«Жить нельзя без воды».
проект по окружающему миру на тему

Познавательно-исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Проектная деятельность во второй младшей группе на 2013-2014 учебный год.

Познавательно-исследовательский проект на тему : «Жить нельзя нам без воды».

Воспитатель: Николаева Татьяна Владимировна.

с.Бижбуляк,2013 год.

Актуальность разработки и реализации проекта:

Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким и доступным является вода. Воды на земле становится меньше, поэтому объектом исследования мы выбрали воду. Кроме того 22 марта – всемирный день водных ресурсов.

 Цель проекта:

 Обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.

 Достижение поставленной цели возможно, при решении следующих задач:

 1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.

 2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

 3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

 4. Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и яркие явления природы.

 Тип проекта: познавательно-исследовательский.

 Участники: воспитатель, дети второй младшей группы, родители, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.

 Срок реализации: две недели.

 Планируемый результат: расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д. »; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

 Проект состоит из трех этапов.

 Первый этап это подготовительный.

Подготовительный этап:

 1. Постановка цели и задач проекта.

 2. Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.

 3. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, загадок, игр, иллюстративного материала, с использованием воды.

 4. Подготовка необходимого оборудования.

 5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.

 Второй этап основной, на котором были организованны различные виды детской деятельности:

 Это - двигательная деятельность:

 1. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».

 2. Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».

 3. Физминутка «Хомка».

Познавательно-коммуникативная

 1. Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.

 2. Проведение НОД по познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности «Свойства воды».

 3. Проведение НОД по формированию целостной картины мира «Жить нельзя нам без воды».

 4. Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.

 5. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.

 6. Дидактическая игра «Купание куклы», «Песенка воды».

 Продуктивная деятельность:

 1. Лепка «Аквариум».

 2. Рисование красками с элементами аппликации «Дождик».

3. Конструирование «Лодочка».

Музыкальная деятельность:

 1. Разучивание и пение песен «Дождик», «Дождик, дождик веселей».

 2. Музыкальная игра в движении «Солнышко и дождик».

3. Отстукивание на металлофоне капели.

4. Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.

 Самостоятельная деятельность:

 1. Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу) », «Угостим кукол чаем».

 2. Дидактические игры «Рыбалка», «Паззлы», «Куда можно налить воду? ».

 3. Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».

 4. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

Исследовательская деятельность:

 1. Наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью.

 2. Игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».

 Трудовая деятельность:

 1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек, стирка кукольного белья.

 2. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.

3. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Гульнара Расимовна моет посуду, пол.

 Работа с родителями:

  1. Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки дома , поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

 2. Порекомендовать сходить с детьми на водоем.

 3. Плакат «Береги воду».

 На заключительном этапе:

 1. Подведение итогов проекта.

 2. Фотоотчёт.

 3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

 Спасибо за внимание!

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница Вода»
Программные задачи:
Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.
Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.
Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.
Материал к занятию: разная стеклянная посуда, схемы, стеклышки, чайные ложки, картинки с изображением птиц, животных, зверей, магнитофон с записью, по кусочку сахара, соль, камешки, опилки.
Ход занятия:
Воспитатель: Начинаем наш семинар-практикум. Вы мои ученики. Я ваш научный руководитель. Сегодня вы приготовили загадки, давайте послушаем.
(Дети по очереди достают карточки-капельки с загадками)
1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – 
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде! (Дети рассказывают о воде)
1. Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете.
2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу.
3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.
4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать что-нибудь интересное.
Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Воспитатель: Предлагаю детям занять места в лаборатории для проведения опытов.
Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии может быть вода.
1.Газообразное состояние.
Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
На доске вывешивается схема газообразного состояния воды.
2.Жидкое состояние.
Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость.
На доску вывешивается схема жидкого состояния воды.
3.Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
На доске вывешивается схема твердого состояния воды.

Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.
4. Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко.
Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите картинку под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили?
Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема)
6. Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке.
Вывод: вода не имеет запаха (схема).
7. Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна (схема).
8. Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки.
Вывод: Вода растворитель (схема).
Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов.
По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды.
Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
- загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы
Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей.
Дети читают наизусть стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!

Задачи: закрепить знания детей о свойствах воды: льется, журчит, имеет разную температуру, имеет прозрачность, ее можно окрашивать. При погружении предметов – одни плавают, другие тонут; учить переливать из одной емкости в другую: при помощи воронки и стаканчика с носиком, окрашивать; воспитывать любознательность, интерес.
ХОД: 
I ЧАСТЬ: У меня на столе стоят два сосуда. Как вы думаете, что я в них
налила? (водичка)
- Потрогайте и скажите, какая вода здесь налита вот в этом сосуде? Дети трогают и определяют. (холодная) А теперь потрогайте и скажите, какая вода налита в другом сосуде? (горячая)
- Посмотрите, что я буду делать. - Что я делаю? (льешь) - Куда, я ее наливаю? (в кружку)
- А из кружки, куда я буду лить? (в бутылку) Я очень старалась, но все ровно немножко пролила. 
- Чтобы этого не произошло, умные люди придумали воронку, с ее помощью можно быстро и легко наполнить бутылку. Попробуйте и вы! (Дети по очереди наливают воду через воронку). 
- А скажите, какой цвет имеет вода? Посмотрите и скажите, что можно увидеть в кружке, в бутылке? (дно) А сейчас я возьму несколько камешек и брошу их в воду, скажите вам их видно? Значит, мы можем сделать вывод, что водичка не имеет цвета, она прозрачная.

II ЧАСТЬ: Предлагаю детям налить воду в пластиковые контейнеры с помощью стаканчика с носиком, затем бросить по камешку. Вам хорошо видно камешки? А давайте мы их сейчас спрячем. Полейте красочку в водичку. Какого цвета стала водичка? А камешки вы сейчас видите? Можно сделать вывод, что в прозрачной воде хорошо видно предметы, а в окрашенной - нет. А скажите, куда можно налить воду? (бутылка, кружка, кастрюля, тазик, бассейн) А где больше воды в тазике или в бассейне?
III ЧАСТЬ: 
Ставит на стол таз с водой. 
- У меня на столе лежат разные предметы. ( Ложка, мяч, кирпичик, салфетка, платочек, карандаш, ракушка, ножницы).
- Хотите узнать, какие из них плавают, а какие тонут?
Показывает предметы. Дети выбирают предмет по желанию и бросают в таз с водой. Отмечают, какой предмет плавает, а какой тонет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"

Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"  для знакомства детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды....

Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"

Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"  для знакомства детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды....

Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"

Данное образовательное мероприятие поможет педагогам  закрепить занания детей старшего дошкольного возраста о свойствах, пользе воды....

Конспект беседы для детей средней группы на тему: «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?»

Учить детей отвечать на поставленные вопросы и давать полные ответы на них/...

«Как хорошо на свете жить, когда есть вода!»

НОД ОО  "Познавательное развитие"...

Проект "Жить нельзя нам без воды"

Проект по ознакомлению детй с окружающи м мирои.Опыты и экспериментирование с водой....

Проведение эксперимента в старшей группе "Могут ли растения жить без воды?"

Видео эксперимента в старшей группе по ссылке:https://drive.google.com/file/d/1fVy9HyQE4hR0kBcd6dBSG6Y8GZTUNEAJ/view?usp=share_link...