Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологических знаний дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 599.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования «Советский городской округ»
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Счастливое детство»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Разработана педагогом
высшей квалификационной категории
Аверьяновой Е.Н.
г. Советск
2021 год
Пояснительная записка.
Одна из основных зaдaч образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - формирование дyxoвнo-нpавственнoй личности. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений педагогической деятельности воспитателя.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисковопознавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. В большинстве своём экологическое образование детей дошкольного возраста связывают лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологических знаний дошкольников.
Направленность программы – естественнонаучная
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Количество детей в группе – 8 - 15 человек
Новизна программы состоит в применении метода экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыкам экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Проведение занятий с модулями лаборатории позволит педагогу в игровой форме познакомит детей с различными природными явлениями и введет простейшие понятия, описывающие эти явления.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближены к реальной обстановке.
Цель программы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования окружающего мира.
Основные задачи программы:
- познакомить детей с явлениями природы;
- формировать начальные естественнонаучные представления;
- развивать у детей познавательную активность, наблюдательность, мышление;
- формировать интерес к исследованию окружающего мира, стремление к новым знаниям;
- воспитывать природоохранное сознание.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в использовании в работе с дошкольниками различных научных лабораторий.
Срок реализации программы - 2 года
Режим занятий - занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 1 раз в неделю, всего 36 занятия в год в каждом возрастном модуле.
Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН и не превышает 25-30 минут.
Формы организации обучения
- Беседы
- Опыты
- эксперименты
- Наблюдения
- познавательные игры
- Моделирование
- Проблемные ситуации
- Алгоритмы
- Опорные карточки
- Планы – схемы.
При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.
- Принцип научности
- Принцип целостности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- Принцип доступности
- Принцип активного обучения
- Принцип креативности
- Принцип результативности
Состав программы
Цифровая Лаборатория состоит из восьми тем. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.
Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.
- Температура
- Свет
- Звук
- Магнитное поле
- Электричество;
- Сила
- Пульс
- Кислотность
Планируемые результаты реализации Программы
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы.
- Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно.
- Умение применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы.
- Повышение уровня интереса, любознательности, наблюдательности.
- Активизация речи детей, словарный запас пополнится многими понятиями. - Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Результаты освоения программы
Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью проводится на начальном этапе обучения и в конце в форме наблюдений, бесед, итоговых занятий.
Учебно-тематический план
Старшая группа (5 -6 лет)
Тема | Кол-во занятий | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение |
Вводное занятие. . | 1 | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. |
«Что такое опыт?» | 1 | Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. |
«Такая волшебная вода. Куда делась вода?» (3, С. 23) Неизведанное рядом с.83 | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, ёмкости с окрашенной водой с крышками. |
«Кипение, замерзание испарение воды», «Откуда берется вода». Неизведанное рядом с.84. | 2 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. Ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка |
«Что такое термометр» (3, С. 25) | 1 | Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес. | Опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. |
«Воздух видимый и невидимый» (2, С. 138-142) | 1 | Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности. | Беседа, опыт | Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей. |
«Почему изменился воздух». «Где теплее?» (3, С. 26) Неизведанное рядом с.84 | 2 | Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека». Термометры, ёмкость с горячей водой. |
«На солнышке тепло» «Ветер в комнате». (3, С. 29) Неизведанное рядом с.85 | 1 | Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка, две свечи, «змейка». |
«Ближе – теплее». «Твердые – жидкие» (3, С. 30) Неизведанное рядом с.106 | 2 | Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус. |
«Что такое громкость?» (3, С. 44) Методическое руководство с.58 | 1 | Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи: зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты. |
«Где живёт эхо?» (1, С. 81) Неизведанное рядом с.102 | 1 | Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность. | Беседа, опыт | Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. |
«Что такое сила?». «Сила пальцев». (3, С. 46) Методическое руководство с.52 | 1 | Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. |
«Что такое вес?», «Давление под колёсами». (3, С. 46) Методическое руководство с.54 | 2 | Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. |
«Батарейка», «Что такое электричество?» (3, С. 36) Методическое руководство с.33 | 2 | Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. |
«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина». (3, С. 36) | 1 | Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. |
«Электроплоды», «Почему горит лампочка». (3, С. 38) Методическое руководство с.34 | 1 | Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта. |
«Как мы чувствуем вкус?», «Какие вкусы бывают». (4, С. 38) | 1 | Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. |
«Что происходит с кислотой?», «Что такое кислотность?» Методическое руководство с.37 | 2 | Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. |
«Обобщающие занятия» | 2 | Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». |
«Что такое пульс?» «Почему у разных людей разный пульс?» Методическое руководство с. 51 | 1 | Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. |
«Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения» (4, С. 50) | 1 | Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. |
«Два магнита» (З, С. 58) | 1 | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты. |
«Земля – это магнит» (3, С. 58) Неизведанное рядом с.152 | 1 | Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов. | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины. |
«Почему всё падает на землю» «Как увидеть притяжение?» (1, С. 70) Неизведанное рядом с.154 | 1 | Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. Умение понимать взаимосвязь силы притяжения и веса предмета. | Беседа, опыт | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики. |
«Тянем-потянем», «Остаточный магнетизм» (3, С. 32) | 1 | Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы. |
Итоговые занятия | 4 | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Тема | Кол-во занятий | Содержание | Формы работы | Методическое обеспечение |
Вводное занятие. . | 1 | Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». | Беседа | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. |
«Что такое опыт» | 1 | Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор. |
«Такая волшебная вода. Куда делась вода?» (3, С. 23) Неизведанное рядом с.83 | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, ёмкости с окрашенной водой с крышками. |
«Кипение, замерзание испарение воды», «Откуда берется вода». Неизведанное рядом с.84 | 1 | Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, наблюдение, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. Ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка |
«Что такое термометр, что такое градус. Температура тела человека» (3, С. 25) Методическое руководство с.21 | 2 | Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес. | Опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка. |
«Воздух видимый и невидимый» эксперимент «Вертушка», «Реактивный шарик» (2, С. 138-142) Неизведанное рядом с.143 | 1 | Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности. | Беседа, опыт | Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей. |
«Почему изменился воздух». «Где теплее?», «Соломенный буравчик». (3, С. 26) Неизведанное рядом с.84,144 | 2 | Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека». Термометры, ёмкость с горячей водой. |
«На солнышке тепло» «Ветер в комнате». (3, С. 29) Неизведанное рядом с.85 | 1 | Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка, две свечи, «змейка». |
«Ближе – теплее». «Горячо - холодно» (3, С. 30) Неизведанное рядом с.161 | 1 | Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. Объяснить изменение объема веществ зависимости от температуры. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус. |
«Что такое громкость?» «Проверим слух» (3, С. 44), Методическое руководство с.58 Неизведанное рядом с.113 | 1 | Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи: зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты. |
«Где живёт эхо?» «Как видят летучие мыши?» (1, С. 81) Неизведанное рядом с.102,161 | 1 | Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность. | Беседа, опыт | Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. |
«Что такое сила?». «Сила пальцев». (3, С. 46) Методическое руководство с.52 | 1 | Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. |
«Что такое вес?», «Давление под колёсами». (3, С. 46) Методическое руководство с.54 | 2 | Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Проблемная ситуация, беседа, эксперимент | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи. |
«Батарейка», «Что такое электричество?» «Как увидеть «молнию»? (3, С. 36) Методическое руководство с.33 | 2 | Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. |
«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина». (3, С. 36) | 1 | Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком. |
«Электроплоды», «Почему горит лампочка». (3, С. 38) Методическое руководство с.34 | 1 | Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта. |
«Как мы чувствуем вкус?», «Какие вкусы бывают», «Вкусовые зоны языка». (4, С. 38) Неизведанное рядом с. 46. | 2 | Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. |
«Что происходит с кислотой?», «Что такое кислотность?» Методическое руководство с.37 | 1 | Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. | Проблемная ситуация, беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода. |
«Обобщающие занятия» | 2 | Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». |
«Что такое пульс?» «Почему у разных людей разный пульс?» Методическое руководство с. 51 | 1 | Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. |
«Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения» (4, С. 50) | 1 | Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца. |
«Два магнита». «Полюса магнитов» (З, С. 58) Методическое руководство с 43 | 2 | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты. |
«Земля – это магнит» (З, С. 58) Неизведанное рядом с.152 | 1 | Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов | Беседа, опыт | Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины. |
«Почему всё падает на землю».«Как увидеть притяжение?» (1, С. 70) Неизведанное рядом с.154 | 1 | Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. Умение понимать взаимосвязь силы притяжения и веса предмета. | Беседа, опыт | Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики. |
«Тянем-потянем», «Остаточный магнетизм» (3, С. 32) | 1 | Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность. | Проблемная ситуация, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы. |
Итоговые занятия | 4 | Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий. | Беседа, опыт | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
- Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- увеличительные лупы;
- настольная лампа;
- глобус;
- песочные часы;
- термометры: комнатный, уличный, медицинский;
- компас;
- «Блокноты исследователей»;
- фонарик;
- фонендоскоп;
- ёмкости разного объёма: пластиковые, металлические, стеклянные;
- разовая пластиковая посуда;
- магниты;
- цветные карандаши;
- микроскоп;
- шарики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224
Николаева эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128
О.В.Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192с.
Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с. : ил.
Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии», Москва – «МАКССПЕЙС» 2014 г. 61с.
«Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе/ автор оригинальной идеи – Олег Поваляев. – М., 2014. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная программа экологической направленности "Юный агроном" для детей 4-5 лет
Дополнительная программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»
Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...