Сценарий занятия в старшей группе «Прогулка по тундре»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Татьяна Михайловна Даутова

Цель: дать представление о природной зоне Земли - тундра.

Задачи:

1. Расширить представления о природной зоне «тундра», растительном мире тундры, способах приспособления растений к данной среде обитания.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.

3. Воспитывать интерес к живой природе, к родному краю, воспитывать любознательность.

Словарная работа: планета Земля, материк Евразия, Кольский полуостров, вечная мерзлота, ягель.

Оборудование:

Игрушка Матрешка, «географическая» матрешка (планета Земля, Евразия, Россия, Кольский полуостров,  Мурманск), рюкзак, по 2 стаканчика с воронками для опытов по количеству детей, ягель, коробка с дырками, бусинки со шнуровкой, схемы, грибы, пособие «тундра».

Предполагаемый результат: получить представления о климатических условиях тундры, о растительном мире тундры.

Ход занятия.

Восп.: Здравствуйте! Я – ягодка брусничка.

Прием «Встанем в круг» - мотивация и настрой на совместную деятельность.

У меня много друзей. А вы хотите стать моими друзьями?

Давайте дружно станем в круг.

Ты – мой друг и я – твой друг.

Восп.: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (матрешка)

Восп.: Кто может сказать, в чем секрет этой русской игрушки? (ответы детей)

А я предлагаю вам тоже сделать матрешку, но не простую, а географическую. Прием «Моделирование» - формирование примитивного понятия о масштабах Земли. (Зона естественнонаучного воспитания)

Чтобы начать  делать географическую матрешку, давайте вспомним, на какой планете мы живем?

Дети: Мы живем на планете Земля (Выкладываем карту Земли).

Восп.: На карте видны океаны и материки. А на каком материке мы живем?

Дети: На материке Евразия (Кладем контур Евразии).

Восп.: На материке Евразия находится наша страна. Как она называется?

Дети: Россия (На материк Евразия кладем контур России).

Восп.: На каком полуострове мы живем? (Кладем контур Кольского полуострова)

Дети: На нем находится город Мурманск (Кладем Мурманск).

У нас получилась географическая матрешка. Самая большая -  планета Земля, меньше - материк Евразия, еще меньше – Россия, еще меньше - Кольский полуостров, еще меньше – город Мурманск.

Этот город у самого края земли,

Там, где море волну об утесы дробило.

Прямо в тундру из комнаты двери вели,

И на Северный полюс окно выходило.

Восп.: Сегодня я предлагаю совершить вам прогулку за город в сторону северного полюса. А с собой мы возьмем рюкзак, в который будем складывать наши знания, полученные во время прогулки. Итак, в путь.

Восп.: Куда же мы с вами попали? (картина тундры)

Дети: В лес.

Восп.: Этот лес называется тундрой. Давайте скажем это слово удивленно, а теперь грустно, а теперь радостно.

Во время пути будьте осторожны, потому что в тундре много озер и болот. А почему здесь возникают болота? (ответы детей).

Поисково-исследовательская деятельность. (Зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона естественнонаучного воспитания)

 В нашей экспериментальной лаборатории мы сможем найти правильный ответ. Подходите к столу (На столе для каждого ребенка стоят два стаканчика с воронкой, в них – земля. В одной воронке под землей лед).

Восп.: Рассмотрите, что у вас в воронке (Земля). Давайте проведем эксперимент. Налейте в каждую воронку воду и понаблюдайте, что происходит (В одной воронке вода просочилась сквозь землю, а в другой нет). Почему же так произошло? Возьмите палочку и посмотрите, что мешает воде просачиваться.  (Лед). Потрогайте, удостоверьтесь.

Восп.: Действительно, это лед, а в тундре слой льда под землей называется вечная мерзлота. Она не позволяет воде просачиваться внутрь земли. Поэтому возникают болота.

Наша лаборатория закрывается, а прогулка продолжается.

Мы с вами узнали, что лед под слоем земли называется вечная мерзлота. Почему же лед никогда не тает?

Большая часть года - зима с трескучими морозами, вьюгами. Зимой наступает "полярная ночь". Кто знает, что это такое? (солнце не поднимается над горизонтом). На небе бывают северные сияния. А лето очень короткое и прохладное. И хоть летом во время полярного дня светит солнце и днем, и ночью, оно прогревает землю. И лед не тает. (Складываем знания в рюкзак)

Восп.: Но все-таки в тундре есть растения, которые приспособились к жизни в таких условиях. Мы сейчас о них узнаем.

У меня есть волшебная энциклопедия. Если на нее подуть, то все рисунки можно увидеть на экране. Попробуем? На экране появляется карликовая береза.

Восп.: Это - карликовая береза. Она маленькая, потому что в тундре мало света, тепла, но зато зимой она вся прячется под снегом как под одеялом.

Давайте согреем березку своим теплом.

Профилактика гиподинамии – физкультминутка.

Мы вокруг березы весело идем.

Руки вверх поднимем,

Покружимся слегка.

И подбросим листья

Вверх под облака.

Зона сенсорного развития.

А листочки упали на растение, которому очень нравится жить в тундре. Это - ягель. В тундре бывают целые поляны ягеля. Давайте сначала произнесем его название шепотом, а теперь громко, а теперь прохлопаем, а теперь протопаем. А теперь мы это растение потрогаем.

А узнать, что еще растет в тундре, нам поможет волшебная коробочка.  (Воспитатель держит коробку с двумя дырками по краям, дети в парах руками ощупывают предметы внутри нее).

Дети: Это грибы. Кто знает, какие грибы растут в тундре?

Я знаю, что многие из вас любят лакомиться вкусными ароматными …ягодами.  Кто из вас собирал ягоды? Какие ягоды можно собрать в тундре?

Зона сенсорного развития.

Сегодня собирать ягоды мы будем по этим схемам.

Детям предлагается сделать из бусинок-ягод логические цепочки.

Зона естественнонаучного воспитания.

Тяжелый рюкзак со знаниями? Я предлагаю вернуться в детский сад.

(Дети вместе с воспитателем достают и выкладывают на коврик растительный  мир тундры.)

Мне кажется, кого-то здесь не хватает. Вы как думаете? (животных)

Ну конечно, тундра немыслима без животных. Про них вы узнаете из этой волшебной энциклопедии в группе.

Прием «Подарок» - формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

Коренные жители тундры – саамы - передали вам талисманы. Привез их вот этот Сампо – лопаренок. Этот камень - маленькая часть огромного камня – сейда. Саамы считали его волшебным, поклонялись ему и просили помощи. Этот талисман принесет вам удачу. Ребята, край наш суровый, но он очень удивительный, своеобразный, неповторимый. А самое главное, это наша Родина, которую просто надо любить.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе: "Прогулка в осенний лес".

Задачи:1.уточнить приметы осени.2.развивать доказательную речь.3.побуждать детей задавать вопросы.4.учить рассказывать сказку с помощью жестов.5.учить составлять коллективную сказку при помощи игрушек...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Прогулка в весенний лес»

Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Прогулка в весенний лес»

Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности...

Комплексное занятие в старшей группе "Прогулка в зимний лес"

Комплексное занятие "Прогулка в зимний лес" в старшей группе....

Интегрированное занятие в старшей группе "Прогулка по осеннему лесу"

Развитие творческих способностей детей разнвми средствами искусства....

Комплексное занятие в старшей группе "Прогулка по осеннему леу"

Комплексные занятия основаны на развитии творчества и фантазии. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость детей....

Интегрированное тематическое занятие в старшей группе " Прогулка по городу" ( в рамках конкурса День Знаний)

Это тематическое развлечение побудило родителей чаще выезжать и выходить со своими детьми на прогулку по городу- всё это развивает у детей познавательный интерес и речь детей...