Проект " Моя семья - мое богатство"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Виноградчая Елена Григорьевна

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_semi.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Моя семья – моё богатство».

Срок реализации  проекта: 2012 – 2015 гг.

Вид проекта: долгосрочный.

Актуальность проблемы.

   Внедрение инноваций в работе ДОУ - важное условие совершенствования  системы дошкольного образования.  Наш детский сад работает  над инновационной деятельностью «Влияние развивающей и предметно пространственной среды на личностное развитие, сохранение и укрепление здоровья дошкольников современном ДОУ».

 С целью достижения более высоких результатов по  духовно нравственному развитию  независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, в детском саду,  реализован долгосрочный  проект «Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребёнка».  В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм и правил, моральных ценностей и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами. В настоящее время можно отметить, что  во многих семьях дети  испытывают дефицит духовного общения с родителями.  В силу своей занятости и каких-либо других причин родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты бытовыми домашними делами, компьютерными играми. А духовно-эмоциональное общение детей и родителей находится на втором плане.

 Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

  Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, разработала и приступила к реализации проекта «Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании», который поможет в  решении проблемы дефицита эмоционального, духовного общения детей и родителей. А также будет способствовать преодолению старых стереотипов в работе с родителями, внедрять в практику новые  подходы взаимодействия с семьей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи.

 Цель проекта: - показать детям, что семья - это основа общества, в ней создаётся своя микроструктура(традиции, история), сформировать нравственные основы личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений, воспитывать любовь к близким людям.

Задачи проекта:

  1. Повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
  2. Формирование позитивного опыта семейного воспитания;
  3. Повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
  4. Снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
  5. Пропаганда здорового образа жизни;
  6. Организация взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия.

Участники проекта:

Воспитатели , родители и дети.

  1. Основные формы реализации проекта:
  •  Семейные праздники: «День Матери», «День пап» и др.
  • Фестиваль семей «Моя счастливая семья».
  • Устный журнал для родителей. «Мой ребёнок исследователь».
  • Почта доверия.
  • Семейные презентации .
  • Круглый стол (родительские собрания с презентацией).
  • Традиции обычаи моей семьи (оформления выставки гербов, совместные творческие работы «Моё генеалогическое дерево»).
  • Информационный альбом «Растем духовно вместе с детьми».
  • Совместные спортивные встречи:

« Моя спортивная семья!», «Папа может!».

  • Семейный клуб любителей детской фотографии.
  • Размещение материалов проекта на сайте детского сада.
  • И другие.

Гипотеза:

При реализации  новых форм работы с семьей, по духовно нравственному воспитанию будет выработана  философия взаимодействия ДОУ с родителями, которая  позволит:

  1. Воспитание и развитие ребенка совместными усилиями ДОУ и семьи;
  2. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;
  3. Исключение формальности в работе с родителями;
  4. Активизировать работу родительского комитета;
  5. В большом выигрыше окажутся дети, независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, ради которых осуществляется данный проект.

Ожидаемый результат:

  1. Семья и Детский сад - два важных фундамента в воспитании детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.
  2. Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.
  3. Появление в семье общих интересов и увлечений, как для взрослых, так и для детей.
  4. Повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках (портфолио успехов ребенка)
  5. Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.
  6. Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

Критерии эффективности:

  1. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы группы с семьей.
  2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ,  которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей духовно нравственной - образовательной миссии.
  3. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развития. Поэтому нужно использовать любые достижения  ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.

Ресурсы:

  1. Нормативно - правовое обеспечение: Закон "Об образовании в Российской Федерации", Конвенция ООН о правах ребенка , Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепция дошкольного воспитания, Декларация прав ребенка .
  2. Педагоги и специалисты  ДОУ .
  3. Материально - техническое оснащение помещений ДОУ.
  4. Родительский комитет группы, готовый на социальное партнерство в реализации проекта.

Риски:

  • Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях группы, особенно из проблемных семей.

Предупреждение рисков:

  • Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, заведующим, музыкальным руководителем и др.
  • Опора на помощь родительского комитета.
  • Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

Этапы реализации проекта:

  1. Определение духовно  нравственного развития  в каждой семье.
  2. Планирование этапов работы с современной семьей.
  3. Выводы.

Продукты проекта:

  1. Видеофильмы совместных праздников с родителями.
  2. Фотоматериалы.
  3. Новые разработки  сценариев нетрадиционных форм работы с семьей.
  4. Анкеты.
  5. Семейные проекты «Наша родословная».
  6. Портфолио семейного успеха «Дорогою добра».

     7.  Памятки-консультации по темам:

           «Родительские  заповеди»

           

     

Духовно нравственное взаимодействие современной семьи  с детским садом.

Преимущества духовного взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется этот проект.

- Это учет индивидуальности ребенка. Воспитатель постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности национальной, социальной, религиозной принадлежности  своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности воспитания.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление духовно нравственных внутрисемейных ценностей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

  Основные принципы:

- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в духовном воспитании детей.

- Взаимодействие родителей  с общественными организациями  города.

  Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

-  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Промежуточные результаты по Проекту "Духовно- нравственное воспитание в современной семье"

Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями провели. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, делают добрые дела, поступки, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 «…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом . Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные  устои . Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»

                                                                                                    Д.А. Медведев

Звучит «Гимн семьи» все заходят в зал, занимают предназначенные места.

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Это утверждение никогда не станет избитым. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению, ответственности.

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и в судьбе. 
     Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь  из семьи.

Для того чтобы начать наш праздник, разрешите представить семьи, главных участников нашего праздника.

Представление семей.

- семья …. – этой дружной и крепкой семье 8 лет. Детки – Максим и Ирина, очень любят ходит в детский сад. Свободное время всегда стараются проводить всей семьёй: работают на даче, отдыхают на природе, загорают, купаются. Предпочитают активные виды отдыха: катаются все вместе на велосипедах, роликах. В зимнее время лепят снеговиков, катаются на санках… . Главным приоритетом в семейной жизни считают конечно же любовь, взаимопонимание и помощь друг другу! 

- семья … .- Светлана Викторовна и Алексей Александрович воспитывают двух детей – София и Кирилл. Любимое семейное хобби – выращивание цветов, особенно предпочитают тюльпаны! А ремонт в доме всей семьёй – это вовсе не проблема, а сплошное удовольствие! Главной семейной ценностью считают взаимоуважение и трепетное отношение к каждому в семье! 

- семья …. –Этой молодой семье всего три года. Совместный туризм и рыбалка всей семьёй - это вовсе не мечты, а реальность! …. Всерьёз увлекается декором и интерьером. Сынишка Семён поёт, танцует, рисует. Главный девиз в месье- всё делать вместе и с любовью! 

- семья …. –Дмитрий и Юлия познакомились 13 лет назад, будучи ещё очень юными. С тех пор их любовь становится только крепче и сильнее, преодолевая множество препятствий и преград. В браке они уже 6, 5 лет и очень счастливы. У них подрастает два сына – Никита и Максим. В семье очень любят активный отдых на природе (катание на лыжах и санях, походы за грибами и ягодами в лес, отдых летом у водоёма с играми в мяч.) В их семье царит любовь, гармония и взаимоуважение. 

- семья … - Для этой семьи благополучие на первом месте! Глава семьи увлекается футболом. А если соберутся всей семьёй – им нет равных в исполнении песен. Девиз их семейной жизни : Храни семьи свое уклад и будет в жизни мир и лад! 

Ведущий: Я думаю, многие со мной согласятся в том, что семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека.

Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом – нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» - владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом – вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:

Гость на пороге – счастье в … (доме).

– Дом без хозяйки … (сиротка).

– Дом вести … (не бородой трясти).

– Яблоко от яблони … (не далеко падает).

– Чем богаты, … (тем и рады).

– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Не только о доме, но и о семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.  Вам надо поправить то, что будет неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Сегодня праздник – международный день семьи. Семья – это родители, близкие люди, дом. Это общие радости и заботы, совместные дела. Это счастье и любовь.

В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. Сейчас мы предлагаем семьям рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях, которые запечатлены на семейном коллаже.

Представления-презентации.

Ведущий: Ну а какой же праздник проходит без игр-развлечений? Вот и мы сейчас поиграем.

1. «Подготовка к празднику» - мама накрывает на стол, папа надувает шарик, ребенок надевает костюм ( чья семья быстрее)

2. «Пойми меня» - выдаются двум семьям по карточке с написанным словом (например торт). Взрослый без слов жестами должен показать ребенку, а ребенок должен угадать значение слова.

3. Игра  «Семья на ладошке».
Родителям и педагогам предлагается вырезанный силуэт ладошки.
Попробуйте превратить каждый пальчик в члена вашей семьи. Дорисуйте глазки, ротик, прическу, одежду. Можете сделать аппликацию. Материал на выбор.(карандаши, фломастеры, нитки, клей, цветная бумага, фантики,
 фольга и др.)
       4.  Игра для  эрудитов 
-  Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семь детей не слушались маму и попали в беду. (
Волк и семеро козлят)
-  Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины. (
Принцесса на горошине)
-  Как называется сказка, в которой девочка пошла, проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в
 беду? (Красная шапочка)
-  Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай? (
Репка).

5. Блиц опрос «Семейная традиция»
Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. Родители  делятся своими семейными традициями.

Ведущий: Каждый праздник не обходится без традиционных семейных концертов. Каждой семье было дано творческое задание. Наступило время показать свои таланты.

Творческие номера.

Ведущий: Есть такая пословица: «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Всякая жена стремится показать свои кулинарные способности, удивляя тем самым не только мужа, но и окружающих. А как приятно жене, когда, придя с работы, она видит накрытый стол и искусно приготовленные руками мужа блюда! В дружной семье и стол богат, и все дела идут на лад.

Сейчас семейные пары представят вашему вниманию свои фирменные блюда.

Представление блюд.

Ведущий: Настало время чаепития. Я хочу рассказать о чайных церемониях в других странах.
В Японии чаепитие - это обряд, которому учат в специальных школах. К чаю
 японцы никогда не подают сахар, варенье, мёд, а лишь только сухие фрукты. Церемония чаепития происходит в глубоком молчании, хозяева и гости находятся в самосозерцании. Это придаёт чаепитию особую красоту.
Где бы англичанин ни был, в 5 часов вечера он обязательно пьёт чай. Чай с
 молоком стал национальным напитком для британцев. Они доливают чай в молоко, а не наоборот. Чай по-английски - очень крепкий напиток. К чаю подают горячее молоко или подогретые сливки, мармелад, кексы, сухое печенье, небольшие пирожные и маленькие бутерброды.
В России, если нет самовара, подаются два чайника: поменьше - заварочный, побольше - доливочный. «Чайная пара» позволяет каждому гостю пить чай, какой он захочет. В России часто пьют чай из стеклянных стаканов в
 подстаканниках с ручкой. Подстаканник предохраняет стакан - «отводит» лишнее тепло. Этот обычай теперь устаревает, пользуются чайными чашками.
И завершить наш праздник мне хочется стихами:
В день семьи желаю птице мира
Поселиться в ваших небесах,
Чтоб была уютною квартира,
Дом чтоб наполняла доброта.
Чтобы детский смех носился живо,
Отражаясь искорками звезд,
И здоровье наполняло жилы,
Озаряя счастьем вашу кровь.
Чтоб друзья вас часто навещали,
Чтобы дружба крепкою была – 
Пусть сбегут навеки все печали,
Пусть играет музыка в сердцах.

А все семьи, которые участвовали в нашем празднике, получат маленькие сюрпризы пожелания на память о нашем вечере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"

проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....

Проект «Моя семья – мое богатство»

Углубить знания детей о составе  своей семьи, родословной и семейных традициях....

Педагогический проект «Моя семья – мое богатство».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.В «Концепции модерни...

Презентация проекта "Моя семья - мое богатство" старшая группа

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Презентация проекта "Моя семья-моё богатство".

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного проекта. ...

Педагогический проект "Моя семья-моё богатство".

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье ...

Проект "Моя семья - мое богатство"

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.Задачи:1. Дать представление о понятиях «род», «родители», «родо...