Главные вкладки

    Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Силаева Татьяна Валерьевна

    Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное

    образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 12

    ст.Должанская МО Ейский район

    Проект

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

                                                     

                                                         

                                           Воспитатель: Силаева Татьяна Валерьевна

    «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

                                                                                                                                   К.Е.Тимирязев.

    Пояснительная записка.

    Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

    Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

    В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

    Актуальность.

    На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Цель проекта.

    Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    Задачи экспериментальной деятельности.

    1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

    •развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

    •развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

    •познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

    2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

    3. Развитие у детей умственных способностей:

    •развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

    •формирование способов познания путём сенсорного анализа.

    4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

    Участники проекта: воспитанники, родители

    Сроки проекта: краткосрочный.

    Форма работы.

    1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

    2.Фронтальная работа.

    3.Индивидуальная работа.

    Предполагаемые результаты.

    1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

    2.Создание единого инновационного пространства.

    3.Чёткое выполнение поставленной задачи.

    4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

    Работа с родителями.

    1.Консультации.

    2.Всеобучи.

    3.Беседы.

    Этапы осуществления проекта.

    I этап – подготовительный.

    II этап –практический.

    III этап – выполнение проекта.

    I этап - подготовительный

    Сентябрь.

    Сбор художественной литературы.

           Подбор консультаций для родителей.  Родительских  всеобучей.

    Изготовление схем, разработка дидактических игр, бесед.

    II этап –практический.

    Октябрь:

    Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

    Прогулка «Солнечные зайчики»  

    Беседа «Где прячутся насекомые?»

    Дидактическая игра «Изучаем листья»

    Ноябрь:

    Экспериментирование «Магнит и его свойства»

    Дидактическая игра «Свойства бумаги»

    Беседа «Свойства металла»

    Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)

    Декабрь:

    Беседа «Вода – источник жизни»

    Дидактическая игра «Вода и её свойства»

    Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»

    Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

    Январь:

    Дидактическая игра «Свойства воздуха»

    Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»

    Прогулка «Движение воздуха»

    Беседа «Знакомство с термометром»

    Февраль:

    Прогулка «Получаем талую воду»

    Экспериментирование «Когда бывает пар»

    Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»

    Лепка «Почва - подземная кладовая»

    Март:

    Прогулка «Следы на песку»

    Беседа «Путешествие в прошлое часов»

    Экспериментирование «Ткань и её свойства»

    Апрель:

    Беседа «Основные системы нашего организма»

    Дидактическая игра «Каша – матушка наша»

    Май:

    Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

    Экспериментирование «Определение сторон света»

    Развлечение «Путешествие по материкам»

    Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

    Опыт № 1– “Польза и вред кока-колы”.

    Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

    Опыт № 3 – “Тайны вулкана”.

    Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.

    ОПЫТ № 1

    “Польза и вред кока-колы”.

    Цель работы: исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

    Задачи исследования:

    •проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;

    •изучить действие “Кока-колы” на зубы;

    •исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

    Этапы исследования:

    •Опрос детей группы и родителей на темы “Мой любимый напиток” и “ Знаете ли вы о вреде “Колы”.

    •Выдвижение гипотезы.

    •Непосредственное проведение опытов.

    •Наблюдение за взаимодействием “Кока-колы” с веществами и предметами.

    Выводы.

    Материалы для проведения эксперимента (наблюдение в течение недели): пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; куриная  скорлупа.

    1.. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кока-колу” куриную скорлупу. На 2 день скорлупа  почернела, из чего дети сделали вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердую скорлупу. Вывод:  в скорлупе находиться кальций, также как и в зубах  “Кока-кола” разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.

    2.Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в “Коле” очистился от нее. Вывод: “Кока-кола” разъедает даже ржавчину!

    ВЫВОД:

    Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКА-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

    ОПЫТ № 2.

    “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

    Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.

    Материалы для проведения эксперимента:

    •Три прозрачных не глубоких стакана;

    •Овёс (или другое зерно)

    Ход: насыпать в ёмкости в равных частях зерно и немного залить водой. На первый стакан кружочек с улыбающимся лицом, на второй – со злым лицом, а третий – чистый кружок. Предложить детям в течение недели: для стаканчика с улыбкой говорить хорошие слова, со злым лицом обидные слова, а на третий не обращать внимание. Наблюдать за стаканчиками в течение недели. К концу недели мы заметили изменения: в стаканчике “с улыбкой” появились зелёные ростки, в стаканчике “со злым” лицом появились темные и слабые ростки, в стаканчике с пустым кружочком зерно заплесневело.

    ОПЫТ № 3.

    “Тайны вулкана”

    Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.

    Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

    Задачи:

    •познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении вулканов;

    •формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

    •формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) .

    Оборудование для экспериментирования:

    Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.

    На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку – схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

    Последовательность проведения эксперимента.

    Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

    Второй ребенок: налить полстакана воды.

    Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

    Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

    Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

    Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

    Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

    ОПЫТ № 4

    “Как увидеть движение воды через корешки?”

    Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

    Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

    Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

    Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

    III этап – выполнение проекта.

    Опыт «Как добрые и вредные слова влияют на растения»

    C:\Documents and Settings\User\Мои документы\изображения\фото0117.jpgC:\Documents and Settings\User\Мои документы\изображения\фото0123.jpg

    Опыт «Тайны вулкана»

    C:\Documents and Settings\User\Мои документы\изображения\фото0135.jpgC:\Documents and Settings\User\Мои документы\изображения\фото0139.jpg

    Опыт «Загадочная бумага»

    C:\Documents and Settings\User\Мои документы\изображения\фото0126.jpgC:\Documents and Settings\User\Мои документы\изображения\фото0128.jpg

             


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 ст.Должанская МО Ейский район Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

    Слайд 2

    « Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.

    Слайд 3

    Актуальность. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

    Слайд 4

    Задачи проекта: Организовать предметно развивающую среду. Развивать интерес к исследовательской деятельности. Развитие у детей умственных способностей: •развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; •формирование способов познания путём сенсорного анализа. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

    Слайд 5

    Цель проекта. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

    Слайд 6

    Участники проекта : воспитанники, родители Сроки проекта: краткосрочный. Форма работы. 1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. 2.Фронтальная работа. 3.Индивидуальная работа. Предполагаемые результаты. 1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире. 2.Создание единого инновационного пространства. 3.Чёткое выполнение поставленной задачи. 4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

    Слайд 7

    Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Опыт № 1–"Загадочная бумага» Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”. Опыт № 3 – “Тайны вулкана”. Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.

    Слайд 8

    «Загадочная бумага»

    Слайд 9

    “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

    Слайд 11

    “Тайны вулкана”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

    Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

    Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

    Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

    Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

    Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

    Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

    «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...