Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Знак Татьяна Валерьевна

Актуальность и новизна программы

Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Актуальность программы в том, что данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа54.35 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Советского городского округа

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик»

Советского городского округа Калининградской области

Принята на заседании                                                                                           Утверждаю:                                                      

Педагогического совета №1                                                        Заведующий МАДОУ №5                                                                      

От «30» августа 2021 г                                                                                    «Колокольчик»

                                                                                                                             Приказ №112             
                                                                                                             от «30» августа 2021 г.
                                                                                                         _________/Обухова Ю.А.

        

                                                                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа                                         естественнонаучной направленности

      «Мир вокруг нас»

           

          Возраст обучающихся 6 - 7лет

       Срок реализации: 1 год

 

         

                                                                                   

Автор составитель:

Знак Т.В.

                        

 

 

г. Советск

2021г.

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» имеет   эколого-биологическую направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие при максимальном расширении содержания и форм практической деятельности.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 2. Актуальность и новизна программы

Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Актуальность программы в том, что данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий. 

3. Отличительные особенности программы.

Программа «Мир вокруг нас» направлена на развитие познавательного интереса ребенка, его мышления, творческих способностей, воображения, умения мыслить логически, что позволит ему в будущем успешно овладеть школьной программой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она поощряет любознательность ребенка, представляет природу - как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.  Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей), автором которой является Г.С. Альтшуллер (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.учр.). Мозговой штурм - поиск коллективного оригинального решения задач, что способствует свободному выходу мыслей и

создает условия расковывающие ребенка, в случае затруднений у детей, педагог приводит свои оригинальные варианты решений, что позволяет стимулировать воображение и вызывать их интерес и желание творческой деятельности. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире.

4.Адресат программы.

Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с учетом общего функционального состояния.

5.Принципы отбора содержания.

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1.  Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2.  Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.

4.   Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

5.Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

6. Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

6. Особенности организации образовательного процесса

Специального отбора детей в детское объединение для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» не предусмотрено.

Образовательный процесс проходит в объединении «Мир вокруг нас» в сформированных группах обучающихся одного возраста. Состав группы – постоянный. Занятия проходят в учебном кабинете.

7. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия проводятся во второй половине дня. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Нормативный срок освоения программы 36 часов.

Продолжительность одного занятия: до 30 минут.

Периодичность: общее количество занятий:

- в год – 36 занятий

- в месяц – 4 занятия

- в неделю -1 занятие

8. Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы «Мир вокруг нас» в том, что она дополняет и расширяет содержание дошкольного базового экологического образования, а также помогает обучающимся в течение года сориентироваться, определиться в дальнейшем выборе экологического объединения более узкой направленности. 

9. Практическая значимость.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И одним из этих навыков является навык экологического воспитания.    

Процесс экологического воспитания включает в себя использование дидактических игр, обсуждений, выявление и решение экологических проблем. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. В результате происходит становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.

10.Формы обучения.

Занятия проводятся во второй половине дня. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению.   

Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

Фронтальная форма:

-предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма:

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма:

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.  

11. Типы занятий.

- вводное занятие (проводится в начале учебного года с целью знакомства с образовательной программой);

- комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала);

- диагностическое (определение возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков);

- практическое (формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике);

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

12. Цель программы:

Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

13. Задачи программы:

Образовательные:

- систематизировать представления, обучающихся о предметах, явлениях природы и общества;

- формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нем человека;

 - активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;

- научить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;

 - научить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы;

 - формировать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды;

 - формировать умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

- знакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

- формировать основы экологических знаний средствами туристско-краеведческой деятельности.

Развивающие:

 - развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;

- развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности;

Воспитательные:

- формировать основы экологической культуры;

 - воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

- воспитывать любовь к природе.

14. Планируемые результаты:

По окончанию курса обучения дети будут знать:

- что такое экология, каковы ее задачи и назначение  в современном мире;
- начальные экологические понятия;


- о взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
- о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
-  о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
-  о причинах создания и назначении Красной книги;
-  о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
-  о ценности и уникальности каждого природного объекта;  
- о правилах поведения  человека в природе;
   
По окончанию курса обучения дети будут уметь:
-  выполнять правила безопасного поведения в природе;    
-  применять свои   знания в обращении с живыми организмами;

-  охранять редкие виды растений и животных;

-  проводить простейшие экологические наблюдения в природе; -  формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме).
15. Формы подведения итогов реализации программы

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных НОД два раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования «Мир вокруг нас».

При подведении итогов освоения программы используются:

- опрос;

- наблюдение;

- анализ,

- выполнение творческих заданий.

Результаты диагностики отражаются в диагностической карте для отслеживания динамики развития детей, что помогает проводить необходимую коррекцию в ходе реализации программы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в экологию. Основы безопасного поведения.

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

2.

Почему мы часто слышим слово «Экология»? Мониторинг на начало учебного года.

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

3.

«Природа – наш общий дом»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

4.

«Человек часть природы».

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

5.

«Живая – Неживая природа»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

6-7.

Растения. «Что есть у каждого растения?». «Как растёт растение»

2

1

1

 Устный опрос,

Наблюдение, анализ, работа с заданиями раздаточного материала.

8.

«Растения осенью»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

9.

«Лекарственные растения»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

10.

Осень – «Припасиха»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

11.

«Комнатные растения»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ, раздаточный материал.

12.

«Растения Красной книги Калининградской области»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

13.

«Ёлочка - зелёная иголочка».

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ, выполнение задания.

14.

«Птицы - наши друзья»

1

0,5

0,5

Выполнение заданий раздаточного материала.

15.

«Перелётные птицы и оседлые птицы»

1

0,5

0,5

Выполнение заданий раздаточного материала.

16.

«Рассказ о снегире»

1

0,5

0,5

Наблюдение. Устный опрос.

17-18.

«Домашние и дикие животные»

2

1

1

Наблюдение, анализ, выполнение задания.

19.

«Все нужны на Земле»

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ, выполнение задания.

20.

«Как трудятся животные»

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ, выполнение задания. Выполнение творческого задания.

21.

«Животные – санитары»

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ, выполнение задания.

22.

«Наши четвероногие друзья – собаки»

1

0,5

0,5

Наблюдение, анализ, выполнение задания.

23.

«Кто где живет и почему»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

24.

«Животные Красной книги Калининградской области»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

25.

«Насекомые. Божья коровка»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.

26.

«Грибы -  друзья растений»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ. Выполнение задания.

27.

«Кто такие рыбы?»

1

0,5

0,5

Выполнение заданий раздаточного материала.

28.

«Любопытные факты о природе».

1

1

0

Устный опрос,

Наблюдение, анализ. Выполнение задания.

29.

«Планета Земля. Космос»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.  

30.

«Лаборатория природы – воздух и вода»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.  

31.

«Лаборатория природы – песок и камни»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.  

32.

«Секреты неживой природы»

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.  

33.

«Экологические сказки».

1

1

0

Устный опрос.

34.

«Будь природе другом.

Что угрожает живой природе? Правила друзей природы».

1

0,5

0,5

Устный опрос,

Наблюдение, анализ.  

35.

Рисуем экологические листовки и значки.

1

0,5

0,5

Оформление творческой выставки.

36.

Викторина «Знатоки природы». Мониторинг на конец учебного года.

1

0

1

Устный опрос. Выполнение заданий раздаточного материала.

Всего:

36

18,5

17,5

Содержание учебного плана

Занятие 1. «Введение в экологию. Основы безопасного поведения» (1 час)

Теория: беседа «Правила поведения в природе», «Юные друзья природы».

Практика: работа с экологическими знаками, игра - лото «Основы безопасности на природе», выполнение задания раздаточного материала, работа с иллюстрациями, просмотр презентации «Что такое экология»,

Занятие 2. «Почему мы часто слышим слово «Экология»? Мониторинг на начало учебного года» (1 час)

Теория: беседа – рассуждение «Что такое экология», просмотр видео – ролика «Экологические проблемы».

Практика: выполнение творческого задания раздаточного материала.

Занятие 3. «Природа – наш общий дом» (1 час)

Теория: чтение рассказа «Природа наше богатство», беседа – рассуждение на тему «Природа наше богатство».

Практика: д/и «Город, в котором хотелось бы жить», выполнение творческого задания.

 

Занятие 4. «Человек часть природы» (1 час)

Теория: беседа «Человек и природа – одно целое», «Взаимосвязь природы и человека», работа с презентацией «Человек и природа».

Практика: д/и «Человек – Природа», «Стань природе другом»

Занятие 5 «Живая – Неживая природа» (1 час)

Теория: беседа «Природа живая – Природа не живая», рассказ педагога на тему «Чем отличается живая природа от неживой», что относится к живой природе и её главные отличительные признаки, что относится к неживой природе.

Практика: н/д игра «Живая и неживая природа», д/и «Найди лишнее», работа с раздаточным материалом.

Занятие 6-7«Растения.Что есть у каждого растения?». «Как растёт растение» (2 часа)

Теория: рассказ педагога о внешнем виде и отличительных признаках растения, беседа «Многообразие растительного мира», чтение экологической сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зелёное», рассказ о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности.

Практика: д/и «Найди растение», работа с иллюстрациями «Что есть у растения», н/д игра «Вершки и корешки», работа с предметными картинками «Деревья», «Цветы», развивающая н/д игра «Где чей листочек», просмотр презентации «Как растёт растение», экспериментирование: «Что нужно растениям для роста», лото «Азбука растений»

 

Занятие 8 «Растения осенью» (1 час)

Теория: беседа – рассуждение «Осеннее дерево. В чем сходство и отличие осеннего и весеннего дерева, разгадывание загадок.

Практика: д/и «Угадай по описанию», экспериментирование: «Когда растениям легче дышится», сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»

Занятие 9 «Лекарственные растения» (1 час)

Теория: рассказ педагога «Зелёная аптека», польза лекарственных растений, лекарственные растения на участке детского сада.

Практика: просмотр презентации «Лекарственные растения», выполнение заданий из раздаточного материала.

 

Занятие 10 «Осень – «Припасиха» (1 час)

Теория: беседа «В саду ли, в огороде», овощи и фрукты – витаминные продукты, многообразие плодовых культур.

Практика: просмотр презентации «Фрукты» и «Овощи», работа с плакатом «Что растет в саду и в огороде», лото «Что, где растет?»

Занятие 11«Комнатные растения» (1 час)

Теория: беседа - рассуждение «Растения у нас в группе», почему растения называют комнатными, почему комнатные растения не растут на улице.

Практика: работа с альбомом «Цветы полевые и комнатные», экспериментирование: «Что нужно растениям для роста»

Занятие 12 «Растения Красной книги Калининградской области» (1 час)

Теория: беседа – рассуждение «Зачем нужна Красная книга и что это такое», растения красной книги Калининградской области.

Практика: игра – путешествие по страницам Красной книги, выполнение творческого задания.

Занятие 13 «Ёлочка - зелёная иголочка» (1час)

Теория: рассказ педагога о хвойных растениях, рассуждение на тему «Почему ёлочка и зимой и летом одним цветом», родственники ёлочки, зачем ёлочке иголки. Чтение экологической сказки «История одной ёлочки»

Практика: рассматривание иллюстраций с изображением хвойных растений, разгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний».

Занятие 14 «Птицы - наши друзья» (1 час)

Теория: беседа «Птицы – наши друзья», чтение стихов и рассказов про птиц, просмотр презентации «Всё о птицах», просмотр развивающего мультфильма «Чем важны птицы»

Практика: работа с альбомом «Птицы», наблюдение за птицами, упражнение «Составь описательный рассказ о птице на картинке», игра «Найди лишнее в ряду».

 

Занятие 15 «Перелётные птицы и оседлые птицы» (1час)

Теория: перелётные и оседлые птицы, беседа – рассуждение «Почему птицы улетают», слушание записи «Птицы в природе».

Практика: работа с плакатом «Зимующие птицы и перелётные», д/и «Найди перелётную птицу», н/д игра «Перелетные птицы», работа с карточкой (раздаточный материал)

 

Занятие 16 «Рассказ о снегире» (1 час)

Теория: рассказ о птице с красной грудкой, разгадывание загадок о снегире, беседа – рассуждение «Что означает слово снегирь».

Практика: рассматривание иллюстраций, и/у– работа с карточкой «Найди перелётную птицу», творческая деятельность - рисуем снегиря.

Занятие 17-18 «Домашние и дикие животные» (2 часа)

Теория: беседа «Многообразие диких и домашних животных», «Чем домашнее животное отличается от дикого».

Практика: н/д игра «Подбери шубку», работа с предметными картинками «Домашние животные», настольная игра лото «Чей малыш?», работа с плакатом «Дикие животные и птицы», настольная игра «Угадай по силуэту», лото «Азбука животных».

Занятие 19 «Все нужны на Земле» (1 час)

Теория: беседа на тему «Не обижай животное, даже если оно тебе неприятно», проблемная ситуация «Если жабу обижают…»

Практика: Работа с иллюстрациями (змея, жаба, ящерица и.т.д.)

Занятие 20 «Как трудятся животные» (1 час)

Теория: беседа «Труд животных», все ли животные трудиться умеют.

Практика: работа с тематическими иллюстрациями, презентация «Какие животные умеют трудиться»

Занятие 21 «Животные – санитары» (1 час)

Теория: рассказ «Кто такие животные - санитары», просмотр презентации «Санитары леса».

Практика: выполнение заданий раздаточного материала (карточка)

Занятие 22 «Наши четвероногие друзья – собаки» (1 час)

Теория: беседа «Четвероногий друг – кто это?», собака друг – собака враг, рассказы детей о своих домашних питомцах.

Практика: д/и «Кого не стало?» (Закрепляем умения различать домашних животных), работа с предметными картинками, рассматривание фотографий.

Занятие 23 «Кто где живет и почему» (1 час)

Теория: презентация «Какие разные дома», у кого какой дом, какие дома для животных ты знаешь, для кого мы можем построить дом. 

Практика: д/и «Кто где живет», настольная игра «Кто где живет?», рассматривание иллюстраций «Домики разных животных», работа с карточками – заданиями «Чей домик»

Занятие 24 «Животные Красной книги Калининградской области» (1 час)

Теория: беседа – рассуждение «Для чего нужна красная книга», животные Красной книги Калининградской области, как защитить животных, просмотр презентации «КК Калининградской области - ЖИВОТНЫЕ».

Практика: выполнение творческого задания.

Занятие 25«Насекомые. Божья коровка» (1 час) 

Теория: беседа «В мире много насекомых», «Кто такие насекомые», просмотр презентации, «Путешествие в мир насекомых», разгадывание загадок - «Угадай, что за насекомое»

Практика: работа с предметными картинками «Насекомые», упражнение «Нарисуй божью коровку», лепка «Божья коровка»

Занятие 26 «Грибы -  друзья растений» (1 час)

Теория: беседа – рассуждение «Зачем лесу грибы?», просмотр развивающего мультфильма «Про грибы», «Съедобные – несъедобные грибы».

Практика: работа с предметными картинками «Как устроен гриб» (грибница, ножка, шляпка, споры), рассматривание иллюстраций «Грибы съедобные и ядовитые». Правила грибников, лепка «Гриб – грибочек»

Занятие 27 «Кто такие рыбы?» (1 час)

Теория: рассказ воспитателя о многообразии мира рыб, просмотр развивающего мультфильма «Что есть у рыбы».

Практика: развивающая игра с магнитными модулями «Собери рыбу», работа с предметными картинками «Рыбы»

Занятие 28 «Любопытные факты о природе» (1 час)

Теория: рассказ педагога «Интересные факты из жизни природы», презентация «Удивительные животные», рассказ воспитателя о 15 знаменитых растений мира.

Занятие 29 «Планета Земля. Космос» (1 час)

Теория: рассказ воспитателя «Юрий Гагарин», Космос, Планеты солнечной системы, Наша планета «Земля», почему на других планетах нет жизни.

Практика: работа с плакатом «Солнечная система», рассматривание глобуса – уменьшенной модели планета Земля и обсуждение увиденного, работа с картинками альбома «Планеты. Звёзды»

Занятие 30 «Лаборатория природы – воздух и вода» (1 час)

Теория: беседа - рассказ «Свойства воды», «Свойства воздуха», просмотр видеоролика «Путешествие капельки», рассказ «Для чего нужна вода», «Для чего нужен воздух».

Практика: экспериментирование с водой и воздухом, и/з «Составь вывод сам»

 

Занятие 31 «Лаборатория природы – песок и камни» (1 час)

Теория: беседа - рассказ «Свойства песка», «Свойства камней»

Практика: работа с коллекцией камней, экспериментирование с песком и камнями, и/у «Составь вывод сам», игры с песком

Занятие 32 «Секреты неживой природы» (1 час)

Теория: просмотр презентации «Что такое вулкан». Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.  

Практика: работа с предметными картинками «Природные явления» (Познакомить детей с природными явлениями неживой природы: дождь, гроза, радуга, туман снег, иней, лед.

Проведение опыта со льдом.

 

Занятие 33 «Экологические сказки» (1час)

Теория: чтение сказки «Как медведь пень потерял», обсуждение сказки. Закрепление знания детей об образовании почвы, о круговороте веществ и о роли различных организмов в этих процессах.

 

Занятие 34 «Будь природе другом. Что угрожает живой природе? Правила друзей природы» (1 час)

Теория: беседа «Правила поведения в природе», обсуждение правил поведения, проблемная ситуация – пути решения проблемы.

Практика: д/и "Сохрани природу" (формировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее охрану), ига лото «основы безопасности на природе»

Занятие 35 Рисуем экологические листовки и значки (1 час)

Теория: чтение стихов о природе, разгадывание загадок на тему природа.  

Практика: оформление экологических листовок в знак защиты живой природы.

Занятие 36 Викторина «Знатоки природы». Мониторинг на конец учебного года (1 час)

Практика: Викторина, работа с карточками – заданиями на тему «Как много о природе знаю я»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Начало учебного года

01 сентября

1 учебный период

18 недель (01 сентября-31 декабря)

Праздничные дни

04 ноября

Каникулярный период

01-09 января

2 учебный период

18 недель

(10 января - 31 мая)

Итоговая аттестация

Праздничные дни

23 февраля, 8 марта, 1,9,10 мая

Каникулярный период

01 июня – 31 августа

Продолжительность учебного года

36 недель

Организационно- педагогические условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение программы:

(Оборудование)

-ноутбук;

- детские столы и стулья;

- магнитная доска.

2.Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дошкольного образования, прошедший аттестацию на высшую категорию, имеющий высшее педагогическое образование и курсы повышения квалификации по профилю деятельности, опыт работы 10 лет.

3.Методическое обеспечение программы.

Настольно – дидактические, развивающие игры:

- Лото «Что, где растет?»

- Лото «основы безопасности на природе»

- «Плоды деревьев»

- «Живая и неживая природа»

- «Стань природе другом»

- «Вершки и корешки»

- «Загадочные животные»

- «Узнаем живой мир»

- «Модели эколого – систематических групп»

- Лото «Зоологическое»

- Лото «Азбука растений»

- Лото «Азбука животных»

- «Животные и птицы: как говорят и что едят»

- «Перелетные птицы»

- «Где, чей листочек?»

- «Времена года»

- «Собери урожай»

- «Наш дом – природа»

- «Веселый зоопарк»

- Лото «Чей малыш?»

Настольно – дидактические игры, выполненные своими руками:

 - «Угадай по силуэту»;

 - «Кто спрятался»;

 - «Подбери шубку»;         

 - «Собери пейзаж».

Демонстрационный материал.

Плакаты: «Дикие птицы»; «Зимующие птицы и перелетные»; «Что растет в саду и в огороде»; «Дикие животные и птицы»; «Правила безопасности для детей»; «Солнечная система»; «Север. Юг. Восток. Запад».

Предметные картинки: «Грибы»; «Рыбы»; «Дикие животные»; «Насекомые»; «Деревья»; «Цветы»; «Птицы»; «Домашние животные»; «Птицы лесов»;

«Городские птицы»; «Фрукты»; «Морские обитатели»; «Космос»; «Природные явления»; «Дикие животные».

Альбомы: «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран»; «Насекомые, земноводные, пресмыкающееся, рыбы»; «Грибы, ягоды»; «Времена года – лето, осень, зима, весна»; «Фрукты и овощи»; «Цветы полевые и комнатные»; «Ягоды»;

«Дикие животные и обитатели Африки»; «Птицы»; «Насекомые»; «Жители океана».

Глобус и физическая карта мира.

Картотеки: «Тематические физминутки»; «Картотека пальчиковой гимнастики»; «Картотека дыхательной гимнастики».

 

Список литературы

1. Нормативно-правовые документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации.        

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 29 мая 2013 года №28564)

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»

(утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

- «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

2.Основная литература

1.Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет./ С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г.

2.Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет./ С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г.

3. Экологические сказки. Для работы с детьми предшкольного возраста. М.:Чистые пруды 2008г.

 4. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г. 

 5. «Наш дом – природа. Воздух – Невидимка». Н.А.Рыжова/ М.: 1998г.

 6. «Листок на ладони». Л.Маневцова./Детство – Пресс 2003 г.

 7. «Наш дом – природа». Н.А.Рыжова.  М.: «Карапуз – Дидактика», 2005. -192 с.

 8. «Что у нас под ногами». Н.А.Рыжова.  М.: «Карапуз – Дидактика», 2005. -192 с.:

 Ссылки на интернет ресурсы

http://bookash.pro/ru/book/213032/progulki-v-detskom-sadu-mladshaya-i-srednyaya-gruppy-tatyana-dolgova

http://bookash.pro/ru/t/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

https://infourok.ru/palchikovie-igri-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-3121809.html

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35040

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/04/10/kartoteka-palchikovyh-igr-na-zanyatiyah-po

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/30/igry-ekologicheskie-podgotovitelnaya-gruppa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляетс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Мир вокруг нас"

Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения...