Педагогический проект "В мире насекомых"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«В мире насекомых»
Вторая младшая группа
Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физодеятельсности).
Актуальность проблемы:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей:
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны
Задачи проекта:
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, стрекоза, жуки, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар), их строении, способах передвижения; о их пользе в природе
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
- Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости к миру и доброжелательности к природе.
- Способствовать развитию эстетических чувств детей, творческих способностей.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;
- Воспитывать бережное отношение к живому;
- Расширять представление о том, как поэты, писатели, композиторы описывали насекомых в своих произведениях
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, стрекоза, жуки, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- речевое, музыкальное, художественное творчество детей.
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации «Как привить любовь к природе»;
- Подготовка костюмов для музыкальной деятельности;
- Подготовка игрушек к выставке
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное и коллективное наблюдение;
- наглядные: иллюстрации, тактильно–мышечная наглядность);
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- слушание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Наблюдения на прогулке;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры
- Продуктивная деятельность
План реализации проекта «В мире насекомых»
Подготовительный этап (5 – 8 мая):
- Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- Подбор детской художественной детской литературы по теме, музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
- Консультация с родителями
Планирование основного этапа (12 – 28 мая):
- Вводное занятие «Лесовичок в гостях у детей»
Цель: познакомить детей с обобщающим понятием «насекомые», развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, проводить исследования.
- Раздел 1. Жучки, божья коровка, муравей, кузнечик
Деятельность | Программное содержание | |
12 мая | 1. Наблюдение на прогулке (божья коровка) | Рассмотреть божью коровку на кустах, уточнить, что это жучок, понаблюдать за ее движениями |
2. Подвижная игра «Божьи коровки и ветерок» | Развивать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу | |
3. Музыка: «Песня жуков» сл. В. Борисова, муз. А. Олейникова | Музыкальное развитие. Учить детей выразительно петь спокойным голосом без напряжения. Развивать песенно-творческие способности детей | |
13 мая | 1. НОД «Божья коровка» | Познакомить детей с божьей коровкой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе. |
2. ИЗО «лепка - божья коровка» | Развивать мелкую моторику, учить детей лепить объекты на основе шара. | |
3. Сказка В.Зотова «Лесная азбука: «Муравей» | Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых | |
14 мая | 1. Танец «Божья коровка» | Учить детей исполнять танцы, развивать чувство ритма, развивать мелодический слух |
2. Аппликация «муравей» | Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, овал), закреплять умение приклеивать детали аппликации. Развитие мелкой моторики. | |
3. «Песенка про меня и муравья» сл. В. Степанов, муз. Г. Гладкова | Музыкальное развитие. Учить детей выразительно петь спокойным голосом без напряжения. | |
4. Подвижная игра «Божьи коровки и ветерок» | Развивать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу | |
15 мая | 1. НОД «Муравей» | Познакомить детей с муравьем, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе. |
2. Подвижная игра «Наш муравейник» | Приучать бегать цепочкой по дорожке, держась рукой за ленточку. Развивать двигательную активность. | |
3. Дидактическая игра «Собери картинку» | Учить детей собирать картинку из частей. Развивать наблюдательность, мышление. | |
18 мая | 1. Чтение художественной литературы «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки | Учить детей внимательно слушать литературные произведения, пересказывать по вопросам, с опорой на иллюстрации |
2. Наблюдение за муравьями | Рассмотреть муравья, уточнить знания детей о муравьях, о их пользе | |
3. Подвижная игра «Наш муравейник» | Учить детей действовать по сигналу, развивать двигательные способности детей |
- Раздел 2. Бабочка, стрекоза
Деятельность | Программное содержание | |
19 мая | 1. НОД «Бабочка» | Познакомить детей с бабочкой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе |
2.дидактическая игра «Бабочки и цветочки» | Закреплять знания детей о цветах, учить находить соответствующие цвета. Развивать мышление, внимание, усидчивость. | |
3. Подвижная игра «Превращения» | Развивать двигательную активность, учить детей передавать образы насекомых в движениях, звукоподражании | |
20 мая | 1. Слушание художественного произведения – сказки В.Зотова «Лесная азбука. «Бабочка» | Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых |
2. Аппликация «Бабочка» | Закреплять умение приклеивать детали аппликации, учить детей создавать узор из деталей. Развитие мелкой моторики. | |
3. Просмотр мультфильма «Песенка бабочек» | Музыкальное развитие. Учить детей выявлять выразительные средства музыкального произведения (темп, динамика,), воспринимать образ в мультфильме в соответствии с музыкой. | |
21 мая | 1. НОД «Стрекоза» | Познакомить детей со стрекозой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе |
2. Разучивание песни «Стрекоза» сл. Л. Корневой, муз. В. Корнева | Музыкальное развитие. Учить детей выразительно петь спокойным голосом без напряжения. | |
3. Поделка «Стрекоза» | Развивать мелкую моторику, развивать художественное творчество. | |
22 мая | 1. Слушание художественного произведения – сказки В.Зотова «Лесная азбука. «Стрекоза» | Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых |
2. Дидактическая игра «Бабочка лети» | Учить детей длительно, непрерывно выдыхать. | |
3. Танец «Бабочки» | Учить детей исполнять танцы, развивать чувство ритма, развивать мелодический слух |
Раздел.3 Пчелы, мухи, комары
Деятельность | Программное содержание | |
25 мая | 1. НОД «Пчела» | Познакомить детей с пчелой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе |
2.дидактическая игра «Лото. Насекомые» | Закреплять знания детей о насекомых. Развивать мышление, внимание, усидчивость. Учить играть вместе. | |
3. Подвижная игра «Медведь и пчелы» | Развивать двигательную активность, учить детей действовать по сигналу | |
26 мая | 1. Слушание художественного произведения – «Пчелки на разведки» | Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых |
2. Поделка «Пчелки» | Развивать художественное творчество, учить детей делать поделки из подручного материала. Развитие мелкой моторики. | |
3. Динамическое упражнение «Пчелки». С. И Е. Железнова | Учить детей выполнять движения под музыку, развивать чувство ритма. Обогащать двигательную активность детей. | |
27 мая | 1. НОД «мухи комары» | Познакомить детей мухами, комарами, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе |
2. «Танец Пчелок» | Учить детей исполнять танцы, развивать чувство ритма, развивать мелодический слух | |
3. Подвижная игра «Пчелки собирают мед» | Развивать двигательную активность, учить детей действовать по сигналу, развивать творчество в двигательной активности | |
28 мая | 1. Слушание художественного произведения – сказки В.Зотова «Лесная азбука. «Комар» | Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых |
2. Подвижная игра «Медведь и пчелы» | Развивать двигательную активность, учить детей действовать по сигналу | |
3. Чтение художественного произведения «Муха-Цокотуха». К.Чуковский | Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о изображении насекомых в художественных произведений |
Заключительный этап:
- Выставка любимых игрушек – насекомых;
- Энциклопедия «В мире насекомых»;
- Музыкальное развлечение «В гостях у насекомых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме: «В мире насекомых».
Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики, стрекозы, пчелы. Мы привыкли к их присутствию и почти п...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой на тему: "В мире насекомых".
Конспект занятия на тему «В мире насекомых»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»
Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениеДЕТСКИЙ САД №41комбинированного видаКрасногвардейского районаСанкт – Петербурга Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Задачи: Образовательные: уточ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Образовательные: уточнить зна...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»...
Конспект занятия по окружающему миру В средней группе по теме: «В мире насекомых».
Задачи:Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...
- Мне нравится (1)