Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дементьева Юлия Георгиевна

Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха.
 Задачи:
- способствовать расширению знаний о воздухе;
- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительность, самостоятельность;
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы;
- развивать навыки проведения опытов;
- стимулировать речевую активность;
-воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Оборудование и материалы: на каждого ребенка-мини-лаборатория с набором необходимого инструментария (стакан с кипяченой водой, трубочка для коктейля, кусочки пластилина и разноцветные камешки), полиэтиленовые прозрачные пакеты на каждого ребенка, песочные часы, лоскут  матерьяла  для подвижной игры «Парашют», глобус,  салфетки бумажные.
Ход НОД:   «Доброе утро! Я вам говорю

                    Доброе утро! Я вас всех люблю!

                   Желаю Вам хорошо заниматься!

                  Слушать меня внимательно и  ума набираться».

Предлагаю собраться на ковре полукругом. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас я предлагаю  вам стать  учёными и  исследователями.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные  опыты. А полученные результаты  обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая  в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята,  надо отгадать первую подсказку.

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (глобус).

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше?

(Синего. Значит, что воды больше).

Сейчас, ребята, мы с вами будем отгадывать  загадки, а отгадки размещать на магнитной доске.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней (снег).

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет  (сосулька).

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем (роса).

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака).

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед).

Все загадки отгадали, молодцы! Давайте мы немного разомнёмся и проведём физ.минутку:

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Хорошо!  Теперь я приглашаю вас в  нашу мини- лабораторию.

Опыт 1.Поймай воздух»
Воспит.: Какие пакеты?
Дети: пустые, мятые.
Воспит.: Давайте вместе наполним пакеты ( По показу дети ловят пакетами воздух, зажимают отверстие).
Воспит.: Какие стали пакеты?
Дети: упругие, надутые, полные.
Воспит.:  На что стали похожи предметы? (на подушку)                                Чем наполнились пакеты?
Дети: пакет наполнился воздухом.
Воспит.: Ребята, а можно ли наполнить также пакеты в спальне, на улице, дома.
Дети отвевают, где ещё можно наполнить пакеты воздухом.
Делают вывод: Воздух есть везде - он вокруг нас.
Воспит.: Значит, воздух можно увидеть?
Дети: Нет, он невидимый
Воспит.: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха – он невидимый и прозрачный.
- А сейчас, ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет ( Воздух не имеет запаха ).
Второй секрет воздуха – он не имеет запаха.
Воспит.: Давайте полижем воздух. Он имеет вкус?
Дети: Нет

Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт № 2 Воздух внутри нас.
Воспит.: Ребята, возьмите из своей лаборатории стакан с водой и соломинку для коктейля.  Давайте подуем через соломинку на ручку. Что вы почувствовали?

Дети: Движение воздуха - ветерок. А теперь подуйте через трубочку в стаканчик (детям предлагается подуть в стакан через соломинку вначале тихо, затем сильнее).
Воспит.: Что мы увидели в стакане? Как в воде образовались пузырьки?
Дети: Это пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем

Опыт № 3 с песочными часами.

Воспит.: Давайте попробуем не дышать, кто сколько сможет.
Делаем глубокий вдох, зажимаем нос пальцами и смотрим на песочные часы. Через несколько секунд воспитатель выдыхает: «Выдыхаем, ребята, невозможно больше терпеть».
Значит, для чего, прежде всего, нужен воздух?
Дети: Для дыхания.

Воспит.: А кто еще дышит?
Дети: животные, птицы, растения.
Воспит.: читает стихотворение
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Опыт № 4 с пластилином.

Воспит.: Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним свойством воздуха.
Если опустить кусочки пластилина в воду, что произойдет?
Дети: предполагаемые ответы детей.

Воспит.: Давайте проверим (выполнение опыта индивидуально каждым ребенком). Смотрите, что происходит дальше. Пластилин поднимается на поверхность. Посмотрите, кусочки, которые всплывают – с пузырьками. Что это за пузырьки?
Вывод: воздух легче воды, поэтому пузырьки воздуха смогли поднять даже пластилин.
Ребята, попробуйте  бросить  камешки. Что с ними произошло? (Ответы детей)

Опыт № 5. Чем пахнет вода?

В: Дети, понюхайте чем пахнет вода в вашем стакане?(Ответы детей- ничем)

А теперь я капну 1 каплю неизвестного вам вещества (валерьянку). Чем пахнет теперь вода?

Вывод: Вода пахнет тем веществом, которое в него добавили.
Воспит.: Сейчас  я предлагаю вам  поиграть  в игру «Парашют» ( дети берутся за края квадратного полотнища  и проговаривая стихотворные строки, « надувают» парашют ).
Дружно мы все встали в круг
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идем.
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Подведение итога занятия:  Ребята, сегодня мы с вами были настоящими исследователями и я приготовила для вас сюрприз (угощение

сладостями). Дежурные по занятиям убирают мини-лаборатории.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД в старшей группе "Волшебный воздух"

Занятие можно использовать для открытого просмотра в ДОУ. Во время занятия дети самостоятельно проводят опыты, учатся делать выводы....

Познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Волшебные свойства соли».

ВведениеСегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой ка...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"

Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды и воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы....

Краткосрочный познавательно – исследовательский проект в старшей группе «Волшебный песок».

Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. А что может быть ближе и органичнее, чем игра в песок. Деятельность с песком активизирует правое полушарие и дает возможн...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в старшей группе "Секретное письмо".

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Секретное письмо"...

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"

Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории....

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....