Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Чиенева Марина Николаевна

«Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 4

       ПРИНЯТО                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на педсовете 30.10.2020                                                  Заведующий МДОУ № 4

      протокол № 2                                                  __________ Сапрыкина     М.Л.

                                                                                                «___» октября 2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка

социально – педагогической направленности

"ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

        

                              Автор-составитель:

                                                                  Чиенева М.Н.

2020

Пояснительная записка

«Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373;

Актуальность обусловлена потребностями современного общества. На первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Цель: формирование экологических знаний, навыков и умении самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Способствовать развитию элементарных экологических знаний;
  • Поддерживать детей в соблюдении экологических правил;
  • Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе;
  • Инициировать познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Развивать познавательный интерес воспитанников к природе, желание изучать природный мир;
  • Способствовать понимаю современных проблем экологии.

Формы и методы организации учебной деятельности воспитанников:

Очень важно проводить организованную образовательную деятельность по данной программе на природе, потому что общение с природой доставляет детям огромную радость. Знакомство с окружающим миром можно провести в форме игры, сказки, викторин или загадок.

Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

Во время общения с природой дети становятся добрее, дружелюбнее и гармоничнее. Они учатся наблюдать за явлениями природы, развивая внимание, наблюдательность и воображение. При прогулках дети осваивают правила поведения в лесу.

При проведении организованной учебной деятельности используются следующие формы и методы:

  • экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно –экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др;
  • объяснительно-иллюстративный метод (беседы и рассматривание, чтение и любование природой);
  • репродуктивный метод (рисование, лепка);
  • частично-поисковый метод (участие в коллективном поиске);
  • исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Принципы и подходы к реализации программы:

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности и посильности;
  • принцип учета возрастных особенностей детей;

Техническое оснащение:

  • Картинки с изображениями животных, растений, насекомых;
  • Гербарии растений;
  • Фигурки с домашними и дикими животными;
  • Уголок природы;
  • Клумбы, огород на территории детского сада;
  • Кормушка для птиц.

Взаимодействие с родителями:

  • Проведение родительских собраний, бесед и консультаций;
  • Оформление наглядной информации;
  • Совместные праздники;
  • Участие в творческих конкурсах.

Возрастные особенности детей данной возрастной группы

  • В сюжетно-ролевых играх дети старшей группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
  • Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
  • У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
  • Продолжает развиваться воображение.
  • Мышление. Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
  • Ребенок образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
  • В 5-6 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.  Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.
  • В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
  • Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
  • У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
  • Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

Ожидаемый результат:

  • знание наиболее типичных представителей животного мира России; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов; способы сохранения окружающей природы;
  • умение узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними животными; улучшать состояние окружающей среды;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

Методы педагогической диагностики для отслеживания запланированных результатов

Показатели развития

Перечень диагностических средств, методик

Периодичность

Уровни развития

Ребенок имеет представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;

 о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле.

Наблюдения; беседы;

выполнение

поручений,

специальных заданий;

экспериментальные

ситуации.

2 раза в

год,

сентябрь

— май

Высокий

уровень — 3

балла

(у ребенка

полностью

сформирован

ы знания,

умения и

навыки)

Средний

уровень — 2

балла

(ребенок

имеет

частичное

представление по

показателям

развития)

Низкий

уровень — 1

балл

(ребенок не

владеет

знаниями,

умениями,

навыками)

Имеет представления о

взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных

изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях.

Владеет умениями

ориентироваться в мире

физических явлений на основе уточнения представлений;

Владеет простейшим правилам поведения в природе.

Способен оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

У ребенка сформировано чувство

ответственности за жизнь

окружающих животных и

растений.

Сформировано понимание

необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по

её охране и предупреждению

насилия над природой

Сформировано умение, через

общение с природой видеть и

любить ее красоту во всем

проявлении многообразии форм и красок

Календарно – тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Месяц

1

Природные богатства.

Воспитать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой.

Сентябрь

2

Осенняя пора. Овощи.

Изучение лексического материала по теме «Овощи».

3

Осенняя пора. Фрукты.

Изучение и закрепление лексического материала по теме «Овощи» и «Фрукты»; расширение знаний детей об осеннем периоде; формирование интереса к природе.

4

Осенняя пора. Грибы и ягоды.

Изучение лексического материала по теме «Грибы и ягоды»; способствовать умению различать съедобные и ядовитые грибы с помощью картинок; изучить строение гриба; изучить различные ягоды в России.

5

Осенние явления.

Ознакомить детей с характерными явлениями природы в сезонный период.

Октябрь

6

Желтая осень. Почему опадают листья?

Исследование строения листа опытным путем; закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев; развивать мелкую моторику с помощью подделки из листьев

7

Животный мир. Подготовка к зиме.

Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным.

8

Времена года

Познакомить детей с особенностями разных времен года. Сформировать знания о солнце, сезонных изменений в природе.

9

Животный мир. Сравнение диких и домашних животных.

Изучить лексический материал по данной теме, характеристику различных диких и домашних животных. Научить детей рассказывать про своих домашних животных.

Ноябрь

10

Перелетные птицы.

Закрепить и расширить знания о птицах. Изучить вопрос «Почему птицы улетают осенью?». Сформировать заботливое отношение к птицам.

11

Птицы родного края.

Познакомить детей с птицами Московской области. Воспитывать бережное отношение к природе и птицам

12

Кто главный в лесу?

Изучить взаимодействие обитателей леса между собой, пищевую цепочку. Повторить деревья. Воспитать бережное отношение к растениям и животным. Изучить животных, птиц и насекомых в лесу.

13

Неживая природа зимой. Круговорот воды.

Изучить и закрепить основные свойства воды, льда, снега и пара. Изучить состояния воды.

Декабрь

14

Зимние явления в неживой природе.

Изучить зимние явления в неживой природе: низкая температура, холодный ветер.

15

Растения зимой.

Изучить особенности растений зимой. Научиться замечать деревья и кустарники без листьев.

16

Комнатные растения.

Изучить и закрепить навыки по уходу за комнатными растениями. Научиться определять хорошее и плохое состояние растения по внешним признакам.

17

Животный мир зимой.

Изучить питание животных зимой, места обитания. Изучить сезонные изменения в жизни животных.

Январь

18

Зимующие птицы.

Изучить зимующих птиц по внешнему облику. Научиться делать скворечники. Изучить подкормку птиц.

19

Животный мир в холодных странах.

Изучить и закрепить погодные условия северной части России. Сформировать представление о животных, которые там обитают, их внешних особенностях и поведении.

20

Четвероногие друзья. Кошки и собаки.

Сформировать представление детей о кошках и собаках, их особенностей. Воспитать любовь и бережное отношение к домашним животным.

21

Снежинки.

Изучить строение снежинок. Вырезать снежинки из бумаги.

Февраль

22

Как люди помогают лесным обитателям?

Сформировать у детей представление о лосях, их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках, о природоохранительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к животным.

23

Как заботиться об своем организме зимой.

Сформировать представление о человеческом теле, иммунитете. Научить правильной заботе о себе зимой.

24

Окончание зимы.

Уточнить знания детей о зиме, о зимующих птицах. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Подвести итоги.

25

Весенние явления в неживой природе.

Сформировать представление о продолжительности светового дня, об изменениях погоды.

Март

26

Весна в животном мире.

Изучить изменения в животном мире с приходом весны. Сформировать знание о том, что весной все оживает.

27

Как заботиться о своем организме весной.

Сформировать представление о том, что весной организм человека ослаблен. Уточнить температурные нормы и одежду человека. Изучить влияние солнечного света на человека.

28

Встречаем перелетных птиц.

Совершенствовать знания детей о перелетных птицах. Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание яиц).

29

Первоцветы.

Сформировать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Сформировать знания о жизни растений. Научить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

Апрель

30

Насекомые- наши друзья.

Сформировать представление о жуках, бабочка. Показать детям пользу насекомых. Воспитать интерес и доброе отношение к насекомым.

31

Деревья весной.

Сформировать представление о весенних особенностях деревьев, почках. Научить различать 2-3 дерева по почкам и листьям. Продолжить устанавливать связи между изменением погодных условий и состояния растений. Воспитать эстетические чувства.

32

Красная книга природы.

Познакомить детей с красной книгой. Сформировать знания о значимости животных и растений в мире природы. Научить ценить и хранить природу.

33

Земля- наша планета.

Сформировать у детей представление о планете Земля. Воспитывать чувство гордости за свою планету.

Май

34

Подмосковье.

Изучить погодные условия, рельеф, почву, животных и растений в Подмосковье. Научить хранить и беречь животных и растения.

35

Скоро лето.

Изучить правила поведения людей на природе. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Воспитывать экологическую культуру.

36

Итоговое занятие.

Обобщение материала по всему курсу.

Способы поддержки детской инициативы

1.        творческая инициатива –включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

2.        инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструктивное моделирование.

3.        коммуникативная инициатива –включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

4.        познавательная инициатива –любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность.


Используемая литература

  1. Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».  - М. : Просвещение,1992
  2. Богусловская З. М., Смирнова Е. О.,  Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». – М.: Воспитание дошкольника, 2004
  3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М.: Мозаика-Синтез, 2009
  4.  Кобзева Т.Г.,  Холодова И.А.,  Александрова Г.С. «Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа».- В.: Учитель, 2011
  5. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» – М.: Просвещение, 2005.
  6. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».- М.: Мозаика-Синтез, 2006
  7. Николаева С.Н. «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников»- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
  8. Николаева С.Н  «Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания». - М.: ООО АСТ,  1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: "Юный эколог".

Методическое обеспечение. Познавательное развитие....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ЭКОЛОГА»

Современная ситуация в стране предъявляет видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип пр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для дошкольников"

Программа "Экология для дошкольников" направлена на формирование основ экологической культуры обучающихся: доброжелательного и ответственного отношения к живой и неживой природе, готовности ...