Проект "Почва - живая земля"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ярославцева Елена Анатольевна

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под ногами, и служит опорой для наших жилищ? Приступая к исследованию, нам хотелось бы выяснить: « Что это за плодородный слой, который кормит, поит и оберегает всё живое на нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Почва - живая земля"50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение:

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под ногами, и служит опорой для наших жилищ? Приступая к исследованию, нам хотелось бы выяснить: « Что это за плодородный слой, который кормит, поит и оберегает всё живое на нашей планете.

Тема «Почва – живая земля»

Цель: 

Сформировать представление о почве, её особенностях  и значением в жизни деревьев, о  некоторых почвенных обитателях, о  роли  дождевых червей в образовании почвы.

Гипотеза: 

Если мы досконально изучим данную тему и проведём соответствующие исследования, то мы сможем сказать, что почва – живая земля.

Задачи: 

Развивать доказательную речь. С помощью опытов дать элементарные сведения о том,  какое значение имеет почва в жизни деревьев, растений, животных, насекомых.

Формировать навыки экологически – грамотного поведения в природе.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать.

Воспитывать бережное, осознанное, заботливое отношение к природе

Собрать сведения о том, как опавшая листва превращается в почву.

Какую роль в образовании почвы играют живые организмы: насекомые, животные, черви.

Развивающая среда

  1. Коллекция почв.
  2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования
  3. Ящик ощущений.
  4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.
  5. Коллективная работа  «Подземное царство»
  6. Поделки, сделанные из бросового материала
  7. Доска исследователя.
  8. Временная лента жизни листа   «Жизнь листа после опадания»
  9. Мантия и шапочка учёного.

     10. Кроссворд на тему «Почва – живая земля»

Связь со специалистами:

Руководитель по физической культуре: Спортивная эстафета «Мы дождевые черви»

Руководитель по изобразительной деятельности: «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве»

Развитие речи: «Сказка про Серую шапочку и Красного волка»

При изучении темы мы  пользовались следующими методами:

Практический:

Создали коллекцию почв, где мы узнали, что существует много разных типов почв. Проводили эксперименты и наблюдения за тем, как  черви перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Создали модель строения почвы.  Во время прогулки собирали листья и создали временную ленту жизни листа.  В конце работы над блоком «Почва» мы решили выполнить коллаж на тему «Подземное царство» и поделки, сделанные из бросового материала.

Коммуникативный:

Рассматривали на картинках животных, которые живут в почве. Слушали доклады детей (с использованием опорных рисунков) на тему «Кто и как  живёт в земле.

Наша  задача – собрать нужную информацию,  используя возможности всех доступных источников:

  • посмотреть в книге;
  • спросить у взрослого;
  • наблюдать или экспериментировать;
  • подумать самостоятельно.

1 часть. Содержание работы воспитателя:

Дать понять, что почва -  «живая земля». Почва как компонент природы  содержит и живую природу: корни, остатки растений, останки животных, и неживую: песок, глину и камни. Иллюстрировать свой рассказ показом картинок, модели строения почвы, коллекцией типов почв.

2 часть. Содержание работы воспитателя:

Дать знания о животных, которые обитают в почве (на примере дождевого червя, крота), с их особенностями  и ролью  в  формировании почвы.

Работа детей: представление рассказов (с использованием опорных рисунков)

на тему «Кто и как живёт в земле» (домашнее задание), отгадывание загадок.

Самостоятельные наблюдения детей за жизнью червя.

3 часть. Содержание работы воспитателя:

Создать временную ленту жизни листа после опадания.

Работа детей: во время прогулки собрать образцы листьев и материал для изготовления коллажа. Изготовление коллажа и поделок из бросового материала (домашняя работа). Разгадывание кроссворда.

Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья? А  куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда – то исчезают.

Дело в том, что со временем все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая «еда» для растений. Так все и происходит: земля - почва кормит растения, а потом они ее.

А есть ли в почве вода?

Дети уже знают о значении воды в жизни человека и животных. Перед проведением эксперимента дети ощупывали стёклышко. Какое оно – холодное или тёплое? Сухое или мокрое? После нагрева почвы на огне, держа над ней стёклышко,  дети сделали вывод, что в почве есть вода, потому что на стекле они увидели капельки воды.

А есть ли воздух в почве? Под землёй обитает множество животных, насекомых. Чем они дышат? Можно ли его увидеть?  Во время эксперимента

дети опускали комочки земли в воду: почему появились прозрачные пузырьки? Что это такое?  И они сделали вывод, что  в почве есть воздух.

А кто живёт в почве?  

Большую часть жизни дождевые черви проводят под землей, где роют длинные запутанные ходы. Там они и питаются,  пропуская землю через кишечник и поглощая из нее органические остатки. Еще для прокорма они затаскивают с поверхности земли в свои ходы листья и травинки. Для небольшого червя это подвиг.

В прозрачные банки  мы насыпали слоями садовую почву и песок, посадили  в этот контейнер несколько червей и присыпали сверху перегнившей листвой. Емкости поставили в темное, прохладное место.

Через месяц  мы обнаружили, что черви перемешали  землю в банках . Земля стала рыхлая и однородная.

Мы  попробовали налить сверху воды – через некоторое время дождевые черви стали выползать. Они не смогли находиться в земле без воздуха.

Это наглядно доказывает что черви – очень ценные «сотрудники» природы. Пропуская землю через свой кишечник, черви перемешивают слои почвы, обогащая ее перегноем. Они разрыхляют землю и открывают доступ воздуха к корням растений. Так дождевые черви формируют плодородный слой.

Используют червей в сельском хозяйстве: для переработки мусора, навоза, опилок. Проходя через кишечник червя, эти отходы превращаются в удобрение – биогумус, а это самое лучшее удобрение в мире.  

Применяя труд червей – «профессиональных пахарей», можно восстановить плодородие почвы и облегчить себе работу по вскапыванию земли.

 Крот — настоящий землекоп. Когда он ползет, то роет землю, отгребая ее вбок и назад. Если почва мешает животному рыть нору, он делает специальный вертикальный ход и головой выталкивает землю на поверхность. Такие кучки — кротовины — мы часто видим на лугу, на даче, у реки. Перед рождением малышей зверек создает специальный роддом» с мягким полом из сухой травы и роет ходы к ближайшей воде. Детишки у него появляются один-два раза в год причем за один раз рождается не меньше трех кротят. Малыши рождаются голыми, беспомощными, слепыми.

Крот — обладатель замечательной шубки: у него бархатистый, густой, блестящий, угольно-черный мех с серебристым налетом. Есть у этого зверька еще одна особенность, все  знают, что кота можно гладить только по направлению от головы к хвосту, но не наоборот! Эти домашние любимцы не терпят, когда их гладят против шерсти. А вот крота можно гладить в любом направлении, и в любом случае волоски его шерстки будут ложиться гладко. Почему? Это животное ползает под землей и вперед, и назад, значит, мех не должен мешать ему двигаться. Поэтому волоски крота прижаты к телу и могут наклоняться в любую сторону. Если бы они топорщились, как у кошачьих, то наш подземный обитатель непременно застрял бы во время движения назад.

 Если крот плохо видит, то как же он находит дорогу, как ищет добычу?  Подслеповатый крот прекрасно слышит, улавливая даже небольшой шум, хорошо различает ароматы. Кроме того, он трогает все окружающее своим «хоботком». Могут ли у крота быть большие уши?  Похожи ли уши этого зверька на наши? Нет, они практически не видны и прикрыты специальной пленочкой, чтобы в них не попадала земля.)

А что такое плодородие почвы?

Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, а животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к почве, стараться делать так, чтобы в ней всегда было чисто.  Что может для этого сделать каждый из детей, их родителей, воспитателей.

С помощью игры «Ящик ощущений мы сделали вывод, что в почве должны находиться только веточки, семена, камешки, комочки глина, песок, корни растений, животные, насекомые.

В последние годы пластиковые бутылки и металлические банки стали неотъемлемой частью пригородных лесов и берегов рек. И это — признак, прямо скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит «отдыхать» на природе.

Во время прогулки по экологической тропинке или экскурсии в ближайший парк  мы отметили, что  везде есть мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратили  внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки леса (парка) и как неприятно посещать места, где люди за собой не убрали мусор.

Провели эксперимент. Выкопали вместе с детьми ямки для разных видов мусора. В одну положили упаковочные материалы, в другую — пищевые отходы, в третью — опавшие листья

Мусор и листья закопали  и отметили  эти участки так, чтобы их можно было найти и через год. В течение года периодически откапывали  ямки и смотрели,  что происходит с мусором. Дети участвствовали  в этом процессе с огромным интересом. Перед тем, как откопать ямки, строили гипотезы о том, что произойдет с разным мусором. Обычно через два месяца исчезают апельсиновые и яблочные корки, практически не остается картофельной кожуры, бумага становится мятой, влажной, мягкой, в некоторых местах рвется, темнеет. Через десять месяцев уже не обнаружили бумагу и яичную  скорлупу. Краска на металлической банке отшелушилась, но сама банка не изменилась. А вот опавшие листья деревьев стали совсем другими: от них остались лишь жилки, а ткань листа превратилась в темную тонкую паутину, как бы нанизанную на эти жилки. Прекрасно сохранились и пластиковые бутылки, и полиэтиленовые пакеты.

По результатам наблюдений ребята сделали вывод, что опавшие листья, перерабатываются живыми организмами и, в конце концов, превращаются в почву. А мусор? Мусор нет.

Вывод:

В ходе исследования мы познакомились с типами почв, её обитателями.

Мы узнали, что почва как верхний слой земной поверхности – «живая земля». В формировании почвы участвуют обитатели почвы (кроты, черви др. животные). Они дышат воздухом, который находится в почве. Также узнали, куда исчезают опавшие листья (их «волшебные превращения). Дети поняли, что  почву нельзя загрязнять, вытаптывать, что от мусора нужно избавляться, складывая его в мусорные баки или сделать из него поделку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Почва - живая земля"

В разных сказках русского народа мы часто  встречаем  такие слова: «Земля – кормилица». Почему почву  издревле называют именно так. Это же не просто земля, которая находится у нас под н...

Проект "Почва - живая земля"

Данный проект формирует естественно научные основы и экологические понятия у старших дошкольников. Дети знакомятся с ростом и развитием растений в нашей местности на плодородных черноземных почвах....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель проекта: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Земля – наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собираю...

ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА «Модернизированная поливочная станция» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Почва – живая земля

Цель проекта. Развитие конструктивных творческих способностей детей средствами конструирования через работу над проектом «Капельная поливочная станция»....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Проект: «Почва — живая земля»

Проблема:Что такое почва.Образование почвы.Выяснить свойства почвы и ее значение. Цель проекта:дать представление о почве, ее значении;развивать умение анализировать проблему (определять и сравни...