Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Аверьянова Елена Николаевна

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологических знаний дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx599.49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования  «Советский городской округ»

муниципальное автономное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Счастливое детство»

I:\титульный лист.bmp

                                                                             

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Разработана педагогом

высшей квалификационной  категории

Аверьяновой Е.Н.

г. Советск

 2021 год

Пояснительная записка.

Одна  из основных зaдaч образования, в соответствии с Законом РФ «Об  образовании» - формирование дyxoвнo-нpавственнoй личности. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений педагогической деятельности воспитателя.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисковопознавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. В большинстве своём экологическое образование детей дошкольного возраста связывают лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.  

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологических знаний дошкольников.

Направленность программы – естественнонаучная

Программа  рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Количество детей в группе – 8 - 15 человек

Новизна программы состоит в применении метода экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыкам экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.    

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Проведение занятий с модулями лаборатории позволит педагогу в игровой форме познакомит детей с различными природными явлениями и введет простейшие понятия, описывающие эти явления.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближены к реальной обстановке.

Цель программы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования окружающего мира.

Основные задачи программы:

  • познакомить детей с явлениями природы;
  • формировать начальные естественнонаучные представления;
  • развивать у детей познавательную активность, наблюдательность, мышление;
  • формировать  интерес к  исследованию окружающего мира, стремление к новым знаниям;
  • воспитывать природоохранное сознание.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в использовании в работе с дошкольниками различных научных лабораторий.

Срок реализации программы - 2 года

Режим занятий - занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 1 раз в неделю, всего 36  занятия в год в каждом возрастном модуле.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН и не превышает 25-30 минут.

Формы организации обучения

  • Беседы
  • Опыты
  •  эксперименты
  • Наблюдения
  •  познавательные игры
  • Моделирование
  • Проблемные ситуации
  •  Алгоритмы
  • Опорные карточки
  •  Планы – схемы.

При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Принципы и подходы к формированию рабочей  Программы.

  • Принцип научности
  • Принцип целостности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
  • Принцип доступности
  • Принцип активного обучения
  • Принцип креативности
  • Принцип результативности

Состав программы

Цифровая Лаборатория состоит из восьми тем. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.

Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.

  • Температура
  • Свет
  • Звук
  • Магнитное поле
  • Электричество;
  • Сила
  • Пульс
  • Кислотность

Планируемые результаты реализации Программы

- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

   инициативы.

- Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью

   взрослого, а затем и самостоятельно.

- Умение применять данные методы, способствующие решению

   поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- Умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы.

- Повышение уровня интереса, любознательности, наблюдательности.

- Активизация речи детей, словарный запас пополнится многими понятиями.  - Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Результаты освоения программы

Диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью проводится на начальном этапе обучения и в конце в форме наблюдений, бесед, итоговых занятий.

Учебно-тематический план

Старшая группа (5 -6 лет)

Тема

Кол-во занятий

Содержание

Формы работы

Методическое обеспечение

Вводное занятие.

.

1

Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

Беседа

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор.

«Что такое опыт?»

1

Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией.

Беседа, наблюдение,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор.

«Такая волшебная вода. Куда делась вода?»

(3, С. 23)

Неизведанное рядом с.83

1

Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа, наблюдение,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, ёмкости с окрашенной водой с крышками.

«Кипение, замерзание испарение воды», «Откуда берется вода».

Неизведанное рядом с.84.

2

Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа, наблюдение,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. Ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

«Что такое термометр»

(3, С. 25)

1

Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес.

Опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка.

«Воздух видимый и невидимый»

(2, С. 138-142)

1

Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности.

Беседа, опыт

Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей.

«Почему изменился воздух».

«Где теплее?»

(3, С. 26)

Неизведанное рядом с.84

2

Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека».

Термометры, ёмкость с горячей водой.

«На солнышке тепло»

«Ветер в комнате».

(3, С. 29)

Неизведанное рядом с.85

1

Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка, две свечи, «змейка».

«Ближе – теплее».

«Твердые – жидкие»

(3, С. 30)

Неизведанное рядом с.106

2

Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус.

«Что такое громкость?»

(3, С. 44)

Методическое руководство с.58

1

Закрепить представления у детей о высоких  и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи:

зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты.

«Где живёт эхо?»

(1, С. 81)

Неизведанное рядом с.102

1

Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность.

Беседа, опыт

Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

«Что такое сила?». «Сила пальцев».

(3, С. 46)

Методическое руководство с.52

1

Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация, беседа,

эксперимент

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи.

«Что такое вес?»,

«Давление под колёсами».

(3, С. 46)

Методическое руководство с.54

2

Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес  с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Проблемная ситуация, беседа,

эксперимент

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи.

«Батарейка»,

 «Что такое электричество?»

(3, С. 36)

 Методическое руководство с.33

2

Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком.

«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина».

(3, С. 36)

1

Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком.

«Электроплоды», «Почему горит лампочка».

(3, С. 38)

Методическое руководство с.34

1

Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта.

«Как мы чувствуем вкус?»,

«Какие вкусы бывают».

(4, С. 38)

1

Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода.

«Что происходит с кислотой?», «Что такое кислотность?»

Методическое руководство с.37

2

Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода.

«Обобщающие занятия»

2

Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

«Что такое пульс?»

«Почему у разных людей разный пульс?»

Методическое руководство с. 51

1

Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца.

«Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения»

(4, С. 50)

1

Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца.

«Два магнита»

(З, С. 58)

1

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

Беседа, опыт

Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты.

«Земля – это магнит»

(3, С. 58)

Неизведанное рядом с.152

1

Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов.

Беседа, опыт

Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины.

«Почему всё падает на землю»

«Как увидеть притяжение?»

(1, С. 70)

Неизведанное рядом с.154

1

Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. Умение понимать взаимосвязь силы притяжения и веса предмета.

Беседа, опыт

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики.

«Тянем-потянем»,

«Остаточный магнетизм»

(3, С. 32)

1

Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы.

Итоговые занятия

4

Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема

Кол-во занятий

Содержание

Формы работы

Методическое обеспечение

Вводное занятие.

.

1

Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

Беседа

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор.

«Что такое опыт»

1

Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией.

Беседа, наблюдение,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор.

«Такая волшебная вода. Куда делась вода?»

(3, С. 23)

Неизведанное рядом с.83

1

Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа, наблюдение,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии, ёмкости с окрашенной водой с крышками.

«Кипение, замерзание испарение воды», «Откуда берется вода».

Неизведанное рядом с.84

1

Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа, наблюдение,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии. Ёмкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

«Что такое термометр, что такое градус. Температура тела человека»

(3, С. 25)

Методическое руководство с.21

2

Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес.

Опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка.

«Воздух видимый и невидимый» эксперимент «Вертушка», «Реактивный шарик»

(2, С. 138-142)

Неизведанное рядом с.143

1

Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности.

Беседа, опыт

Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей.

«Почему изменился воздух».

«Где теплее?»,

«Соломенный буравчик».

(3, С. 26)

Неизведанное рядом с.84,144

2

Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека».

Термометры, ёмкость с горячей водой.

«На солнышке тепло»

«Ветер в комнате».

(3, С. 29)

Неизведанное рядом с.85

1

Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка, две свечи, «змейка».

«Ближе – теплее».

«Горячо - холодно»

(3, С. 30)

Неизведанное рядом с.161

1

Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде. Объяснить изменение объема веществ зависимости от температуры.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус.

«Что такое громкость?»

«Проверим слух»

(3, С. 44),

Методическое руководство с.58

Неизведанное рядом с.113

1

Закрепить представления у детей о высоких  и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи:

зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты.

«Где живёт эхо?»

«Как видят летучие мыши?»

(1, С. 81)

Неизведанное рядом с.102,161

1

Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность.

Беседа, опыт

Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

«Что такое сила?». «Сила пальцев».

(3, С. 46)

Методическое руководство  с.52

1

Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация, беседа,

эксперимент

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи.

«Что такое вес?»,

«Давление под колёсами».

(3, С. 46)

Методическое руководство с.54

2

Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес  с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Проблемная ситуация, беседа,

эксперимент

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи.

«Батарейка», «Что такое электричество?»

«Как увидеть «молнию»?

(3, С. 36)

 Методическое руководство с.33

2

Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком.

«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина».

(3, С. 36)

1

Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком.

«Электроплоды», «Почему горит лампочка».

(3, С. 38)

Методическое руководство с.34

1

Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта.

«Как мы чувствуем вкус?», «Какие вкусы бывают», «Вкусовые зоны языка».

(4, С. 38)

Неизведанное рядом с. 46.

2

Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода.

«Что происходит с кислотой?», «Что такое кислотность?»

Методическое руководство с.37

1

Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

Проблемная ситуация, беседа,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода.

«Обобщающие занятия»

2

Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

«Что такое пульс?»

«Почему у разных людей разный пульс?»

Методическое руководство с. 51

1

Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца.

«Когда сердце бьётся чаще. Пульс и упражнения»

(4, С. 50)

1

Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца.

«Два магнита». «Полюса магнитов»

(З, С. 58)

Методическое руководство с 43

2

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

Беседа, опыт

Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты.

«Земля – это магнит»

(З, С. 58)

Неизведанное рядом с.152

1

Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов

Беседа, опыт

Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины.

«Почему всё падает на землю».«Как увидеть притяжение?»

(1, С. 70)

Неизведанное рядом с.154

1

Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения. Умение понимать взаимосвязь силы притяжения и веса предмета.

Беседа, опыт

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики.

«Тянем-потянем»,

«Остаточный магнетизм»

(3, С. 32)

1

Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность.

Проблемная ситуация,

опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие металлические предметы.

Итоговые занятия

4

Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Беседа, опыт

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

  • Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • увеличительные лупы;
  • настольная лампа;
  • глобус;
  • песочные часы;
  • термометры: комнатный, уличный, медицинский;
  • компас;
  • «Блокноты исследователей»;
  • фонарик;
  • фонендоскоп;
  • ёмкости разного объёма: пластиковые, металлические, стеклянные;
  • разовая пластиковая посуда;
  • магниты;
  • цветные карандаши;
  • микроскоп;
  • шарики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". - М - 2011. - С.224

Николаева эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128

О.В.Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192с.

Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.  

Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с. : ил.

Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии», Москва – «МАКССПЕЙС» 2014 г. 61с.

«Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе/ автор оригинальной идеи – Олег Поваляев. – М., 2014. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»

Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности«Юный эколог»...