картотека наблюдений в природе с детьми 1 младшей группы (3-ий год жизни)
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

картотека наблюдений в природе с детьми 1 младшей группы (3-ий год жизни)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_yasli.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за аквариумной рыбкой
(ясли)

Наблюдение 1. «Кто живет в аквариуме»

   Цель: Обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу, Сообщить ее название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живет в аквариуме, плавает в воде.

   Собрав детей, воспитатель зовет их посмотреть что-то очень интересное: «Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, в  нем кто-то живет! Вместе посмотрим, кто там живет? (После паузы). Рыбка живет. Она красивая. Она живет в аквариуме. Плавает рыбка в воде. Называется она золотая. Замечательно, что у нас есть такая рыбка!»

Цикл наблюдений за аквариумной рыбкой
(ясли)

Наблюдение 2. «Рыбка живая – ее надо кормить»

   Цель: дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она плавает и захочет есть, ее надо кормить.

   Воспитатель, собрав детей возле аквариума и показывая игрушечную рыбка, говорит: смотрите, какая у меня красивая игрушка – игрушечная рыбка. А в аквариуме плавает живая рыбка. Посмотрите на нее, она плавает туда- сюда, она голодная, хочет есть. Мы ее покормим рыбьим кормом, она не ест нашу еду – кашу, кисель. У нее своя еда- рыбья.» Воспитатель показывает детям корм, затем кормит рыбку. Вместе с детьми наблюдает, как она ест.

Цикл наблюдений за аквариумной рыбкой
(ясли)

Наблюдение 3. «Рыбка живая – она сама плавает»

   Цель: Дать представление о том, что живая рыбка передвигается, плавает без чьей-либо помощи.

   Воспитатель предлагает детям посмотреть на рыбку, спрашивает, что она делает, куда поплыла, Обращает внимание на ее плавные волнообразные движения, просит детей показать их рукой. Показывает игрушечную рыбку, спрашивает, может ли она плавать так же. Ставит ее в разные места, обращает внимание на то, что она не двигается. Говорит: «Это игрушка, игрушечная рыбка, она сама плавать не может, с ней можно поиграть (показывает игру – как рыбка плавает)». Потом снова обращает внимание на движения живой рыбки в аквариуме.

Цикл наблюдений за аквариумной рыбкой
(ясли)

Наблюдение 4. «Что есть у рыбки»

   Цель: Дать первоначальное представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки – игрушки: живая плавает в воде в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней.

   Воспитатель заранее подготавливает игрушечных рыбок  (по числу детей и для себя). Предлагает посмотреть с сказать, кто плавает в аквариуме. Затем из своих рук показывает игрушечную рыбку, уточняет: «В аквариуме – живая, а у меня  - игрушечная рыбка. Игрушку можно брать в руки, рассматривать, поворачивать, играть с ней. Вы уже играли с такими рыбками. Я покажу, что есть у игрушечной рыбки. Вот у рыбки туловище -–вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост. И т.д.

Затем предлагает посмотреть на живую рыбку, найти глазами ее туловище, голову и хвост. Посмотреть на ее рот, глаза. Каждому ребенку дает игрушечную рыбку, просит пальцем показать основные части тела В заключение воспитатель сообщает, что с игрушечной рыбкой можно играть, ее можно носить в руках. Отпуская детей, предлагает им поиграть с рыбками. Игрушки остаются в группе до конца дня, потом их убирают.

Наблюдение за елью (ясли)

   Цель: показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы (зеленое, колючее); дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства  

    Воспитатель предлагает найти березу, посмотреть на нее обращает внимание на то, что ветки уже голые, совсем без листьев, их нет на земле: она покрыта снегом. Затем ведет детей к елке, спрашивает: что это за дерево? Может быть, береза? Дает два названия (ель, елка), говорит, что это тоже дерево, очень красивое, все зеленое. Предлагает детям голыми руками дотронуться до еловых лап – оно колючее. Дети обходят ель кругом, рассматривают ее и радуются ее красоте.

Наблюдение за темным небом (ясли)

   Цель: Обратить внимание детей на изменение состояния неба: солнце спряталось, небо потемнело, появилась луна, звезды.

   Воспитатель показывает детям звезды, луну и поясняет: «Солнца нет на небе – темно, скоро ночь. Теперь на небе звезды и луна.»

Цикл наблюдений за птицами (ясли)

Наблюдение 1. «Кто прилетает на участок и на кормушку»

   Цель: Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, на дорожках, в небе. Учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи нее. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют и т.д.) Начать учить детей различать птиц – ворон, воробьев, голубей.

Цикл наблюдений за птицами (ясли)

Наблюдение 2. «Какие воробьи и какие вороны»

   Цель: Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске (воробьи маленькие. Коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм; ворона большая, черно-серая летает чаще всего одна, на кормушку не садится). Знать названия птиц.

Цикл наблюдений за птицами  (ясли)

Наблюдение 3. «На кормушку прилетают голуби»

   Цель: познакомить с голубями (они большие, сизые, т.е. серо-голубые, крупнее воробьев, стаей прилетают на кормушку, клюют корм, воркуют)

   Воспитатель показывает детям голубей, отмечает их отличие от воробьев и ворон. Читает стихотворение
И. Токмаковой «Голуби»

         Голуби, голуби, раз, два, три…
        Прилетели голуби сизари.
        Сели и нахохлились у дверей.
        Кто накормит крошками сизарей?

Цикл наблюдений за птицами (ясли)

Наблюдение 4. «Повторное наблюдение за птицами на кормушке»

   Цель: Продолжать учить различать птиц по величине и окраске перьев. Обратить внимание детей на птичьи крики, учить подражать им (каркать, чирикать, ворковать)

   Воспитатель наблюдает с детьми как летают птицы, куда садятся (на дерево, крышу, забор).Играет с детьми в подвижную игру «Воробышки и автомобиль» Читает детям стихотворение А. Барто:

               Села птичка на окошко.
              Посиди у нас немножко,
              Подожди, не улетай!
              Улетела… Ай!

Цикл наблюдений за снегом (ясли)

Наблюдение 1. «Вот зима, кругом бело, много снега намело»

   Цель: Дать первоначальные знания о свойствах снега (белый, холодный, покрывает всю землю, от него становится чисто, светло)

Цикл наблюдений за снегом (ясли)

Наблюдение 2. «Снежные дорожки и следы от наших ножек»

   Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами снега: только что выпавший снег рыхлый, на нем остаются следы от ног (большие – от взрослых, маленькие – от детских,  длинные полоски – это следы от санок). На утоптанном снегу следов не видно.

   Для этого наблюдения воспитатель заранее может подготовить предметы разной формы или печатки, которыми дети сами могут оставлять следы на рыхлом снегу.

Цикл наблюдений за снегом (ясли)

Наблюдение 3. «Снегопад»

   Цель: показать детям красоту родной природы, прививать чувство прекрасного.

   Воспитатель читает детям стихотворение Е.Благининой

           Снег, снег кружится
             Белая вся улица.
             Собрались и мы в кружок
             Закружились как снежок.

Цикл наблюдений за снегом (ясли)

Наблюдение 4. «Слепим снежки!»

   Цель: Показать детям, что в теплую погоду снег становиться липким, из него можно лепить снежки, вылепить снежную бабу.

   Воспитатель лепит с детьми снежки, учит их бросать.

Цикл наблюдений за попугаем. (ясли)

Наблюдение 1. «Какая птичка?

   Цель: познакомить детей еще с одним обитателем уголка природы: это птица, она называется попугай, она похожа на птиц, которые живут на улице и которых дети наблюдали: у нее есть туловище, голова, хвост, лапки, на голове глаза и клюв; тельце покрыто перьями, она очень красивая.

   Для наблюдения воспитатель заранее готовит игрушечных птиц (по числу детей). Раздает игрушки после тога, как все дети рассмотрят попугая в клетке, услышат название птицы, полюбуются ею, отреагируют эмоционально. После этого воспитатель показывает на игрушке части тела птицы, предлагает найти их и обвести пальцем на своих игрушках. Вслед за каждым показом обращает их внимание на живую птицу, просит поискать глазами ту часть тела, которую они рассматривали на игрушке.

Цикл наблюдений за попугаем. (ясли)

Наблюдение 2. «Чем попугай отличается от воробья и вороны»

   Цель: Уточнить представление детей о внешнем облике уже знакомых им птиц, показать отличие попугая от воробья и вороны (по размеру, цвету оперенья)

   Воспитатель заранее готовит цветные картинки с изображением воробья и вороны. Предлагает детям сначала посмотреть на птицу в клетке, вспомнить ее название, затем показывает картинки, спрашивает, кто на них нарисован, просит показать воробья, ворону. Затем посмотреть на попугая. Уточняет цвет оперения у разных птиц. Просит показать большую птицу (ворону) и маленьких (воробья, попугая). Говорит: «Вот какие птицы разные, не похожи друг на друга  - попугай зеленый, воробей коричневый, а ворона черная с серым, большая.

Цикл наблюдений за водой. (ясли)

Наблюдение 1. «Как снег становится водой»

   Цель: Показать, что снег в тепле тает и становится водой, в малой воде есть мусор, она грязная.

   Воспитатель вместе с детьми набирает снег в широкую белую посуду, приносит его в группу; после дневного сна они вместе рассматривают воду.

Цикл наблюдений за водой. (ясли)

Наблюдение 2. «Вода льется из крана»

   Цель: Уточнить представление о том, что в помещении вода появляется, когда открывают водопроводный кран – она льется из него, течет струей вниз. Вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло.

Цикл наблюдений за кошкой (ясли)

Наблюдение 1. «Как у нашего кота шубка очень хороша»

        Цель: уточнить знания детей о внешнем виде кошки, учить выделять части тела, называть их признаки. Воспитывать чувство симпатии к зверьку, желание наблюдать за ним, общаться с ним.

        Воспитатель вносит в группу кошку, рассматривает с детьми ее внешний вид, читая потешку, побуждает детей погладить кошку, называет кличку кошки.

Цикл наблюдений за кошкой (ясли)

Наблюдение 2. «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки»

        Цель: уточнить знания детей о том как кошка передвигается. Показать детям, что кошка может очень тихо, неслышно ходить, может прыгать, может крепко ловить лапами и удерживать когтями добычу (игрушку, бумажный бантик)

Наблюдение 3. «Любит мыться, а воды боится»

        Цель: Обратить внимание детей на то, как кошка умывается. Побуждать детей к самостоятельным наблюдениям за кошкой. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Цикл наблюдений за кошкой (ясли)

Наблюдение 4: «Что кошка ест»

        Цель: уточнить представления детей о разнообразии корма, который следует давать зверьку, о том, как он ест корм.

        Воспитатель ставит перед кошкой разнообразный корм (разные овощи, хлеб, мясо, молоко, сыр, конфета). Предлагает детям понаблюдать, какой корм выберет кошка  первым и как будет его есть. Воспитатель объясняет детям, что ест, а что не ест кошка. Говорит, что мы будем кормить нашу кошку только той едой, которая подходит ей.

Цикл наблюдений за фикусом (ясли)

Наблюдение 1. «У нас в группе растет фикус»

        Цель: Привлечь внимание детей к растению, находящемуся в группе. Учить показывать и правильно называть части растения: ствол, лист. Обратить внимание детей на то, что листья у фикуса широкие и большие, ствол высокий.

        Воспитатель обращает внимание детей на растение уголка природы – фикус. Предлагает посмотреть, какой фикус большой, похож на дерево. У фикуса есть ствол и листья. Ствол высокий, листья большие и широкие. Воспитатель вносит игрушку – бабочку. Бабочка «садится» на разные части растения, воспитатель просит детей сказать, куда села бабочка, побуждает называть части растения.

Цикл наблюдений за фикусом (ясли)

Наблюдение 2. «Наблюдение за поливом растения»

        Цель: Объяснить детям, что необходимо ухаживать за комнатными растениями: поливать их. Показать приемы полива растений. Вызвать интерес к уходу за растениями.

Цикл наблюдений за фикусом (ясли)

Наблюдение 3. «Протираем листья фикуса»

Цель: поддерживать интерес детей к комнатным растениям, вызвать желание помогать в уходе за растениями.

Воспитатель показывает детям, как она протирает листья фикуса. Обращает внимание на то, что листья становятся чистыми, «улыбаются» детям. Предлагает некоторым детям осторожно протереть листья.

Наблюдение за погодой летом

(ясли)

В гости к детям приходит кукла в пальто, шапке. Кукла говорит, что она плохо себя чувствует. Дети объясняют ей, что сейчас лето, жарко и надо одеваться в легкую одежду. Кукла раздевается, остается в платье, ей становится хорошо и она играет с детьми.

Наблюдение за погодой летом в прохладный день.

(ясли)

В гости к детям приходит кукла, одетая в сарафан и панаму, кукла мерзнет, ей плохо. Дети объясняют, что сегодня прохладно, надо надеть кофту, брюки. Кукла одевается и играет с детьми.

Наблюдение за дождем из окна.

(ясли)

Дети отмечают, что идет дождь, поэтому нельзя гулять.

Поют песенку:

Дождик, дождик, кап-кап-кап-,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Наблюдение за божьей коровкой. 

(ясли)

Цель: учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине,).

Ясли

Лето

Наблюдение за одуванчиками.

Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких солнышек среди зеленой травы. Обратить внимание детей на белые головки некоторых одуванчиков. Посмотреть как летают семена одуванчиков.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е.Серова)

Ясли

Лето

Наблюдение за жуком.

Цель: учить детей внимательному, бережному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить их представления о внешних особенностях жучка (имеет лапки, крылья, туловище, головку, может ползать, летать)

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не могу держать в руках,

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал из рук

Нос измазал пылью.

Улетел зеленый жук

Улетел на крыльях.

(Фадеева)



Наблюдение за улиткой

Цель: вызвать у детей положительные эмоции при встрече с улиткой

Учить выделять части тела (голова, рожки, домик, хвостик) .Учить наблюдать передвижением улитки.

Воспитатель читает потешку.

Улитка, улитка !

Покажи рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки -

Высуни рожки!

Наблюдение за березой.

Цель: Показать детям новое дерево,

назвать его. Объяснить, чем оно отличается от ели (белый ствол с черными полосками). Дать почувствовать, что оно тоже красивое.

Воспитатель обращает внимание на березу: ветки уже голые, совсем без листьев, покрыты снегом. Предлагает детям потрогать ствол дерева руками. Дети обходят кругом, рассматривают и радуются его красоте.

Наблюдение за дождем из окна.

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции к дождю. Обратить внимание, как стучит дождик, как одеты люди.

Воспитатель читает стихотворение:

Кап-кап, тук – тук,

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти,

Выставив ладошки.

Наблюдение за погодой ранней весной.

Воспитатель читает стихотворение:

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром, с новым днем.

Вот как славно мы живем!

Вместе с детьми наблюдают, какие изменения произошли в природе (тает снег, с крыш капают сосульки, стало  теплее).

Наблюдение за погодой зимой.

Воспитатель читает стихотворение:

Наблюдение за песком.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка.

Воспитатель читает стихотворение:

           Из меня куличик печь удобно,

           Только есть его нельзя, дружок ,

           Я сыпучий, желтый, несъедобный,

           Догадался, я  песок

Воспитатель предлагает собраться вокруг песка. Вместе наблюдают за тем, что сухой песок сыпучий, из него нельзя лепить. А из мокрого песка можно лепить куличи, он мягкий и не рассыпается. Предлагает детям поиграть, с песком, полепить, построить.

Посмотрите из окна – белые дорожки.

Все равно гулять пойдем.

Наденем на ножки теплые сапожки,

Этот с правой ножки, этот с левой ножки.

На руки – рукавички, теплые сестрички:

В эту – правый кулачок, в эту – левый кулачок

Пальтишки меховые, шапочки пуховые.

Застегнем на них все пуговки.

Вот так, вот так, пуговка к пуговке в ряд.

В гости к детям приходит кукла в летнем платье и дрожит от холода. Дети объясняют, что сейчас зима, холодно, надо одеваться в зимнюю одежду. Кукла одевается, ей становится тепло, и она играет с детьми.

Наблюдение за солнечным зайчиком.

Цель: Учить детей отыскивать солнечного зайчика и рассказывать о его местонахождении. Помочь понять смысл стихотворения «Солнечные зайчики» А.Бродского. Создавать у малышей радостное настроение.

Воспитатель сообщает детям, что сейчас в группе появится солнечный зайчик. Зайчик «ложится» перед детьми на полу, затем воспитатель переводит зайчика ( с помощью зеркала) с пола на стену, затем дети замечают его на стуле, под столом, около шкафа. Дети сообщают, где он находится, используя в речи соответствующие предлоги.

Воспитатель читает стихотворение:

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики.

Мы зовем их,  не идут.

Были тут, и нет их тут.

Воспитатель предлагает детям поискать зайчика в группе.

Наблюдение за работой дворника зимой.

Цель: Знакомить детей с трудом дворника зимой.

Воспитатель читает стихотворение:

Все белым-бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый-белый, мягкий снег.

Воспитатель предлагает внимательно понаблюдать, как дворник убирает снег, что он делает. Затем предложить детям помочь дворнику убрать снег своими лопатками, посыпать дорожки песком.

Наблюдение за погодой осенью.

Воспитатель читает стихотворение:

Осень цветная за окном,

Мы гулять с тобой пойдем.

Вот дорожка, а вот ножки,

Ножки шли, шли. Шли,

Прямо к домику пришли.

Вместе с детьми наблюдают какие изменения в природе произошли( листья желтеют ,опадают, птицы улетают в теплые края, холодает).

Наблюдение за водой.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды

Развивать речевое дыхание (произнесение звука на одном выдохе, протяжно). Формировать правильное произношение звука  « с».

Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату, открывает кран с водой, обращает внимание на то, как « поет вода» (с –с - с ), затем возвращается в группу к столу исследования. Воспитатель читает потешку:

Водичка, водичка!

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Вместе встают вокруг стола, к мисочкам  с холодной  и  теплой водой , предлагает детям опустить пальчик и узнать, что вода бывает теплая и холодная.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке во 2 младшей группе

Картотека разработана для развития познавательного интереса детей на прогулке....

План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы

План-конспект осенней прогулки "Наблюдение за ветром" с детьми младшей группы...

План наблюдений в природе на год. Младшая группа.

План наблюдений в живой природе, для календарных планов на весь год, по второй младшей группе....

Картотека наблюдений на прогулке для первой младшей группы

В данной картотеки представлены все наблюдения , которые можно провести с детьми в течении года , подобрано художественное слово, подвижные игры и т.д....

Картотека наблюдений в летний период в младшей группе

Наблюдения помогают детям развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе....

Картотека наблюдений за природой. Тема "Осень". Младший дошкольный возраст.

Маленькие исследователи не устают познавать мир везде и всегда Прогулка даёт массу ноых знаний, эмоций и впечатлений. Предлагаю Вашему вниманию картотеку наблюдений за природой на тему: "Осень&qu...