Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
рабочая программа

Султалиева Луиза Абдулнуровна
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunnye_issledovateli_starshaya_i_podgovitelnaya_gruppa.docx111.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 "Буратино"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

"Юные исследователи"

        Автор-составитель:

Султалиева Л.А.,воспитатель

г.Радужный,2021г

Содержание.

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Направленность программы, уровень

3

1.2

Нормативно-правовое обеспечение

3

1.3

Актуальность

3-4

1.4

Новизна

4

1.5

Отличительная особенность

4-5

1.6

Цель и задачи

5-6

1.7

Категория обучающихся

6

1.8

Сроки реализации

6

1.9

Формы и режим занятий

6

1.10

Формы, методы и технологии обучения

6-12

1.11

Планируемые результаты

12

2.

Учебный план

13

3.

Календарно-тематическое планирование

15

4.

Содержание программы

16

5.

Форма аттестации и оценочный материал

16-17

6.

Условия реализации программы

17-19

7.

Список литературы

19-20

8.

Приложение

21-28

1. Пояснительная записка

На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.Программа  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

1.1. Направленность программы, уровень

Направленность программы – естественнонаучная.

Уровень программы – стартовый.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнные исследователи» для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет (далее Программа), разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы», приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.03.2014 года № 229 «Об утверждении «Концепции дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», муниципальной программой «Развитие образования в городе Радужный на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Радужный от 05.11.2013 № 2282.

1.3. Актуальность

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

1.4. Новизна

Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.

1.5. Отличительная особенность

Отличительной особенностью данной программы от других является

комплексное  применение практических методов обучения дошкольников.

Принципы

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.6. Цель и задачи:

Цель:

Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи:

  1. Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

  2. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания.

  3. Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;

  4. Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

  5. Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:

  6. Учить фиксировать результаты исследований;

  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

  8. Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Распределение задач по возрастам:

Старшая группа:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать умение пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  4. Воспитывать самостоятельность.

Подготовительная к школе группа:

  1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  2. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  3. Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

1.7. Категория обучающихся

Дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет (старшая группа);

Дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет (подготовительная группа).

1.8. Сроки реализации

Сроки реализации: 2 года

1.9. Формы и режим занятий

Количество детей в группе 25 человек.

Программа рассчитана:

  • на 12 календарных месяцев (один учебный год), для детей 5-6-ти, 6-8-ми лет;
  • 1 занятие в неделю; продолжительность одного занятия составляет 20-25 минут в старшей и 25—30 минут в подготовительной группе.

Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты.

1.10. Формы, методы и технологии обучения

Моя программа кружка «Юные исследователи» рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной группы.

В своей работе я использую следующие методы и приемы:

1.Словесный метод.

2.Практический метод.

3.Наглядный метод.

Словесный метод обучения:

Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. Беседы ( «Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева»,

«Почему люди болеют?» и т. д. )

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Практический метод (опыты «Свойства воды», «Солнечные зайчики», «Мы фокусники» с магнитом и т.д. )

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Игровой метод. Использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями,

объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и

магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье»,

«Путешествие по реке», «Строители» и т. д.)

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использую наблюдения разного вида:

-распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

-за изменением и преобразованием объектов ( лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)

У старших дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Моя работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизирую описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Реализацию поставленных задач я осуществляю в трех основных формах:

  • занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей я вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности я учу детей способам познавательной деятельности.

«Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»

А затем в совместной деятельности – закрепляю полученные ранее знания и представления. Подробнее опишу каждую из форм работы.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. Я вызываю и поддерживаю интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами  и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – «Занятия - открытия», много удивлялись – «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды? Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

-Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказа «Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

  • Какую задачу мы решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

  • Какой вывод должны сделать дети?

Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

Проблемная ситуация;

-После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

-После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняю, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, я перехожу на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми по опытно -экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

  • закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
  • продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
  • свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
  • роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
  • в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).
  • Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Я с детьми практикую фиксирование результатов графически, т.е.оформляем в рисунках, схемах.

Поисково-исследовательская деятельность – это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять – шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"

Наблюдательность одно из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Для более глубокого изучения темы- «Вода», «Воздух», «Земля» изготовила мини-макеты

«Подводный мир», «Космос» и «Геологические свойства Земли».

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденного. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы (например:«Путешествие по реке» - опыт с бумагой – читаю произведение В. Сутеева

«Кораблик»; свойство дерева не тонуть в воде – читаю сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д.) с музыкальным (умение сравнивать и различать звуки: звуки природы, звуки музыкальных инструментов, звуки человеческого голоса; музыкальное сопровождение экспериментов и т. д.) и физическим воспитанием( расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности я использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

  • мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
  • у нас есть вдох и выдох.
  • сколько весит воздух?
  • можно ли поймать воздух?
  • бывает ли воздуху холодно?
  • может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Или ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

По теме: «Волшебница Вода» знакомлю детей с тем, что вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем, где в природе есть вода и, какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Провожу следующие эксперименты:

«Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

«Подводная лодка из яйца». В стакане соленая вода, в другом - пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

«Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, тяжелеет и лепестки распускаются).На примере воды знакомлю детей со свойствами жидкостей.

Детям очень интересно узнавать из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камешки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из крана! Есть ли там что-то живое и почему?

Вместе с детьми опыты проводят сказочные герои. Они помогают составлять правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь Никогда один не тронь! По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Отрадно, что эти герои стали для ребят не неодушевленными куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп – очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Предметно-развивающая среда.

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Оборудование центра экспериментирования.

Центр «Песок, вода»:емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы ( желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды, лупа, кусочки меха, вата, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т.д.), магниты, бисер, стеклярус, янтарь, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона.

Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Работа с родителями.

Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Отдаю предпочтение нетрадиционным формам взаимодействия с семьей, таким как практические занятия, тренинги.

Для просвещения родителей я провожу консультации. Примерные темы – «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Семейный досуг для любознательных», «Путешествия юных натуралистов».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,

«Наши домашние питомцы».Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных под лозунгом «Отходы – в доходы!»

В результате совместных действий, дети научились:

  1. видеть и выделять проблему
  2. принимать и ставить цель
  3. решать проблему
  4. анализировать объект или явление
  5. выделять существенные признаки и связи
  6. сопоставлять различные факты
  7. выдвигать гипотезы, предположения
  8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
  9. осуществлять эксперимент
  10. делать выводы
  11. фиксировать этапы действий графически

1.11. Планируемые результаты

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6.Сформированность коммуникативных навыков.

2. Учебный план

В старшей группе:

Наименование раздела , темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Педагогическое обследование детей

4

2

2

Беседа, устный опрос, обследование, наблюдение, фиксация результатов

2

Раздел:«Живая природа»

4

2

2

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, практическая работа, опыты, эксперименты.

3

Раздел:« «Неживая природа»

33

16

17

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, практическая работа, опыты, эксперименты.

4

Раздел:« «Человек»

2

1

1

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, практическая работа, опыты, эксперименты.

5

Итоговое занятие

1

0

1

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, презентация порт-фолио достижений учащихся

Итого часов:

44

21

23

В подготовительной группе:

Наименование раздела , темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Педагогическое обследование детей

3

1

2

Беседа, устный опрос, обследование, наблюдение, фиксация результатов

2

Раздел:«Живая природа»

4

2

2

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, практическая работа, опыты, эксперименты, викторина

3

Раздел:« «Неживая природа»

33

16

17

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, практическая работа, опыты, эксперименты, викторина

4

Раздел:« «Человек»

5

2

3

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, практическая работа, опыты, эксперименты, викторина

5

Итоговое занятие

1

0

1

Беседа, обсуждение по теме, устный опрос, презентация порт-фолио достижений учащихся

Итого часов:

46

21

25

3. Календарно-тематическое планирование

Перспективный план занятий кружка «Юные исследователи» в старшей группе:

Месяц

1 неделя

2 неделя

3  неделя

4  неделя

Октябрь

Педагогическое обследование

детей.

Свойства воздуха.

Упрямый воздух.

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Ноябрь

Состояния и превращения веществ.

Растворимость.

Теплота. Твердые - жидкие

Свойства и качества материалов. Мир ткани.

Состояния и превращения веществ.

Растворимость.

Декабрь

Свойства воды. Почему не тонут айсберги?

Свойства снега и льда.

Где быстрее?

Космос.

Темный Космос. Вращение Земли.

Свойства воды. Почему не тонут айсберги?

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Свойства и качества материалов. Родственники стекла

Свойства и качества материалов. Приключения красок

Февраль

Растительный мир. Для чего корешки?

Свойства воздуха.

Упрямый воздух.

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Педагогическое обследование

детей.

Март

Человек.

Наши помощники- глаза.

Человек.

Вдох - выдох.

Электричество. Волшебники.

Путешествие в прошлое лампочки.

Апрель

Магнетизм. Волшебная стрелка.

Вес. Притяжение. Почему все падает на

Землю?

Звук. Где живет эхо?

Свойства воздуха. Почему дует ветер?

Май

Живая природа. Кто как летает по воздуху?

Свойства снега и воды.

Где весна

наступит быстрее?

Растительный мир. Может ли растение дышать?

Педагогическое обследование

детей.

Июнь

  1. Поиграем с песком
  1. Как определить свежее ли яйцо?

  1. Фильтрование воды.
  1. Что такое радуга?

Июль

  1. Пар это тоже вода.

Как легче плавать?

Где живет эхо?

Почему говорят  как с гуся вода?

Август

  1. Бумага, какая она бывает.
  1. Пластмассовый мир.

  1. Что слышит мое ухо?

Почему на дорожке не растет трава?

Всего занятий: 39

Перспективный план занятий кружка «Юные исследователи» в подготовительной группе:

Месяц

1 неделя

2 неделя

3  неделя

4  неделя

Сентябрь

Педагогическое обследование детей.

Могут ли

животные жить в земле?

Свойства воздуха. Поиск невидимки.

Октябрь

Свойства воздуха. Свечка в банке.

Свойства воздуха. Реактивный

шарик.

Свойства и качества материалов.

Мир металлов.

Свойства воздуха. Упрямый воздух

Ноябрь

Свойства воды. Образование пара.

Свойства снега и льда. Вода двигает

камни.

Теплота.

Тепло против холода.

Человек. Органы чувств.

Декабрь

Путешествие

по карте.

Почему в тундре всегда сыро?

Путешествие

в прошлое автомобиля.

Космос.

Далеко – близко.

Познавательный вечер.

«Занимательные опыты и эксперименты»

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Путешествие в

прошлое жилища

человека.

Свойства и качества

материалов. Секреты бумаги.

Февраль

Человек.

Наши

Помощники

Органы чувств.

Математика.

Заюшкина избушка.

Электричество.

Почему светит лампочка.

Электричество. Прыгающие лягушки.

Март

Магнетизм. Волшебное озеро.

Вес.

Притяжение.

Как дождинки.

Звук.

Звуки и вибрация.

Свойства и качества материалов. Незнайкин клад.

Апрель

Превращения веществ.

Загадки

растворимости.

Свет.Оптика. Световой луч. Радуга.

Эволюция. Как возникли вулканы?

Растительный мир. Может ли растение дышать?

Май

Почему летом в Арктике солнце не

заходит?

Познавательная викторина.

Педагогическое обследование.

Июнь

  1. Песок дар природы.
  2. Песок и глина чем похожи?
  1. С водой и без воды.
  1. Нужен ли корешкам воздух?
  1. Как растение дышит?

Июль

  1. Наши помощники-глаза.
  1. Помощники - уши.

Когда зрачок меняет размер?

Как достать скрепку из воды?

Август

 Термометр

Песочные часы.

  1. Ткань-друг человека.

Микроскоп, лупа.

Всего занятий: 42

4. Содержание программы

Программа кружка «Юные исследователи» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1.живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2.неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);

3.человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь» и А.И.Ивановой «Маленький исследователь». Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.

Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.

5. Формы аттестации и оценочные материалы

Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.

Обследование уровня развития познавательно - исследовательской

активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей». Обследование проводится два раза в год (октябрь, май) по следующим показателям:

  1. Интеллектуальная инициативность.
  2. Настойчивость.
  3. Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей. Педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью»

- автор Прохорова Л.Н.).

Результаты оформляются в таблицу.

Уровень

Учебный год

Период

Высокий

Средний

Низкий

Всего обследовано детей

Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место

детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая
  2. чтение книг
  3. изобразительная
  4. детское экспериментирование
  5. труд в Уголке природы
  6. конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.

Вид деятельности

Н.г.

К.г.

1. Игровая

2. Чтение книг

3. Изодеятельность

4.Детское экспериментирование

5. Труд в Уголке природы

6. Конструирование

6. Условия реализации программы

Административно-организационная группа

Воспитатель группы:

Султалиева Луиза Абдулнуровна

Консультативная, научно-методическая группа

Литература:

1.Аветисян Л.А. Воспитание средствами окружающей природы. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №10. - с. 38-42.

2.Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5.

3.Алёшина        Н.В.        Ознакомление

дошкольников        с окружающим        и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003.

4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

5.Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

6.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные

опыты  и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

7.Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008

8.Короткова Н. А. Познавательно -исследовательская деятельность. //Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

9.Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

10.Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

11.Прохорова        Л.Н.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

Инициативная группа и участники дополнительной образовательной программы

- Дети 5-го, 6-го, 7-го и 8-го года жизни,

- Родители (законные представители)

Материально-техническое обеспечение

Приборы - помощники

  • увеличительное стекло (лупа)
  • весы
  • песочные часы
  • компас
  • магниты
  • микроскоп
  • телескоп
  • метр
  • бинокль
  • фонарь
  • зеркало
  • воронка

Оборудование

разнообразные сосуды из пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы

  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • шпатели
  • линейки

технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.

  • красители: пищевые и непищевые
  • прочие материалы: воздушные шары, соль,
  • сахар, разные виды стекла, пилка для ногтей, сито, свеча и другое.

Коллекции (наборы)

  • Виды тканей.
  • Бумага.
  • Камни.
  • Ракушки.
  • Гербарий.
  • Виды круп.
  • Шишки.
  • Почва. Глина. Камни.

Природный материал (листья, ветки, семена и т.д.)

  • Пуговицы.

Дополнительное оборудование

  • детские халаты
  • фартуки
  • салфетки
  • полотенца

контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов

  • карточки - схемы проведения экспериментов

Свойства и качества веществ

  • соль
  • сахар
  • мел
  • мука
  • песок
  • глина
  • почва
  • акварельные краски
  • растительное масло
  • воск (свеча)
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки

контейнеры для веществ

Свойства и качества материалов

наборы предметов по темам:

  • стеклянный
  • деревянный
  • металлический
  • пластмассовый
  • резиновый
  • кожаный
  • бумажный
  • прозрачный - непрозрачный
  • тонет - не тонет
  • легкий - тяжелый
  • гладкий - шероховатый

ножницы

Вода

  • разнообразные        сосуды        из        стекла,

пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы

  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • разные формы для льда
  • пробирки, колбы
  • соль, сахар, растительное масло

Измерение

  • весы
  • линейки
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики

материал для        измерения: полоски        бумаги, ткани, семечки, фасоль и т.д.

  • условные мерки
  • воздушные шары

Магнетизм. Притяжение

  • магниты
  • игра «Ловись рыбка»

набор предметов (деревянные, металлические,

бумажные, пластмассовые)

  • набор предметов «Тяжелый - легкий»
  • компас
  • бумажные цветы со скрепками
  • удочки с магнитами

Звук

  • колокольчики
  • шумелки из разных материалов, трещотки
  • линейки
  • пособие «Дрожалка и пищалка»
  • аудиозаписи «Звуки природы»
  • расчески
  • бубен, металлофон
  • бумага
  • дрожалки (нити разной толщины)
  • проволока разной толщины

7. Список литературы

1.Аветисян Л.А. Воспитание средствами окружающей природы. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №10. - с. 38-42.

2.Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5.

3.Алёшина        Н.В.        Ознакомление        дошкольников        с

окружающим        и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003.

4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

5.Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

6.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные        опыты         и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

7.Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008

8.Короткова Н. А. Познавательно - исследовательская деятельность. //Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

9.Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

10.Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

11.Прохорова        Л.Н.        Организация        экспериментальной

деятельности        дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

Приложение 1

Конспект итогового занятия в старшей группе

 «Шоу фокусников»

Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Место проведения: групповая комната

Направление: познавательно-речевое

Образовательная область: «Познание»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  

Программные задачи:

образовательные: 

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;    

-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие: 

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-проявлять внимание к малышам;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка « У жирафа пятнышки»

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.

Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители;  стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон

раздаточные: предметы для экспериментов,  атрибуты фокусника.

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о  целях и принципах его деятельности, работа с детьми в

«Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.

Организационный момент:

В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?

В: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?

Д: Сможем.

В: Анна Николаевна, мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.

В: Ребята, какие будут предложения?

Д: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.

В: На чём остановимся?

Д: На фокусах-экспериментах.

В: Почему вы думаете, что им будет интересно?

(Дети)

В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты , но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?

(Дети)

В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В фокусников превратитесь!

(Воспитатель одевает шляпу)

В: Я тоже превратилась в фокусника и  на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками и воротничками) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.

В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?

(Дети)

В: Лиза, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.

Л: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры,  у кого одинаковые фигуры в одной команде.

В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.

(Дети называют  фигуры)

В: Теперь каждая команда сделайте  свой круг.

 (Дети делают три круга)

В: Дима, посчитай,  сколько человек в твоей команде?

Лейла, по сколько человек в командах?

Как можно по -  другому сказать Валя?

( В командах по 5 человек)

В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.

В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».

( В центре экспериментальной деятельности 3 лотка,  лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб,  прямоугольник).

В: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.

(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)

(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)

В: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру  «Зеваки»

(Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

Основная часть

В: Вы молодцы,  вижу все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться,  поглядим!

В: Первый фокус "Танцующее молоко"

В: Дима, напомни детям, что сначала будем делать?

Д/И игра : «Что сначала, что потом»

(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску)

В: А потом,  Валя?

( Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)

(Дети выполняют)

В: Что получилось?

(Дети)

Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.

В: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.

В: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

В: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?

(Дети)

В: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.

В: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.

Дети подходят к лоткам.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

В: Следующий фокус «Магнитная сила»

Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Лейла.

Д/И игра «Что сначала, что потом»

( Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)

В: А потом?

( Возьмём маленький магнит и посмотрим,  сколько скрепок прицепится к нему)

Дети выполняют действия с магнитами.

В: Что можно сказать, почему так получается?

Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.

В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?

Дети говорят свои выводы.

В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?

Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.

В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.

В: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д:4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим.

В: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"

Галя объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала?

Д/И игра «Что сначала, что потом»

( Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)

В: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)

В: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.

Это сколько, ребята? (До цифры 1)

В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.

Воспитатель контролирует, помогает.

В: Что получилось, ребята?

Вывод:  Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.

В: Почему, как вы думаете?

Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.

В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.

Ребята, а какие должны быть фокусники?

( Внимательные, ловкие, быстрые)

В: Вот сейчас,  я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.

Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"

В: Вы молодцы!

А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.

"Феерверк из шаров"

В: Что будим делать сейчас?

Д/Игра «Что сначала, что потом»

Дети: Надуем шары и закрепим  прищепкой. (дети берут шары и прищепки)

В: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.

Дети надувают.

В: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.

Дети отпускают.

В: Чей шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.

В: А если шар не большой? (дети) Почему?

Заключительная часть

В: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (дети)

В: А ещё я хочу предложить вам подготовить младшим детям подарки своими руками. У кого есть желание,  проходите за столы, подумайте, посоветуйтесь,  что бы вы хотели  сделать и приступайте.

Приложение 2

Конспект итогового занятия в подготовительной группе

«Путешествие в страну Экспериментов».

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

 Задачи:

 Обучающие:

-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.

-Продолжать учить детей видеть проблему,  делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.

-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать  словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Материалы и Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов,  халаты белые для детей и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.

ХОД НОД:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.

Воспитатель:  Ребята, покажите мне какое у вас настроение. Мое хорошее настроение плюс ваше  хорошее настроение.

Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.

Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.

Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

Воспитатель:  Давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде. (надевают халаты)

Воспитатель: Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.

-Здравствуйте профессор! (тишина)

-Странно, почему-то его нет?

(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)

Видео профессора №1

Профессор: Добрый день, Екатерина Андреевна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. (Звучит сигнал, видео исчезает)

Воспитатель:  Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с вами

великолепно справимся. Дети находят конверт. 

Воспитатель:  Прежде чем вам преступить к выполнению заданий я предлагаю вам разделиться на две команды.

Воспитатель достает лист с первым заданием и читает его.

Воспитатель:  Ребята здесь загадка давайте отгадаем.

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга -

Это в небе… (Радуга)

- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (ответы детей)

Воспитатель:  Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?

Каждый – красный

Охотник - оранжевый

Желает - жёлтый

Знать - зелёный

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый.

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга? (слайд)

Воспитатель:  Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

Воспитатель:  Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)

Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.

Опыт №1 «Растущая радуга»

1.Раскрась шнурок цветными фломастерами как показано на рисунке.

2.Понемножку поворачивай его, чтобы прокрасить со всех сторон.

3.Наполни бутылку водой до линии.

4.Отпусти шнурок в воду.

5.Чтобы он не упал внутрь, свободный конец шнурка обвяжи вокруг горлышка бутылки.

6.Проследи за результатом.

Воспитатель:  Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана, (читает задание). Ребята здесь еще загадка давайте отгадаем.

Я плююсь огнём и лавой, 
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? 
 (Вулкан)

Воспитатель:  Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)

Воспитатель:  Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

Воспитатель:  Обратите своё внимание на доску.

Воспитатель:  Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

Воспитатель:  На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

Воспитатель:  Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель:  Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)

 Воспитатель:  Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.

(ВИДЕО № 1)

(Действующий вулкан)

Воспитатель:  Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель:  А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Воспитатель:  Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но  он пока спит,  а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще одна подсказка от профессора.

Воспитатель:  А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды

Воспитатель:  Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель:  Какую, например? (воду)

 Воспитатель:  Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

Воспитатель:  А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.

Воспитатель:  

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?

Воспитатель: А почему так получилось?

 Воспитатель: Вам понравился наш опыт?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли все задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

Итог. Рефлексия.

Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно? 
Какие  опыты сегодня мы с вами провели?

Скажите, что интересного вы сегодня узнали?

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

С какими природными явлениями мы с вами сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности«Юные учёные»...