Памятка для воспитателей. Планирование работы с детьми по экспериментированию в разных возрастных группах
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Гребенщикова Надежда Николаевна

 

Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни).

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создания условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:                

·      сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

·      сравнивать сходные по внешнему виду предметы: шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»)

·      учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)

·      активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

Основное содержание исследований, производимых детьми предполагает формирование у них представлений:

1.    О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2.    О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний вод; теплота, звук, вес, притяжение).

3.    О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов. Семян цветов).

4.    О способах исследований объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5.    Об эталоне 1 минута.

6.    О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.).

            Средний дошкольный возраст (пятый год жизни).

 Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

·      активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?);

·      группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется?);

·      классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1.    О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2.    О мире животных (как звери живут зимой и летом) и растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для роста и развития (свет, влага, тепло).

3.    О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

4.    О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

5.    О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).

6.    О человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т.д.)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т.д.).

                                                               

Старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов  предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

. активное использование результатов исследования в практической ( бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

. классификация на основе сравнения: по длине (чулки- носки), форме (шарф-платок - косынка), цвету орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шелковое – шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше качеств и свойств?»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1.    О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2.      О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день- ночь, месяц, сезон, год).

3.      Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.)

4.      О мире растений (особенности поверхности овощей и  фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5.       О  предметном мире (родовые и видовые признаки-транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6.      О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий - тяжелый), а также фразеологизмами (« лошадь в яблоках»).

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио дошкольника. Планирование работы по теме "Мое имя" в разных возрастных группах

В работе предложены варианты планирования работы по ведению портфолио дошкольника по теме "Мое имя" в разных возрастных группах. Содержание работы распределено между самостоятельной деятельн...

Памятка для воспитателей "Планирование работы с детьми дошкольного возраста по экспериментированию"

Памятка поможет воспитателям продумать основное содержание экспериментальной деятельности по всем возрастным группам и подобрать материал к познавательно-исследовательской деятельности....

ПАМЯТКИ в помощь воспитателям "Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений...

Консультация для воспитателей " Содержание работы по аппликации из бумаги в разных возрастных группах"

Данная работа для воспитателей  о работе по аппликации из бумаги в разных возрастных группах....

Консультация для молодых специалистов «ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагогов умение грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соотве...

Педагогический опыт работы: "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира....


 

Комментарии

Бердникова Елена Валерьевна

Очень интересный материал.