Программа творческого объединения "Хочу все знать", средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Гаврилова Лариса Ивановна

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы прекрасно справляемся с помощью организации опытно–экспериментальной работы с дошкольниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hochu_vse_znat.docx38.88 КБ
PDF icon tit_hochu_vse_znat.pdf436.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Принято                                                                     Утверждаю:

педагогическим советом                                      заведующий МБДОУ д/с «Солнышко»

Протокол №_________2019                                        ________ Л.А.Молоткова

                                                                                Приказ № ________________2019г.  

П Р О Г Р А М М А

творческого объединения

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

(экспериментальная деятельность в средней группе)

Срок реализации 1 год

                                                    Руководитель: Гаврилова Л.И.

                                                     воспитатель первой категории

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка
  1. Цели и задачи
  2. Новизна
  3. Актуальность
  4. Предполагаемые результаты
  5. Основные направления работы.
  1. Содержательный раздел
  1. Перспективное планирование.
  2. Формы и способы  реализации
  1. Организационный раздел.
  1. Работа с родителями
  2. Организация режима занятий
  3. Мониторинг реализации программы
  4. Перечень используемой литературы

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Детство – пора поисков на самые разные вопросы.

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить   решение в проблемной ситуации.

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все крепче и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. В ходе экспериментирования  ребенок учится учиться.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, ученого.

Задачи:                                                                                                                           1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

 2.Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

1.1.2 Новизна программы заключается:

• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

1.1.3 Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Для выявления уровня познавательного развития детей был использован комплекс психолого - диагностических методик для детей 2 -3, 3-4, 4-5 лет (Методика «Дом животного» - адаптированный вариант методики Векслера, методика «Рыбка» - автор В. В. Холмовская, методика «10 предметов») направленных на оценку восприятия формы, пространственных отношений, развития памяти, мышления, внимания.

Программа разработана для детей 4-5 лет.

Программа рассчитана:

- на восемь календарных месяцев, для детей 4-5 лет;

- состоит из 31 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Форма организация детей: подгрупповая, индивидуально – подгрупповая, эксперименты, игры

1.1.4 Предполагаемый результат:

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем доказывать свойства песка;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

1.1.5 Основные направления работы, формы и способы их реализации.

1 Создание предметно-развивающей среды: создание уголка экспериментирования, создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

  1. Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

       2.1 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Сентябрь

1.«Свойства мокрого песка»:познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Инструктаж.

2. "Почему все звучит?"Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Октябрь

1."Прозрачная вода. Вода принимает форму. "выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита. Мокрый асфальт во время дождя опасен для движения. (элемент ПДД)

2. Какие предметы могут плавать? :дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

3. Свет повсюду: показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) Искусственные изготовленные людьми(лампа, фонарик, свеча).

4. Можно ли менять форму камня и глины.  Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить)  Камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Ноябрь

1. Где вода? :выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

2. Школа почемучек. :закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.

3. Что растворяется в воде: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Кто живет в воде: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.

Декабрь

1. Увеличительное стекло: познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.

2. Делаем мыльные пузыри: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

3. Изготовление цветных льдинок: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). Изготовление светофора из цветных льдинок. Как лед может быть опасен на дороге?  ( Элемент ПДД)

4. Почему растаяла снегурочка?: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Опыты со льдом. Какой лед быстрей растает (посыплем солью и песком) Правила поведение детей на скользкой дороге.( Элементы ПДД)

Смешарики. Азбука безопасности. «На тонком льду» 32 серия.

Январь

1. Ловись, рыбка и мала и велика: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2. Узнай все о себе, воздушный шарик: познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.

3. Знакомство с микроскопом: закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом. (Рассматривание волокон тканей на предметных стеклах)

Февраль

1. В мире стекла: помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

2. Знакомство с биноклем: закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой.

3. Воздух повсюду: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

4. Посадка лука: расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Март

1. Что такое телескоп?: Вспомнить все увеличительные приборы, познакомить с телескопом.

2. В мире пластмассы: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

3. Тающий лед: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.

Тающий лед на дороге превращается в кашу, что может спровоцировать занос автомобиля, создать аварийную ситуацию. (Элемент ПДД)

4. Фокусы с магнитами: выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.

Апрель

1. Солнечные зайчики: понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

2. Поможем Незнайке вылепить посуду. :расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду.

3. Что отражается в зеркале: познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать.

4. Волшебное сито: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Развивать самостоятельность.

Май

1. Металл, его качества и свойства: узнавать предметы из

металла. Определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

2. Свойства песка, льда и воды:  выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда. Какие эти природные материалы могут быть опасны для движения транспорта? А какие облегчить?(Элемент ПДД)

 

2.2 Формы и способы реализации (групповая)

Методы и приемы организации познавательной деятельности:

Наблюдение

Беседа

Эксперимент

Описание

Постановка проблемных вопросов

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Работа с родителями.                                                                                                                                                           Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Буклеты для родителей.

• Открытый показ кружковой работы.

• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».

• Фоторепортажи о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

• Выступления на родительских собраниях.

3.2. Организация режима занятий

Кружок проводиться 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут

  1. Мониторинг

                                                Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

 Фамилия, имя ребёнка

Критерии

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования

 часто

  иногда

очень редко

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность

 рассуждает самостоятельно

 когда как

получить готовый ответ от других

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

очень эмоционально

когда как

эмоции ярко не выражены

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

часто

иногда

очень редко

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и по ним лепить, конструировать

часто

иногда

очень редко

Проявляет интерес к познавательной литературе

часто

иногда

очень редко

ИТОГО  БАЛЛОВ

Высокий

Средний

Низкий

30-22 баллов – потребность выражена сильно (высокий уровень)

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно (средний уровень)

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо (низкий уровень)

Из вышеприведенных результатов мы видим, что:

______% детей – высокий уровень

______% детей – средний уровень.

______% детей – низкий уровень

  1. Используемая литература:

1.Н.Е Веракса, О.РГалимов « Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

2.О.В.Дыбина,  Н.П. Рахманова  В.В.Щетинина « Неизведанное рядом»

3.О.В.Дыбина «Рукотворный мир»

4.О.В Дыбина «Из чего сделаны предметы»

5.Т.Н.Зенина  «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»

Разработала: ______________Л.И.Гаврилова


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Творческая мастерская "Эврика" в средней группе.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей.   Содержание Программы представл...

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...

Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»

Познавательно- творческий проект  для детей средней группы   «Детям знать положено правила дорожные!»Актуальность. ...

Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»

 Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми  4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...

Программа кружка "Творческая мастерская" для детей средней группы

В ходе кружка дети будут заниматься:- бумагопластикой;- тестопластикой;- пластилинографией;- палитрой красок (рисование)...

Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)

Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...