Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эковичок»
рабочая программа по окружающему миру

Тимофеева Елена Георгиевна

"Эковичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_ekovichok.docx201.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-  детский сад» города Сафоново Смоленской области

Согласовано:                                                            

Педагогическим советом                                        

протокол №1                                                            

от «28» августа 2021г.                                            

Утверждено:

директор МБОУ

«Начальная школа – детский сад»                                          Афанасьева В.А.

приказ № 1                                                                        от «28» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 естественнонаучной направленности

«Эковичок»

http://29sp.detkin-club.ru/images/events/_58d4f166167bd.jpg 

Возраст учащихся: 6-8 лет        

Срок реализации: 1 год

                                                           Автор-составитель:

Тимофеева Елена Георгиевна,

Воспитатель первой квалификационной категории.

                                                           

         

 

г.Сафоново,2019 г.

        Пояснительная записка        

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Эковичок» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении   Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г; Уставом  МБОУ «Начальная школа – детский сад».

Направленность программы – естественнонаучная.

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

 Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Учебные занятия могут состоять из теоретической и практической части, или только из практической.

 На занятиях может вестись индивидуальная, групповая или коллективная работа. При объяснении нового материала используются наглядные пособия, выполненные как педагогом, так и детьми. Большое место в программе отводится творческим, коллективным проектам. В процессе этого дети сближаются, помогают друг другу в усвоении навыков, развивается фантазия, появляются общие интересы, пополняется кругозор. Все занятия построены по принципу «от простого к сложному». В основном, работы выполняются по образцу, но при этом дети могут проявить свою фантазию и выдумку, свои навыки и умения.

Актуальность программы

Данная программа развивает познавательный интерес у детей, дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.

Программа способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.

Новизна программы

Новизна программы заключается в практической направленности деятельности воспитанников. Участие детей в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие дошкольников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь дошкольникам понять экологические проблемы, вызвать интерес к их изучению, и в целом, повысить кругозор детей.

Педагогическая целесообразность программы

Программа активизирует познавательную деятельность детей, способствует развитию умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания. В процессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе, которое строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении и знании особенностей жизни, роста и развития живых существ, усваивается и накапливается опыт работы с исследуемым материалом живой и неживой природы, закрепляются представления о различных природных явлениях и объектах. Включение в содержание данной программы образовательного материала по экологии, способствует формированию целостности восприятия окружающего мира.

Адресат программы:

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6–8лет).  Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Срок освоения программы:

Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.

Объем программы:

Годовая нагрузка 1 года обучения 33 часа.

Режим занятий:

Учебная программа предусматривает проведение занятий в творческом объединении 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 учебный час. Учебная группа 1 года обучения 10-15 воспитанников;

Форма организации ученого процесса:

  • фронтальная;
  • групповая, коллективная;
  • индивидуальная;
  • комбинированное.

Формы проведения занятий:

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  • Опытно-экспериментальная работа
  • Проектно-исследовательская работа
  • Акции
  • Конкурсы

Основные методы обучения:

  • методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
  • методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
  • методы воспитания: убеждения и личный пример.

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка), экспериментирование, сбор природного материала

Прослушивание музыкальных произведений.

Цель: сформирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, формирование навыков грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике знания, полученные во время занятий.

Развивающие:

  • расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
  • развивать интерес к экспериментированию;
  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень дошкольников;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • прививать любовь к  природе родного края;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению мероприятий на свежем воздухе.

Планируемые результаты освоения программы

Метапредметные:

Регулятивные:

  •  учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;
  • учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • умеет находить варианты решения различных задач;

Познавательные:

  • умеет сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • способен ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • умеет добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя опыт и знания, полученные в ходе занятий.

Коммуникативные:

  • умеет вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
  • способен формулировать собственное мнение и позицию;
  • умеет задавать вопросы;
  • умеет слушать и понимать высказывания собеседников.

Предметные:

  • называть 3-4 дерева разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, 3-4 травянистых растения, 5-6 видов овощей и фруктов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
  • определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
  • называть 2 вида комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями в уголке природы, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;
  • называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;
  • называть значение человека для природы и природы для человека;
  • назвать правила поведения в природе.

Личностные:

  •  формируется умение сотрудничать с товарищем в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общем замыслом;
  • способен к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
  •  формируется умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • формируются экологические чувства и привычки на основе знакомства сс темами занятий;
  • знает основные моральные нормы и ориентацию на их выполнение;
  • сформировано уважительное отношение к природе и окружающему миру.

Формы подведения итогов:

  • наблюдение;
  • практические работы;
  • викторины, конкурсы;
  • выставки;
  • творческие работы;
  • проекты;
  • интеллектуальные, экологические игры;

Виды   контроля и формы аттестации:

1. Входной контроль (беседа)

2. Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка)

3. Итоговая аттестация (выставка, практическое задание)

Используемые педагогические технологии:

Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных практических работ. Широко использую современные образовательные  технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, ответственность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Коллективно – творческая  деятельность -  комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.

Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит  в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться воспитаннику снять напряжение и проявить свои способности, практические навыки, знания, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости воспитанников на занятии, опора на основной вд деятельности. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в экспериментировании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость научного открытия, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои умения и навыки.

 Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей  программы:

1. Максимальный уровень. Учащийся умеет работать по образцу. Передает характерные признаки предмета. Настойчиво проявляет интерес к природе и вопросам ее охраны. Может создать новое опыт, придумывать варианты одной и той же темы. Имеет представления о правилах техники безопасности, соблюдает их, может указать на ошибки других, пытается научить других детей. Следует правилам и нормам. Знает основное содержание курса. В полной мере овладевают предметными результатами программы.

2. Средний уровень. Старается работать по образцу. Долго выполняет практические здания, не аккуратно. Способен с помощью взрослого сделать опыт, следуя поставленной цели. Имеет нечеткие представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях. Знает основные отличительные признаки природы и животных. Знает о правилах и нормах безопасности,  но не следует им.

3. Минимальный уровень. Работает по образцам с трудом. С трудом озвучивает основные признаки природы, испытывает затруднения при организации опытов. Не знает многообразие природного и растительного мира. С ошибками знает основные признаки природы, Имеет небольшие представления о правилах и техники безопасности. Не указывает на их нарушения другим детям. Не всегда может рассказать о них. Соблюдает технику безопасности только под контролем взрослого.

Учебный план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля, аттестация

теорет

Практич

Всего

1

Вводное занятие

1

1

Беседа , тестирование

2

Характерные особенности времен года. Осень

2

1

3

Беседа, конкурс рисунков

3

Животный мир

4

2

6

Беседа, Изготовление кормушек, выставление рисунков

4

Характерные особенности времен года. Зима

2

4

6

Наблюдение, выставка,

практическое задание, опыты

5

-

1

1

Промежуточная аттестация

1

0

1

Практическое задание

6

Растительный мир

4

2

6

Опрос, викторина, наблюдение, кроссворд, опыты

7

Характерные особенности времен года. Весна

4

2

6

 Беседа, наблюдение.

8

Характерные особенности времен года. Лето

1

0

1

Праздник

9

Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

2

2

Выставка. Диагностика , выполнение тестовых заданий.

Итого

33

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Теоретическая часть:  

Режим работы объединения. Ознакомление с планом работы, знакомство с понятием «Экология», инструментами и материалами.

  1. Характерные особенности времен года. Осень.

Теоретическая часть: Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление. Включать в активный словарь названия деревьев и в умении передавать характерные особенности листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Практическая часть:

Рисуем набросок осеннего пейзажа. Делаем композицию из осенних листьев. учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

Форма контроля: конкурс, беседа.

3. Животный мир.

Теоретическая часть: Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе. Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями; активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно.

Практическая часть: Изготовление кормушек. Вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо».

Форма контроля; наблюдение, выставка, беседа

        4. Характерные особенности времен года. Зима.

Теоретическая часть:  Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе. Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле; дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком; уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Практическая часть:         Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд; продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда; обогащать чувственный опыт детей и др.

Форма контроля; наблюдение, выставка, практическое задание, опыты.

5. Промежуточная аттестация.

Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися  учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма контроля; практическое задание.

6. Растительный мир.

Теоретическая часть: Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. Расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Практическая часть: Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой после посадки растений; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).

Форма контроля: Опрос, викторина, наблюдение, кроссворд, опыты.

7. Характерные особенности времен года. Весна.

Теоретическая часть: Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее

Практическая часть: через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях; воспитывать бережное отношение к природе.

Форма контроля; беседа, опыты, наблюдение.

8. Характерные особенности времен года. Лето.

Теоретическая часть: Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц. Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о березке; расширять представления детей об образе березы в поэзии. Сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведения в общественных местах, лесу;

Практическая часть: опыты с водой, воздухом.

Форма контроля: Праздник.

9. Итоговое занятие.

Теоретическая часть:

Анализ творческих работ за год.

Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.

Итоговая аттестация

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма контроля; выполнение тестовых заданий.

Календарный учебный план программы

Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема

Форма контроля

1

Сентябрь

Комбинированное

1

Вводное занятие

Беседа

2

Октябрь

 

Комбинированное

1

«Листопад, осенние дерево»

Беседа , кон курс рисунков

3

Комбинированное

1

«Польза овощей и фруктов»

 Беседа

4

Комбинированное

1

«Хлеб всему голова»

Беседа

5

Ноябрь

 

Комбинированное

1

«Как звери к зиме готовятся»

Беседа

6

Комбинированный

1

Синичкин праздник -12 ноября

Выставка рисунков

7

Практический

1

Покормим птиц зимой

Изготовление кормушек, беседа

8

Ноябрь

Комбинированный

1

        «Кто в лесу главный»

Беседа

Комбинированный

1

«Человек часть природы»

Беседа

9

Комбинированный

1

«Птицы тайги»

Беседа

10

Декабрь

Комбинированный

1

«Зимушка- зима»

Беседа, выставка рисунков

11

        Практический

1

«Снег и его свойства»

Выполнения опытов

12

Комбинированный

1

«Елочка. Защитите ель и сосну»

Беседа

13

Практический

1

«Экспериментирование со снегом и льдом»

Опыты, практическое задание

14

Январь

Комбинированный

1

«Снеговичок»

Беседа, выставка поделок

17

Февраль

Комбинированный

1

«Экзотические животные»

Беседа

18

Практический

1

«Посадка лука»

Наблюдение

19

Комбинированный

1

«Растения лечат. Лекарственные растения»

Беседа

20

Комбинированный

1

«Знакомимся с комнатными растениями»

Беседа, наблюдение

21

Март

Практический

1

«Посадка цветов, огород на окошке»

Опыт

22

Комбинированный

1

«День воды. Вода помощница»

Беседа, наблюдение

23

Практический

1

«Экспериментирование с водой»

Опыты

24

Комбинированный

1

«Спешит весна»

Беседа

Комбинированный

1

«День птиц. Перелетные птицы»

Беседа

25

Апрель

Комбинированный

1

«Русская березка»

Беседа

26

Комбинированный

1

«День Земли – 22 апреля»

Беседа, выставка риснков

27

Комбинированный

1

«Солнце  - источник тепла и света»

Беседа

28

Теоретический

1

«Байкал»

Беседа

29

Май

Комбинированный

1

«Огонь-друг, огонь - враг»

Беседа

30

Комбинированный

1

«Мир насекомых»

Беседа, наблюдения

31

Комбинированный

1

КВН «Мы друзья природы»

Праздник

32-33

Комбинированный

2

Итоговое занятие

Диагностика

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1. Вводное занятие

Ознакомить учащихся с режимом работы творческого объединения.

Ознакомление с планом работы, знакомство с понятием «Экология», инструментами и материалами.

Формы занятий: беседа.

Методы: информационно – сообщающий.

2. Характерные особенности времен года. Осень.

Теоретическая часть: Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление. Включать в активный словарь названия деревьев и в умении передавать характерные особенности листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

Практическая часть:

Рисуем набросок осеннего пейзажа. Делаем композицию из осенних листьев. учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

Форма занятий: групповая.

Методы:объяснительный, иллюстрированный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: конкурс, беседа.

3. Животный мир.

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе. Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями; активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно.

Изготовление кормушек. Вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо».

Форма занятий:групповая, индивидуальная.

Методы:объяснительный, иллюстрированный, упражнение, практические задания.

Форма подведения итогов: наблюдение , выстовка, беседа.

4. Характерные особенности времен года. Зима.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы занятий: показательный, иллюстрированный, репродуктивный,упражнение,личный пример.

Форма подведения итогов: наблюдение, выставка, практическое задание, опыты.

5. Промежуточная аттестация.

Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма занятия; групповая

Методы занятия; показательный, информационно – сообщающий, опыт.

Форма подведения итогов: Опрос, викторина, наблюдение, кроссворд, опыты.

6. Растительный мир.

Форма занятий: творческое задание.

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ.

7. Характерные особенности времен года. Весна.

Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее

Форма занятий: творческое задание, опыты.

Методы занятий: показательный,иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный, упражнение, личный пример.

Форма подведения итогов: выставка, опыты.

8. Характерные особенности времен года. Лето.

Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц. Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе

Форма занятий:  групповая.  

Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, личный пример.

Форма подведения итогов: Беседа,наблюдения.

9. Итоговое занятие.

Оформление выставки по итогам года.

Форма занятия; групповая.

Методы занятия; информационно –сообщающий.

Форма подведения итогов; выставка по итогам года.

10. Итоговая аттестация.

Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга  в специально созданных образовательных условиях.

  1. Анализ творческих работ
  2. Оформление итогов выставки
  3. Награждение и поощрение учащихся
  4. Дальнейшая перспектива учащихся

Итоговая аттестация

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма занятий: выставка, прохождение тестовых заданий.  

Методы занятий:  диалогический, информационно – сообщающий, тестирование.

 Форма подведения итогов: выставка с награждением, выполнение тестовых заданий.


Список рекомендуемой литературы:

1.Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2.Вакуленко Ю.А. воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.

3.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.

4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.

5.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

Приложение

Диагностика по экологическому воспитанию детей.

Живая природа.

Задание  «Растительный мир»

 Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем

     они отличаются.

2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?

Инструкция к проведению:  проводится в виде беседы с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание  «Животный мир»

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: Картинки с животными  домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?

 2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

 3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

 4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь

     засыпает зимой? Куда улетают птицы?

 5. Каких животных живущих в воде ты знаешь?

 6. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Характерные особенности времён года.

Задание  «Осень»

Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и  назови приметы осени.

 2. Что происходит с погодой осенью?

 3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?

 4. Куда осенью улетают птицы?

 5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Зима»

 Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.

1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?

 2.  Расскажи, как животные проводят зиму?

 3. Какая погода зимой?

 4. Что ты любишь делать зимой на улице?

 5. Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Весна»

 Цель:  выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.

1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.

 2. Как изменилась погода с приходом весны?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями?

 5. Чем занимаются люди весной на своих участках?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Лето»

 Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.

Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.

 2. Что делают животные летом?

 3. Чем занимаются птицы?

 4. Какая погода летом?

 5. Назови все времена года и покажи их на картинке.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эковичок» (средняя группа)

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эковичок»

Реализуемая цель (и): сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...