Тема проекта: Моя родословная!
проект по окружающему миру на тему

Федорова Ольга Павловна

Данный проект предназначен для детей среднего  дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52 г. Астрахани: Федоровой Ольги Павловны.

Цель проекта:

Развития в детях чувство семейной сплоченности, воспитания интереса к истории своей семьи, укрепление семейных ценностей.

 Для реализации этих направлений используются разнообразные средства:

-  устное народное творчество;

-  художественная литература;

-  музыкальное народное творчество;

-  игровая деятельность;

-  театральная деятельность.

-  продуктивная деятельность.

-  практическая деятельность

Продолжительность проекта -  5 месяцев, в дальнейшем планируется продолжить эту деятельность. Данный проект  не требует материальных затрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt.doc855 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  

         по художественно-эстетическому развитию воспитанников  №52»  «Росинка».

                     Тема         проекта:

            Моя родословная!

                                         Автор: Федорова Ольга Павловна

 

                                       г. Астрахань

Творческий проект « Моя родословная!»

2. Аннотация проекта.

Данный проект предназначен для детей среднего  дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52 г. Астрахани: Федоровой Ольги Павловны.

Цель проекта:

Развития в детях чувство семейной сплоченности, воспитания интереса к истории своей семьи, укрепление семейных ценностей.

 Для реализации этих направлений используются разнообразные средства:

-  устное народное творчество;

-  художественная литература;

-  музыкальное народное творчество;

-  игровая деятельность;

-  театральная деятельность.

-  продуктивная деятельность.

-  практическая деятельность

Продолжительность проекта -  5 месяцев, в дальнейшем планируется продолжить эту деятельность. Данный проект  не требует материальных затрат.

Полученные  результаты по окончанию проекта:

У детей сформировалось понятие «Семья», дети получили информации о своей семье, профессии родителей; научились составлять рассказы о своей семье. Дети научились  заботится  о близких, проявлять  почтение, внимание к ним; узнали  о родственных отношениях, о своей социальной роли в семье.  У них сформировалась    устойчивая потребность  творить добрые дела,  сформировались ведущие характеристики нравственного  поведения .

3. Предистория проекта:

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищенности. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируется определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию ученых исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Взаимодействие с семьей – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.  

4.Обоснование социальной значимости проекта.

   Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении, необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере. В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё лет 20 тому назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка “для него самого”, то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья.

5.Цель проекта:  

формирование представлений о семье, о родословной, привитие уважения, любви и привязанности ребёнка к своей семье, воспитание у него гордости за принадлежность к своему роду, желания стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Задачи проекта:

* Продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

* Создание генеалогического древа семьи.

* Учить детей составлять рассказ о своей семье.

*  Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

* Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”,    “родные”, “близкие”.

* Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

* Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

* Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

* Укреплять детско–родительские отношения.

* Сформировать у детей представления о профессиях, которыми занимаются их родители;
*  Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, прививать желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

6.Методология проекта.

В рамках реализации проекта «Моя родословная!» активно используются разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: участие родителей в творческих конкурсах, выставках родительских работ. Проведение интересных конкурсов позволило укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировало  педагогическое общение родителей с детьми. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семьи сплотились, а дети почти всегда находились в зоне ближайшего развития: то, что дети сегодня делали с помощью взрослого, это послезавтра он сможет сделать сам. Получая, таки образом, мощный толчок развития.

Конкретная цель проекта достигается через следующие этапы работы:

 I .  Целеполагание

 а) подбор и изучение литературы:

             1.  Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

             2.  С.В. Петерина « Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста»  М.Просвещение,1986.

            3.  В.И.Петрова « Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации;     М. Мозайка – Синтез, 2005г.

            4.  В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова « Нравственное воспитание в детском саду» -Москва   «Просвещение»,1984г.

            5.  А.К.Бондаренко « Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение»1983г.

            6. А.В.Козлова « Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.

            7. Л.Куцакова « Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М.Владос,2005г.

            8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.

            9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.

           10.Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные  Челны, 2009.

           11  В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

           12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

           13. «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько.

II. Планово-прогностический

 -  группировка материала, составление плана.

 III.  Организаторско  - исполнительский

 -  Беседы  с детьми о семье, о  милосердии, о трудолюбии, о толерантности, о сознательном и бережном отношении к близким,  о доброжелательности в общении со сверстниками, малышами, взрослыми.

-  Проведение занятия с детьми  «Моя семья», «Петушок и его семья», «Мы поздравляем наших пап», «Мамы всякие нужны», «Моя семья и я»,

-  Продуктивно- художественная деятельность детей

(выставка  рисунков «Это мой тебе подарок мамочка моя!», «Мы встречаем Новый год!»)

-  Театрализованная деятельность детей

( по сказке «Репка»)

-  Конструирование и аппликация

   Изготовление  подарков: «Бусы для мамы», «Галстук для папы», «Варежка для бабушки», «Тарелка для дедушки»

-  Игры

 Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Строим дом для своей семьи».

- Развивающие игры:

«Как мы помогаем маме», «Правила доброты», «Кто что делает?», «Наведи порядок», «Профессии», «Как растет все живое»,  « Где, чья мама?», «Чье фото?»

- Чтение художественной литературы и прослушивание музыкальных произведений:

 Сказка «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», Д.Габе «Мама», В. Осеева «Сыновья»,  В. Осеева «Волшебное слово», Р. Газматов «Мой дедушка»,  С. Баруздин «Мамина работа»,  Э. Мошковская «Про бабушку»,   В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю», Е. Серова «Папа дома», «Стирка»;

 Муз. М.Л. Лазарев «Семейная», муз. В.Я. Шаинский «Песня о папе», муз. А.Ф. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой», «Песня о бабушке»  

-  Знакомство с устным народным творчеством:

 Разучивание пословиц о доме, близких, о нравственных поступках,

игра «Собери пословицу».

-  Игры - драматизации по мотивам литературных произведений:

( по рассказу   В. Осеевой  « Обычная  старушка».)

- Поздравление  мам с Днем матери.

-  Подготовка и проведение утренника «8 марта!»

-  Вручение подарков, изготовленных детьми.

- Творческий  конкурс  «Моя родословная!», выполненных детьми совместно с  родителями.

 

     

 

   

 -  Работа с родителями:

Оформление ширмы для родителей  «Вместе с детьми», «Чем занять ребенка, не включая телевизор», «Родословная в детском саду. История и образ семьи», «Родословная», оформить стенгазету «Нашим мужчинам посвящается», родительское собрание Тема: «Семья – мой дом родной!»;

IV . Итоговый

Открытое занятие «Моя семья и я», на котором дети рассказывали про свою семью, используя свои «Родословные».

      

V.  Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта.

Особенность  проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

 В рамках проекта  велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых  было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

VI.   Результативность.

В результате такой работы      воспитатель   пополнил  свои знания по истории геральдике, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива  родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.         Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя родословная"

Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет глубокий смысл....

«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»

В проекте представлен педагогический проект "Моя родословная" направленный на решение познавательных, духовно - нравственных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста....

Тема проекта: « Родословная моей семьи»

Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребёнка семья – источник психологической и эмоциональной поддержки. Д...

Проект для детей старшей и подготовительной группы Тема проекта: «Моя семья - моя родословная»

Проект предназначена для воспитанников старшей и подготовительной группы...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Конспект авторского проекта "Моя родословная" (Детско-взрослый проект в подготовительной группе)

Освещены приемы работы с родителями в проектной деятельности.Помощь детям в осознании родственнных связях....