Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад»
г. Сафоново Смоленской области.
Согласовано: Педагогическим советом протокол №1 от «28» августа 2020г. | Утверждено: директор МБОУ «Начальная школа – детский сад» ________Прудникова Е.В. приказ № 68 от «01» сентября 2020 г. |
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» разработана в соответствии с Федеральным законом от
29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г; Уставом МБОУ «Начальная школа – детский сад».
Направленность программы – естественнонаучная.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить
предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна
Новизна программы заключается в практической направленности деятельности воспитанников. Участие детей в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие дошкольников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь дошкольникам понять экологические проблемы, вызвать интерес к их изучению, и в целом, повысить кругозор детей.
Педагогическая целесообразность программы
Программа активизирует познавательную деятельность детей, способствует развитию умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания. В процессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе, которое строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении и знании особенностей жизни, роста и развития живых
существ, усваивается и накапливается опыт работы с исследуемым материалом живой и неживой природы, закрепляются представления о различных природных явлениях и объектах. Включение в содержание данной программы образовательного материала по экологии, способствует формированию целостности восприятия окружающего мира.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности(одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка – 36 занятий.
Режим занятий:
Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю (пятница). Время занятий составляет 30 мин.
Учебная группа:10-12 воспитанников;
Форма организации учебного процесса
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Коллективная.
- Комбинированное.
Формы проведения занятий:
- экскурсии;
- игры
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- коллективные поисково – творческие проекты;
- выставка работ;
- конкурс творческих работ, выставки.
Основные методы обучения:
- методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
- методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
- методы воспитания: убеждения и личный пример.
Цели и задачи.
Цель:
Сформирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
- Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями
- Научить применять на практике знания, полученные во время занятий.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- Сформировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Регулятивные:
- воспитанники умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умеют адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;
- учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умеют находить варианты решения различных задач;
Познавательные:
- умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- способны ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- умеют добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя опыт и знания, полученные в ходе занятий.
Коммуникативные:
- умеют вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
- способны формулировать собственное мнение и позицию;
- умеют задавать вопросы;
- умеют слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные:
- Называют и показывают на картинке животных (более 5 домашних и диких)
- Называют и показывают птиц на картинке (4-5)
- Называют признаки, отличающие птиц от животных
- Называют зимующих птиц (3-4)
- Называют перелётных птиц. (3 вида)
- Рассказывают, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
- Рассказывают и показывают, какие деревья, кустарники растут на участке детского сада? (3-4 вида)
- Узнают растение по цветку (5-6)
- Называют и показывают комнатные растения группы (5-6 видов).
- Назови и показывают части растений
- Знают характерные особенности времён года. Подбирают картинки, относящиеся к данному времени года.
Личностные:
- Сформирован учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способу решения новой задачи;
- Ориентированы на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- Сформировано умение сотрудничества с товарищами в процессе
совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
- Способны к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
Формы подведения итогов:
- наблюдение
- практические работы
- конкурсы
- выставки
- творческие работы
Виды контроля и формы аттестации:
- Входной контроль (беседа)
- Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка)
- Итоговая аттестация (выставка, практическое задание)
Используемые педагогические технологии:
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных практических работ. Широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, ответственность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться воспитаннику снять напряжение и проявить свои способности, практические навыки, знания, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости воспитанников на занятии, опора на основной вд деятельности. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в экспериментировании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость научного открытия, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои умения и навыки.
Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы:
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы определенные условия:
Помещение, соответствующее требованиям СанПина.
Материально-техническая база:
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы контроля, аттестация | ||
теорет | практич | всего | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 0 | 1 | Беседа |
2 | Человек и природа | 2 | 1 | 3 | Беседа Наблюдение Выставка Конкурс Опрос |
3 | Вода и её свойства | 2 | 2 | 4 | Беседа наблюдение опрос творческое задание выполнение опытов |
4 | Животный мир | 4 | 2 | 6 | Беседа наблюдение опрос викторина творческое задание конкурс |
5 | Воздух и его свойства | 1 | 1 | 2 | Беседа, опрос. |
6 | «Почва,камни,песок,глина» | 2 | 1 | 3 | Беседа Наблюдение Выставка выполнение опытов творческое задание |
7 | Промежуточная аттестация | 0 | 1 | 1 | Выставка |
8 | Растительный мир | 5 | 3 | 8 | Беседа Выставка Творческое задание Конкурс Наблюдение Опрос |
9 | Природные явления | 3 | 1 | 4 | Беседа Наблюдение Опрос Конкурс |
10 | Характерные особенности времён года | 1 | 1 | 2 | Беседа Выставка |
11 | Итоговое занятие. Итоговая аттестация | 2 | 2 | Выставка. Диагностика , выполнение тестовых заданий. | |
Итого: | 21 | 15 | 36 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть: Ознакомление воспитанников с режимом работы творческого объединения. Ознакомление с планом работы, инструментами и материалами. Изучение правил техники безопасности.
Форма контроля: Беседа.
2. Человек и природа.
Теоретическая часть: Познакомить детей с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек - часть природы. Познакомить с термином «экология», рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы, как люди помогают природе.
Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками Продемонстрировать глобус и рассказать о его назначении. Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди.
Практическая часть: Рисунки на тему «Природа-наш дом», дидактическая игра «Живое-неживое», изготовление модели глобуса из пластилина.
Форма контроля: Беседа, наблюдение, выставка, конкурс, опрос.
3. Вода и её свойства.
Теоретическая часть: Познакомить с элементами круговорота воды в природе. Закрепить знания о различных агрегатных состояниях воды, её свойствах. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Формировать интерес к экспериментальной работе.
Практическая часть: Выполнить опыты с водой, изучить её свойства, учить устанавливать причинно-следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд, продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда, изготовить аппликацию «В гостях у жителей подводного царства».
Форма контроля: Беседа, наблюдение, опрос, творческое задание, выполнение опытов
4. Животный мир.
Теоретическая часть: Познакомить с разнообразием животного мира, с основными отличительными признаками животных, научить отличать домашних и диких животных. Познакомить со способами передвижения и защиты животных. Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их в «зимующие» и «перелётные», уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года. Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. Познакомить детей с Красной книгой, с некоторыми животными, которые в неё занесены. Воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому. Познакомить с понятием «земноводные». Расширить представление детей об образе жизни лягушек, их ролью в природе;
Практическая часть:Научить узнавать птиц по голосу, изготовить кормушки, дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери», загадки про животных, рисунки «Лягушонок», просмотр обучающего видеоролика «Животные Красной книги».
Форма контроля: Беседа, наблюдение, опрос, викторина, творческое задание, конкурс.
5. Воздух и его свойства.
Теоретическая часть: Познакомить со значением воздуха в жизни человека и других живых организмов. Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха, познакомить со способами обнаружения воздуха, развивать навыки проведения опытов, поощрять выдвижение гипотез. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха.
Практическая часть: Провести эксперименты с воздухом.
Форма контроля: Беседа, опрос.
6. «Почва,камни,песок,глина»
Теоретическая часть: Дать представление о том, что такое почва. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной), объяснить, что такое плодородный слой почвы. Познакомить детей с подземными обитателями, с особенностями строения дождевых червей, их ролью в почвообразовании.
Дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Рассказать, какие камни считают драгоценными и где их используют. Пополнить словарный запас новыми словами (гумус, полезные ископаемые)
Практическая часть: Выполнить опыты с почвой, научить лепить из глины элементарные предметы, коллективно изготовить панно из камушков различного размера и цвета.
Форма контроля: Беседа, выставка, выполнение опытов, творческое задание.
7. Промежуточная аттестация
Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма контроля: практическое задание.
8. Растительный мир.
Теоретическая часть: Познакомить с растениями, произрастающими в лесу, на лугу, болоте, их приспособленностью к среде обитания, ролью в жизни человека, сформировать понятие «культурных» и «дикорастущих» растений. Дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет). Вызвать познавательный интерес выращиванию огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта. Углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях, познакомить с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой). Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности.
Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. Познакомить детей с особенностями строения мхов.
Практическая часть: Учить детей посадке лука, оформление «Огорода на окошке», Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой после посадки растений. Учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Форма контроля: Беседа, наблюдение, опрос, кроссворд, викторина.
9. Природные явления.
Теоретическая часть: Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Составить у детей представление о ветре (движение воздуха), закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. Объяснить детям как образуется туман, закрепить знания о агрегатных состояниях воды»
Практическая часть: Наблюдения за вентилятором, Дидактическая игра «Поиграй с
нами ветерок», изготовление аппликации из ваты «облачка».
Форма контроля: Беседа, наблюдение, опрос, конкурс.
10. Характерные особенности времён года.
Теоретическая часть: Закрепить знания детей о временах года, о их последовательности, сезонных изменениях в природе. Поговорить о длине светового дня.
Практическая часть: Рисунки на тему «Моё любимое время года»
Форма контроля: Беседа, выставка.
11.Итоговое занятие.
Теоретическая часть:
Анализ творческих работ за год.
Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.
Итоговая аттестация.
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.
Форма контроля: выполнение тестовых заданий.
Календарный учебный план
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 |
Сентябрь | Комбинированное | 1 | Вводное занятие | Беседа |
2 | Комбинированное занятие | 1 | «Природа-наш дом» | Беседа Конкурс | |
3 | Комбинированное занятие | 1 | «Живая и неживая природа» | Беседа Наблюдение Опрос | |
4 | Комбинированное занятие | 1 | «Путешествие по глобусу» | Беседа Выставка | |
5 | Октябрь | Комбинированное занятие | 1 | «Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас» | Беседа |
6 | Практическое занятие | 1 | «Послушная водичка» | Выполнение опытов | |
1 | Комбинированное занятие | 1 | «Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Беседа Наблюдение Опрос | |
8 | Практическое занятие | 1 | «В гостях у жителей подводного царства» | Творческое задание | |
9 | Ноябрь | Комбинированное занятие | 1 | «Домашние и дикие животные» | Беседа Наблюдение Опрос |
10 | Комбинированное занятие | 1 | «Крылья, ноги и хвосты» | Беседа Викторина | |
11 | Практическое занятие | 1 | «Птичья столовая» | Беседа Творческое задание | |
12 | Комбинированное занятие | 1 | «Жалобная книга природы» | Беседа Наблюдение | |
13 | Декабрь | Комбинированное занятие | 1 | «Как звери к зиме готовятся» | Беседа Наблюдение |
14 | Комбинированное занятие | 1 | «Лягушки» | Беседа Конкурс | |
15 | Теоретическое занятие | 1 | «Роль воздуха в жизни человека» | Беседа Опрос | |
16 | Практическое занятие | 1 | «Свойства воздуха» | Выполнение опытов | |
17 | Январь | Комбинированное занятие | 1 | «Подземное царство» | Беседа Выполнение опытов |
18 | Комбинированное занятие | 1 | «Для чего нужны песок и глина? | Беседа Творческое задание | |
19 | Коллективная работа | 1 | «Простые и ценные камни в природе» | Беседа Наблюдение Творческое занятие | |
20 | Практическое задание | 1 | Промежуточная аттестация | Выставка | |
21 | Февраль | Комбинированное занятие | 1 | «Удивительный мир растений» | Беседа Опрос |
22 | Комбинированное занятие | 1 | «Дикорастущие и культурные растения» | Беседа Викторина | |
23 | Практическое занятие | 1 | «Огород на окне» | Наблюдение | |
24 | Комбинированное занятие | 1 | Зеленая аптека. | Беседа Кроссворд | |
25 | Март | Комбинированное занятие | 1 | «Удивительный лес – полон сказок и чудес» | Наблюдение Опрос |
26 | Комбинированное занятие | 1 | «Экологические цепочки» | Беседа | |
27 | Комбинированное занятие | 1 | «Мох и его свойства» | Беседа | |
28 | Комбинированное занятие | 1 | «Первоцветы:Мать-и-Мачеха» | Наблюдение | |
29 | Апрель | Комбинированное занятие | 1 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Беседа Опрос |
30 | Комбинированное занятие | 1 | «Облака - белогривые лошадки» | Конкурс | |
31 | Комбинированное занятие | 1 | «Ветер,ветер,ты могуч» | Беседа Опрос | |
32 | Комбинированное занятие | 1 | «Туман» | Беседа Наблюдение | |
33 | Май | Теоретическое Занятие | 1 | «Путешествие по временам года» | Беседа |
34 | Практическое занятие | 1 | «Моё любимое время года» | Конкурс | |
35 36 | Комбинированное | 2 | Итоговое занятие | Выставка Диагностика выполнение тестовых заданий |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.Вводное занятие.
Ознакомление воспитанников с режимом работы творческого объединения. Ознакомление с планом работы, инструментами и материалами. Изучение правил техники безопасности.
Формы занятий: беседа.
Методы: информационно – сообщающий.
2. Человек и природа.
Познакомить детей с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек - часть природы.
Форма занятий: групповая.
Методы: объяснительный, иллюстрированный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: Беседа, наблюдение, выставка, конкурс, опрос
3. Вода и её свойства.
Познакомить с элементами круговорота воды в природе. Закрепить знания о различных агрегатных состояниях воды, её свойствах. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Формировать интерес к экспериментальной работе.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы: объяснительный, иллюстрированный, упражнение, практические задания.
Форма подведения итогов: Беседа, наблюдение, опрос, творческое задание.
4. Животный мир.
Познакомить с разнообразием животного мира, с основными отличительными признаками животных, со способами передвижения и защиты животных. Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их в «зимующие» и «перелётные», уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы, доказать необходимость заботы о птицах в это время года. Познакомить детей с Красной книгой, с некоторыми животными, которые в неё занесены. Воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому. Познакомить с понятием «земноводные». Расширить представление детей об образе жизни лягушек, их ролью в природе.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: показательный, иллюстрированный, репродуктивный, упражнение, личный пример.
Форма подведения итогов: Беседа, наблюдение, опрос, викторина, творческое задание, конкурс.
5. Воздух и его свойства.
Познакомить со значением воздуха в жизни человека и других живых организмов. Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха, познакомить со способами обнаружения воздуха, развивать навыки проведения опытов, поощрять выдвижение гипотез. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: объяснительный, практические задания.
Форма подведения итогов: Беседа, опрос.
6. Почва, камни, песок, глина.
Дать представление о том, что такое почва, о её составе. Познакомить детей с подземными обитателями. Поговорить о песке и глине, их свойствах. Рассказать о том, какие камни считают драгоценными и где их используют.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: объяснительный,показательный, иллюстрированный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: Беседа, выставка, выполнение опытов, творческое задание.
7.Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация должна определить степень усвоения детьми
учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность
учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих.
Позволяет корректировать и наиболее эффективно подобрать методы и
средства обучения.
Форма занятия: групповая
Методы занятия: репродуктивный.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ
8. Растительный мир.
Познакомить с растениями, произрастающими в лесу, на лугу, болоте, их приспособленностью к среде обитания, ролью в жизни человека, сформировать понятие «культурных» и «дикорастущих» растений. Дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет). Вызвать познавательный интерес выращиванию огородной культуры. Углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга. Формирование представлений о лекарственных растениях. Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху. Познакомить детей с особенностями строения мхов
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: информационно-сообщающий, показательный, иллюстрированный, репродуктивный, упражнение, личный пример.
Форма подведения итогов: Беседа, наблюдение, опрос, кроссворд, викторина.
9. Природные явления.
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Составить у детей представление о ветре (движение воздуха), закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. Объяснить детям как образуется туман, закрепить знания о агрегатных состояниях воды»
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: информационно-сообщающий, показательный, репродуктивный,
Форма подведения итогов: Беседа, наблюдение, опрос, конкурс.
10. Характерные особенности времён года.
Закрепить знания детей о временах года, о их последовательности, сезонных изменениях в природе. Поговорить о длине светового дня.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: информационно – сообщающий, репродуктивный.
Форма подведения итогов: Беседа, выставка.
10. Итоговое занятие.
Оформление выставки по итогам года.
Форма занятия: групповая.
Методы занятия: информационно –сообщающий.
Форма подведения итогов: выставка по итогам года.
Итоговая аттестация.
Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях.
1. Анализ творческих работ
2. Оформление итогов выставки
3. Награждение и поощрение учащихся
4. Дальнейшая перспектива учащихся
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.
Форма занятий: выставка, прохождение тестовых заданий.
Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий, тестирование.
Форма подведения итогов: выставка с награждением, выполнение тестовых заданий.
Диагностические материалы
Виды и формы контроля.
Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.
Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.
Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.
Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.
Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.
Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.
Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.
Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.
Диагностика экологических знаний детей старшей группы
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4. Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
8. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
9. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
10. Назови и покажи части растений
11. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
12. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)
14. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Диагностическая карта (на начало и конец года)
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог. | |||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Подсчёт результатов:
10 – 16 б. – низкий уровень
17 – 30 б. – средний уровень
31 – 42 б. – высокий уровень
Уровни освоения программы
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Список рекомендуемой литературы:
Для педагога:
1.Николаева С.Н. «Юный эколог»
2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,
3.Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4.Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
5.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
6.Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
7.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
Для детей:
1.Катрин Виле, серия "Экокниги". Издательство: Самокат
2.Елена Ульева «Экологические сказки. Дружи с природой»
3.Руайе, Монтардр «Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки?» Издательство: Махаон, 2013 г.
4. Ирина Травина «Удивительные растения», Издательство Росмэн
5. Вивиан Френч «Капитан Крэнки и Стив», Издательство Нигма, 2018 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»
Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на вс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные Экологи» (базовый уровень)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности«Юные учёные»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для дошкольников"
Программа "Экология для дошкольников" направлена на формирование основ экологической культуры обучающихся: доброжелательного и ответственного отношения к живой и неживой природе, готовности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...