Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Шмакова Светлана Владимировна

   Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми  4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №128

Программа дополнительного образования для детей  средней группы

художественной направленности

«Творческая мастерская»

Руководитель:

воспитатель Шмакова С.В.

Комсомольск-на-Амуре

2018-2019 г.

Пояснительная записка.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В.А.Сухомлинский

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях художественно-эстетического развития актуальна, так как  эти занятия способствуют согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Цель. Создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи.

  • Пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, за счет использования разных приемов работы с красками, бумагой, пластилином, тестом.
  • Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В основу данной программы легли принципы:

1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к художественно – продуктивной деятельности.

2. Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом педагог открывает для детей еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации.

3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия.

4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения детей к выполнению работы.

5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса выполнения работы с учетом возможностей детей. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения нужного материала.

6. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства. Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

7. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения конструктивной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

8. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов художественно – продуктивной деятельности

Основные направления.

  1. Пластилинография.
  2. Тестопластика.
  3. Бумагопластика .

Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

Ребенок способен к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности,к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).

Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их«язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности.

Ребенок овладевает обобщенными (типичными) и  самостоятельными способами творческой деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах творческой деятельности, свободно пользуется техническими приемами и способами изготовления поделок и картин из пластилина, соленого теста или бросового материала.

Детей отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты познавательные, творческие и художественные способности, творческая активность, самостоятельность. Дети овладевают навыками совместной работы.

Формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы, способы, методы и средства реализации программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

При реализации данной программы педагог:

  • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
  • соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
  • осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
  • сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.

Формы организации:

  • тематические занятия;
  • дидактические игры;
  • творческие занятия;
  • игровые занятия;
  • выставки детских работ;
  • тематические беседы.

Методы организации:

  • Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
  • наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
  • практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
  • репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);
  • проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
  • методы работы под руководством педагога

Методы стимулирования и мотивации:

  • поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
  • познавательные игры;
  • игры-соревнования;
  • конкурсы;
  • выставки творческих работ.

Формы контроля:

  • устный опрос;
  • практические задания;
  • самостоятельные творческие работы;
  • самоконтроль.

Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения.

Возраст детей 4-5 лет.

Продолжительность занятия 20-25 минут.

Объем программы: количество занятий в неделю: 2;

    количество занятий в год: 59.

Срок реализации программы: с 1 ноября по 31 мая.

По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Формы организованной образовательной деятельности: групповая (индивидуально-коллективная) по 5 человек.

Условия реализации программы:

  • картон белый и цветной;
  • белая и цветная бумага;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • салфетки;
  • доски;
  • пластилин, соленое тесто;
  • полуготовый рисунок – основа будущей композиции на картоне;
  • стеки, палочки;
  • кисти белка, щетина;
  • бросовый и природный материал (спичечные коробки, бусины, пайетки, шишки, скорлупа от грецких орех, трубочки и т.п.).

Оборудование:

  • столы, стулья;
  • мольберт;
  • образцы объектов труда,
  • инструкционные карты.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • составление альбома лучших работ;
  • участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;
  • презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • творческий отчет воспитателя на педсовете

Методическое обеспечение программы

  1. Давыдова Г.Н.  Детский дизайн: Пластилинография.Издательство: Скрипторий 2003, 2015.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2, Пособие, Москва, Изд-во: Скрипторий 2003, 2015.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Конощук С.И. Фантазии круглый год: пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
  5. Новикова, И. В. Конструирование из природных материалов в детском саду/ И. В. Новикова; — Ярославль: Академия развития, 2009.
  6. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  7. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс», 2000.
  8. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  9. Халезова Н.Б. и др. Декоративная лепка  в детском саду.- М.: Просвещение, 2008.
  10. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.
  11. Шницкая И.О.  «Аппликация из пластилина» Д.:Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности "Крепыш"

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми на базе МБДОУ №8 «Теремок». Работая в детском саду довольно продолжительное время, я поняла, что есть дети с высокой двигательной активностью ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»

Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...

Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)

Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...

Программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Солнечная мастерская"

Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и наглядно-методических пос...

ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»

рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...

Программа дополнительного образования дошкольников 4-5 лет "Волшебная мастерская"

Программа творческого объединения детей средней группы "Волшебная мастерская" , художественно-эстетическая направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....