Главные вкладки

    "Славное море - священный Байкал."
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Светлолобова Светлана Львовна

    Занятие по  ознакомлению с окружающим в старшей группе "Славное море - священный Байкал."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kniga_baykala.docx20.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Славное море – священный Байкал.

    Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.

    Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.

    Предварительная работа: знакомство с озером Байкал, его обитателями, растительным миром; чтение легенд о Байкале; разучивание стихотворений; знакомство с правилами поведения в природе, художественное творчество на тему «Обитатели Байкала», «На дне Байкала».

    Материалы: презентация к занятию «Славное море – священный Байкал», плоскостной разрезной силуэт озера с загадками, иллюстрации с изображением озера, животных, растений, плотные цветные листы картона, клей. Ножницы, лист с силуэтом нерпы, вата, фломастеры, папка – скоросшиватель, цветные жетоны, Байкальская вода.

    Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о Байкале.

    Дети смотрят мультимедийную презентацию «Байкал» - вдруг, посреди презентации звучит звук sos! и появляется надпись: «Помогите, защитите!»

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем может просить нас Байкал?

    Ответы детей: защитить его от загрязнения, уничтожения растений и животных.

    Воспитатель: А как вы думаете, как мы можем защитить Байкал, помочь ему?

    Ответы детей: не мусорить, не уничтожать животных, охранять животных, не рвать растения.

    Воспитатель:

    - Ребята, охранять одни мы его не сможем, но помочь всем рассказать об уникальности и его красоте, сколько чудес в нём, наверное, мы с вами можем.

    Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к мысли о создании «Книги Байкала»

    - Давайте с вами создадим «Книгу Байкала» где расскажем о нём. Согласны? (ответы детей)

    - Сначала нам надо вспомнить всё, что мы знаем о нашем красавце Байкале, а потом собрать всё это вместе в альбом со страничками. Поможет в этом нам вот этот план. (Воспитатель показывает детям план заданий, в соответствии с которым будут созданы странички «Книги Байкала»):

    Задание 1. «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».

    Дети собирают из 4 кусочков паззл с очертаниями озера, выбирая его среди других, отгадывая загадки на обороте.

    1. Бледно-розова, нежна,

    Студёная вода нужна.

    Что за рыбка невеличка

    Меньше вашей рукавички?

    А на солнце рыбка тает,

    Рыбьим жиром истекает.

    Что за рыбка-иностранка?

    Эта рыбка …           (голомянка)

    2.Начинается на «о»,

    Ох, и любят же его!

    Говорят, живет в Байкале,

    Вы случайно не слыхали? (Омуль)  

    3.  В снежном логове родятся,

    Простудиться не боятся.

    Подрастут - начнут нырять,

    Шубки белые менять.

    Если очень повезет -

    Лет полсотни проживет.

    Что за зверь такой с усами?

    Ну, подумайте-ка сами!

    (Нерпа)  

    4. Древен род его в природе,

    Кличут озером в народе,

    Волны моря плещут в нем -

    Как его мы назовем?

    (Байкал)

    Задание 2.  «Вспомнить легенду о Байкале и её реках».

    Воспитатель: Ребята, я думаю, с этим мы справимся. Давайте вместе её вспомним и перескажем (дети с воспитателем рассказывают легенду Байкала).

    Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.

    Задание 3. Водный мир Байкала.

    Воспитатель:

    - Нам надо выбрать тех водных обитателей, которые обитают в Байкале.

     На экране детям предлагаются триггеры с изображением водных обитателей – дети выбирают только обитателей озера.

    Релаксационная и физкультминутка 

    Воспитатель говорит под звучащую негромкую музыку:

    - «Святое море», «Святая вода», так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества. Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...” (звучит музыка волн)

    Ребята, а теперь я предлагаю вам спуститься к озеру и поиграть:

    Проводится игра «А мы к озеру спустились»

    А мы к озеру спустились,     (Дети идут к центру круга)

    Наклонились и умылись.      (Наклоняются, трут лицо руками.)

    Раз, два, три, четыре -            (Изображают, что брызгают себе водой в лицо.)

    Вот как славно освежились.    

    А теперь поплыли дружно.     (Вновь идут по кругу.)

    Делать так руками нужно:  

    Вместе – раз, это брасс,          (Изображают брасс, двигаясь по кругу.)

    Одной, другой – это кроль.    (Изображают кроль, двигаясь по кругу.)

    Вышли на берег крутой          (Идут по кругу, взявшись за руки.)

    И отправились домой.    

    Воспитатель:

    - Ну вот, мы немного прогулялись, покупались, пора продолжать нашу работу.

    Задание 4. Растительный мир Байкала. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Воспитатель:

    - Ребята, нам надо узнать какое из растений лишнее и не растет на Байкале (детям предлагаются карточки с изображением растений и деревьев – среди них надо назвать лишние те, которые не растут на побережьях Байкала).

    Задание 5. Животный мир Байкала.

    Воспитатель:

    - Ребята нам надо угадать животных, части которых изображены и которые водятся в лесах у Байкала.

    На экране появляются части изображения (хвост, лапы, уши и т.д.) животных, дети угадывают и называют их.

    Задание 6: Правила поведения в природе.

    Воспитатель: ребята, как вы думаете, а если все будут знать о Байкале её обитателях и не знать, как правильно себя вести, сможем ли мы озеро защитить? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что надо создать страничку о правилах поведения в природе).

    На экране появляются знаки «Правила поведения в природе» и дети объясняют их.

    Задание 7: Живой символ Байкала – нерпа.

    Рассматривание игрушки, иллюстраций с изображением нерпы. Затем дети рассматривают различные материалы, из которых можно изготовить нерпу.

    Воспитатель:

    -  Ну вот, теперь вы всё вспомнили и нам пора приниматься за работу. Для этого нам надо поделиться на компании.  В этом нам помогут цветные жетоны (детям предлагается достать из коробочки жетон (жетоны 4 цветов) - на каждом столе есть жетон такого же цвета), каждый ребенок идет к тому столу, на котором такой же цвет.

    Воспитатель:

    _ Итак, дорогие ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы по цвету своего жетона и обратите внимание, что на столах расположены задания, по которым необходимо создать странички для книги и разные материалы, с помощью которых вы будете изготавливать свои странички. Каждая кампания, изготовив свою страничку, вложит ее в альбом о Байкале.

    Дети рассаживаются за столами и из предложенного материала составляют страницу в альбом. После выполнения заданий, дети вкладывают свои странички в альбом, рассматривают его.

    Воспитатель:

    - Ребята, ну вот и получился у нас замечательный альбом, который мы сможем всем показать и рассказать о красоте и неповторимости нашей жемчужины – озера Байкал.

    А теперь давайте закончим нашу работу стихотворениями о Байкале (дети читают стихотворения о Байкале)

    О чем грустишь, Байкал любимый,

    О чем вздыхает твой прибой?

    Иль кто-то злой, неумолимый

    Порой глумится над тобой?

    И мне Байкал вздыхал в ответ:

    «Я жил на свете тыщи лет…

    Никто меня не обижал,

    Напротив, всякий уважал…

    Но за последние полвека…

    Не узнаю я человека!

    Как будто чистая водица

    Ему вовек не пригодится…»

    Нужен Байкал тебе и мне,

    Нужен чистый воздух на заре,

    Птичий гомон, и синева рек,

    Солнце, дождик и белый снег.

    Давайте будем его беречь,

    Не будем силы свои жалеть.

    Пусть будет вечно он голубой,

    Наш добрый батюшка, Байкал родной!

     Воспитатель:

    - Спасибо, ребята! И сейчас, за работу вашу кропотливую, старательную напою водой чистой, полезной для организма – «Байкальской».

    Воспитатель предлагает детям попить воды из стаканчиков, уточняя ее название – «Байкальская».

    О чем грустишь, Байкал любимый,

    О чем вздыхает твой прибой?

    Иль кто-то злой, неумолимый

    Порой глумится над тобой?

    И мне Байкал вздыхал в ответ:

    «Я жил на свете тыщи лет…

    Никто меня не обижал,

    Напротив, всякий уважал…

    Но за последние полвека…

    Не узнаю я человека!

    Как будто чистая водица

    Ему вовек не пригодится…»

    Нужен Байкал тебе и мне,

    Нужен чистый воздух на заре,

    Птичий гомон, и синева рек,

    Солнце, дождик и белый снег.

    Давайте будем его беречь,

    Не будем силы свои жалеть.

    Пусть будет вечно он голубой,

    Наш добрый батюшка, Байкал родной!

    План работы:

    1. «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».
    2.  «Вспомнить легенду о Байкале»
    3.  «Водный мир Байкала»
    4.  «Растительный мир Байкала»
    5.  «Животный мир Байкала»
    6.  «Правила поведения в природе»
    7.  «Живой символ Байкала – нерпа»

    Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое развлечение для детей "Байкал - священный дар природы"

    «Байкал – священный дар природы»   Тематическое развлечение для детей подготовительной группы   Цель: Обогатить знание детей об озере Байкал. Привлечь внимание к неповторимой красоте озе...

    Конспект занятия "Байкал-священный дар природы"

    Цель занятия:Задачи:Интеграция образовательных областей:...

    Проект "Священное место - озеро Байка"

    Проект разработан для того, что бы расширить представления детей о животном и растительном мире нашего озера....

    Сценарий праздника " Славное море - священный Байкал"

    Сценарий Славное море – священный БайкалВсе знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями ...

    Конспект занятия "Байкал-священный дар природы"

    Данный материал можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем Прибайкальем...

    Фотоотчёт с городского фестиваля - конкурса «Театральный Олимп-2018» Литературно-музыкальная композиция «Священный Байкал» 2018

    В данном материале представлен Фотоотчёт с городского фестиваля - конкурса «Театральный Олимп-2018». Литературно-музыкальная композиция «Священный Байкал»....