Главные вкладки

    ПАМЯТКИ в помощь воспитателям "Планирование работы с детьми по экспериментированию"
    материал по окружающему миру на тему

    Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka_v_pomoshch_vospitatelyu.docx15.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    В помощь воспитателю:

    ПАМЯТКА
    "Планирование работы с детьми по экспериментированию"

    Младший дошкольный возрастРабота с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

     1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

    2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

    3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

    4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

     Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений: 

    1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

    2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

    3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

    4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

     5. Об эталоне "1 минута".

    6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

    Средний  дошкольный возраст

    Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

     1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

     2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

    3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

     1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

     2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

     3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

     4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

    5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

     6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Старший дошкольный возраст

    Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 

    1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

     2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?"). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 

    1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

    2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

     3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

     4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

     5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

     6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПАМЯТКА ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

    ПАМЯТКА "Планирование работы с детьми по экспериментированию" Младший дошкольный возраст Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития...

    Памятка "Планирование работы с детьми по экспериментированию".

                    Младший дошкольный возраст         Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создани...

    Памятка для воспитателей. Планирование работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах

    Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни). Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и о...

    памятка для воспитателей "Планирование работы с детьми по экспериментированию"

    Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным осо...