Дидактические игры на ковролинографе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ковролинограф  - представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ, которые я хотела бы отметить:

ü Современные материалы. Современные материалы (ковролин и липучка)  и др.

ü Прочность  прикрепления  эти материалы имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

ü Комфортное использование детьми. В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для комфорта и  проявления творчества детей где угодно: за столом, на полу, на стуле и т.д. И  учебно-познавательная, игровая зона располагается от желания и настроения ребенка. Таким образом варьируется место игрового действия.

ü Разнообразие используемого материала. В ковролинографии особое место занимают различные материалы: мягкие, гладкие, шероховатые и другие для развития осязания ребенка, понимания различий и употребления в речи слов с осознанным содержанием: например: мягкая трава, гладкая дорожка и др. 

ü Взаимосвязь с  другими видами деятельности. Этот метод предполагает интергацию различных областей: «Познание»  (сенсорное развитие,  ознакомление с окружающим миром), «Коммуникация» (обогащение словаря, развтие связной речи и др.)

ü Изготовление  и использование в условиях семьи. Все используемые материалы легко доступны для применения их в домашних условиях, что обеспечивает взаимодействие с семьей.

ü Индивидуальной направленности. Этот метод позволяет проводить работу с учетом индивидуальных возможностей, способностей и желания самого ребенка. 

 

Ковролиновый  комплекс:

ü Совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь).

ü Развивает творческие способности дошкольников.

ü Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле.

ü Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.)

ü Сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе.

ü Развивает умение действовать соответственно правилам игры.

 

При системной и целенаправленной работе данный метод работы развивает следующие психические процессы. Они указаны на слайде.

ü Внимание  

ü Речь

ü Мышление

ü Воображение

ü Память

 

Понимая значимость развития сенсорных эталонов у детей, это метод, используемый мною с детьми первой младшей группы, в первую очередь направлены на развитие сенсорных способностей это:

ü Цвет

ü Форма

ü Величина

 

Для решения данной задачи мною используются игры: «Построй домик» Педагог сообщает детям о том, что пришли в гости игрушки и они  просят построить им домики. Детям  предлагается различное игровое оборудование: плоскостные детали, блоки Дъенеша, палочки Кюизенера и др. Дети сами строят домики сочетая их в цвете, размере. Для усложнения дается задание подобрать для каждого домика окно, дверь по цвету и размеру и др.

 

В играх активно используются развивающие игры по программе «Детство» - это блоки Дъенеша, палочки Кюизенера, которые имеются в нашей группе.

 

Одно из важнейших направлений данного метода работы с детьми раннего возраста – это расширение представлений детей  об окружающем мире, а именно – предметный и природный мир.

В данном направлении используется так же разнообразный игровой материал, имеющийся в группе, который вы видите на слайде.

В целях развития речевой активности детей мною используется прием рассказывания стихов, потешек на ковролинографе, с помощью  плоскостного  объемного игрового материала.

Например, стихотворение Агнии Борто «Идет бычок…». Здесь речевая, двигательная и творческая активность детей проявляется воедино с игрой на ковролинографе.

 

Развитие творческих способностей детей находит свое отражение на всем протяжении использования данного метода – это:

ü Способы создания предметов разной формы

ü Элементарные сочетания разных форм и линий

ü Умение подбирать цвета

ü Проявление интереса к  разнообразным материалом

ü Театрализация потешек, песен, сказок и др.

1.    Особо уделяю внимание рассказыванию сказок, повторение и закрепление их содержания, в сочетании я развитием мелкой моторик и и привнесением творческого подхода – это такие сказки как «Репка».

Таким образом, из результата своей работы, я могу с уверенностью  сказать, что совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на ковролинографе

Игра «Разложи правильно»

Цель: пополнение знаний детей об овощах и фруктах, закрепление цвета, формы, размера, обогащение словарного запаса.

Ход: воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришёл зайчик, он плачет, потому что хотел угостить деток фруктами, но рассыпал их из корзинки, т.к. очень спешил. Педагог предлагает помочь зайке собрать фрукты в корзинку. Дети складывают фрукты, называя их, их цвет.

Игра «Чьи детки?»

Цель: учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, способствовать воспитанию звуковой выразительности речи, закрепить знания о домашних животных, воспитывать гуманное отношение к ним.

Ход: раздаётся сигнал машины.

-Ребята, посмотрите, кто к нам приехал? Это домашние животные, которые живут в Калмыкии. Приехали только взрослые животные, они рассказали, что их дети убежали из дома и заблудились, а мы поехали их искать.

На столе лежат картинки для ковролинографа. Воспитатель предлагает ребёнку взять животное (игрушку) и найти его изображение на столе, затем просит ребёнка произнести, как кричит это животное. После этого педагог обращает внимание на ковролинограф, где находятся картинки детёнышей и просит детей найти детёныша, например коровы. Аналогично находятся остальные детёныши.

Игра «Разложи по цвету»

Цель: продолжать знакомить детей с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу, развивать зрительное восприятие.

Ход: Воспитатель раскладывает на ковролинографе четыре больших квадрата основных цветов, рядом на столе разложены по четыре маленьких квадрата, треугольника и круга таких же цветов. Детям нужно разложить все фигуры на квадраты соответствующего цвета.

Игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, развитие мелкой моторики рук.

Ход: Воспитатель говорит детям о том, что пришли в гости игрушки, и они просят построить им домики. Детям предлагается различное игровое оборудование: плоскостные детали, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др. Дети сами строят домики, сочетая их в цвете, размере. Для усложнения даётся задание подобрать для каждого домика окно, дверь по цвету и размеру.

Игра «Весёлые ножки шагают по дорожке»

Цель: закрепление понятий: широкий-узкий, длинный-короткий, цвет. Соотнесение с используемым игровым оборудованием.

Ход: Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости должны прийти зайчик и мишка, но они заблудились в лесу, не нашли дороги к саду. Педагог предлагает подобрать для них дорожки. Из плоскостных деталей дети выбирают дорожки: для мишки-широкую, для зайки-узкую.

Игра «Собери картинки»

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремлённость.

Ход: Воспитатель раскладывает на столе отдельные части картинок (яблоки трёх цветов) и такие же целые картинки и предлагает детям рассмотреть целые яблоки, назвать их цвет. Затем педагог обращает внимание детей на части картинок и спрашивает:

-Как вы думаете, от какого яблока этот кусочек?

Воспитатель накладывает часть яблока на целое соответствующего цвета. Аналогично находится вторая часть.

Игра «Найди лишнюю фигуру»

Цель: учить находить сходства и различия между предметами.

Ход: Воспитатель раскладывает на ковролинографе круги синего цвета – три маленьких и один большой. Детям нужно найти лишний круг.

Игра «Собери матрёшку»

Цель: побуждать детей различать верх и низ предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки, воспитывать аккуратность и внимательность.

Ход: Воспитатель говорит детям, что у мышонка Саналика не получается правильно сложить матрёшек и предлагает помочь ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Музыкально-дидактические игры с применением ковролинографа

Текст и презентация на тему "Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр"...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Развивающие игры для ковролинографа во второй младшей группе.

Игра - один из основных видов детской деятельности. Мне очень нравиться играть с детьми на ковролинографе. Атрибуты для игр я в основном, делаю сама из фетра.Детям очень нравится брать вруки эти мягки...