Программа формирования словаря дошкольников 5-6 лет при наблюдении за природой (система занятий) Старшая группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

В программе описывается примерные наблюдения за природой, с указанием цели, дидактических игр, художественного слова, примет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_slovarya_doshkolnikov_5.docx86.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования словаря дошкольников 5-6 лет при наблюдении за природой (система занятий) 

Старшая группа

Месяц

Тематическое наблюдение

Цель

Формирование словаря (ежедневное художественное слово, дидактические игры, приметы)

Ежедневное наблюдение

сентябрь

Прогулка №1

Наблюдение за погодой

Развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы.

Активизировать употребление в речи названий признаков осени

Приметы: много желудей в сентябре на дубе – к лютой зиме; багровые зори – к ветру.

Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвёт, и льёт, и снизу метёт»; «Осень велика – зима долга»

Стихотворение:

                              Потемнели ветви, от воды туман,

                              Гонит тучи ветер из холодных стран.

                             Осень на излёте, лес промок насквозь,

                              Клюкву на болотах ищет старый лось.

                                                                                         А. Степанов

Загадка:

                            Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

                            Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

                            Но не касаюсь сосен

                            И ёлочек. Я… (осень)

Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цели: учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном названии слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка-пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Дидактическая игра «Придумай сам».

Цель: формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя.

Ход игры. Воспитатель предлагает выбрать ребёнку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: на что похожи предметы? Как можно поиграть ими?  

Наблюдение за:

- продолжительностью дня;

- погодой;

- изменением температурой воздуха в течение дня;

- за туман, расой, дождём;

- небом, вечернем небом;

- облаками (кучевыми, перистыми);

- солнцем;

- насекомыми;

- вороной;

- дождевыми червями.

Рассматривание:

- почвы;

- цветочных семян;

- растений на огороде;

- цветов в цветнике;

- мест скопления насекомых.

Прогулка №2

Наблюдение за отлётом насекомоядных птиц

Продолжить знакомство с многообразием птиц; расширять представления детей о зимующих и перелётных птицах; уточнить особенности внешнего строения вороны, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелетных и зимующих птицах.

Приметы: осень птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой; поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

Поговорки и пословицы: «Всякая птица своим пером гордиться»; «Всякая птица своим клювом сыта»

Стихотворение:

Журавли

           Журавли летят, курлычут,                                            Жалко мне цветных полянок

           Шлют последнее «прощай».                                         И журавликов моих!

           За собою лето кличут,                                                   Только я тужить не стану,

           Забирают в тёплый рай.                                                А весною встречу их.

М.А. Познанский

Загадки:

Всех прилётных птиц черней, враг личинок, друг полей,

Взад-вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица… (грач)

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зелёных кронах, а зовут её… (ворона)

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Цели: учить понимать происходящее в природе процессы; дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопать в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее. В конце игры подводиться итог, кто больше всех знает деревья.

Дидактическая игра «Насекомые»

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мячик соседу, тот называет другое насекомое (комар), и т.д. Кто не сможет ответить, выходить из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое - бабочка»  - и передаёт мячик соседу, тот отвечает: «комар», и т.д. После окончания круга ведущий называет: «прыгающее насекомое», - и игра продолжается.

Прогулка №3

Наблюдение за различием деревьев и кустарников (по стволам, по листве).

Обобщать представления о строении, росте и развитии растений;

Расширять представления о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о частях деревьев, о функции каждой части для роста и развития дерева.

Приметы: осенью листопад пройдёт скоро – ожидай крутой зимы; преждевременное падение листьев – к ранней зиме.

Поговорки и пословицы: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»; «Не суди о дереве по коре».

Стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Загадки:

В дождь и в зной поможет друг,

Зелёный и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек (Дерево).

Летают, кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают, и тут пропадут (Листья).

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: учиться сдавать в воображении образы на основе характерных признаком предметов, замечать необычное в самых обычных вещах; развивать фантазию.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель стоит в центре круга. Он кладёт предмет (или предметы) в середину круга и предлагает ребятам подумать на что он (они) похож (и). Затем  педагог бросает мяч кому-либо из детей. Этот ребёнок должен ответить, остальные ребята дополняют ответ ребёнка.

Дидактическая игра «Кто больше слов придумает»

Цель: активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры. Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Поймавший должен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слова или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Прогулка№4

Наблюдение за однолетними и многолетними растениями.

Расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян); учить анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения представлений об однолетних и многолетних растений, их особенностях.

Приметы: ива рано инеем покрылась – к долгой зиме; ветки ели и сосны опускают вниз – к дождю.

Поговорки и пословицы: «Срубил дерево – посади два»; «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча - пустыню».

Стихотворение:

Деревья

Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

Загадки:

Она под осень умирает и вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету, растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё – беда: она их главная еда (Трава)

Малые детки сидят на ветке,

Как подрастут – на землю упадут (Семена)

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине круга – ведущий. Он бросает мяч ребёнку, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать животное, обитающее в этой среде; при слове «огонь» - отбросить мяч. Тот кто ошибается выходить из игры.

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы)

Цель: закреплять знания об многообразии птиц.

Ход игры. Педагог называет птиц вперемешку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (Воробей, лебедь, муха, ворона и т.д.)

октябрь

Прогулка №1

Наблюдение за растениями на участке.

Познакомить с особенностями второго периода осени – золотой осенью; продолжать знакомство с многообразием растительного мира, с приспособлением растений к холодному времени года; прививать любовь к природе, развивать наблюдательность и любознательность.

Активизировать употребление в речи названий трав, кустарников, деревьев.

Приметы: лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро; журавль на юг не отбудет – мороза не будет.

Стихотворение:

Осень

                   Заглянула осень в сад –                                   Под ногами первый лёд

                  Птицы улетели.                                                 Крошится, ломается.

                  За окном с утра шуршат                                  Воробей в саду вздохнёт,

                  Жёлтые метели.                                                 А запеть – стесняется.

В. Степанов

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: учиться сдавать в воображении образы на основе характерных признаком предметов, замечать необычное в самых обычных вещах; развивать фантазию.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель стоит в центре круга. Он кладёт предмет (или предметы) в середину круга и предлагает ребятам подумать на что он (они) похож (и). Затем  педагог бросает мяч кому-либо из детей. Этот ребёнок должен ответить, остальные ребята дополняют ответ ребёнка.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Закреплять знания признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; пожелтели листья на деревьях; идёт уборка урожая; падает пушистый белый снег). Дети называют признак и объясняют почему он лишний.

- за продолжительностью дня и ночи;

- облачностью, облаками;

- пасмурным небом – вечерним небом;

- за листопадом;

- за птицами;

- за повадками птиц.

Нахождение примет осени.

Рассматривание:

- растений на участке;

- однолетних и многолетних растений;

- березы;

- почек после листопада.

Прогулка 2.

Рассматривание одежды детей и взрослых.

Продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.

Активизировать употребление в речи названий диких животных, одежды людей.

Стихотворение

Зонт

Погода начала сердиться –

Весь день льет дождик за окном.

И, чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под зонтом.

Загадка

Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа: топать-шлепать по болотам (Резиновые сапоги).

Дидактическая игра «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закреплять знания о том, что дети делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток (или действия детей). Дети должны ответить одним словом: «Завтракаем» или «Умываемся» (или назвать часть суток).

Дидактическая игра «Ищи».

Цель: упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребенок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Прогулка 3

Наблюдение за осадками.

Расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Учить использовать в речи прилагательные, наречия при наблюдении за природой.

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь будет долгим; дождь пошел после обеда – будет идти долго.

Поговорки и пословицы: «Осенью ложка воды – ведро грязи»; «Осень студит воду».

Стихотворения.

Рано, рано поутру

Выгляни в окошко:

Дождик бегал по двору,

Поиграл немножко.

Он деревья поливал,

Тротуар, лужайки,

И Максимкин самосвал

Отыскал под лавкой.

Дождик

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Загадки: Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (Дождь).

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы.

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают (Осень).

Дидактическая игра «Да или нет?»

Цель: закрепить знания детей осенних примет.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай ведь собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко,

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать?

Дидактическая игра «Придумай сам».

Цель: обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Прогулка 4.

Наблюдение за ветром.

Уточнить и расширить знания о воздухе, о ветре; расширять кругозор; воспитывать любознательность, желание познавать процессы, происходящие в природе.

Учить использовать в речи прилагательные при характеристике ветра, при сравнении ветра в разные сезоны (зимой, весной, летом, осенью).

Примета: на Евлампия (23 октября) рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам.

Пословицы и поговорки: «Октябрь венчает белый снег с великой грязью»; «Октябрь землю покроет где листом, где снежком».

Стихотворение:

Поиграл ветерок

В бархатной листве

Пробежал сотней ног

По лесной траве…

Постучался ветерок

В двери и окошки,

Покружил совсем чуток

Пыль на дорожке.

Загадки:

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит -  листик дрожит,

Где пронесется - дерево гнется. (Ветер)

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит, и куда-то он спешит. (Ветер)

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Цели: развивать логическое мышление; уметь замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает..Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

 Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела в сад ребенка.

Ночью ярко сверкало солнце, и горели звезды

Яблоко поспевало на березе».

Дети находят противоречия в предложениях.

Дидактическая игра «Охотник»

Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка- стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник»- один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова:»Я иду в лес на охоту. Буду охотится за…». Здесь ребенок делает шаг вперед и говорит:»Зайцем». Делает второй шаг: «Медведем». Делает третий шаг:»Волком». При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и тоже животное. Победителем считается тот, кто дошел до «леса», («озера», «пруда») первым или прошел дальше.

Ноябрь

Прогулка 1

Наблюдение за первыми заморозками.

Продолжить знакомство с многообразием природных явлений6изморзью, заморозками; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; учить самостоятельно определять погоду и показать ее влияние на растительный и животный мир.

Активизировать в речи детей употребление понятий «заморозки», «изморозь», использовать глаголы и прилагательные при описании состояния погоды.

Приметы: какова погода в ноябре, таков и май; ноябрьские ночи до снега темны.

Поговорки и пословицы: «В ноябре тепло к морозу не указ»; «Ноябрь – ворота зимы».

Стихотворение:

Осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены.

В пурпуре осенний дуб, некогда зеленый.

Утешает  осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

                                               З. Федоровская

Загадка:

Листья желтые летят, под ногами шелестят

Солнце уж не припекает. Когда это бывает? (Осенью.)

Дидактическая игра «Лесник».

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды, семена).

Ход игры. Выбирается «Лесник», остальные дети – его помощники, они пришли помочь ему собирать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много берез (тополей, ель), давайте наберем семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его.  Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись!».

Цель: упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь!»- и передает палочку ребенку, тот отвечает: «Бурый!»- и передает палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

- за освещенностью во время дня;

- погодой;

- изменением температуры воздуха в течение дня;

- небом, тучами, облаками, туманом;

- за птицами (воробьи, вороны, голуби, снегири);

- за птицами у кормушек.

Развешивание кормушек. рассматривание деревьев и кустарников.

Прогулка 2

Наблюдение за первым снегом. Рассматривание одежды людей.

Продолжить знакомство с природными явлениями; закреплять представления о последнем периоде осени; развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; учить называть особенности приспособления растений к зиме.

Активизировать употребление в речи слов, характеризующих признаки поздней осени.

 Приметы: первый сухой снег обещает хорошее лето; если первый снег упадет на мокрую землю, то но останется, будет зима снежной; облака черные, низкие, движутся быстро – ненастье сохранится.

Поговорки и пословицы: «Первый снежок не лежок»; «В ноябре снегу надует – хлеба прибудет».

Стихотворения:

Зима.

Белый снег пушистый        И под утро снегом

В воздухе кружится        Поле забелело,

И на землю тихо        Точно пеленою

Падает, ложится.        Все его одело.

                И. Суриков

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Загадки:

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке? (Снежинки.)

Нахмурилось небо (наверно, не в духе).

Летают, летают белые мухи!

Не только летают,

Но даже - не тают! (Снежинки).

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам. (Резиновые сапоги.)

Я как зонт не промокаю.

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну  так что же я такое? (Плащ.)

Дидактическая игра «Цветы».

Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ребенок называет комнатное растение (фиалка) и передает маленький мячик соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения,  и игра продолжается.

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарный запас детей.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает детям загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает детям загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.  

Прогулка 3

Наблюдение за небом.

Учить видеть и описывать красоту неба, пейзажа; расширять словарный запас, кругозор; воспитывать любознательность.

Примета: коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

Поговорки и пословицы: «В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается»; «На Матвея зима потеет»; «Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь его перехолодил»; «Ноябрь – поворот на зиму».

Стихотворение:

… Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни… 

Н.А. Некрасов

Туча

Что это за птица? Черная, большая,

Над землей повисла, солнце закрывая.

Крупными слезами эта птица плачет.

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, все вокруг темнеет.

Чтобы не промокнуть, убегу скорее!

Загадки:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ (Поздняя осень).

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой (Небо).

Над тобою, надо мною  пролетел мешок с водою.

Наскочил на темный лес - прохудился и исчез (дождевая туча).

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению

Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, маленькая, красивая.

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое и т.д.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизировать в речи детей глаголы.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Прогулка 4

Наблюдение за птицами (воробьи, снегири, синицы).

Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; учить замечать характерные особенности строения птиц; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к птицам.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе употребления знаний о строении и повадках птиц.

Примета: воробьи сидят нахохлившись – к дождю; снегирь под окном поет – к оттепели; снегирь зимой щелкает – на снег, вьюгу и слякоть.

Поговорки и пословицы: «Всякая птица своим клювом сыта»; «У каждой пташки свои замашки».

Стихотворение

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода,

Не улетает никуда!

И.Левин

Снегири

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок. Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Загадки:

Забияка и воришка, носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки и боится только кошки (Воробей).

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют (Снегири).

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком»

Цель: развивать у детей фонематический слух, мышление.

Нужно придумать птиц, название которых начинается со звука (или в названии которого есть звук): [а], [к] и др. Кто больше назвал слов, тот и выиграл.

Декабрь

Прогулка 1. Наблюдение за снегом.

Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.

Продолжать учить использовать слова-синонимы при описании погоды.

Приметы: снег идет большими хлопьями – к оттепели; лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет; декабрь – месяц больших волчьих стай.

Пословица: «Зима без снега – не быть хлебу», «Год кончается, а зима начинается».

Стихотворение.

Встреча зимы

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист.

И замерзла река.

И. Никитин

Загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег).

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет (Снег).

На крышу избушки

Легли белые подушки.

Только солнце припечет

Пух водою потечет (Снег).

Я, как песчинка, мал,

А землю покрываю,

Я из воды, а в воздухе летаю,

Как пух, лежу я на полях,

Как алмаз, блещу

При солнечных лучах (Снег).

Дидактическая игра «Какое бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать  наименования, подходящие под определения.

Ход игры. Педагог спрашивает: «Расскажите ,что бывает зеленым?» (Огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка).

За каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, который больше всех назовет слов.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: учить детей прыгать на двух ногах, выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребенку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задает новый вопрос: «Что создано природой?». Дети называют объект природы.

Наблюдение

- за небом,

- ветром,

- солнцем,

Луной и звездами,

- снегом и снежинками,

- снегопадом, снегопадом при вечернем освещении, снегом,

- ветром и снегом,

- за повадками зимующих птиц у кормушек,

- зимующими птицами;

- рассматривание деревьев и кустарников,

- нахождение примет зимы.

Прогулка 2. Наблюдение за погодой.

Формировать представления о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Помогать употреблять слова активно и правильно в точном соответствии со смыслом.

Поговорки и пословицы: «Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет»; «Декабрь спросит, что летом припасено».

Загадки

Придет неслышными шагами,

Незримой стужею дохнет

И, все вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерет:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос? (Зима)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает,

Лепит сугробы из снежного теста,

Передвигает их с места на место? (Метель)

Скачет по улице то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет (Вьюга)

Стихотворения

Зима

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается…

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой.

Р. Кудашева

Если снег идет, метель идет,

Стоят дома, словно терема,

Горки во дворе, узоры на стекле,

На дворе мороз кусачий – что же это значит?

Значит, к нам пришла сама белая зима.

Дидактическая игра «Бывает, не бывает»

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить: иней летом (не бывает), снег зимой (бывает), мороз летом (не бывает), капель летом (не бывает).

Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить составлять предложения с заданным количеством слов.

Предложить детям опорные слова: зима, снег, снежинки, вьюга. Попросить придумать предложения из 3, 4, 5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Прогулка 3. Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой, уточнять знания о расположении веток разных деревьев, учить определять названия деревьев и кустарников.

Упражнять в подборе прилагательных к существительным (тонкий ствол, голые ветви, опавшие листья и т.д.), активизировать в речи детей названия деревьев.

Примета: снег прилипает к деревьям – будет тепло.

Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает»; «Не суди о дереве по коре».

Загадки.

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек (Дерево).

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели (Дерево зимой).

Дидактическая игра «Добавь слог»

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Воспитатель (или ребенок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например: «Ма» - «ма», «кни» - «га». Дополнивший слово ребенок снова бросает мяч воспитателю (или ребенку).

Дидактическая игра «Птицы».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы). «Воробей» передает маленький мячик соседу, тот называет: «Ворона», и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

Прогулка 4. Наблюдение за продолжительностью светового дня.

Формировать представления о первом периоде зимы; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о продолжительности дня зимой.

Приметы: зимой солнце садится в облака – к снегопаду; круг около солнца зимой предвещает продолжительные метели с морозами.

Поговорка: «Солнце – не лето, зима – не мороз».

Стихотворение

…Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

И. Суриков

Загадки:

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (Солнце)

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - … (снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег).

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Воспитатель (или ребенок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным  значением (далекий – близкий, верхний - нижний).

Январь

Прогулка 1. Наблюдение за сугробами на участке. рассматривание следов на снегу.

Уточнять знания о зимних явлениях в природе (метель, вьюга, гололед, поземка, снегопад); развивать наблюдательность; расширять словарный запас; воспитывать интерес к наблюдению за объектами природы.

Активизировать в речи детей понятия «метель», «вьюга», «гололед», «поземка», «снегопад»; упражнять в подборе прилагательных к этим существительным.

Приметы: в январе растет день – растет и холод; с января солнце на лето поворачивает; если в январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший; если в январе частые снегопады и метели, то и в июле частые дожди.

Поговорки и пословицы: «Сугроб да вьюга – два друга»; «Снег глубок – хлеб хорош».

Стихотворение.

Январь

Открываем календарь –

Начинается январь,

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

 С.Я. Маршак

Загадки

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла (Снеговик).

Каруселью ходит ветер,

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет

По щелям пух белый прячет (Вьюга, метель)

Гость гостил, золотой мост мостил –

Без ножа, без топора, без железного долота (Мороз).

Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица, а всех старых – молодит! (Мороз)

Дидактическая игра «Хлопки».

Цель: развивать количественные представления.

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду считать до пяти, и как только я произнесу слово «пять», все должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других чисел хлопать не надо». Дети вместе с педагогом считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая в них. Педагог 2=3 раза проводит игру правильно, затем начинает ошибаться: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые повторили движение и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть за кругом.

Дидактическая игра «Ищи».

Цель: упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Дети должны в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребенок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Наблюдения:

- за снеговиком,

- снегопадом;

- снегом;

- осадками;

- метелью;

- долготой дня;

- работой дворника в гололед;

- поведением птиц;

- красотой растений зимой.

Рассматривание березы, снежинок.

Прогулка 2. Наблюдение за красотой зимней природы.

Конкретизировать и углубить представления о зиме; развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений; воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.

Примета: сильные холода сулят надежный урожай.

Стихотворение:

Зима.

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

То тихая, то вихрем кружится,

То ласкова - всем очень нравится,

То злющая – за нос кусается,

То оттепель пошлет непрошено,

То забросает всех порошею.

Она художница прилежная,

Все разрисует в царство снежное.

Развесит кружева из инея.

Такая сказочно красивая!

Загадки:

Щиплет уши, щиплет нос,        

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь.)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом, шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Цель: упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы» - и бросает мяч ребенку. Он отвечает: «Ромашка, василек, мак».

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь».

Цель развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением.

Прогулка 3. Рассматривание узоров на окнах.

Расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней природы; развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими зимнюю природу.

Примета: если окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза.

Пословица: «Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет».

Стихотворения:

Мороз.

Мороз в окно глядит и дышит,

И на стекле узоры пишет.

А против мерзлого окна

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана

Стоит кудрявая береза…

Мороз.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

Это клен, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Загадки:

Художник-невидимка по городу идет:

Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал, пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал сверкающие листья. (Мороз.)

Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне.)

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время года, и передает фишку другому игроку. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизировать в речи детей глаголы.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Прогулка 4. Рассматривание инея.

Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.

Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя знания о свойствах воды.

Приметы: если ночью был иней, днем снег не выпадет; дует ветер, а инея - быть бурану.

Поговорки и пословицы: «В январе и горшок на печи замерзает»; «Январь - весне дедушка».

Загадки: в белом бархате деревня – и заборы, и деревья,

А как ветер нападает. Этот бархат опадает. (Иней.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Цель: упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы» - и бросает мяч ребенку. Он отвечает: «Ромашка, василек, мак».

Дидактическая игра «Охотник»

Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка- стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник»- один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова:»Я иду в лес на охоту. Буду охотится за…». Здесь ребенок делает шаг вперед и говорит:»Зайцем». Делает второй шаг: «Медведем». Делает третий шаг:»Волком». При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и тоже животное. Победителем считается тот, кто дошел до «леса», («озера», «пруда») первым или прошел дальше.

Февраль

Наблюдение 1.

Наблюдение за увеличением продолжительности дня.

Формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

Обогащать речь детей наречиями при описании светового дня.

Пословица: «Январь к концу месяца – два часа прибавило».

Стихотворение:

Февраль.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен.

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Загадка:

В этот месяц, что ни год, день и ночь метель метет –

Заметает путь-дорогу, вкривь и вкось ее ведет. (Февраль.)

Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком»

Цель: развивать у детей фонематический слух, мышление.

Нужно придумать птиц, название которых начинается со звука (или в названии которого есть звук): [а], [к] и др. Кто больше назвал слов, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Кто найдет короткое слово?»

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное данное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так как это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто произнесет неверно выходит из игры.

Наблюдение:

- за увеличением продолжительности дня;

- образованием сосулек;

- снегом на ветках;

- облаками, небом;

- солнцем;

- погодой;

- за зимующими птицами у кормушки;

- воронами;

- за передвижением птиц;

-

Наблюдение 2.

Наблюдение за зимующими птицами у кормушек.

Расширять представления о зимующих птицах у кормушек; обогащать словарный запас.

Приметы: утром ворона сидит на макушке дерева и каркает вьюге; если синички с утра начинают пищать – ночью бывает мороз.

Стихотворение:

Кормушки.

Сделаем кормушки,

Насыплем зернышки –

Пусть не голодают

Зимой воробушки.

Загадка:

Грудка ярче, чем заря у кого? У… (снегиря).

Дидактическая игра «Где я был?»

Цель: учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Ход игры. Педагог говорит: «Отгадайте ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была?» (На море.)

- А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели.

Главное в этой игре – не отгадывание, а загадывание.

Дидактическая игра «Птицы».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы). «Воробей» передает маленький мячик соседу, тот называет: «Ворона», и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга

Наблюдение 3.

Наблюдение за облаками.

Продолжать знакомство с неживой природой, с ее явлениями; развивать связную речь.

Упражнять в подборе прилагательных, глаголов к существительным при наблюдении за небом и облаками.

Приметы: облака идут низко – к снегопаду; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Поговорка: «Коли капель, в весну раннюю верь».

Загадки:

Над холмами, над озерами лебедями белоперыми

Мы без крыльев пролетали, пух да перья растеряли.

Прояснилось наверху – а земля стоит в пуху! (Снеговые тучи.)

Сильнее солнца, слабее ветра, глаз нет, а плачет. (Туча.)

Дидактическая игра «Придумай сам».

Цель: формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя.

Ход игры. Воспитатель предлагает выбрать ребёнку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: на что похожи предметы? Как можно поиграть ими?

Дидактическая игра «Да или нет?»

Цель: закрепить знания детей осенних примет.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай ведь собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко,

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать?

Наблюдение 4.

Наблюдение за солнцем.

Формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца; расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать умение видеть красоту окружающей природы. желание познать ее тайны.

Обогащать и активизировать словарный запас.

Примета: кольцо вокруг солнца – к ненастью.

Поговорки и пословицы: «Февраль – месяц лютый. Спрашивает. Как обутый»; «Февраль силен метелью, а март капелью».

Стихотворение:

Снег.

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною - голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

                         Е. Тараховская

Загадка:

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)

Дидактическая игра «Какое время года?».

Цель: учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основный признаках разных времен года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

Дидактическая игра «Где я был?».

Цель: учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Ход игры. Педагог говорит: «Отгадайте ребята, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была?» (На море.)

- А теперь, вы загадайте мне загадки, где вы были. Расскажите, кого вы видели.

Главное в этой игре – не отгадывание, а загадывание.

Март

Прогулка 1.

Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умения замечать новые изменения в природе.

Активизировать в речи детей глаголы при описании весенней природы.

Приметы: снег быстро тает, воды бегут дружно – к мокрому лету; вороны на снег садятся – к оттепели.

Поговорки и пословицы: «Март – не весна, а предвесенье»; «Иногда и март морозом хвалится».

Стихотворение:

Весна

Зима недаром злится, прошла ее пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора.

Ф. Тютчев

Загадка:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает; когда это бывает? (Весной).

Дидактическая игра «Природа и человек»

Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети должны ответить одним словом: «Человек!» или «Природа!».например, воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Машина!», ребенок отвечает: «Человек!». Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

Дидактическая игра «Кто же я?»

Цель: учить называть указанное растение.

Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Наблюдения:

- за изменениями, происходящими в природе;

- за капелью;

- ветром;

- облаками;

- лужами;

- облачностью;

- солнцем;

- весенней природой;

- воронами;

- повадками птиц.

Рассматривание почек на деревьях и кустарниках.

Прогулка 2.

Наблюдение за оттепелью и капелью.

Расширять представление о неживой природе; учить устанавливать связь одних природных явлений с другими.

Активизировать в речи детей понятия «оттепель», «капель», упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Поговорки и пословицы: «Весна и червяка живит»; «Вешний день целый год кормит».

Стихотворения:

Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота!

Первым март пришел, белый снег сошел.

Веселые льдинки.

Под самым карнизом. Над самым оконцем.

Забралось в сосульки весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

Так тают сосульки – веселые льдинки.

И. Демьянов

Загадка.

Морковка бела всю зиму росла.

Солнышко пригрело, всю морковку съело (Сосулька).

Дидактическая игра «Придумай сам»

Дидактическая игра «Какая, какое, какой»

Прогулка 3.

Наблюдение за весенней природой.

Закреплять знания о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать периоды весны; воспитывать радостное отношение детей к пробуждающейся природе.

Упражнять в поборе сравнительных прилагательных при описании весенней природы.

Примета: к обеду прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «В марте вода – в апреле трава»4 «В марте день с ночью меряется, да равняется».

Стихотворение.

Весна

Уж верба пушистая раскинулась кругом;

Опять весна душистая повеяла крылом…

А.Фет

Загадка:

Шагает красавица, легко земли касается,

Идет на поле, на реку и по цветку, и по снежку (Весна).

Дидактическая игра «Кто больше слов придумает»

Цель: активизировать словарь, расширять кругозор

Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Поймавший должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Дидактическая игра «Что на что похоже?»

Цели: развивать воображение, умение считать; закреплять представления об объектах природы и искусственных объектах геометрических фигурах.

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. при этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, а затем – только объекты «неприроды».

Прогулка 4.

Наблюдение за таянием снега и льда.

Формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей.

Пополнять и активизировать словарь детей.

Приметы: если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной; если снег тает от солнышка, будет урожайный год, от дождя – жди засухи.

Поговорка: «Грач на горе – весна на дворе».

Стихотворение

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!»

Ф. Тютчев

Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Цель6 развивать логическое мышление; уметь замечать непоследовательность в суждениях.

Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моем рассказе вы должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму»

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Апрель

Прогулка 1.

Наблюдение за небом (облачность).

Формировать умение видеть красоту неба; расширять кругозор; обогащать словарный запас (дождевые, снеговые облака).

Примета: облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Поговорка: «не ломай печи, еще апрель на дворе».

Загадки:

Белый-белый пароход над деревьями плывет,

Если станет синим, разразится ливнем. (Облака, туча.)

Летит сова по синему небу, крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: учить описывать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает природный материал: камешки, веточки, орехи, шишки. Ребенок должен на ощупь  определить предмет и рассказать о нем, не вытаскивая предмета. Остальные дети должны определить предмет по описанию.

Дидактическая игра «Лесник».

Наблюдения за весенними изменениями в природе;

- ветром;

- ветром и облаками;

- солнцем;

- красотой весенней природы;

- за воробьями.

Прогулка 2.

Наблюдение за ветром.

Расширять представления о многообразии неживой природы.

Помогать употреблять слова активно, правильно в точном соответствии со смыслом.

Примета: северный ветер к ночи стихает.

Поговорки и пословицы: «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает»; «До поры до времени не сеют семени».

Стихотворение

Ветер.

Я березку качну, я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

 А меня не видать!

Кто я, можешь угадать?

Загадка:

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит, и куда-то он спешит. (Ветер.)

Дидактическая игра «Добрые слова».

Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомните добрые слова. Когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к ели и березе».

Дидактическая игра «Стоп, палочка, остановилась».

Прогулка 3.

Наблюдение за полетом птицы.

Уточнять представления о многообразии птиц, способах передвижения; учить наблюдательности, умению делать выводы.

Упражнять в подборе глаголов к существительным.

Примета: птицы сидят нахохлившись – к дождю.

Пословица: «Апрель водой славен».

Стихотворение:

Милая певунья,

Ласточка родная,

Ты домой вернулась

Из чужого края.

Над оконцем вьется

С песенкой живой:

«Я весну да солнце

Принесла с собой».

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Дидактическая игра «Что за птица».

Прогулка 4.

Рассматривание молодой травы.

Формировать представления об условиях жизни растений; расширять кругозор.

Активизировать употребление в речи названий травянистых растений и их частей.

Примета: ранняя весна – к обилию березового сока.

Пословица: «Весной сверху печет с низу морозит».

Стихотворение:

Растаял снег. С пригорка льется

Вода с игривой быстротой,

И солнцу радостно смеется

В лицо цветочек золотой.

Загадка:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еда. (Трава.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цели: учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например: белый ствол (береза), красная с белыми точками шляпками (мухомор) и т. д.

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Май

Прогулка 1.

Наблюдение за весенними изменениями в природе.

Учить обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе, анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Активизировать словарь детей при наблюдении за природой.

Примета: май холодный – год голодный.

Поговорки и пословицы: «Майский мороз не выдавит слез»; «Майская травка и голодного кормит».

Стихотворение:

Долго шла весна тайком от ветром и стужи,

А сегодня – прямиков шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» _ эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба…

                                                                  Я. Аким

Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

Цель: закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно полнее рассказать о том, что изображено на них, что можно полнее рассказать о том, что изображено на них, что можно и что нельзя делать и почему.

Дидактическая игра «Кто же я?»

Определение погоды по растениям.

Наблюдения:

- за грозой;

- солнцем;

- перистыми облаками.

Рассматривание:

- цветущей яблони,

- одуванчика;

- мать-и-мачехи;

- всходов цветов на клумбе;

- лекарственных растений.

Прогулка 2.

Наблюдение за насекомыми.

Формировать представления о многообразии насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Активизировать в речи детей названия насекомых и описательных прилагательных.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде.

Пословица: «Дождь в мае хлеба поднимает».

Стихотворение

Божья коровка

По тонкой-претонкой былинке так ловко,

Циркачке под стать, ходит божья коровка.

Друзья, посмотрите-ка, гляньте, подружки:

У этой букашки-то тоже веснушки.

Загадки

Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки – черненькие точки (Божья коровка).

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий, весь день хлопочет –

Из лесного сора строят себе город (Муравьи).

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (Муравей).

Дидактическая игра «Да или нет»

Дидактическая игра «Назови насекомое с нужным звуком»

Прогулка 3.

рассматривание цветущей березы.

Формировать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением; учить замечать изменения во внешнем виде дерева в зависимости от сезонных изменений, происходящих в природе,  уточнять представления о последовательности роста и развития растения; расширять кругозор.

Пополнять и активизировать словарь, расширяя и уточняя знания детей о березе.

Приметы: соловей защелкал – значит, береза лист пустила; соловей запевает, когда может росы напиться с березового листа.

Поговорка: «Весенний дождь лишним не бывает».

Стихотворение:

Береза

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

                       Р. Рождественский

Загадки:

Стоят в поле сестрицы: платья белены,

Шапочки зелены. (Березы.)

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза.)

Дидактическая игра «Что на что похоже?»

Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».        

Прогулка 4.

Наблюдение за одуванчиком.

Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений; закреплять знания о строении одуванчика; развивать наблюдательность.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об одуванчике.

Примета: одуванчик расцвел ранней весной – к короткому лету.

Пословица: «Май холодный – год хлеборобный».

Стихотворения:

Одуванчики везде

По весенней травке

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Загадки:

Я и робкий, я и смелый, я и робкий, я и смелый. (Одуванчик.)

Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик.)

Дидактическая игра «Что где растет?».

Дидактическая игра «Придумай сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование словаря дошкольников в играх"

Овладение речью один из самых важных моментов психофизического развития ребенка, поэтому очень важно развитие и обогащение словаря детей в дошкольном возрасте.  Уровень развития словаря определяе...

Потешка как средство формирования словаря дошкольников

развитие речи детей раннего возраста...

Сказка-раскраска как элемент формирования словаря дошкольника

За счет чего  происходит рост уровня развития речи:1.     Возрастные особенности. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы в...

Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдения в природе

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщени...