуют приборы, взаимодействуя с которыми, ребенок «погружается» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. В сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов, светильников, различных панелей, панно: «Звездный дождь», напольный ковер «Млечный путь», Волшебная нить» с контролером, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, «Звездная сеть», зеркальное ультрафиолетовое панно «Светящиеся нити», панно «Бесконечность», светильник «Фонтан света», светильник «Переливающиеся цветы», зеркальный шар с мотором, настольный фонтан, приборы динамической заливки света.

          Дизайн комнаты продуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся здесь, были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке: мягкая мебель разнообразной цветовой гаммы (пуфик-кресло с гранулами, трапеция с гранулами, детские подушечки с гранулами, напольные маты), сухой душ, сенсорная тропа; разнообразные приборы, приглушенный свет, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими.

3.3. Список литературы

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации 4-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010.
  2. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель 2009 – 191 с.
  3. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель, 2014.261 с.
  4. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2014. - 127 с.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
  6. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - Санкт-Петербург, «Стройлеспечать», 1996
  7. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.
  9. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие/Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.:ХОКА, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Рабочая программа кружка туристско-краеведческой направленности «Наследие»

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка социально-педагогической направленности "Экономь-ка" (финансово-экономическая грамотность дошкольников. Для дете 5-7 лет

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителям...

Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"

Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...

Программа кружка социально-педагогической направленности "Юные математики"

Программа кружка социально-педагогической направленности реализует общеинтеллектуальное направление и предназначена для развития математических и познавательных способностей  дошкольников, расшир...