Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Касян Елена Викторовна

Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Особенностью программы является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_yunyy_ekolog_yugry.docx87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга»

Рассмотрено

на заседании Педагогического совета

протокол №1 от 31.08.2020г

УТВЕРЖДАЮ

_______________________Л.А Лукша

Приказ МАДОУ д/с «Радуга»

от 31.08.2020г №219

 

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный эколог ЮГРЫ»

Возраст обучающихся: 5-6 (6-7) лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Касян Елена Викторовна,

воспитатель

Советский, 2020

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, -

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

Природа и человек… Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля- наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе родного края, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья- детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Особенностью программы является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.

Отличительные особенности программы. Программа реализует системный подход к решению задач экологического воспитания детей с ОВЗ (детей с нарушениями речи) и имеет практическую направленность. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Одним из важнейших принципов организации работы — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы.. Детский сад находится в парковой (лесной) зоне, где среди зеленых насаждений проложена беговая дорожка, дорожка для прогулок. Территория ДОУ ограждена забором и полосой зеленых насаждений. На территории сада высажены различные кустарники, которые являются живой изгородью между участками для прогулки детей. Деятельность кружка предусматривает введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике.

Принципы, лежащие в основе программы:

-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности и посильности;

-принцип учета возрастных особенностей детей.

Потребности ДОУ в разработке плана кружка « Юный эколог»

1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа кружка «Юный эколог Югры»:

  • выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
  • соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
  • формирует у ребенка 5 - 6 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
  • способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.

Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13); Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р; Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014 «Об утверждении Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО Югре», Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга», Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад Радуга».

Цель программы: формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Ханты-Мансийский автономный округ- Югра).

Задачи:

Образовательные.

-Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

-Обогащать представления детей о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы.

-Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.

-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

-Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Развивающие.

-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия.

- Развивать активный словарь, грамматический строй, связную речь.

-Применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Воспитательные.

-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Задачи оздоровительной направленности.

- Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

- Формировать ответственное отношение к своему здоровью.

- Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.

- Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира родного города.

- Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными.

- Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой.

Задачи природоохранного направления.

- Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов.

- Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.

- Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

- Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через изобразительную деятельность и художественный труд.

Интеграция содержания образовательной области.

Образовательные

области

Экология

Социально-коммуникативное развитие

Формирование интереса к родному краю, чувство принадлежности к мировому сообществу.

Формирование компонентов устной речи в различных видах деятельности, конструктивных способностей и овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Познавательное развитие

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, экологического мировоззрения и активной жизненной позиции. Развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие

Использование дидактических эколого-речевых игр, которые способствуют активному развитию словаря, умению выстраивать диалог, излагать свои мысли, совершенствовать монологическую речь детей, осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Художественно-эстетическое развитие

Использование художественных произведений для обогащения содержания образовательной деятельности. Дать представление о целостной картине мира. Через произведения художественной литературы раскрывать красоту природы.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребности детей в самовыражении. Формирование эстетического отношения к миру и содействие художественному развитию ребенка средствами искусства.

Здоровье

Формирование умения адекватно реагировать на изменение окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.

Труд

Знакомство с особенностями труда в природе. Воспитание ценностного отношения к труду, его роли и результатам в жизни человека.

Требования к уровню освоения программы.

К концу обучения ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения):

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья).
  • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы).
  • Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами).
  • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел).

Оценка достижения уровня усвоения программного материала проводится в соответствии диагностическими инструментарием по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) (приложение 1). Диагностика проводится один раз в год в форме бесед ( на занятиях по программе, в свободной деятельности в том числе на прогулке).

Формы представления достижений обучающихся в течение года: фотоотчеты, организация выставок детских работ для родителей, тематические выставки в ДОУ, участие в конкурсах в течение года, проведение мастер-классов.

Формы и методы организованной образовательной деятельности.

Реализация программы «Юный эколог Югры» осуществляется в рамках образовательной деятельности в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, проведение праздников.

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка  от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой);

- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

- частично-поисковый (участие в коллективном поиске);

-исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются:

Словесные методы: устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного.

Наглядные методы: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).

Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Закрепление теоретического материала осуществляется во время прогулки (на прогулочной площадке, в парковой зоне).

Индивидуальная работа. Проведение индивидуальных разговоров с детьми о том, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении о том , кем и какими они станут , когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды.

Взаимодействие с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;

- совместные праздники;

- участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;

- оформление наглядной информации.

Возраст детей: Программа предусматривает набор детей 5-6 лет с ОВЗ в группу количеством до 10 человек.

Форма обучения: очная

Срок реализации программы: 1 год (октябрь - май)

Режим занятий: 2 занятия в месяц по 30 минут, во второй половине дня. Общее количество занятий в год - 16

Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая.

Вид занятия: практическое занятие

Условия реализации программы.

Материально-техническое оснащение:

-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых.

-Фигурки с домашними и дикими животными.

-Муляжи и натуральные овощи и фрукты.

-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения.

-Гербарий растений.

-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада.

-Кормушка для птиц.

-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.).

- Мультимедийное оборудование.

- Столы, стулья

2. Учебный план

№ п/п

Название раздела/ темы

Количество часов*

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Живая и неживая природа

4

2

2

игра

2

Животный мир зимой

2

1,5

0,5

беседа

3

Растительный мир зимой

2

1,5

0,5

игра

4

Воздух и вода – наши лучшие друзья

2

1

1

выполнение эксперимента  

5

Экосистема – лес

2

1

1

составление рассказа

6

Животный мир весной

2

2

0

Диагностика

7

Человек и природа

2

2

0

Диагностика

ИТОГО

16

11

5

*Примечание: 1 час – 1 занятие продолжительностью до 25 мин.

3. Содержание программы.

Модуль I.  «Живая и неживая природа»-  4 часа

Занятие 1. «Я и природа»

Теория. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Показать уникальность природы Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, её хрупкость и, в то же время могущество.

Практика. Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке». Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа».

Занятие 2. «Наш  дом – природа. Осенние явления в неживой природе»

Теория. Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе. Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют  ветры. Особенности явлений природы ХМАО- Югры. Календарь природы.

Практика. Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа». Дидактическая игра «Мой дом». Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни.

Занятие 3. «Почему бывают разные времена года»

Теория. Формировать представления о том, что Солнце – источник света и тепла.- Смена времен года.- Сезонные изменения в природе.- Роль Солнца в жизни человека. Местоположение России и ХМАО- Югры на глобусе.

Практика. Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». Моделирование «Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика».

Занятие 4. «Знакомим детей с почвой»

Теория. Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы. Показать особенность  почвы ХМАО- Югры, разнообразие растительного мира  нашего края.

Практика. Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. Показать особенность  почвы ХМАО- Югры, разнообразие растительного мира  нашего края.

Модуль II. «Животный мир зимой» - 2 часа

Занятие 1. «Как животные проводят зиму в лесу?»

Теория. Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения в жизни животных. Трудные условия жизни в холодный период. Приспособления животных к климатическим условиям ХМАО- Югры .

Занятие 2. «Беседа о зимующих птицах»

Теория. Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. Зимующие птицы ХМАО- Югры.

Практика. Дидактическая игра по классификации птиц.

Модуль III. «Растительный мир зимой»- 2 часа

Занятие 1. «Как растения приспособились зимовать»

Теория. Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы – их характерные признаки. Как растения приспособились зимовать в Югре.

Занятие 2. «Комнатные растения – живой организм»

Теория. Объяснить понятие  «комнатные растения».Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

Практика. Уход  за комнатными растениями.

Модуль IV. «Воздух и вода – наши лучшие друзья» - 2 часа

Занятие 1. «Круговорот воды в природе. Эта волшебница - вода»

Теория. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара).

Практика. Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью. Замораживание цветных льдинок.

Занятие 2. «Что мы знаем о воздухе»

Теория. Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Практика. Опыты по выявлению свойств воздуха.

Модуль V. «Экосистема - лес» - 2 часа

Занятие 1. «Лес –многоэтажный дом. Цепочка в лесу»

Теория. Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Заповедные места Югры и Советского района.

Практика. Составление схем «Цепочки питания».

Занятие 2. «Кто главный в лесу?»

Теория. Учить распознавать    5-6 деревьев,3-4 кустарника.  Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Практика. Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?».  Экскурсия в парк «Определение пород деревьев и кустарников».

Модуль  VI. «Животный мир весной» - 2 часа

Занятие 1. «Особенности жизни зверей весной»

Теория. Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Югры.

Занятие 2. «Встречаем птиц»

Теория. Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов). Первый прилет птиц.

Модуль VII. «Человек и природа» - 2 часа

Занятие 1. «Планета Земля в опасности»

Теория. Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. 

Занятие 2. «Через добрые дела можно стать юным экологом. Красная книга ХМАО-Югры»

Теория. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Правила поведения человека в природе. Роль человека в природоохранной работе. Редкие растения и животные ХМАО- Югры.

4. Список литературы

  1. Бочарова  Н.  И.  Организация прогулок-походов  с  детьми  старшего  ошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел,1988.
  2. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995.
  3. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7.
  4. Захлебный А. Н. На  экологической  тропе  (опыт  экологического  воспитания)  //Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. – № 5.
  5. Лучич М. В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.
  6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
  7. Мир природы и ребенок. Учебное пособие/Под. ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П. Г. – Изд. 2-е. – СПб., 1998.
  8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
  9. Николаева С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
  10. Николаева  С. Н. Методика  экологического  воспитания  детей  дошкольного  возраста. – М., 1998.
  11. Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. – М., 1998.
  12. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/Сост. А. М. Федотова. – Пермь, 1990.
  13. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. Экопрграмма для детей с ОВЗ ЖИВАЯ ЭКОЛОГИЯ.

5. Перспективное календарное планирование по программе «Юный эколог Югры»

Месяц

Число

Время проведения

форма занятия

Кол-во часов*

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

10

2 нед

По расписанию

Экскурсия по экологической тропе

1

«Я и природа»

парк

Сбор мусора на экологической тропе.

2

10

4 нед

Занятие

1

«Наш дом -природа. Осенние явления в неживой природе»

Групповое помещение (далее ГП)

Аппликация из природного материала «Сокровища природы».

3

11

2 нед

Экспериментирование

1

«Почему бывают разные времена года»

ГП

4

11

4 нед

Занятие

1

«Знакомим детей с почвой»

ГП/ парк

Акция «Поможем земле подготовиться к зиме»

5

12

2 нед

Занятие

1

«Как животные проводят зиму в лесу?»

ГП

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями  животных зимнего леса.

6

12

4 нед

Занятие

1

«Беседа о зимующих птицах»

ГП

Аппликация «Птицы на кормушке» Изготовление кормушки в домашних условиях.

7

1

2 нед

Занятие

1

«Как растения приспособились зимовать»

ГП/ прогул площадка

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»

8

1

4 нед

Занятие

1

«Комнатные растения – живой организм»

ГП

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение».

9

2

2 нед

Экспериментирование

1

«Круговорот воды в природе» «Эта волшебница - вода»

ГП

Выполнение задания

10

2

4 нед

Экспериментирование

1

«Что мы знаем о воздухе»

ГП

Выполнение задания

11

3

2 нед

Занятие

1

«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу»

ГП

Беседа

12

3

4 нед

Экскурсия

1

«Кто главный в лесу?»

ГП

Составление рассказа

13

4

2 нед

Занятие

1

Особенности жизни зверей весной»

ГП

Рисование (коллективная работа) «Звери весной».

14

4

4 нед

Занятие

1

«Встречаем птиц»

Парк/ прогул площадка

Наблюдение за птицами. Диагностика

15

5

2 нед

Занятие

1

"Планета Земля в опасности"

ГП

Рисование (коллективная работа) «Природа родного края». Диагностика

16

5

4 нед

Занятие

1

«Через добрые дела можно стать юным экологом. Красная книга ХМАО-Югры»

ГП

Модель «Сухое (несчастное) дерево».

Стенд «Панорама добрых дел».

ИТОГО

16

*Примечание: 1 час – 1 занятие продолжительностью до 25 (30) мин.

Приложение 1

к ДОП «Юный эколог Югры»

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний;

- экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

I. Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется времягода)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных,людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

II.  Отношение к природе.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

III. Трудовые навыки и умения 

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ФИ ребёнка

Представления о природе (кол-во баллов)

Отношение к природе (кол-во баллов)

Трудовые навыки и умения (кол-во баллов)

ИТОГО

(средний балл)

Уровень

Живая природа

Неживая природа

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

Вода

Песок

Природные явления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные Экологи» (базовый уровень)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные учёные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности«Юные учёные»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...