Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Цепкова Елена Викторовна

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Направленность программы — естественнонаучная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vtoraya_gruppa_2_1.docx69.83 КБ

Предварительный просмотр:

Отдела образования администрации города Котовска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Заниматика»

Возраст обучающихся:4-5 лет

Срок реализации: 1 года

Автор-составитель:

Цепкова Е.В.

Сазонова О.Б.

Котовск,2017г.

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Цепкова Е.В., Сазонова О.Б.

Вид программы

авторская

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

естествознание

Направленность деятельности

естественнонаучная

Способ освоения содержания образования

практический

Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

Уровень реализации программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

Содержание

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.

Пояснительная записка

3стр.

1.2

Цель и задачи программы

5 стр.

1.3

Содержание программы

6 стр.

1.4

Планируемые результаты

8 стр.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1

Календарный учебный график

9 стр.

2.2

Условия реализации программы

15 стр.

2.3

Формы аттестации

15 стр.

2.4

Оценочный материал

16 стр.

2.5

Методические материалы

22 стр.

2.6

Список использованной литературы

23 стр.

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Вводная часть

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Направленность программы — естественнонаучная.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования  новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы.

Актуальность

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном воспитании ребенка  играет математическое развитие, ведь в математику ребенок входит уже с самого раннего возраста.

Эффективность освоения математического содержания во многих случаях связана с наличием природных способностей, но организация математического развития ребенка, даже обладающего слабыми природными способностями к математике, вполне возможна при условии применения определенных методик обучения. Данная тема является на сегодняшний день очень актуальной.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. В процессе игры, происходит совершенствование познавательных психических процессов.  (Восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения). Формируются приемы и способы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), начинают формироваться математические способности детей.

Адресат программы: в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети в возрасте от 4 до 5лет. Краткие сведения о коллективе: состав группы –постоянный, особенности набора детей –свободный программа рассчитана  на 1 года обучения. Количество детей  в группах 1 года обучения –10 человек.

Объем программы:

Общее количество учебных часов запланированных по программе на весь период обучения составляет 30 часов.

Формы обучения и виды занятий:

Основная форма обучения - учебное занятие, дидактические игры,  логические задачи.

Режим занятий:

Занятия проводятся  1 раза в неделю по 20 мин.

1.2. Цель и задачи программы

Цель данной программы является: создание условий для максимального развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи данной программы является:

  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
  • учить детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Количество и счет»

6

3

2

1

2

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

6

3

2

1

3

«Определение величины»

6

3

2

1

4

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

6

3

2

1

5

«Решение  логических задач»

6

3

2

1

Итого в год

30

15

10

5

 «Количество и счет»

Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

«Определение величины»

Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

«Решение  логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия:  задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций. Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка. Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 20-25 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др. Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования. Исходить из постепенного усложнения заданий. Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев. Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил. Поощрять самостоятельность. 

1.4. Планируемые результаты

К концу обучения  по Программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

  • Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. К концу года дети должны:
  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину.)
  • Считать до 10 (количественный счет), отвечать на вопрос « Сколько всего?»
  • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.
  • Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду. Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Различать левую и правую руку.
  • Определять части суток.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

№ Занятий

Темы

Содержание

Цели

1

«Заниматика»

«Знакомство с цифрами»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 5. Познакомить с цифрой 0.

«Геометрические фигуры»

Побеседовать о геометрических фигурах  (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

«Счёты»

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

2

«Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

«Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал.

«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

3

«Деление целого

на части»

«Волшебные пазлы»

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

«Осенний урожай»

Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

4

«Порядковый

счёт»

«Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

«Какой? Сколько?»

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

5

«Ориентирование

на плоскости

(на листе бумаги)

«Ориентирование на листе»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

6

«Ориентирование

в пространстве»

«Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

«Близко – далеко.

Ох, ориентироваться

как нелегко»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

7

«Ориентирование

во времени»

« Части суток».

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

«Время года. Сезоны»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

9

«Королевство цифр»

«Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа по порядку с помощью картинок.

«Задачи на разделение целого

на части»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

«Деньги. Их значение»

Познакомить детей с деньгами, их назначением

10

«Логические задачки»

«Рабочая тетрадь»

Рыбка смастерила для друзей пять ярких колпачков с красной полоской. Покажи, какие колпачки сделала рыбка для друзей?

«Рабочая тетрадь»

Упражнение «Различаем цифры от 0 до 9»

«Порядковый счёт до 10» для 4 лет

Если ты уже умеешь считать до пяти, давай научимся считать до десяти без ошибок. Покажи пальчиком лошадку номер пять и давай считать начиная с неё. Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять! Всего десять лошадок, а где седьмая лошадка?

«Вверху, внизу, посередине, слева и справа»

Взгляни, что находится в центре?

12

«Заниматика»

Итоговое занятие

Обобщить представления о частях суток (утро, день, ночь, вечер) и их характерных особенностях.

- Обобщить умение различать и называть геометрические формы.

- Обобщить умения различать и называть цвета (желтый, синий, зеленый, красный).

- Обобщить умение соотносить цифры 1, 2, 3, 4, 5 с количеством предметов.

- Закрепить счет до 5-ти, знания графического изображения цифр 1, 2, 3, 4, 5.

- Закрепить умение составлять изображение предмета из частей (птичка из геометрических фигур).

- Обобщить умение согласовывать слова в предложении.

- Обобщить умение отгадывания загадок.

- Обобщить умение свободно использовать в речи простые предложения (полные, распространенные).

- Расширить и активизировать словарный запас.

2.2. Условия реализации программы

В качестве дидактического материала используются пособия « Задачи на смекалку», «Наглядная геометрия» под редакцией И.Ф. Шарыгина, «Занятия школьного кружка» под редакцией О.С. Шейкина. Оборудование: набор линеек и угольников, набор цветной бумаги, демонстрационные наборы плоских и пространственных фигур, демонстрационные плакаты, содержащие основные геометрические формулы; оборудование для индивидуального пользования: цветная бумага, ножницы, линейка, угольник, раздаточный материал для проведения практических работ (игральный кубик, спички, монеты)

2.3. Формы аттестации

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

2.4. Оценочные материала

Диагностическая карта  формирования  элементарных математических представлений  в средней группе.

 

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Геометрические фигуры

Величина

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Общий показатель знаний ребенка

 

Методика диагностики

Диагностика по математике детей 4-5 лет

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень

Раздел «Количество и счёт»

Задание 1.

Цель. Выявить представления о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов, выявить умения сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту)

Материал. Изображения больших (3) и маленьких (2) грибов, 2 подноса.

Инструкция. Что ты видишь перед собой? Сколько их? Чем отличаются грибы друг от друга? Разложи их на 2 группы на разные подносы. Почему ты так разложил? Как можно узнать, одинаковое ли количество больших и маленьких грибов? Сравни их количество.

Задание 2.

Цель. Выявить представления о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов (фигур разного цвета, величины, формы).

Материал. Блоки Дьенеша, 4 подноса.

Инструкция. Что ты видишь перед собой? Сколько их? Чем отличаются фигуры друг от друга? Разложи их на отдельные части на разные подносы. Почему ты так разложил? Назови каждую часть. Как можно узнать, одинаковое ли количество фигур в каждой части? Сравни количество фигур.

Задание 3.

Цель. Выявить умение считать в пределах 5.

Материал. 5 грибочков.

Содержание. Мы пришли гулять в лесочек. Посмотри, как тут красиво, а вот здесь под березкой выросли грибочки. Посчитай, сколько их тут?

4 задание.

Цель. Выявить умение ребенка определять порядковое место предмета, пользуясь порядковыми числительными.

Материал. 3 матрешки разной величины.

Содержание. К нам в гости пришли матрешки. Они стояли одна за другой. Сосчитай, сколько матрешек? Скажи, какая по счету самая большая матрешка? Какая по счету самая маленькая матрешка? Которая по счету матрешка в зеленом сарафане?

Задание 5.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 неравные группы предметов на основе счёта.

Материал. 5 больших грибочков, 4 маленьких.

Содержание. Перед ребёнком 5 больших и 4 маленьких грибочков. Сосчитай, сколько больших грибов перед тобой. Сколько маленьких грибов? Чего больше: больших или маленьких грибов? Почему ты так думаешь?

Задание 6.

Цель. Выявить умение уравнивать неравные множества двумя способами (добавляя к меньшей группе 1 недостающий предмет или убирая из большей группы 1 лишний предмет).

Материал. 5 больших грибочков, 5 маленьких.

Содержание. Перед ребёнком 5 больших и 4 маленьких грибочков. Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? Сделай так, чтобы больших и маленьких грибов стало одинаковое количество. Проверь, правильно ли ты сделал.

Задание 7.

Цель. Выявить умение отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с образцом.

Материал. 10 маленьких грибочков, 5 квадратов.

Содержание. Отсчитай столько грибов, сколько ты видишь квадратов.

Задание 8.

Цель. Выявить умение отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом.

Материал. 10 маленьких грибочков.

Содержание. Отсчитай 5 грибочков.

Задание 9.

Цель. Выявить умение понимать независимость числа от размера предметов.

Материал. 5 маленьких и 5 больших грибочков: справа расположены большие грибы, слева – маленькие.

Содержание. Одинаковое ли количество больших и маленьких грибов? Как это можно узнать? Зависит ли число от величины предметов?

Задание 10.

Цель. Выявить умение понимать независимость числа от расстояния между предметами.

Материал. Карточка с 3-мя полосками, 9 квадратов (в каждом ряду расположены по 3 на разном расстоянии друг от друга).

Содержание. Одинаковое ли количество квадратов в каждом ряду? Как это можно узнать? Зависит ли число от расстояния между предметами?

Задание 11.

Цель. Выявить умение понимать независимость числа от формы расположения предметов в пространстве.

Материал. Лист бумаги размером А-4. В верхнем правом углу 3 квадрата расположены в ряд, в нижнем левом – по кругу.

Содержание. Одинаковое ли количество квадратов внизу и вверху? Как это можно узнать? Зависит ли число от того, что квадраты расположены по-разному?

Раздел «Величина»

Задание 12.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по толщине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «толще-тоньше».

Материал. 2 палочки разного цвета, разные по толщине (разница в размерах 2 см.)

Инструкция. Сравни палочки по толщине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о толщине красной палочки? Что можно сказать о толщине синей палочки?

Задание 13.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по толщине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «одинаковые по толщине».

Материал. 2 палочки разного цвета, одинаковые по толщине.

Инструкция. Сравни палочки по толщине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о толщине красной и синей палочек?

Задание 14.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 полоски по длине и ширине одновременно приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «красная полоска шире и длиннее синей, синяя полоска уже и короче красной».

Материал. 2 полоски разного цвета, длины и ширины (разница в размерах 2 см).

Инструкция. Сравни полоски по длине и ширине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о длине и ширине красной и синей полосок?

Задание 15.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее, самая длинная»)

Материал. 5 полосок разного цвета, разной длины (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.

Задание 16.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по ширины, располагать их в возрастающем (убывающем) по ширине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая узкая, шире, ещё шире, ещё шире, самая широкая», «Самая широкая, уже, ещё уже, ещё уже, самая узкая»).

Материал. 5 полосок разного цвета, разной ширины (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по ширине и разложи их в порядке возрастания (убывания) ширины. Расскажи о ширине полосок, начиная слева. А теперь расскажи о ширине полосок, начиная справа.

Задание 17.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по высоте, располагать их в возрастающем (убывающем) по высоте порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая низкая, выше, ещё выше, ещё выше, самая высокая»)

Материал. 5 полосок разного цвета, разной высоты (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по высоте и разложи их в порядке возрастания (убывания) высоты. Расскажи о высоте полосок, начиная слева. А теперь расскажи о высоте полосок, начиная справа.

Задание 18.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по толщине, располагать их в возрастающем (убывающем) по толщине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая тонкая, толще, ещё толще, ещё толще, самая толстая»)

Материал. 5 палочек разного цвета, разной толщины (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти палочки по толщине и разложи их в порядке возрастания (убывания) толщины. Расскажи о толщине палочек, начиная слева. А теперь расскажи о толщине палочек, начиная справа.

Раздел «Форма»

Задание 19.

Цель. Выявить умение различать и называть шар, куб, прямоугольник.

Материал. Шар, куб, прямоугольник.

Инструкция. Назови фигуры, которые лежат на столе.

Задание 20.

Цель. Выявить умение выделять особые признаки шара, сравнивать его с кругом.

Материал. Шар, круг.

Инструкция. Возьми в руки шар. Расскажи, что ты знаешь о шаре. Чем отличается шар от круга?

Задание 21.

Цель. Выявить умение выделять особые признаки куба, сравнивать его с квадратом.

Материал. Куб, квадрат.

Инструкция. Возьми в руки куб. Расскажи, что ты знаешь о кубе. Чем отличается куб от квадрата?

Задание 22.

Цель. Выявить умение выделять особые признаки прямоугольника, сравнивать его с квадратом, с кругом, с треугольником.

Материал. Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

Инструкция. Возьми в руки прямоугольник. Расскажи, что ты знаешь о прямоугольнике. Чем отличается прямоугольник от квадрата? Чем отличается прямоугольник от круга? Чем отличается прямоугольник от треугольника?

Задание 23.

Цель. Выявить представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.

Материал. Прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, шары, кубы разных размеров, 6 листов размером А-4.

Инструкция. Перед тобой разные геометрические фигуры и домики для них. В каждом домике живут фигуры одной формы. Рассели их по домикам. Почему в одном доме оказались разные по величине фигуры?

Задание 24.

Цель. Выявить умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Материал. 6 листов размером А-4 с нарисованными на них геометрическими фигурами (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, шар, куб), карточки с изображением предметов разной формы.

Инструкция. Перед тобой домики для предметов разной формы. На каждом домике нарисована геометрическая фигура, на которую должна быть похожа форма того или другого предмета. Ты должен внимательно рассмотреть карточки, определить форму изображённого на ней предмета и поместить её в тот домик, на какую геометрическую фигуру похож изображённый предмет. Почему в этот домик поселил эти предметы?

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Задание 25.

Цель. Выявить умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе: передо мной заяц, справа от меня медведь, слева – лиса, сзади – петушок.

Материал. Игрушки: заяц, лиса, петушок, медведь.

Инструкция. Встань ко мне лицом. В разных местах я поставлю игрушки. Ты должен сказать, кто где находится. А теперь повернись лицом к двери. И снова расскажи, сейчас кто где находится.

Задание 26.

Цель. Выявить умение определять пространственные отношения далеко-близко.

Материал. Игрушки: заяц, лиса, петушок, медведь.

Инструкция. Встань лицом к игрушкам. Пере тобой находятся игрушки. Назови, кто расположен далеко? Кто – близко?

Задание 27.

Цель. Выявить умение двигаться в заданном направлении.

Инструкция. Встань ко мне лицом. Я сейчас буду называть направление, а ты должен сделать несколько шагов в этом направлении: влево, назад, вперёд, вправо.

Раздел «Ориентировка во времени»

Задание 28.

Цель. Выявить представления о характерных особенностях частей суток.

Материал. 4 картинки, отражающие природные явления и деятельность детей в разные части суток.

Инструкция. Рассмотри внимательно каждую картину и скажи какая часть суток на ней изображена? Почему ты так решил?

Задание 29.

Цель. Выявить представления о последовательности частей суток.

Материал. 4 картинки, отражающие природные явления или деятельность детей в разные части суток.

Инструкция. Рассмотри внимательно каждую картину, определи, какая часть суток на ней изображена, и разложи их по порядку?

Задание 30.

Цель. Выявить представления о значении слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал. Мяч.

Инструкция. Мы с тобой поиграем. Я буду бросать тебе мяч и называть, что мы делали или будем делать, а ты должен поймать мяч, подумать, когда это было: вчера, сегодня или будет завтра, и бросая мяч мне обратно, назвать этот день. Мы лепили…, физкультурное занятие было…, будет праздник….

2.5. Методические материалы

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов.
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике.
  • Геометрические мозаики и головоломки.
  • Занимательные игры по математике.
  • Счетный материал, счетные палочки.
  • Набор цифр.
  • Геометрическая мозаика: игры «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор».
  • Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи, лабиринты.

2.6.Список использованной литературы  

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...