Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Коновалова Ольга Владимировна

Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий юных натуралистов. Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами. Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной обстановке. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ornitolog.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка естественно-научной направленности

 «Юный орнитолог»

возраст: дошкольная группа с 4 до 7 лет

общеразвивающей направленности

Автор программы:

Зам. зав. по ВМР

Коновалова О.В.

Мещерино – 1

2018 год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Направленность работы

4

1.2.

Актуальность

4

1.3.

Новизна программы

4

1.4.

Педагогическая целесообразность

4

1.5.

Цели и задачи

5

1.6.

Отличительные особенности программы

6

1.7.

Возраст обучающихся

6

1.8.

Срок реализации

6

1.9.

Формы, виды и режим деятельности

6

1.10.

Ожидаемые результаты

6

2.

Календарно – тематическое планирование

9

3.

Материально-техническое обеспечение программы

11

4.

Список литературы

12

  1. Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

МАДОУ «Мещеринский  детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; ценностного и нормативного компонента.

Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий юных натуралистов. Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами. Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной обстановке. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.

1.1.Направленность программы:

 Естественно-научная направленность.

1.2. Актуальность:

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося разнообразный мир птиц, а ознакомление с разными видами птиц – важная составляющая экологической культуры. Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Программа построена так, что дошкольники, пополняя и актуализируя  представления о птицах, их повадках и образе жизни формируют любовь к птицам родного края. У детей формируются учебные умения практического и исследовательского характера.  

1.3. Новизна программы:

Программа нацелена на создание условий для формирования экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.  

1.4.Педагогическая целесообразность:

 Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием личности воспитанника, способной к позитивному самовыражению через включение в естественно-научное творчество.

 1.5. Цель и задачи программы

 Цель: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

Задачи:

Обучающие задачи:

научить видеть и понимать красоту живой природы;

сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

расширить знания  по орнитологии, познакомить детей с условиями жизни птиц в естественных условиях и домашних условиях, с охраняемыми птицами, вошедшими в красную книгу;

познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

познакомить детей с технологией изготовления кормушек, искусственных гнездовий.

Воспитательные задачи:

воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ.

Развивающие задачи:

развивать потребности общения с природой;

развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

1.6. Отличительные особенности программы

 Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность наблюдения и исследования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования детей

Обучающиеся 4-7 лет

 1.8.Срок реализации программы: 1 год.

1.9.Формы, виды и режим ОД:

Образовательная деятельность по программе проводится в режимных моментах во второй половине дня, длительность 25 минут.

Виды деятельности:

лекционные занятия;

игры и викторины по птицам;

 практические занятия по определению птиц, их голосов, гнездовий;

практические занятия по изготовлению кормушек, искусственных гнездовий, заготовке кормов и подкормка птиц;

экскурсии;

тренинг по определению птиц в природе по голосам, внешнему облику и поведению;

участие в акциях по охране птиц;

исследовательская деятельность;

участие в конкурсах по экологии;

работа по проведению мероприятий в детском саду.

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Обучающиеся должны знать:

предмет и задачи орнитологии, многообразие птиц с зоогеографической точки зрения, основные виды птиц региона, виды птиц, занесенных в красную книгу,

существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; роль птиц в пищевых цепях биогеоценозов,

формы и методы охраны птиц, основные методы учета птиц,

правила написания научных работ

технологию изготовления кормушек, искусственных гнездовий.

правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

правила безопасности в кабинете, на экскурсиях, при работе в полевых условиях.

Обучающиеся должны уметь:

общаться с природой; видеть и понимать красоту живой природы; воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; распознавать в окружающем мире птиц, которые изучали;

пользоваться определителями, работать с дополнительной литературой

самостоятельно организовать исследования, оформлять и представлять доклады, оформлять исследовательские работы

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

любовь к людям и природе;

ответственное отношение к окружающей среде;

доброжелательность к живым существам;

стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

  1. Календарно-тематическое планирование

месяц

тема

сентябрь

Вводное занятие.

Что такое фенологическое наблюдение

Птицы в народном календаре.

Запас корма на зиму.

Подготовка и проведение праздника  «День журавля»

«Птицы перелётные вы куда летите»

октябрь

Международные осенние наблюдения

Фенологические наблюдения

Исследовательская работа по изучению видового разнообразия птиц г.о. Ступино

Биологические особенности птиц

ноябрь

Заготовка кормов, изготовление кормушек

Проект «Птицы»

Зимующие птицы

Фенологические наблюдения

Выставка поделок «Птичья столовая»

декабрь

Подготовка и проведение праздника «Синичкин день»

Приспособительные особенности разных групп птиц: образ жизни и строение

Зимующие птицы

Акция «Покорми птиц»

Фенологические наблюдения

Привлечение птиц и изготовление кормушек

январь

Всероссийские Рождественские наблюдения

Зимующие птицы

Акция «Покорми птиц»

Исследовательская работа по изучению видового разнообразия зимующих птиц г.о. Ступино

День осведомленности о пингвинах

февраль

День орнитолога в России

Зимующие птицы

Акция «Покорми птиц»

Игра «Уроки живой природы»

Птицы Красной книги Московской области

март

Перелётные птицы «Куда они летят»

Приспособительные особенности разных групп птиц, образ жизни и строение

Праздник «Герасим-грачевник»

Фенологические наблюдения

апрель

Международный день птиц

«Весна идет»

Знакомство и изучение весеннего пролёта птиц

Необычные птицы

май

Всемирный день перелётных (мигрирующих) птиц

Весенние дни наблюдений

Исследовательская работа по изучению видового разнообразия мигрирующих птиц

Птицы Красной книги Московской области

июнь

Всемирный день окружающей среды (День эколога)

Акция «Тише! Птицы на гнездах»

Игра-викторина «Птицы нашего края»

Фенологические наблюдения

июль

Что? Где? Когда? (интересные факты)

Исследовательская работа по изучению видового разнообразия птиц г.о. Ступино

Жизнь птиц летом

Самые, самые…

август

Наблюдения за подрастающими птенцами

Птица и её любимый корм

Почемучкины беседы

Подведение итогов работы

3.Материально-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Количество

Развивающие настольные игры

1.

«Угадай птиц по описанию»

1

2.

Чей хвост?

1

3.

Кто что ест?

1

4.

Угадай по голосу?

1

5.

Что едят птицы?

2

6.

«Разрезные картинки

2

Наглядные пособия

1.

Зимующие птицы

1

2.

Перелетные птицы

1

3.

Красивые птицы

1

4.

Редкие птицы

1

5.

Птицы разных климатических зон

1

Оборудование

1.

Магнитофон

1

2.

Интерактивная доска

1

3.

Фонограммы с голосами птиц

1

Другие материалы

1.

Картотека дидактических игр по теме «Птицы»

1

2.

Сборник пословиц и поговорок по теме «Птицы»

1

3.

Методические пособия по наблюдениям в природе

4.Список литературы

1. Анашкина Е.Н. «О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами», Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2004

2. Асташина Н.И. Экологическая орнитологическая тропа: Методическое пособие. – Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2010.

3. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Комаров Л.П. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролётом птиц. – Н.Новгород, 2000.-16с.

4.  Осмелкин Е.В. Изучение и охрана птиц: методическое пособие. / Е.В. Осмелкин, О.Н. Маскинская /. – Чебоксары, 2004. – 64с.

5. «Энциклопедия для детей. Птицы и звери», М.: «Аванта», 2002.

6. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009

7 . Интернет сайты:

http://www.maam.ru/

 https://dohcolonoc.ru

 http://doshkolnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать"

Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать" реализует общеиннтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских способностей дошкольников, рас...