Экологический проект во второй младшей группе "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Цели проекта:

- Разобраться в пользе насекомых, познакомить детей с ними, с особенностями их поведения

- Развивать наблюдательность

- Устанавливать причинно-следственные связи (растут растения – есть насекомые)

- Прививать бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

на тему: «Мир насекомых»

для детей II младшей группы

Методические рекомендации по ознакомлению детей с насекомыми.

         Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.
 

        Уже с детьми третьего - четвёртого года жизни можно устроить инсектарий - небольшое жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть насекомое, наблюдать за ним более длительное время, выяснить, как усваиваются детьми знания и правила обращения с этим насекомым.

        Наблюдения ведутся в той же последовательности, что и при знакомстве с представителями предыдущих классов: важно сначала познакомить ребят с особенностями внешнего вида того или иного насекомого, показать характерные признаки конкретного представителя этого класса, подчеркнуть общие и отличительные признаки.

     

      Углубление представлений детей средней группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых - ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии.
   

     Правильно называть части тела насекомого, его характерные особенности. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.

     Во время прогулки дети рассматривают бабочек. Уточняют - бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка - небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.

        Во время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в отличие от бабочки у стрекозы большие глаза и подвижная голова, длинное тело, продолговатые прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие. 

        Затем педагог подчеркивает разницу в образе жизни этих насекомых, связанную с питанием: лапки стрекозы цепкие, она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает. Бабочка питается травкой и соком растений. Мошек она не ест. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к решению в будущем более сложной умственной задачи ― выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.

        Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

        Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. Целесообразно использовать логические задачи двух типов: «Закончи рассказ воспитателя», «Найди ошибку и исправь ее». Приведем примеры.

        Воспитатель рассказывает: «Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи (пчелы, гусеницы, жуки)». Дети заканчивают рассказ: «Муравьи прячутся зимой под муравьиной кучей в земле. Там им тепло»; «Я ― жук, зимовал в трещине коры, а мой дружок-жучок ― в земляной норке»...
    Педагог предлагает детям решить другую задачу: послушать рассказ и найти, в нем, ошибку: «Жили-были две бабочки-подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались на высоких цветках, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. «Наверное, она заболела, ― решила бабочка, ― надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке». Дети находят ошибку в рассказе: «Бабочки не едят мух. Они пьют сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредные».

        В результате решения таких логических задач у детей вырабатывается внимательное, заинтересованное отношение к природе, стремление узнать что-то новое о животных, научиться охранять их и помогать им.

Паспорт проекта:

Цели проекта:

- Разобраться в пользе насекомых, познакомить детей с ними, с особенностями их поведения

- Развивать наблюдательность

- Устанавливать причинно-следственные связи (растут растения – есть насекомые)

- Прививать бережное отношение к природе

Основные задачи:

- Развивать  интерес к данной теме

- Создать условия для знакомства детей с насекомыми, их названиями

- Обратить внимание детей о необходимости заботы о насекомых

- Развивать трудовые навыки

Возраст детей:

- 3-4 года

Время работы над проектом:

- Лето 2014 года

Форма работы:

- Свободное от занятий время, прогулки, индивидуальная работа

Мотивация к работе:

- Личный интерес детей, возможность применить полученные знания на практике и поделиться ими с другими

Информационно-техническое обеспечение:

- Использование литературы по данной теме

- Использование наглядных пособий

Результат проекта нацелен на:

- Изменение отношения детей к насекомым, к стремлению донести полученные знания до других, создать положительные эмоции в процессе занятий

Опыт использования:

- Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей

Этапы проекта:

1. Вводно-мотивационный этап:

      Тема и проект были нами выделены в совместных беседах с детьми. А началось всё с того, что во время занятия по экологии разговор зашёл о насекомых. Выяснилось, что только третья часть группы не имеет представления о различных видах насекомых, их названиях. Причины: мало ходили с родителями в поля, дома мало читали литературы.

      Затем, среди 20 детей нашей группы провели опрос, который показал, что 5 человек любят наблюдать за насекомыми, потому что им интересно, 15 человек не хотят, не интересно, 3 человека из них не любят их, боятся.

2. В ходе проекта необходимо:

1. Разобраться в пользе насекомых.

2. Познакомить детей с их названиями, с особенностями поведения.

3. Развивать наблюдательность, устанавливать причинно-следственные связи (насекомые любят растения).

4. Прививать бережное отношение к природе.

3. Экспериментальная часть:

         На следующем этапе проводилось исследование с целью закрепления знаний об условия, необходимых для жизни насекомых.

         Когда изменения в поведении насекомых можно было сравнивать, делаем выводы, что лучше всего себя чувствуют насекомые в теплое время года. После этого продолжаем наблюдения.

         В ходе проведенной работы углубляем и расширяем знания детей о видах насекомых, их пользе. На этом этапе важную роль играет работа с родителями, так как большую часть информации дети искали и обрабатывали дома с родителями.

         Было решено сделать рисунки. В последствии, в течении лета, наблюдали за насекомыми вместе с детьми и их родителями, делали записи и зарисовки.

4. Результаты проекта:

         Работать над проектом детям понравилось,  было решено следующим летом, продолжить изучать другие виды насекомых. Мы предложили детям провести выставку рисунков по теме: «Насекомые – наши соседи по планете». Эту идею все поддержали, началась работа по оформлению результатов проекта.

Этапы работы над проектом «Мир насекомых»

Форма     работы

       Задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место и способ проверки

1. Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»

Способствовать развитию у детей представлений о насекомых, применению знаний  о насекомых, как живом существе

Начало июня

1-я половина дня

2-я половина дня

Занятия по экологии

Наблюдение на прогулке

2.Конкурс рисунков: «Моё любимое насекомое»

Занятия по экологии на тему: «Насекомые», заучивание стихотворений, песен, хороводов о насекомых

Проведение опытов в условиях необходимых для жизни насекомых

Учить детей рисовать насекомых, пользуясь различными приёмами, закрепить навыки рисования гуашью

Прививать бережное отношение к насекомым, развивать эмоциональное отношение ко всему живому, воспитывать эстетический вкус

Развивать бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность

Июнь – август

Июнь – август

Июнь - август

1-я половина дня

2-я половина дня

В течении всего дня

Выставка рисунков

Просмотр материалов занятия

Наблюдения на прогулке

3. Презентация

Создать положительное эмоциональное настроение

Конец августа

2-я половина дня

Презентация на педсовете

                                       

Перспективный план работы

Месяц

                                    Тема и цель занятия

Июнь

1. «Насекомые»:

Цели: развивать обобщенные представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение

- умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых)

- активировать познавательный интерес к природе

Июль

1. «В гости к леснику»:

Цели: учить различать на слух слова с определенным звуком, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

- развивать фонематическое восприятие, словарь детей

- воспитывать любовь к природе

2. «Подземные жители»:

Цели: показать роль окраски в жизни животных

- раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки, показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах (растениях, животных), в детском саду создаются для них хорошие условия жизни

- показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становиться меньше

- бережное отношение к растительному и животному миру

 

 Август

1.  «В гостях у пчёлки»:

Цели: познакомить детей со взаимосвязью окружающей природы, здоровьем и жизнью человека, прививать бережное отношение к природе

- дать детям необходимую сумму знаний о нормах поведения в природе

- учить объяснять собственное поведение, а значит, способствовать обеспечению безопасного образа жизни ребенка

- воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых

2.  «Муха Цокотуха и её гости»:

Цели: познакомить и научить новому способу изображения насекомых

- воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм

- развивать творческую индивидуальность

Список литературы:

1. Н.В.Дубровская «Приглашение к творчеству». – «Детство-Пресс», 2004г.

2. Т.С.Комарова, А.И.Савенкова «Коллективное творчество дошкольников». – М. Педагогическое общество России, 2005г.

3. «Коллективное творчество дошкольников» - А.А.Грибовская  – «ТЦ Сфера»», 2005г.

4. Т.Н.Доронова «Развитие детей в изобразительной деятельности» - «Детсвтво-Пресс», 2005г.

5. В.С.Володина: «Альбом по развитию речи», ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

6. «Умные пальчики», О.Новиковская, изд. «Сова», 2007.

7. «Изобразительная деятельность», Т.А.Николкина, изд. «Учитель», 2007.

8. В.Д.Юрчишина: «Читаю. Вижу. Пишу», Москва2007г.

9. Г.Н.Давыдова: «Пластилинография №2»,Москва2008г.

10. Г.Н.Давыдова: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть-1»,Москва2008г.

11. Г.Н.Давыдова: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть-2», Москва2008г.

12. Г.Я.Затулина: «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», ООО «Центр педагогического образования», 2009г.

13. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу» (подготовительная группа), Авторский коллектив, 2009г.

14. Р.М.Хамидулина: «Развитие речи», изд. «Экзамен», Москва, 2009.

15. «Программа от рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – «Мозаика-Синтез»-2010г.

16 Г.Н.Давыдова: «Поделки из природного материала», Москва2010г.

17. О.А.Новиковская: «Игры и упражнения для развития речи и дикции», изд. «Сова», 2010.

18. Д.Попова: «Лучшие игры для развития ребенка», Питер, 2010.

19. Г.Н.Давыдова: «Пластилинография. Анималистическая живопись», Москва2011г.

20. Г.Н.Давыдова: «Поделки из спичечных коробков», Москва2011.

21. Ю.А.Бревнова: «Художественный труд в детском саду», Творческий центр, Москва2011г.

22. С.И.Карпова, В.В.Мамаева: «Развитие речи дошкольников 6-7 лет», Санкт-Петербург, 2012.

23. О.Новиковская: «Альбом по развитию речи в рассказах и веселых картинках», Москва, 2012.

24. Ж-л: «Обруч»№1,2012г «Интеграция в детском саду».

25. Ж-л: «Справочник старшего воспитателя»№2,2012г. «Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми» - Т.А.Лобурец.

26. Ж-л: «Воспитатель», №5,2012г, «Нетрадиционные техники работы с бумагой», О.В.Коротких.

27. К.Ю.Белая: «Инновационная деятельность в ДОУ»: Метод. Пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005.

28. И.М.Новикова: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

29. М.А.Павлова, М.В.Лысогорская: «Здоровьесберегающая система ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2009.

30. О.Н. Арсеневская: «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Издательство «Учитель» 2009  год.

31. Н.И. Крылова: «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ».  Издательство «Учитель» 2008год.

32. Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева: Времена года. Комплексные занятия для детей 4 – 7 лет.

33. Система экологического воспитания в ДОУ. Автор-составитель О.Ф.Горбатенко.

34. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.

35. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект во второй младшей группе "Насекомые"

Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта....

Экологический проект во второй младшей группе Наши соседи насекомые.

Этот материал будет полезен воспитателям и родителям для знакомства детей 3-4 лет с насекомыми....

Экологический проект во второй младшей группе «Наши соседи – насекомые»

Однажды, во время прогулки, дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить на...

Экологический проект во второй младшей группе «Наши соседи – насекомые»

Экологический проект во второй младшей группе«Наши соседи – насекомые»...

Экологический проект во второй младшей группе "Эти удивительные насекомые "

Вид проекта: Групповой, долгосрочный с 01.06.2016 – 31.08.2016г.Интеграция видов деятельности: Поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, трудовой, оздоровительный, эк...

Экологический проект во второй младшей группе "Мир насекомых"

Экологический проект во второй младшей группе"Мир насекомых"...

Экологический мини-проект во второй младшей группе «Насекомые весной вьются и порхают - на полянке на лесной всё благоухает!»

Экологический мини-проектво второй младшей группе«Насекомые весной вьются и порхают - на полянке на лесной всё благоухает! »...