Программа творческого объединения "Хочу все знать", средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы прекрасно справляемся с помощью организации опытно–экспериментальной работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.88 КБ |
![]() | 436.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято Утверждаю:
педагогическим советом заведующий МБДОУ д/с «Солнышко»
Протокол №_________2019 ________ Л.А.Молоткова
Приказ № ________________2019г.
П Р О Г Р А М М А
творческого объединения
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
(экспериментальная деятельность в средней группе)
Срок реализации 1 год
Руководитель: Гаврилова Л.И.
воспитатель первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Новизна
- Актуальность
- Предполагаемые результаты
- Основные направления работы.
- Содержательный раздел
- Перспективное планирование.
- Формы и способы реализации
- Организационный раздел.
- Работа с родителями
- Организация режима занятий
- Мониторинг реализации программы
- Перечень используемой литературы
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Детство – пора поисков на самые разные вопросы.
Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепче и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. В ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, ученого.
Задачи: 1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2.Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
1.1.2 Новизна программы заключается:
• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
1.1.3 Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Для выявления уровня познавательного развития детей был использован комплекс психолого - диагностических методик для детей 2 -3, 3-4, 4-5 лет (Методика «Дом животного» - адаптированный вариант методики Векслера, методика «Рыбка» - автор В. В. Холмовская, методика «10 предметов») направленных на оценку восприятия формы, пространственных отношений, развития памяти, мышления, внимания.
Программа разработана для детей 4-5 лет.
Программа рассчитана:
- на восемь календарных месяцев, для детей 4-5 лет;
- состоит из 31 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.
Форма организация детей: подгрупповая, индивидуально – подгрупповая, эксперименты, игры
1.1.4 Предполагаемый результат:
• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;
• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
• умение опытным путем доказывать свойства песка;
• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;
• расширение знаний об увеличительных приборах;
• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
1.1.5 Основные направления работы, формы и способы их реализации.
1 Создание предметно-развивающей среды: создание уголка экспериментирования, создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.
- Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Сентябрь
1.«Свойства мокрого песка»:познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Инструктаж.
2. "Почему все звучит?"Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Октябрь
1."Прозрачная вода. Вода принимает форму. "выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита. Мокрый асфальт во время дождя опасен для движения. (элемент ПДД)
2. Какие предметы могут плавать? :дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
3. Свет повсюду: показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) Искусственные изготовленные людьми(лампа, фонарик, свеча).
4. Можно ли менять форму камня и глины. Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) Камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Ноябрь
1. Где вода? :выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
2. Школа почемучек. :закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.
3. Что растворяется в воде: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
4. Кто живет в воде: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.
Декабрь
1. Увеличительное стекло: познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.
2. Делаем мыльные пузыри: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.
3. Изготовление цветных льдинок: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). Изготовление светофора из цветных льдинок. Как лед может быть опасен на дороге? ( Элемент ПДД)
4. Почему растаяла снегурочка?: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Опыты со льдом. Какой лед быстрей растает (посыплем солью и песком) Правила поведение детей на скользкой дороге.( Элементы ПДД)
Смешарики. Азбука безопасности. «На тонком льду» 32 серия.
Январь
1. Ловись, рыбка и мала и велика: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
2. Узнай все о себе, воздушный шарик: познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.
3. Знакомство с микроскопом: закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом. (Рассматривание волокон тканей на предметных стеклах)
Февраль
1. В мире стекла: помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
2. Знакомство с биноклем: закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой.
3. Воздух повсюду: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.
4. Посадка лука: расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Март
1. Что такое телескоп?: Вспомнить все увеличительные приборы, познакомить с телескопом.
2. В мире пластмассы: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
3. Тающий лед: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
Тающий лед на дороге превращается в кашу, что может спровоцировать занос автомобиля, создать аварийную ситуацию. (Элемент ПДД)
4. Фокусы с магнитами: выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.
Апрель
1. Солнечные зайчики: понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.
2. Поможем Незнайке вылепить посуду. :расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду.
3. Что отражается в зеркале: познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать.
4. Волшебное сито: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Развивать самостоятельность.
Май
1. Металл, его качества и свойства: узнавать предметы из
металла. Определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
2. Свойства песка, льда и воды: выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда. Какие эти природные материалы могут быть опасны для движения транспорта? А какие облегчить?(Элемент ПДД)
2.2 Формы и способы реализации (групповая)
Методы и приемы организации познавательной деятельности:
Наблюдение
Беседа
Эксперимент
Описание
Постановка проблемных вопросов
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Работа с родителями. Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
• Буклеты для родителей.
• Открытый показ кружковой работы.
• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».
• Фоторепортажи о кружковой работе.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
• Выступления на родительских собраниях.
3.2. Организация режима занятий
Кружок проводиться 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут
- Мониторинг
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Фамилия, имя ребёнка Критерии | |||||||||||||||
Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования | часто | ||||||||||||||
иногда | |||||||||||||||
очень редко | |||||||||||||||
Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность | рассуждает самостоятельно | ||||||||||||||
когда как | |||||||||||||||
получить готовый ответ от других | |||||||||||||||
Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | очень эмоционально | ||||||||||||||
когда как | |||||||||||||||
эмоции ярко не выражены | |||||||||||||||
Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | часто | ||||||||||||||
иногда | |||||||||||||||
очень редко | |||||||||||||||
Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и по ним лепить, конструировать | часто | ||||||||||||||
иногда | |||||||||||||||
очень редко | |||||||||||||||
Проявляет интерес к познавательной литературе | часто | ||||||||||||||
иногда | |||||||||||||||
очень редко | |||||||||||||||
ИТОГО БАЛЛОВ | Высокий | ||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||
Низкий |
30-22 баллов – потребность выражена сильно (высокий уровень)
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно (средний уровень)
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо (низкий уровень)
Из вышеприведенных результатов мы видим, что:
______% детей – высокий уровень
______% детей – средний уровень.
______% детей – низкий уровень
- Используемая литература:
1.Н.Е Веракса, О.РГалимов « Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
2.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова В.В.Щетинина « Неизведанное рядом»
3.О.В.Дыбина «Рукотворный мир»
4.О.В Дыбина «Из чего сделаны предметы»
5.Т.Н.Зенина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»
Разработала: ______________Л.И.Гаврилова
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-150562-1512273878.jpg)
Рабочая программа "Творческая мастерская "Эврика" в средней группе.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей. Содержание Программы представл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1089359-1543915201.jpg)
Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа
Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1029754-1573401532.jpg)
Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»
Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-1202361-1577359391.jpg)
Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»
Познавательно- творческий проект для детей средней группы «Детям знать положено правила дорожные!»Актуальность. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-1247629-1588938666.jpg)
Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми 4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1138156-1555527709.jpg)
Программа кружка "Творческая мастерская" для детей средней группы
В ходе кружка дети будут заниматься:- бумагопластикой;- тестопластикой;- пластилинографией;- палитрой красок (рисование)...
Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)
Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...