Педагогический проект "В мире насекомых"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«В мире насекомых»

Вторая младшая группа

Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физодеятельсности).

Актуальность проблемы: 

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей:

 Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

 Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.  

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, стрекоза, жуки, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар), их строении, способах передвижения; о их пользе в природе
  2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  3. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости к миру и доброжелательности к природе.
  4. Способствовать развитию эстетических чувств детей, творческих способностей.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;
  6. Воспитывать бережное отношение к живому;
  7. Расширять представление о том, как поэты, писатели, композиторы описывали насекомых в своих произведениях
  8. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

  1. дети должны знать и называть насекомых (бабочка, стрекоза, жуки, божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар);
  2. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  3. знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  4. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  5. речевое, музыкальное, художественное творчество детей.

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультации «Как привить любовь к природе»;
  2. Подготовка костюмов для музыкальной деятельности;
  3. Подготовка игрушек к выставке

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное и коллективное наблюдение;
  • наглядные: иллюстрации, тактильно–мышечная наглядность);
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • слушание музыки.

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • Наблюдения на прогулке;
  • Дидактические игры; 
  • Подвижные игры
  • Продуктивная деятельность

План реализации проекта «В мире насекомых»

Подготовительный этап (5 – 8 мая):

  1. Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  2. Подбор детской художественной детской литературы по теме, музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр;
  3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
  4. Консультация с родителями

Планирование основного этапа (12 – 28 мая):

  • Вводное занятие «Лесовичок в гостях у детей»

Цель: познакомить детей с обобщающим понятием «насекомые», развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, проводить исследования.

  • Раздел 1. Жучки, божья коровка, муравей, кузнечик

Деятельность

Программное содержание

12 мая

1. Наблюдение на прогулке (божья коровка)

Рассмотреть божью коровку на кустах, уточнить, что это жучок, понаблюдать за ее движениями

2. Подвижная игра «Божьи коровки и ветерок»

Развивать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу

3. Музыка:

«Песня жуков» сл. В. Борисова, муз. А. Олейникова

Музыкальное развитие. Учить детей выразительно петь спокойным голосом без напряжения. Развивать песенно-творческие способности детей

13 мая

1. НОД «Божья коровка»

Познакомить детей с божьей коровкой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе.

2. ИЗО «лепка - божья коровка»

Развивать мелкую моторику, учить детей лепить объекты на основе шара.

3. Сказка В.Зотова «Лесная азбука: «Муравей»

Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых

14 мая

1.  Танец «Божья коровка»

Учить детей исполнять танцы, развивать чувство ритма, развивать мелодический слух

2. Аппликация «муравей»

Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, овал), закреплять умение приклеивать детали аппликации. Развитие мелкой моторики.

3. «Песенка про меня и муравья» сл. В. Степанов, муз. Г. Гладкова

Музыкальное развитие. Учить детей выразительно петь спокойным голосом без напряжения.

4. Подвижная игра

«Божьи коровки и ветерок»

Развивать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу

15 мая

1. НОД «Муравей»

Познакомить детей с муравьем, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе.

2. Подвижная игра

«Наш муравейник»

Приучать бегать цепочкой по дорожке, держась рукой за ленточку. Развивать двигательную активность.

3. Дидактическая игра

«Собери картинку»

Учить детей собирать картинку из частей. Развивать наблюдательность, мышление.

18 мая

1. Чтение художественной литературы «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

Учить детей внимательно слушать литературные произведения, пересказывать по вопросам, с опорой на иллюстрации

2. Наблюдение за муравьями

Рассмотреть муравья, уточнить знания детей о муравьях, о их пользе

3. Подвижная игра «Наш муравейник»

Учить детей действовать по сигналу, развивать двигательные способности детей

  • Раздел 2. Бабочка, стрекоза

Деятельность

Программное содержание

19 мая

1. НОД «Бабочка»

Познакомить детей с бабочкой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе

2.дидактическая игра «Бабочки и цветочки»

Закреплять знания детей о цветах, учить находить соответствующие цвета. Развивать мышление, внимание, усидчивость.

3. Подвижная игра «Превращения»

Развивать двигательную активность, учить детей передавать образы насекомых в движениях, звукоподражании

20 мая

1. Слушание художественного произведения – сказки В.Зотова «Лесная азбука. «Бабочка»

Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых

2. Аппликация «Бабочка»

Закреплять умение приклеивать детали аппликации, учить детей создавать узор из деталей. Развитие мелкой моторики.

3. Просмотр мультфильма «Песенка бабочек»

Музыкальное развитие. Учить детей выявлять выразительные средства музыкального произведения (темп, динамика,), воспринимать образ в мультфильме в соответствии с музыкой.

21 мая

1. НОД «Стрекоза»

Познакомить детей со стрекозой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе

2. Разучивание песни «Стрекоза» сл. Л. Корневой, муз. В. Корнева

Музыкальное развитие. Учить детей выразительно петь спокойным голосом без напряжения.

3. Поделка «Стрекоза»

Развивать мелкую моторику, развивать художественное творчество.

22 мая

1. Слушание художественного произведения – сказки В.Зотова «Лесная азбука. «Стрекоза»

Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых

2. Дидактическая игра

«Бабочка лети»

Учить детей длительно, непрерывно выдыхать.

3. Танец «Бабочки»

Учить детей исполнять танцы, развивать чувство ритма, развивать мелодический слух

Раздел.3 Пчелы, мухи, комары

Деятельность

Программное содержание

25 мая

1. НОД «Пчела»

Познакомить детей с пчелой, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе

2.дидактическая игра «Лото. Насекомые»

Закреплять знания детей о насекомых. Развивать мышление, внимание, усидчивость. Учить играть вместе.

3. Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Развивать двигательную активность, учить детей действовать по сигналу

26 мая

1. Слушание художественного произведения – «Пчелки на разведки»

Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых

2. Поделка «Пчелки»

Развивать художественное творчество, учить детей делать поделки из подручного материала. Развитие мелкой моторики.

3. Динамическое упражнение «Пчелки». С. И Е. Железнова

Учить детей выполнять движения под музыку, развивать чувство ритма. Обогащать двигательную активность детей.

27 мая

1. НОД «мухи комары»

Познакомить детей мухами, комарами, рассказать о месте обитания, о строении тела, о пользе в природе

2. «Танец Пчелок»

Учить детей исполнять танцы, развивать чувство ритма, развивать мелодический слух

3. Подвижная игра «Пчелки собирают мед»

Развивать двигательную активность, учить детей действовать по сигналу, развивать творчество в двигательной активности

28 мая

1. Слушание художественного произведения – сказки В.Зотова «Лесная азбука. «Комар»

Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о насекомых

2. Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Развивать двигательную активность, учить детей действовать по сигналу

3. Чтение художественного произведения «Муха-Цокотуха». К.Чуковский

Учить детей слушать художественное произведение. Продолжать обогащать знания детей о изображении насекомых в художественных произведений

Заключительный этап:

  • Выставка любимых игрушек – насекомых;
  • Энциклопедия «В мире насекомых»;
  • Музыкальное развлечение «В гостях у насекомых»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме: «В мире насекомых».

Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики, стрекозы, пчелы. Мы привыкли к их присутствию и почти п...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениеДЕТСКИЙ САД №41комбинированного видаКрасногвардейского районаСанкт – Петербурга Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Задачи: Образовательные: уточ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Образовательные: уточнить зна...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»...

Конспект занятия по окружающему миру В средней группе по теме: «В мире насекомых».

Задачи:Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...